10. Uvarov, A.Yu. Rasprostronenie innovacionnihkh uchebno-metodicheskikh materialov / A.Yu. Uvarov, G.M. Vodopjyan. - M.: Universitetskaya kniga, 2008.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 316.62
Yarychev N. U, Il'yasov D. F. THE DEVELOPMENT OF CONFLICT CULTURE OF A TEACHER. Conflict culture is represented in the article as description and method of professional activity of teachers in the professional conflict-environment; defined its structure, disclosed the theoretical and methodological aspects of conflict the culture teacher.
Key words: conflict culture, psychological culture, conflict competence, development of conflict culture, functions of conflict culture.
Н.У. Ярычев, канд. философ. наук, доц. ЧИПКРО, г. Гоозный, E-mail: [email protected];
Д.Ф. Ильясов, д-р. пед. наук, проф. ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: [email protected].
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Конфликтологическая культура представлена в статье как характеристика и способ профессиональной деятельности учителя в профессиональной конфликтогенной среде; определена ее структура, раскрыты теоретико-методологические аспекты развития конфликтологической культуры учителя.
Ключевые слова: конфликтологическая культура, психологическая культура, конфликтологическая компетентность, развитие конфликтологической культуры, функции конфликтологической культуры.
Педагогическая рефлексия культуры на современном этапе развития нашего общества является актуальной задачей системы образования на уровне региона, учебного заведения, отдельного учебного предмета как форма и метод воспитания и обучения. Российские учителя многие десятилетия относились к категории высоко моральных, авторитетных личностей, а сами школы по праву считались «очагами» культуры, носителями и хранителями культурных традиций государства. Снижение общего культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов, недостаточное внимание общества к созданию условий для полноценных межкультурных контактов, особенно в таких многонациональных государствах, как Россия, привело, в том числе, и к падению статуса учителя в глазах многих наших соотечественников. Однако авторитет личности учителя, ценность его профессиональных и человеческих качеств сегодня по-прежнему признается и высоко оценивается в некоторых республиках России, в частности, Чеченской. Несмотря на царящую в республике социальную напряженность, современный учитель в Чечне - глубокоуважаемый человек, продолжающий оказывать значительное влияние на развитие общей культуры детей и их родителей, а также их поликультуры и конфликтологической культуры.
Поскольку в нашем исследовании речь пойдет о развитии конфликтологической культуры учителя, то мы считаем необходимым, прежде всего, остановиться на культурологическом подходе в педагогике. Мы разделяем позицию Е. В. Бондарев-ской, которая считает, что культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [1].
Понятие «культура» характеризует меру образованности, степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь: о культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической как степени полипредметности феномена.
Нами установлено, что в теории и истории культуры существует единая глобальная дефиниция понятия «культура», которую разделяют ученые: В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, Ю. Лотман, М. Мид, А. Моль, Г. Селье. В. Розанов, Н. Эйдельман, А. Швейцар и др. Культура - совокупность
реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека.
Исходя из вышесказанного, сущностное представление о культуре считаем целесообразным сформулировать как прогрессирующее самопроизводство общественного человека. С этой точки зрения образование является важнейшей его технологией, содержанием и формой такого самопроизводства общественного человека.
Следует различать понятия «культура общества» и «культура личности». Мы понимаем культуру общества как особый социальный механизм накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, представляющей социальную ценность. Культура личности представляется нам как система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все аспекты его жизнедеятельности. Применительно к культуре учителя, культура личности для его профессиональной деятельности будет содержать профессиональную культуру и ее составные части (информационную культуру, методологическую культуру, коммуникативную культуру, поликультуру, конфликтологическую культуру и др.).
Педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых учителю необходимо обладать конфликтологической культурой. В своем исследовании мы под конфликтологической культурой учителя понимаем усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде. В основе конфликтологической культуры лежат ценностно-смысловая, эмоциональная и коммуникативная сферы личности [2].
Можно рассматривать конфликтологическую культуру учителя как часть более широкого, объемного и целостного явления, именуемого профессиональной культурой. В своем исследовании мы различаем понятия «конфликтологическая культура личности» и «конфликтологическая культура специалиста».
В современной научной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конст-
руктивным называется такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами. Конфликтологическая культура не сводится к психологической культуре, хотя тесно связана с ней. Развитие психологической культуры учителя требует конкретизации применительно к ситуациям конфликтного взаимодействия.
Конфликтологическая культура личности учителя, по нашему мнению, заключается в стремлении (потребности, желании) и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях умение вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. В решении задач гармонизации межличностных отношений владение конфликтологической культурой для личности играет решающую роль.
С нашей точки зрения, конфликтологической культуре учителя свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Мы считаем, что профессиональная конфликтологическая культура учителя, характеризуется не только владением навыками профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде, но и формированием конфликтологической компетентности у учащихся.
Развитие конфликтологической культуры учителя предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок. Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-
смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста [3].
Очевидно, что процессы развития конфликтологической культуры неразрывно связаны с механизмами психосоциального развития личности. В силу сложности и многогранности человеческого бытия конфликтологическая культура не может быть однообразным и монолитным конструктом. Ее проявление и реализация зависят от многих факторов.
