Научная статья на тему 'Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста'

Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННО-АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОНТАКТНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АССЕРТИВНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / PIANO ENSEMBLE PERFORMANCE / CONTACT / CONSTRUCTIVE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ASSERTIVENESS / SITUATIONAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Н. В.

В статье обосновывается необходимость развития у ансамблевого исполнителя комплекса профессионально важных коммуникативных качеств, которые определяют эффективность и результативность творческих контактов в процессе профессиональной деятельности; раскрывается содержание коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста, дается характеристика его структурных компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND THE STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPLEX OF ENSEMBLE MUSICIAN

In the article grounded the necessity of development ensemble performer of complex professionally important communicative qualities that determine the efficiency and effectiveness of creative contacts in the profession; disclosed the contents of the communicative complex of an ensemble musician, the explanation of the structural components is given

Текст научной работы на тему «Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста»

5. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Калининград, 2009.

6. Мухаметзянова, Ф.Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры учителя. - Казань, 1999.

7. Щербакова, О.И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.

8. Рожков, М.И. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999.

9. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

10. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры / под общ. ред. П. А. Бакланова. - М., 2009.

Bibliography

1. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov n/D.: izd-vo RPU, 2000.

2. Camsonova, N. V. Konfliktologicheskaya kuljtura specialista i tekhnologiya ee formirovaniya v sisteme vuzovskogo obra-zovaniya: monografiya. - Kaliningrad: izd-vo KGU, 2002.

3. Slastenin, V.A. Formirovanie professionaljnoyj kuljturih uchitelya. - M., 1995.

4. Socialjnaya psikhologiya: slovarj / pod. red. M. Yu. Kondratjeva // Psikhologicheskiyj leksikon. Ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: PERSEh, 2006.

5. Berezhnaya, G.S. Formirovanie konfliktologicheskoyj kompetentnosti pedagogov obtheobrazovateljnoyj shkolih: avtoref. dis.. d-ra ped. nauk. -Kaliningrad, 2009.

6. Mukhametzyanova, F.Sh. Suthnostj, soderzhanie i osobennosti psikhologicheskoyj kuljturih uchitelya. - Kazanj, 1999.

7. Therbakova, O.I. Razvitie konfliktologicheskoyj kuljturih lichnosti // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2008. - № 10.

8. Rozhkov, M.I. Deyateljnostj prepodavatelya SPUZ po izucheniyu prichin konfliktnogo povedeniya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Kazanj, 1999.

9. Lyaudis, V.Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeyjstviya // Khrestomatiya po pedagogicheskoyj psikhologii. - M., 1995.

10. Professionaljnaya kompetentnostj kak osnova konfliktologicheskoyj kuljturih / pod obth. red. P. A. Baklanova. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 31.05.11

УДК 377.5

Stepanova N.V. THE CONTENT AND THE STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPLEX OF ENSEMBLE MUSICIAN. In the article grounded the necessity of development ensemble performer of complex professionally important communicative qualities that determine the efficiency and effectiveness of creative contacts in the profession; disclosed the contents of the communicative complex of an ensemble musician, the explanation of the structural components is given.

Key words: Piano Ensemble Performance, contact, constructive, emotional intelligence, assertiveness, situational creativity.

Н.В. Степанова, преп. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-maii: stepanowa.n2010@yandex.ru

СОЖЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОГО КОМПЛЕКСА МУЗЫКАНТА-АНСАМБЛИСТА

В статье обосновывается необходимость развития у ансамблевого исполнителя комплекса профессионально важных коммуникативных качеств, которые определяют эффективность и результативность творческих контактов в процессе профессиональной деятельности; раскрывается содержание коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста, дается характеристика его структурных компонентов.

Ключевые слова: фортепианно-ансамблевое исполнительство, контактность, конструктивность, эмоциональный

интеллект, ассертивность, ситуативная креативность.

Проблема выявления и развития коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе обучения является весьма актуальной для системы профессиональной подготовки специалиста в области музыкального искусства. Высокие требования, предъявляемые к специалисту-музыканту, обусловлены спецификой его будущей профессиональной деятельности, ориентированной на реализацию творческого потенциала музыканта в различных формах ансамблевого исполнительства.

Особенности ансамблевого исполнительства предполагают многообразие коммуникативных взаимоотношений, связанных не только с передачей слушателям музыкального содержания, заложенного композитором в произведении, но и с установлением эффективных межличностных контактов с партнерами-исполнителями. Именно прочные межличностные партнерские связи в ансамблевом коллективе становятся залогом успешной совместной творческой деятельности музыкантов и гарантируют достижение художественного результата.

