Научная статья на тему 'Содержание подготовки будущего учителя музыки в области информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического колледжа'

Содержание подготовки будущего учителя музыки в области информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / COMPETENCE IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / TRAINING IN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА / MUSIC INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавина Татьяна Ароновна, Косолапов Егор Геннадьевич

В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки будущего учителя музыки к применению ИКТ в профессиональной педагогической деятельности; анализируется профессиональный стандарт педагога, компоненты деятельности учителя, принципы отбора содержания подготовки, основные направления информатизации образования, содержание предметной подготовки учителя музыки в области ИКТ; авторами выявляются проблемы, присущие подготовке будущего учителя музыки с учетом особенностей обучения в педагогическом колледже и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание подготовки будущего учителя музыки в области информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического колледжа»

Литература

1. Братченко, С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С. Л. Братченко. - URL: http://hpsy.ru/public/x831.htm

2. Валитова, Р. Р. Толерантность: порок или добродетель / Р. Р. Валитова // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. - 1996. - № 1. - С. 33-37.

3. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

4. Григоренко, Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания / Т. Ф. Григоренко. - URL: http://pish.ru/ blog/articles/articles2013/2585

5. Декларация принципов толерантности. - URL: http://www. tolerance.ru/toler-deklaraciya. php

6. Ищенко, Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю. А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. - 1990. - №4. - С. 4860.

7. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1997. - №11. - С. 45-54.

8. Солдатова, Г. У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г. У. Солдатова // Век толерантности. - М., 2001. - URL: http://www. tolerance.ru/VT-1-2-toler-intoler.php?PrPage=VT

9. Тишков, В. О толерантности / В. Тишков // Этнопо-литический вестник (Этнополис). - 1995. - №5. - С. 23.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

УДК 378.126

Т. А. Лавина, Е. Г. Косолапое

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки будущего учителя музыки к применению ИКТ в профессиональной педагогической деятельности; анализируется профессиональный стандарт педагога, компоненты деятельности учителя, принципы отбора содержания подготовки, основные направления информатизации образования, содержание предметной подготовки учителя музыки в области ИКТ; авторами выявляются проблемы, присущие подготовке будущего учителя музыки с учетом особенностей обучения в педагогическом колледже и введение в современное образование профессионального стандарта педагога.

Информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, музыкальная информатика.

This article contains a brief overview of issues in the field of training of the future teacher of music to use information and communication technologies in professional activity. The teacher's professional standard, the components of the teachers' activities, the selection principles of the content of training, the main directions of informatization of education, the content of the subject prepar-tion of a music teacher in the field of ICT are analyzed. The authors underline the problems of preparation of future music teachers taking into account the features of learning in the pedagogical college and the introduction of the teacher's professional standard into modern education.

Information and communication technologies, informatization of education, competence in the field of information and communication technologies, training in information and communication technology, music informatics.

Введение.

Информатизация образования в целом и информатизация музыкального образования как часть этого процесса порождает новые проблемы, связанные с отбором содержания подготовки будущего учителя музыки к работе в школе в условиях применения возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Ученые-педагоги в своих теоретических исследованиях и практических рекомендациях, касающихся вопроса подготовки будущего учителя на разных ступенях образования (исследования Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. - в аспекте разработки общедидактических принципов обучения, А. М. Новикова, Н. Н. Нечаева и др. - в аспекте разработки теории непрерывного образования), а также ученые-методисты в

области подготовки педагогов различных профилей в области информационных и коммуникационных технологий (И. В. Роберт, О. А. Козлов, Л. Л. Босова и др.) активно изучают проблему непрерывной подготовки педагогических кадров к применению ИКТ в образовательных учреждениях. Однако еще недостаточно изучены проблемы подготовки учителей музыки, возникающие в связи с необходимостью отбора содержания обучения таких специалистов в связи с непрерывным технико-технологическим развитием ИКТ (в частности программного и аппаратного обеспечения музыкальной деятельности), введением новых нормативных документов, регламентирующих работу учителя музыки в условиях информатизации образования, его подготовку при введении в практику работы вузов новых образовательных стандартов.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить принципы отбора содержания подготовки учителя музыки в условиях информатизации образования, рассмотреть содержания подготовки будущего учителя в педагогическом колледже с учетом компонентов профессиональной деятельности педагога.

Основным методом получения материала были анализ следующих позиций: профессиональная деятельность учителя музыки, возможностей применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя музыки, содержание предметной подготовки будущего учителя музыки в педагогическом колледже.

Основная часть.

Информатизация образования накладывает определенные требования к профессии учителя, данный процесс затрагивает подготовку учителей всех специальностей. В современных условиях всеобъемлющего проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности, информатизации музыкального образования, профессиональная деятельность педагога подразумевает модернизацию методических систем обучения музыки с учетом технических и дидактических возможностей ИКТ.

