Научная статья на тему 'Содержание профессиональных компетенций будущего учителя права'

Содержание профессиональных компетенций будущего учителя права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идиятов И.Э.

В данной статье рассмотрено содержание профессиональных компетенций будущего учителя права. Дается понятие профессиональной компетентности педагога. Показано, что наличие профессиональных компетенций у будущего учителя будет способствовать повышению качества и эффективности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональных компетенций будущего учителя права»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА

© Идиятов И.Э.*

Казанский федеральный университет, г. Казань

В данной статье рассмотрено содержание профессиональных компетенций будущего учителя права. Дается понятие профессиональной компетентности педагога. Показано, что наличие профессиональных компетенций у будущего учителя будет способствовать повышению качества и эффективности образования.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность будущих учителей, структура профессиональной компетентности педагога.

В условиях переориентации российского образования со «знаниевого» на «компетентностный» подход особое значение приобретает подготовка не просто профессионалов, а творческих личностей, обладающих стремлением к самопознанию, профессиональному совершенствованию и творческой самореализации.

Научными исследованиями и образовательной практикой [1, с. 114] доказано, что знания, умения, навыки, добытые в ходе творческого поиска, подчиненного личностно-значимой цели, усваиваются прочнее, чем преподанные объяснительно-иллюстративными методами. Следовательно, задача учебных заведений - существенно изменить систему обучения и не просто передавать готовые знания специалистам, а выработать практические навыки применения этих знаний. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять пути их разрешения.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4] педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Следовательно, требуется совершенно иной подход к организации обучения, нужна также и другая система взаимоотношений между преподавателем и слушателем. Вполне естественно ставится вопрос: как изменить систему обучения, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения профессионализма? В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что преподаватель должен выйти из рамок учителя, который

* Аспирант кафедры Теории и методики обучения праву Юридического факультета.

владеет глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом по разрешению различных проблем.

Профессиональная компетентность педагога характеризует его профессионализм и выражается в единстве теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Появление многоуровневой системы высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов предъявили современные требования к компетентности будущих работников. Изменения, происходящие в современной системе образования требуют от будущих учителей права не только качественно глубокие познания своей отрасли, но и соответствующие психологические навыки.

Селевко Г.К. отмечает, что под компетентностью необходимо понимать интегративное качество личности, круг полномочий, способность осуществлять сложные виды деятельности, преодолевать стереотипы, разрешать проблемы, проявлять проницательность и гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность и волевые качества [2, с. 138].

Большой вклад в разработку теории формирования умений, которые рассматривались как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» внес А.М. Новиков. «Однако, теория формирования умений осталась невостребованной. - пишет он, -В английском языке аналога нашему понятию «умение» не существует. И когда образовательная практика столкнулась с проблемой деятельностной направленности образования - в англо-американской образовательной среде стали использовать термин «competence» - а наши российские авторы быстро его подхватили» [3, с. 78].

Хуторский А.В. разделяет синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность» [5]:

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Разделяя данные понятия, необходимо иметь в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику). Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются спо-

собности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.

Рассмотрим ключевые компетенции, выделенные А.В. Хуторским определяет следующие группы ключевых компетенций [6]:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целепо-лагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, подготовка будущих учителей предполагает формирование личности, обладающего интегративными и аналитическими способностями. Наличие всех вышеуказанных компетенций у будущего учителя права будет способствовать повышению качества и эффективности образования.

Список литературы:

1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие / Под ред. Г.И. Ибрагимова. - М.: ВЛАДОС, 2011. -383 c.

2. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование - 2004. - № 4. - С. 138-143.

3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2008. - 135 с.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.con-sultant.ru (дата обращения:15.09.2014).

5. Хуторский А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос» Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.

6. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 5.09.2014).

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1 «ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА» НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлен пример разработки плана-конспекта четвёртого урока черчения в школе по теме «Графическая работа № 1. Линии чертежа» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по двухгодичной программе обучения с использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвинникова и его соавторов.

Ключевые слова черчение, план-конспект урока № 4, графическая работа № 1, линии чертежа, лист формата А 4, рамка, основная надпись чертежа, шрифт чертёжный.

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 4 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [6-9]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-5], а также другая учебно-методическая [11-20], психолого-педагогическая литература.

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [15]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1-3, 14 для первого года графической подготовки школьников [16-19]. В отдельном сборнике докладов также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [20].

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.