Научная статья на тему 'Портфолио в оценке результатов профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры'

Портфолио в оценке результатов профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / КАЧЕСТВО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОРТФОЛИО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна

В содержании статьи в соответствии с основными положениями реформирования общего среднего образования, осуществляемого в рамках комплексной программы модернизации отечественной системы образования, рассматривается проблема организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Раскрыта роль портфолио в системе оценки качества профильной подготовки школьников в области физической культуры, их индивидуальных достижений и эффективности работы по физическому воспитанию с учащимися. В статье обозначены цели, задачи, условия, реализации портфолио учёт которых позволит учителям физической культуры успешно реализовывать процесс профильной подготовки школьников в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portfolio in assessment of profile preparation of senior school students to physical education activity

In the contents of the article, in accordance with the main provisions of the General secondary education reform being pursued within the framework of the integrated program of modernization of the national education system, the author addresses the problem of organization the profile preparation of senior school students in physical education sphere. The role of portfolio in the quality assessment system of profile preparation of pupils in the sphere of physical culture has been revealed, their individual achievements and effectiveness of students’ physical education. The article outlines the goals, objectives, modalities, implementation of portfolio, accounting of which will enable the teachers of physical culture successfully implement the profile preparation process in the field of physical culture among the schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Портфолио в оценке результатов профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры»

активируют обе мышцы. Представляется, что у детей с сенсорными нарушениями дефи-цитарность трицепса вторична, что требует дальнейшего исследования.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-35001

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, В.Ф. Практика индивидуального подхода при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса / В.Ф. Воробьев, Ю.А. Наво-лоцкий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 50-55.

2. Загузова, С.А. Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью / С.А. Загузова, С.В. Шутова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 21-23.

3. Jones, K.E. Directional tuning of human forearm muscle afferents during voluntary wrist movements / K.E. Jones, J. Wessberg, A.B. Vallbo // Journal of Physiology. - 2001. - 536.2. - P. 635647.

REFERENCES

4. Vorobyov, V.F. and Navolotsky, Yu.A. (2011), "Individual approach within the practice of training the teenagers with intellectual disorders to base elements of table tennis", Uchenye zapiski univer-siteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 50-55.

5. Zaguzova, S.A. and Shutova, S.V. (2007), "Peculiarities of functional condition of nervous-muscular system of schoolchildren with mental deficiency", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 21-23.

6. Jones, K.E., Wessberg, J. and Vallbo, A.B. (2001), "Directional tuning of human forearm muscle afferents during voluntary wrist movements", Journal of Physiology, 536.2, pp.635-647.

Контактная информация: vovofo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2017

УДК 378.24

ПОРТФОЛИО В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Невинномысский гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск

Аннотация

В содержании статьи в соответствии с основными положениями реформирования общего среднего образования, осуществляемого в рамках комплексной программы модернизации отечественной системы образования, рассматривается проблема организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Раскрыта роль портфолио в системе оценки качества профильной подготовки школьников в области физической культуры, их индивидуальных достижений и эффективности работы по физическому воспитанию с учащимися. В статье обозначены цели, задачи, условия, реализации портфолио учёт которых позволит учителям физической культуры успешно реализовывать процесс профильной подготовки школьников в области физической культуры.

Ключевые слова: профильная подготовка старшеклассников, качество физкультурного образования, портфолио, индивидуальные достижения школьников в области физической культуры.

PORTFOLIO IN ASSESSMENT OF PROFILE PREPARATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION ACTIVITY Irina Anatolyevna Glushchenko, the candidate of pedagogical sciences, Department chair, Nevinnomyssk Humanities and Technical Institute, Nevinnomyssk

Annotation

In the contents of the article, in accordance with the main provisions of the General secondary education reform being pursued within the framework of the integrated program of modernization of the national education system, the author addresses the problem of organization the profile preparation of senior school students in physical education sphere. The role of portfolio in the quality assessment system of profile preparation of pupils in the sphere of physical culture has been revealed, their individual achievements and effectiveness of students' physical education. The article outlines the goals, objectives, modalities, implementation of portfolio, accounting of which will enable the teachers of physical culture successfully implement the profile preparation process in the field of physical culture among the schoolchildren.

Keywords: profile preparation of senior school pupils, quality of sports education, portfolio, individual achievements of pupils in physical education.