Для установления таких связей музыкант должен владеть комплексом коммуникативных качеств, позволяющих воспринимать и адекватно оценивать музыкальную информацию, оперативно реагировать на изменение коммуникативной си-

туации в ансамбле, чувствовать эмоциональное состояние партнера и т.д.

Сложность и многоканальность коммуникативных процессов в ансамблево-исполнительской деятельности обуславливает необходимость целенаправленного развития коммуникативных качеств музыканта-ансамблиста во время обучения. Следует отметить, что в существующей практике музыкального образования традиционно основное внимание уделяется развитию исполнительских умений и навыков будущих музыкантов и недооценивается необходимость формирования личностных качеств, определяющих эффективность коммуникативного взаимодействия внутри ансамблевого коллектива. Об этом неоднократно писали выдающиеся музыканты-исполнители и методисты ансамблевого искусства, подчеркивая, что музыканта нужно воспитывать комплексно, в единстве технологических и личностных аспектов его профессионального мастерства (Т.А. Воронина, А.Д. Готлиб, Р.Р. Дави-дян, Д.Ф. Ойстрах и др.).

Различные аспекты проблемы формирования коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки освещены в исследованиях А.А. Давыдовой, Е.П. Лукьяновой, О.Г. Сафроновой и др. В них обосновывается вариативность базовых компонентов комму-

никативного комплекса музыканта-ансамблиста, определяемая особенностями различных форм коллективного творчества (хорового, камерно-вокального, камерно-инструментального). Эта мысль находит свое подтверждение и в научной психолого-педагогической литературе, классифицирующей коммуникативные качества как систему осмысленных совместных действий, организующих плодотворное взаимодействие и обусловленных характером деятельности [1, с. 7З].

Наш собственный опыт педагогической деятельности подтверждает особую остроту и актуальность проблемы формирования у музыканта-исполнителя коммуникативных качеств, обеспечивающих его готовность к профессиональной ансамблевой деятельности и эффективность взаимодействия в творческом коллективе. Весьма плодотворной почвой для формирования коммуникативных качеств музыканта-исполнителя выступает коллективное музицирование, одной из разновидностей которого является ансамблевая фортепианная деятельность.

Фортепианно-ансамблевая исполнительская деятельность представляет собой вид совместной творческой деятельности, характеризующийся возникновением особого рода межличностных отношений, при которых исполнители осознанно ориентированны друг на друга как на равноправных партнеров, включены в субъект-субъектные связи по отношению друг к другу и объединены общей целью - передачей закодированной музыкально-смысловой информации от композитора к слушателю. Для эффективной координации совместных исполнительских действий музыкантам необходим коммуникативный комплекс, который, по нашему мнению, должен быть представлен совокупностью следующих качеств: контактность, конструктивность, эмоциональный интеллект, ассертивность, ситуативная креативность. Охарактеризуем каждый структурный компонент коммуникативного комплекса.

Контактность заключается в способности и готовности человека к созданию позитивных отношений, открытых для сотрудничества и взаимодействия. Природные задатки человеческой общительности являются условием для формирования контактности - устойчивой характеристики деятельностных качеств личности, которые осознанно развиваются и проявляются в условиях межличностного взаимодействия, определяя его продуктивность.

В фортепианно-ансамблевой исполнительской деятельности этот компонент выступает в качестве приоритетного и характеризуется способностью музыкантов к быстрому установлению и осуществлению результативных межличностных контактов, как долгосрочных, так и краткосрочных, что обусловлено многообразием исполнительских взаимосвязей в профессиональной творческой среде. Контактность ансамблевого исполнителя, направленная на успешное и плодотворное взаимодействие, проявляется в стремлении к творческому общению, инициативности в установлении контактов и легкости их осуществления, в высоком эмоциональном тонусе, признаках экстравертивной направленности и осознании значимости своей роли в коммуникативном процессе. Наличие этого коммуникативного качества у исполнителей фортепианного ансамбля способствует установлению партнерских, равноправных взаимоотношений, характеризующихся переходом индивидуальной формулы “Я” к коллективной - ”Мы”, которая ориентирует музыкантов на сотрудничество, сотворчество и согласованность их исполнительских действий, направленных на слушательскую аудиторию.

Не менее важным коммуникативным качеством, проявляющимся в организации и регуляции механизма межличностного взаимодействия, является конструктивность. Сущностная характеристика этого качества определяется способностью предпринимать целесообразные действия, позволяющие реализовывать плодотворное межличностное взаимодействие. Показателем эффективности конструктивных действий будет их результативность и успешность.