Можно согласиться с мнением Н. Р. Алексеевой, что структура содержания подготовки в области информационных и коммутационных технологий определяется двумя основными факторами: возможностями ИКТ и спецификой профессиональной деятельностью специалиста. Кроме того, необходимо отметить, что формирование содержания подготовки учителя музыки происходит в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) «Музыкальное образование» [5], согласно которому целью освоения основной профессиональной образовательной программы должно являться формирование компетенций [1]. В ракурсе исследуемой проблемы целью подготовки будущих учителей музыки в области ИКТ является формирование их ИКТ-компетентности, т. е. формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков в области использования современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в профессиональной деятельности учителя музыки [3], [4]. Таким образом, содержание подготовки должно быть подчинено вышеописанной цели.

Изучение профессиональной деятельности учителя музыки, а также ФГОС СПО позволяет сделать вывод, что современный учитель музыки должен быть мотивирован, наделен необходимыми знаниями, а также иметь умения и навыки в области применения ИКТ, а именно: определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкального досуга обучающихся с использованием возможностей ИКТ; планировать и проводить музыкальные занятия, подготавливать необходимый музыкальный и дидактический материал на основе программного и аппаратного обеспечения; определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей;

осуществлять информационно-методическое обеспечение процесса музыкального образования; осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность.

В соответствии с общей структурой деятельности учителя (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков), а также структурой деятельности учителя в условиях информатизации образования (Т. А. Лавина) выявлено содержание гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонентов деятельности учителя музыки в условиях применения ИКТ. Показано, что гностический компонент связан с получением и анализом музыкальной информации, в результате чего формируется мотивация учителя на применение программного и аппаратного обеспечения. Проектировочный компонент предполагает определение учителем конкретных психолого-педагогических целей и задач применения программного и аппаратного обеспечения своей профессиональной деятельности. Конструктивный компонент отражает деятельность учителя по планированию учебных и внеучебных занятий по музыке в условиях применения ИКТ. Организаторский - отражает реальную исполнительскую деятельность по созданию, подготовке, применению ИКТ. Коммуникативный - обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды школы (в том числе кабинета по музыке, оснащенного современным музыкальным оборудованием с соответствующим программным обеспечением).

В связи с необходимостью обобщения подходов к отбору содержания подготовки будущего учителя музыки в педагогическом колледже, опираясь на исследования Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. (в аспекте разработки общедидактических принципов обучения) нами раскрыты принципы отбора содержания подготовки.

Преемственность подготовки учителя музыки предполагает взаимосвязь содержания школьной подготовки с подготовкой в педагогическом колледже (пользовательский аспект). Реализация данного принципа обеспечивает согласованность программ подготовки в области информатики и использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Прогностичность предполагает отражение в программах подготовки учителя музыки современных тенденций педагогики, психологии, музыки, информатики и других наук, изучение которых позволит предугадать перспективы использования ИКТ в процессе учебной и внеучебной работы. Реализация данного принципа предполагает соответствие содержания подготовки перспективам развития различных наук.

Общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности означает изучение общих закономерностей и тенденций использования ИКТ в педагогической деятельности и овладение общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях информатизации общества и образования.

Фундаментальность и практическая направленность подготовки означают включение в содержание теоретических линий, связанных с отбором методики преподавания музыки в современных условиях, и практических вопросов, направленных на формирование умений и навыков в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Таким образом реализуется единство теории и практики.

Инвариантность и вариативность подготовки означает включение вопросов общепедагогической подготовки в области использования ИКТ и изучение методических и предметных линий применения ИКТ в музыкальной деятельности. Реализация данного принципа предполагает организацию инвариантной и вариативной подготовки.

Вышеизложенные принципы положены в основу разработки содержания подготовки учителя музыки в педагогическом колледже. В педагогическом колледже будущие учителя (независимо от того или иного профиля подготовки), по нашему мнению, должны изучать инвариантные вопросы использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога. Как следует из основных направлений информатизации образования (И. В. Роберт) это: теоретические основы информатизации образования; психолого-педагогические основы информатизации образования; информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса; педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного применения вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации; возможные негативные последствия использования средств ИКТ и меры по их предотвращению; автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ; информационно-коммуникационная среда учебного заведения; информационная безопасность в сфере информатизации образования.

Методическая подготовка будущего учителя музыки предполагает изучение таких вопросов, как: определение целей обучения музыке с использованием ИКТ, соответствующих целям обучения учебной дисциплине и задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества; отбор содержания учебной дисциплины «Музыка» в аспекте выявления целесообразности применения ИКТ (при изучении той или иной темы); отбор форм, методов и средств обучения музыке в условиях информатизации; контроль качества знаний, умений и навыков учащихся по учебной дисциплине в условиях применения тестирующих, диагностирующих методик на базе ИКТ [2].