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Процесс реформирования общего среднего образования, осуществляемый в рамках комплексной программы модернизации отечественной системы образования, в качестве одной из наиболее актуальных выдвигает проблему профильной подготовки старшеклассников. В этой связи актуализируется поиск эффективных подходов к построению системы профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры и объективной оценки качества физкультурного образования школьников. Использование портфолио в профильном обучении служит в качестве оценки эффективности профильного обучения по предмету, где собирается весь материал о проделанной работе. Результаты проведённого анализа специальной литературы и опыта практической деятельности позволили сделать вывод, что вопрос о применении портфолио по физической культуре как элемента системы оценки индивидуальных достижений школьника мало изучен на данный момент, поэтому его применение в профильном обучении является актуальным [1; 5; 6].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целью организованного нами исследования являлось теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация портфолио по физической культуре как элемента оценки качества профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Портфолио по нашему мнению должен объективно оценивать такие аспекты качества образования как положительное воздействие на организм обучающихся физических упражнений, повышение уровня физкультурно-спортивной грамотности в процессе профильной подготовки, а также психологической комфортности каждого школьника в процессе прохождения индивидуальной траектории обучения.

В своём исследовании мы исходили из предположения, что реализация портфолио поможет решить следующие задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьника;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащегося;

- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Исследование было организованно и проведено в три этапа на базе средней образовательной школы №11 г. Невинномысска, Ставропольского края в 2006-2016 гг. В нем приняли участие 76 старшеклассника, 104 родителя, а также 12 учителей профильных классов и преподавателей кафедры методики физической культуры и безопасности жиз-

недеятельности. В качестве экспертов выступили 11 учителей физической культуры школ г. Ставрополя и Невинномысска.

В нашей работе мы рассматриваем портфолио как собственность, рефлексивного вида по содержанию, который включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений [3; 4] .

По своей структуре портфолио по предмету «физическая культура» состоит он из четырех разделов: «Личность», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения».

Раздел «Личность» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио. Здесь должны отражаются особенности личности автора (ФИО, пол, возраст, сведения о здоровье). Здесь фиксируется элективный компонент, т.е. курсы по выбору, направление их и обоснование (в любом виде). Могут использоваться фотография, грамоты или другие сведения, анкетные данные, дающие полное представление об авторе.

Раздел «Коллектор» содержит в себе материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Этот раздел не оценивается, он является копилкой материалов и информации, часть из которых используются в работе и характеризуются как справочный материал. Здесь могут фигурировать определения ключевых слов, различные методики определения степени здоровья, физической подготовленности, кондиции, формулы, ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации, найденные учеником самостоятельно, одним словом, все, что связано с индивидуальной направленностью портфолио.

Раздел «Рабочие материалы» делится на три подраздела: «Степень здоровья», «Физическая подготовленность, физическая кондиция», «Физкультурная грамотность».

Подраздел «Степень здоровья» содержит в себе информацию, которая позволяет осуществлять контроль над изменениями функционального состояния организма учащегося за счет воздействия окружающей среды. По величине адаптационного потенциала (АП) велась оценка адаптации организма к повседневным нагрузкам, определялась необходимость дополнительного обследования, необходимость внесения коррекции в учебный процесс, рекомендации. При динамическом наблюдении увеличения значений АП рассматривались как неблагоприятная тенденция в изменении уровня здоровья, а уменьшение его - как благоприятная.

Подраздел «Физическая подготовленность, физическая кондиция» включает в себя методику комплексного тестирования индивидуального уровня физической кондиции школьника Ю.Н. Вавилова.

Для определения уровня физической кондиции использовалась следующая батарея тестов:

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- прыжок в длину с места на гимнастический мат;

- поднимание туловища из положения, лежа на спине;

- удержание тела в висе на перекладине;

- наклон вперед из положения сидя;

- бег на 1000 м.

Подраздел «Физкультурная грамотность» содержит в себе сведения о качестве усвоения теоретического и инструктивно-методического материала (помимо текущего), контроль за которым осуществлялся в соответствии с общешкольным планом контроля за уровнем знаний учащихся (входной, промежуточный, итоговый «срезы» в форме контрольных работ, экзаменов), а также в процессе проведения предметной олимпиады (в каждом классе и общешкольной).

При оценке знаний учащихся по физической культуре, мы использовали рекомендации В.П. Беспалько, Г.М. Соловьева и др. ученых. Уровень усвоения учебного материала оценивался в баллах.

Полученные результаты позволяют определить уровень теоретических и инструктивно-методических знаний учащегося, что способствует разработке системы контроля и коррекции деятельности старшеклассника и учителя по формированию основ знаний по физической культуре.

