Научная статья на тему 'Непрерывность подготовки будущих учителей музыки в области ИКТ в педагогическом колледже'

Непрерывность подготовки будущих учителей музыки в области ИКТ в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IT COMPETENCE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ / TRAINING OF MUSIC TEACHERS / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ / СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ / TRAINING STRUCTURE / CONTINUOUS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапов Егор Геннадьевич

В статье анализируется специфика подготовки студентов педколледжа в области применения средств ИКТ на основании выявленных принципов непрерывной подготовки учителей музыки в области информатизации образования. Рассматриваются принципы непрерывности подготовки учителей музыки и описывается структура модульной дисциплины «Музыкальная информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапов Егор Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывность подготовки будущих учителей музыки в области ИКТ в педагогическом колледже»

Continuity of training of future music teachers in the field of IT in teacher

training college Kosolapov E. (Russian Federation) Непрерывность подготовки будущих учителей музыки в области ИКТ в педагогическом колледже Косолапов Е. Г. (Российская Федерация)

Косолапов Егор Геннадьевич /Kosolapov Egor — аспирант, кафедра информационных технологий, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в статье анализируется специфика подготовки студентов педколледжа в области применения средств ИКТ на основании выявленных принципов непрерывной подготовки учителей музыки в области информатизации образования. Рассматриваются принципы непрерывности подготовки учителей музыки и описывается структура модульной дисциплины «Музыкальная информатика».

Abstract: the article analyzes the specifics of preparation of students of teachers training college in the application of IT tools on the basis of the principles identified by the continuous training of music teachers in the field of informatization of education, discusses the principles of continuity of training teachers of music and describe the structure of a modular course "Musical Informatics".

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, информатизация образования, подготовка учителей музыки, непрерывность подготовки, структура подготовки.

Keywords: IT competence, informatization of education, training of music teachers, continuous training, training structure.

Современный этап развития сферы образования характеризуется внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность учителей, в том числе и учителей музыки. Профессия педагога-музыканта сочетает в себе разностороннюю деятельность, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной, организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы. Эти направления в деятельности учителя музыки играют важную роль в решении специфических задач, ориентированных на формирование музыкальной культуры не только обучаемых, но и постоянное личностное совершенствование самого педагога.

Исследуя проблему подготовки учителя музыки в области использования средств ИКТ и опираясь на труды таких ученых, как Л. Л. Босова, Е. А. Ракитина, О. Г. Смолянинова, А. Ю. Кравцова, Т. А. Лавина, М. Б. Лебедева, И. В. Роберт [2, 3, 5, 6, 7, 9], было сформулировано определение понятия «ИКТ-компетентность учителя музыки» как профессионально-личностное образование, включающее потребности к получению знаний, умений, навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ, знания возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в образовательных целях, умения и навыки использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

Таким образом, непрерывность формирования исследуемого феномена имеет большое значение.

Остановимся на некоторых принципах непрерывной подготовки учителя музыки в области использования средств ИКТ, сформулированных Т. А. Лавиной, которая в свою очередь опиралась на исследования Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина [1, 8] и др. (в аспекте разработки общедидактических принципов обучения), А. М. Новикова, Н. Н. Нечаева и др. (в аспекте разработки теории непрерывного образования).

Рассмотрим специфику подготовки студентов педколледжа в области применения средств ИКТ на основании выявленных принципов непрерывной подготовки учителей музыки в области информатизации образования, а также анализа работ В. Л. Акуленко, Э. И. Кузнецова, Ю. А. Прозоровой, И. В. Роберт, О. А. Козлова, В. А. Полякова, А. Е. Шухмана [4, 10, 7] и др.

Преемственность подготовки учителя-музыки предполагает взаимосвязь содержания подготовки на этапе обучения в колледже в области использования средств ИКТ в профессиональной

деятельности. Осуществление данного принципа означает соединение программ подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, информатизации образования, педагогики, психологии, специальных музыкальных дисциплин, а также предметной подготовки с точки зрения реализации непрерывного образования.

Целенаправленное формирование ИКТ-компетентности учителя музыки на этапе обучения в педагогическом колледже возможно при введении в учебный план новой дисциплины «Музыкальная информатика». В научно-педагогических работах отмечается, что помимо дисциплин информационного цикла формированию ИКТ-компетентности способствуют также общепрофессиональные и профессиональные дисциплины. С этой точки зрения проанализируем вышеназванный учебный план. В учебном плане специальности «Музыкальное образование» присутствуют такие общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла, как:

• «Анализ музыкальных произведений»;

• «Сольфеджио»;

• «Педагогика»;

• «Психология».

Также присутствуют дисциплины профессиональных модулей педагогической музыкально-исполнительской деятельности и методического обеспечения процесса музыкального образования:

• «Музыкально-инструментальный класс»;

• «Музыкально-исполнительская деятельность»;

• «Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя».

Однако все вышеназванные дисциплины изучаются без учета возможностей ИКТ как в

плане методики их преподавания, так и в аспекте включения содержательных линий, отражающих возможности специального программного и аппаратного обеспечения музыкальной деятельности.

При построении содержания обучения, с учетом непрерывности подготовки будущего учителя музыки в области ИКТ целесообразно использовались междисциплинарные связи с такими дисциплинами как «анализ музыкальных произведений», сольфеджио, педагогика, психология, музыкально-инструментальный класс, музыкально-исполнительская деятельность, основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя.