Для осуществления профессиональной деятельности учителю музыки необходимо определенное программное и аппаратное обеспечение. К аппаратному обеспечению отнесем: компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами, связанными в сеть с выходном в Интернет, необходимой интерактивной техникой (проектор, интерактив-

ная доска), различной музыкальной аппаратурой, имеющей возможность сопряжения с компьютером (микшеры, микрофоны, синтезаторы и т. д.). К программному обеспечению можно отнести: операционную систему Windows7 и выше; веб-браузеры (InternetExplorer, Opera, MozillaFirefox или GoogleChrome); различные программы для создания и редактирования текстовой, табличной информации, а также создания презентаций (MicrosoftOffice или OpenOffice); программы обработки и записи звука (SonySoundForge, AdobeAudition), программы сведения и микширования звука (Sonar, Cubase), нотные редакторы (Finale, Encore, Sibelius). Также к средствам обучения можно отнести учебники, учебно-методические пособия и сборники упражнений и т. д.. Особый интерес представляет специальное программное обеспечение для работы со звуком на персональном компьютере по технологиям, которые использует та или иная группа программ (звуковые редакторы (audio editors); звуковые процессоры (audio processors); генераторы и анализаторы сигналов (audio generators/analysers); системы многоканальной записи и сведения (multitrack recorders); виртуальные (программные) синтезаторы (virtual/software synthesizers); музыкальные редакторы (music/MIDI editors); автокомпозиторы (auto composers); музыкальные процессоры (music/MIDI processors); распознаватели нот (score recognition software); автоаккомпониаторы (auto accomponement generators, jammers); считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (СВ rippers/grabbers); преобразователи форматов (format converters); психоаккустиче-ские компрессоры (psychoacoustic compressors); системы для радиовещания и дискотек (delivery systems); проигрыватели (players); утилиты и управляющие программы (utility/control software). Многие программы сочетают в себе функции из разных классов.

Таким образом, будущий учитель музыки в педагогическом колледже помимо общепедагогической и методической подготовки в области информатизации образования должен пройти обучение по вопросам музыкальной информатики (предметная подготовка). При рассмотрении вопроса «Введение в музыкальную информатику» изучаются темы: Предмет музыкальной информатики, Музыкальная информатика как учебный курс, Цифровая запись музыкального звука, Форматы компьютерного представления аудиоданных, Синтез электронного звука и его методы, Запись и копирование цифровых компакт-дисков, Принципы работы в сети Интернет и ее музыкальные ресурсы, Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальной науке и педагогике.

При изучении аппаратного и программного обеспечения рассматриваются темы: Электронное музыкальное оборудование, Программное обеспечение (звуковые редакторы, программы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab, MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры, аудио и MIDI-данные, нотно-издательские системы.

Выводы.

Принципами отбора содержания подготовки учителя музыки в педагогическом колледже являются: преемственность, прогностичность подготовки, общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности, фундаментальность и практическая направленность, а также инвариантность и вариативность подготовки. Реализация вышеобозна-ченных принципов позволила выявить структуру (инвариантную и вариативную) подготовки будущего учителя музыки с учетом ФГОС СПО, а также возможностей аппаратного и программного обеспечения музыкальной деятельности. Предложенное содержание подготовки позволит выпускникам педагогического колледжа - будущим учителям музыки соответствовать профессиональному стандарту педагога в части его ИКТ-компетентности.

Литература

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Труды

методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

2. Косолапов, Е. Г. Методические подходы подготовки будущих учителей музыки к использованию информационных и коммуникационных технологий / Е. Г. Косолапов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№3. - URL: www.science-education.ru/123-20066 (дата обращения: 27.10.2015).

3. Лавина, Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (203). - С. 72-74.

4. Лавина, Т. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза / Т. А. Лавина, И. А. Таерова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2015. - №4. - С. 141-143.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050130 «музыкальное образование». - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm514-1n.pdf.

УДК 37

Е. Т. Логинова

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного пространства для обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната. Раскрываются особенности структуры адаптированных основных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных образовательных, программ. Предлагаются способы гибкого изменения учебного процесса с учетом особенностей проживания учащихся в детском доме-интернате. Анализируется система подготовки специалистов для обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната.

Детский дом-интернат, обучение, адаптированная основная общеобразовательная программа, специальная индивидуальная образовательная программа, коррекционно-развивающая работа, адаптация, специалисты.

The paper considers the issues of organization of education for children with severe multiple disabilities in the orphanage. The features of the structure of the adapted educational programs and special individual educational programs are revealed. The ways of changing the educational process of students' living in the orphanage are suggested in the paper. The system of training the specialists for educating children with severe multiple disabilities living in the orphanage is analyzed by the author.

Orphanage, education, adapted educational program, special individual educational program, correctional-development work, adaptation, specialists.

Введение.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением системы образования Российской Федерации. Современные представления о лицах с тяжелыми множественными нарушениями развиваются в трех основных направлениях:

1) изучение нарушения в его биологическом и психологическом измерениях;

2) институциональный подход, акцентирующий проблемы социоэкономического статуса и социальных ролей инвалидов;

3) историко-культорологический анализ, сопоставление различных представлений о лицах с нарушениями здоровья и социальных аттитюдов.

В рамках модернизации российского образования создается образовательная среда, обеспечивающая доступность и качество образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 мая 2014 года «О порядке получения образования воспитан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.