В фортепианно-ансамблевой исполнительской деятельности конструктивное поведение выступает регулятором динамики индивидуальных познавательных процессов, совместно-

го решения исполнительских задач, выработки единой структуры целевых и ценностных ориентиров в процессе творческого взаимодействия музыкантов. Это коммуникативное качество определяет жизнеспособность и сплоченность исполнительского коллектива, особенно на стадии выработки и принятия музыкантами совместных творческих решений. Его важность трудно переоценить в ситуации репетиционного периода, когда возможно столкновение различных исполнительских точек зрения, вызывающих межличностные противоречия. Поэтому умение принимать взвешенные решения по устранению исполнительских размолвок также является проявлением конструктивного поведения. Значимость этого компонента в интерактивном взаимодействии партнеров подкрепляется наличием ранее приобретенного опыта, знаний, которые активно преобразуются и переосмысливаются в процессе совместной деятельности. Это своего рода взаимообразная перестройка и реорганизация знаниевого и профессионального опыта человека, способного принимать конструктивные действия в ситуации творческого взаимодействия.

Поскольку природа музыкально-исполнительского искусства связана с эмоциональным переживанием, эмоциональной реакцией, эмоциональным выражением, большое значение для ансамблевого музыканта имеет такое качество как эмоциональный интеллект. Впервые использовали данный термин в своих исследованиях американские психологи П. Саловей и Дж. Мейер, которые трактуют “эмоциональный интеллект” как способность управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [2, с. 88]. Мы трактуем данное понятие как профессионально важное качество, опираясь на исследования отечественных психологов Е.П. Ильина, Б.А. Федоришина, В.Д. Шадрико-ва. Ученых объединяет единый подход к формулировке понятия “профессионально важное качество”, которое представляет собой наличие у человека специальных способностей, соответствующих выполнению определенной деятельности. Специальные способности, развиваясь в конкретных действиях “получают свою огранку” и преобразуются в профессионально важное качество, которое способствует успешному выполнению профессиональной деятельности [3, с. 157].

Любая музыкально-исполнительская деятельность обусловлена высоким уровнем развития специальных способностей, которые в процессе обучения изменяются и приобретают качественно иной характер. Эмоциональный интеллект как коммуникативное качество, определяющее степень согласованности ансамблево-исполнительских действий, предполагает высокий уровень развития эмоциональных и интеллектуальных способностей музыкантов. Оно обеспечивает с одной стороны, интеллектуальное осмысление эмоциональной информации, заложенной в музыкальном произведении и выражающейся в его интерпретации, с другой - осознанное управление партнерами собственными эмоциональными реакциями, оптимизирующими процессы ансамблевого взаимодействия.

В интерактивном взаимодействии ансамблевых исполнителей эмоциональный интеллект отвечает за формирование алгоритма сознательного поведения, как в ситуации репетиционного периода, так и в ситуации сценического выступления, связывает воедино уравновешивающие друг друга составляющие процесса взаимодействия исполнителей - эмоции и интеллект. Наибольшую важность это качество приобретает в ситуации сценического выступления, которое сопровождается стрессовыми эмоциями. У подготовленных профессиональных ансамблевых исполнителей на сцене “доминирующую роль играют контролируемые чувства музыкального сопереживания” [4, с. 62], т.е. эмоции создаются интеллектом, и интеллектом контролируются.

Таким образом, “эмоциональный интеллект ” как профессионально важное качество ансамблевого исполнителя выражается в умении интеллектуально трактовать эмоциональную информацию, разумно ее оценивать и грамотно передавать партнеру по взаимодействию.

Поскольку музыкально-исполнительская деятельность предполагает выработку единой художественной концепции произведения, в исполнении которого могут участвовать не-

сколько музыкантов, очень важным качеством для музыканта-ансамблиста становится ассертивность - (assert - от англ., т.е. утверждать, защищать, доказывать, отстаивать). Сущность этого качества заключается в способности выстраивать стратегию взаимодействия, основанную на умении отстаивать свои взгляды, добиваться поставленных целей, при отсутствии давления и неуважительного отношения к партнеру. Это своего рода корректор поведения, доброжелательная настойчивость, позволяющая достигнуть своего и сохранить баланс межличностных отношений в творческом коллективе.

В фортепианно-ансамблевой деятельности ассертивность определяет единую исполнительскую систему координат, формирующую определенный стиль взаимодействия - партнерские отношения. Партнерские отношения основаны на равноправии, равноактивности сторон, т.е. восприятии партнера как равного, а значит, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. Сформированный устойчивый партнерский стиль взаимоотношений в ансамблевом коллективе свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства музыкантов, который позволяет добиваться поставленных профессиональных целей и демонстрировать при этом готовность к позитивной, доброжелательной реакции на возможные мнения и действия партнера. Это позволяет в межличностном взаимодействии преодолевать каждому из исполнителей “собственнические тенденции”, поскольку по меткому высказыванию Б.А. Печерского “ансамблист - это музыкант, усмиривший в себе гордыню” [5, с. 134]. Возможным это становится только тогда, когда исполнители способны выслушивать и понимать точку зрения другого, обеспечивая тем самым продуктивное творческое взаимодействие.