Рассмотрев структуру подготовки учителя музыки и проанализировав учебный план специальности «Музыкальное образование», перечислим следующие основные модули дисциплины «Музыкальная информатика»:

Общепрофессиональная подготовка.

Модуль 1. Психолого-педагогические основы применения ИКТ в деятельности учителя.

Модуль 2. Разработка и проектирование ЭОР.

Модуль 3. Информационно-коммуникационная среда учебного заведения.

Модуль 4. Компьютерная диагностика.

Специальная подготовка.

Модуль 5. Теоретические основы работы с аудио информацией.

Модуль 6. Аппаратное обеспечение.

Модуль 7. Программное обеспечение.

Методическая подготовка.

Модуль 8. Возможности и перспективы использования компьютерных технологий в музыкальном образовании.

Изучение вышеперечисленных модулей на основе интеграции с другими дисциплинами учебного плана педагогического колледжа способствует повышению мотивации к процессу обучения у студентов, подготовке их к будущей профессии: у них начинает формироваться интегрированный стиль мышления.

Прогностичность подготовки предполагает присутствие в учебных программах современных достижений науки и техники, психологии, педагогики, информатизации образования и др. наук с точки зрения перспективного использования средств ИКТ в образовании; организация форм и методов обучения, обеспечивающих возможность самосовершенствования учителей в области использования средств ИКТ. Осуществление данного принципа подготовки предполагает соответствие содержания подготовки перспективам развития средств ИКТ.

Общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности означает изучение общих тенденций и закономерностей

использования средств ИКТ в образовательной деятельности и общих навыков информационной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Реализация данного принципа предполагает изучение способов осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения.

Фундаментальность и практическая направленность подготовки означают наличие в программе подготовки теоретических моментов, относящихся к методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания в условиях современного информационного общества, с теорией создания и применения программных продуктов учебного назначения, а также вопросов, нацеленных на решение практических задач педагогической деятельности в области использования средств ИКТ. Воплощение данного принципа предполагает объединение теоретической и практической частей подготовки учителя в области информатизации образования.

Инвариантность и вариативность подготовки означает, с одной стороны, возможность выявления единого содержания подготовки в области общих вопросов информатизации образования для учителя музыки, а с другой - необходимость реализации подготовки, отражающей нюансы преподавания специальных дисциплин, а также осуществление возможностей ИКТ в конкретной предметной области. Претворение в жизнь данного принципа предполагает создание инвариантной и вариативной подготовки в области информатизации образования.

Комплексность подготовки с точки зрения реализации основных направлений информатизации образования означает добавление в структуру подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя музыки вопросов, отображающих суть информатизации образования. Реализация данного принципа заключается в использовании средств ИКТ учителями музыки в своей профессиональной деятельности с точки зрения реализации основных направлений информатизации образования.

Данные принципы находятся в основе совершенствования содержания, структуры, методических подходов к непрерывной подготовке учителя музыки в области информатизации образования.

Таким образом, проанализировав научно-методические разработки, освещающие теории и методики обучения применению ИКТ в деятельности учителя музыки, а также опираясь на существующую систему принципов и критериев отбора содержания образования, можно утверждать, что вышеизложенные особенности подготовки будущих учителей музыки к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе будут служить опорой для формирования структуры и содержания базовой подготовки студентов педколледжа в области информатизации образования.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. Москва: Педагогика, 1977. 251 с.

2. Босова Л. Л. О подходах к организации компьютерного практикума на пропедевтическом этапе подготовки в области информатики и ИКТ / Л. Л. Босова, В. В. Трофимова // Информатика и образование, 2007. № 9. C. 91-99.

3. Кравцова А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования: (на материале зарубежных исследований): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. Ю. Кравцова. Москва, 2004. 48 с.

4. Кузнецов А. А. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах: программа курса «Методика преподавания информатики» / А. А. Кузнецов, С. Кариев // Информатика и образование, 1997. № 6. С. 13-20.

5. Лавина Т. А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / Т. А. Лавина. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. 171 с.

6. Ракитина Е. А. Построение содержания обучения информатике на деятельностной основе / Е. А. Ракитина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 162 с.

7. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. Москва: Дрофа, 2008. 312 с.

8. Скаткин М. Н. Материалы и рекомендации к проведению научно-исследовательской работы / М. Н. Скаткин. Москва: АПН СССР, 1970. 66 с.

9. Смолянинова О. Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа / О. Г. Смолянинова. Красноярск: КрасГУ, 2006. 170 с.

10. Прозорова Ю. А. Подготовка педагогических кадров в области разработки и использования информационно-коммуникационной предметной среды, функционирующей на базе авторских сетевых информационных ресурсов / Ю. А. Прозорова // Педагогическая информатика, 2011. № 2. С. 55-63.

Case technology in the educational process Neustroeva M. (Russian Federation) Кейс-технология в образовательном процессе Неустроева М. И. (Российская Федерация)

Неустроева Милидора Изотовна /Neustroeva Milidora - студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: рассмотрены теоретические основы кейс-технологий. И их применение в образовательном процессе.

Abstract: the theoretical foundations of case technology. And their use in the educational process.

Ключевые слова: кэйс, кэйс-технология, обучение. Keywords: case, case-technology, training.

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения. Наименее изученным долгое время оставался метод кэйс-технология, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнюю историю.

Метод кэйс-технология - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала. Метод кэйс-технология имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения [1].

Будучи интерактивным методом обучения, метод кэйс-технология завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Он демонстрирует теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности [2].

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [3]. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.