Раздел «Достижения» содержит в себе те материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Здесь фиксируются, зависимо от цели, спортивные достижения, участия в олимпиадах по физической культуре, грамоты, справки от врача об улучшении здоровья и т.д. Здесь фиксируется исследовательская деятельность школьника, его проект, отзывы о ней.

Учителя экспериментального класса заводят портфолио на группу девушек и юношей отдельно, где заносятся все данные о физической подготовленности, кондиции, фиксируется структура здоровья исследуемой группы, а также устанавливается физкультурная грамотность (здесь фиксируются данные на всю группу, а не отдельно на каждого школьника); фиксируются темы исследовательских работ, выбранных школьниками; на отдельных бланках формируются списки групп учащихся сформированных на основе выбранных элективных курсов [2].

Таким образом, создается база данных как о каждом обучающемся, так и о классе в целом, что по нашему убеждению поможет внедрить успешно экспериментальную программу профильного обучения по физической культуре для старшеклассников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ материалов обследований качества теоретических и инструктивно-методических знаний школьников позволили определить, что использование портфолио профильной подготовке старшеклассников является достаточно эффективным в формировании специальных знаний, в повышении уровня физкультурной образованности старшеклассников, в формировании интеллектуального и методического багажа за период обучения, который может быть использован для полноценной социализации личности и физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни. Результаты, полученные в ходе обследования, находящиеся в портфолио каждого ученика, позволяют организовать эффективный мониторинг динамики личностных достижений учащихся в области физической культуры.

ВЫВОДЫ

Неотъемлемой частью профильного обучения является ведение индивидуального портфолио. Его применение в процессе обучения физкультурно-спортивной деятельности, позволяет:

- повысить учебно-познавательную активность учащихся;

- сформировать первоначальные навыки исследовательской деятельности;

- сформировать умения адекватно оценивать свои достижения;

- воспитывать самостоятельность, самодисциплину, самооценку;

- успешно формировать умение учиться, правильно ставить цели, планировать и организовывать свою самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность; создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности в современном обществе средствами физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глущенко, И. А. Система профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Глущенко ; Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2007. - 25 с.

2. Гринько, М.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников / М.А. Гринько, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского гос-

ударственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. - С. 24-28.

3. Лукьяненко, В.П. Профильная подготовка старшеклассников. Что это такое? / В.П. Лу-кьяненко, И.А. Глущенко // Физическая культура в школе. - 2007. - № 4. - С. 1-6.

4. Петьков, В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультур-но-спортивной деятельности / В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 4 (129). - С.179- 183.

5. Петьков, В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении / В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 53-58.

6. Maslow, A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology // Harward Educational Review. - 1968. - vol. 38. - No. 4. - P. 670-690.

REFERENCES

1. Glushchenko, I.A. (2007), Profile preparation system for senior school students in physical education, Adygei State University, dissertation. Maikop.

2. Grinko, M.A. and Petkov, V.A. (2009), "Preparation of future teachers to design the individual routes of teaching the senior school students", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No 3, pp. 24-28.

3. Lukyanenko, V.P. and Glushchenko, I.A. (2007), "Profile preparation of senior school pupils. What is it?", Physical education at school, No 4, pp. 1-6.

4. Petkov, V.A. (2013), "Pedagogical support of personal growth of teenagers in physical training and sports activities", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4 (129), pp. 179-183.

5. Petkov, V.A. (2011), "Formation of subjective positions of seniors in professional self-determination", Herald of the Adyghe State University. Series 3: pedagogy and psychology, No. 4, pp. 5358.

6. Maslow, A. (1968), "Some Implications of the Humanistic Educational Psychology", Harvard Educational Review, vol. 38, No 4, pp. 670-690.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2017

УДК 796.431

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ «ПОДКРУТКИ» В ПАРНОМ

КАТАНИИ

Андрей Дмитриевич Депутат, аспирант, Алексей Викторович Мещеряков, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора НИИ спорта, заведующий лабораторией физкультурно-оздоровительных

технологий,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье, с целью повышения мастерства в парном катании, рассмотрены особенности техники исполнения «подкрутки» высококвалифицированными спортсменами. Выявлено наиболее оптимальное соотношение ростовых характеристик партнеров в дуэтах. Отмечена связь между временем выполнения «подкрутки» дуэтами и оценкой судьями у них этого технического элемента.

Ключевые слова: фигурное катание, техника выполнения, элемент парного катания, подкрутка, анализ движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.