Ассертивное поведение в ансамблевом коллективе выступает также критерием личной ответственности каждого из исполнителей, которая характеризуется умением ставить себя на место другого, быть ответственным за себя и свои поступки в партнерских отношениях, что способствует становлению художественной дисциплины в коллективе. Ассертивный стиль поведения ориентирован на сближение взаимодействующих исполнителей, на организацию их плодотворного сотрудничества и претворяет в жизнь императивное изречение И. Канта: человек поступает по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы поступали по отношению к нему.

Резюмирующим этапом совместной работы ансамблевого коллектива является сценическое выступление. Это самый сложный и ответственный этап работы, на котором исполнители должны продемонстрировать согласованные ансамблевые действия, полное взаимопонимание между партнерами, позволяющее осуществить художественно полноценный результат. Очень часто сценическое выступление осложняется непредвиденными ситуациями, проверяя исполнительский коллектив “на прочность” и требует мобилизации психологических, интеллектуальных, эмоциональных, технологических ресурсов личности. Поэтому особую актуальность для ансамблевых исполнителей приобретает владение качеством ситуативной креативности, сущность которого заключается

Библиографический список

в умении быстро находить конкретный способ решения проблем в ситуации сценического выступления.

Это своеобразная “импровизация” исполнительских действий, связанная со способностью “ответной реакции на неожиданно возникающие во время исполнения музыкальные ощущения партнеров”, которые Р.Р. Давидян называет “импульсами-сигналами” [6, с. 131]. Эта способность обусловлена наличием у музыкантов опыта ансамблевого взаимодействия, когда между партнерами устанавливается “дистанция доверия”, позволяющая им предчувствовать художественные намерения друг друга, предупреждая возможные сбои и критические ситуации во время выступления. Поэтому коммуникативное качество ситуативной креативности можно характеризовать как способность совместной партнерской импровизации в действии, своего рода ответную адекватную реакцию на художественные намерения партнера во время сценического выступления.

Данное коммуникативное качество в ситуации выступления представлено исключительно невербальными коммуникативными средствами. Исполнительские действия, доведенные до автоматизма, являются результатом активной, сознательной, продуманной работы, направленной на координацию партнерских действий, и во время публичного выступления могут носить характер спонтанного проявления. Такой деятельностный ресурс обусловлен взаимопониманием партнеров с полуслова, с полу-взгляда, которое дает простор для маневренности исполнительских действий во время выступления, дабы предотвратить возможные ситуации исполнительской беспомощности, разрушающие слушательское впечатление об ансамблевом коллективе. Чтобы достичь столь высокого уровня исполнительского взаимодействия в фортепианном ансамбле требуется время, которое позволяет обнаружить каждому ансамблевому партнеру новый потенциал сценического поведения.

Таким образом, структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста представлена совокупностью профессионально важных качеств, основополагающими среди которых являются контактность, конструктивность, эмоциональный интеллект, ассертивность, ситуативная креативность. Владение данными качествами позволяет будущему профессиональному ансамблевому исполнителю организовывать плодотворное творческое взаимодействие не только с ансамблевыми партнерами, но и с художественными руководителями музыкальных коллективов, дирижерами, режиссерами, сценографами и, конечно же, со слушателями.

Опыт исполнительской деятельности показывает, что художественный результат, к которому стремятся музыканты, слагается из многих составляющих, среди которых важнейшее место принадлежит межличностным отношениям. Из этого следует, что формирование коммуникативных качеств личности является основой становления профессионального мастерства универсального специалиста-музыканта, способного проявлять себя во многих сферах творчества.

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2. Стенберг, Р. Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008.

4. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Классика - XXI, 2008.

5. Печерский Б.А. Экспромт-фантазия. Афоризмы о музыке. - М.: Классика - XXI, 2008.

6. Давидян, Р.Р. Психологические аспекты квартетного музицирования // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.

Bibliography

1. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Deyateljnostj i psikhologiya lichnosti. - M.: Nauka, 1980.

2. Stenberg, R. Dzh. Prakticheskiyj intellekt. - SPb.: Piter, 2002.

3. Iljin, E.P. Differencialjnaya psikhologiya professionaljnoyj deyateljnosti. - SPb.: Piter, 2008.

4. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M.: Klassika - XXI, 2008.

5. Pecherskiyj B.A. Ehkspromt-fantaziya. Aforizmih o muzihke. - M.: Klassika - XXI, 2008.

6. Davidyan, R.R. Psikhologicheskie aspektih kvartetnogo muzicirovaniya // Muzihkaljnoe ispolniteljstvo i sovremennostj. - M.: Muzihka, 1988.

Статья поступила в редакцию 19.05.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.