Конфликтологическая культура, реализуя конструктивные функции конфликта, сигнализирует об очагах социальной напряженности, расширяет возможности получения информации о состоянии организации (диагностируется специальнопрофессиональная культура; обогащается информационная культура); способствует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и конфликтуемой проблемы (конкретизируются объекты специально-профессиональной, психологической, информационной и методологической культуры); ослабляет психическую напряженность (поддержка функций психологической культуры); создает интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий поиска решения проблем (активизация методологической культуры); в инновационных процессах содействует творческой инициативе и профессиональному саморазвитию (активизация акмеологической культуры); предотвращает разрушительные противоборства участников конфликта и сплачивает членов трудового коллектива (поддержка функций коммуникативной культуры).
Функции конфликтологической культуры проявляются в совместных действиях, в общении, во взаимоотношениях. Отметим, что и на индивидуальном уровне конфликтологическая культура способствует профессиональному становлению специалиста: владение знаниями о внутриличностном конфликте, его проявлениях, а также способах продуктивной психологической защиты (сублимация), технологиях и техни-
ках преодоления кризисов профессионального роста способствует профессиональному становлению специалиста [3].
В основе конфликтологической культуры личности (как и психологической культуры) лежит конфликтологическая образованность (конфликтологическая грамотность и конфликтологическая компетентность человека).
Конфликтологическая грамотность - это базовый уровень конфликтологической подготовки, проявляющийся в житейском интуитивном и вербализуемом опыте, мифологическом сознании личности, позволяющий конструктивно решать проблемы и противоречия без особого осмысления механизмов, лежащих в их основе.
Конфликтологическая компетентность - это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специально организованной подготовки применительно к конкретным ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения [4].
Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в школе. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения задач обучения, воспитания, развития [5].
Важно подчеркнуть, что овладение знаниями в области конфликтологической культуры тесно связано с развитием личностно-профессиональных качеств, позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Очевидно, что это предполагает развитие психологической готовности человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Другими словами, в процессе накопления жизненного опыта человек постоянно повышает уровень индивидуальной психологической культуры, которая выступает базисом для развития конфликтологической культуры личности.
Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста [6]. В отличие от конфликтологической компетентности, направленной на управление конкретными конфликтами, конфликтологическая культура личности ориентирована на широкий круг проблем и противоречий и их творческое разрешение.
В развитии конфликтологической культуры учителя важная роль отводится использованию различных моделей поведения личности в предконфликтной и конфликтной ситуациях. Наличие конфликтных ситуаций неизбежно при взаимодействии личностей друг с другом. Исключить их из профессиональной деятельности педагога не представляется возможным, однако выявить причину возникновения конфликта и управлять его развитием и разрешением возможно.
В своем исследовании мы опираемся на положения О. И. Щербаковой о том, что развитие конфликтологической культуры учителя проходит через три уровня: репродуктивный -наиболее низкий уровень, соответствующий конфликтологической грамотности, продуктивный - соответствующий конфликтологической компетентности, творческий - соответствующий конфликтологической культуре [7].
Учитывая тот факт, что развитие конфликтологической культуры личности происходит в течение всей жизни, в результате формирования опыта разрешения конфликтных ситуаций и действий по их предотвращению, тем не менее, отметим, что для развития конфликтологической компетентности у современного учителя необходимо наличие системы специально организованных мероприятий. Целенаправленное развитие конфликтологической культуры необходимо через организацию занятий, предполагающих развитие культуры ценности смысловой сферы личности, рефлексии, развитие
эмоционально-волевой сферы личности, коммуникативной культуры, навыков анализа и самоанализа, разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в образовательном процессе с разными его субъектами (родителями, учащимися, коллегами, администрацией).
Под содержательным компонентом специально организованных мероприятий в нашем исследовании понимается содержание теоретической и прикладной конфликтологической подготовки специалистов, которое, следуя логике технологического подхода, структурировано в соответствии с выше названными этапами развития конфликтологической культуры учителя. Нам представляется значимым для развития устойчивых форм проявления конфликтологической культуры систематичное применение активных методов в процессе конфликтологической подготовки. С целью обеспечения данного условия целесообразно использовать комплекс игр, упражнений, специально моделированных ситуаций по профессиональной конфликтологии.
Мы считаем, что условия реализации возможностей интерактивных методов по формированию конфликтологической культуры должны включать в себя несколько положений: определение целей формирования конфликтологической культуры, отбор упражнений для конкретных занятий с учетом уровня развития формируемого качества у обучающихся и целей занятия; систематичность применения интерактивных методов, анализ деятельности преподавателя по формированию конфликтологической культуры специалистов с помощью интерактивных методов, организация самоанализа обучающихся с целью объективации внутриличностных конфликтов, возникающих в процессе выполнения учебных заданий.
С нашей точки зрения именно система бинарных методов обладает значительным потенциалом в реализации принципа развития конфликтологической культуры - принципа управления и самоуправления. Базируясь на понимании воспитания как управления развитием индивидуальности на основе интеграции индивидуального и социального, О.С. Гребенюк и М.И. Рожков предлагают использовать принцип бинарности, призванный обеспечить действие учителя, направленное на самовоспитание, в ответ на воздействие тренера-куратора [8]. Бинарные методы предполагают выделение пар методов «развитие-саморазвитие». Каждый метод развития и соответствующий ему метод саморазвития отличается один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Процесс конфликтологической подготовки с помощью адаптированной нами бинарной системы воспитания предполагает использование ниже описываемых методов воздействия на различные сферы личности учителя.
Исходя из понимания учебной деятельности как полиморфной - включающей в себя и учебный труд, и общение, а также понимания учебно-воспитательного процесса как процесса совместной деятельности учителя и учащихся, особого внимания требует базис педагогического общения - типы учебного взаимодействия.
Значительный интерес с точки зрения определения оптимальных типов учебного взаимодействия в процессе развития конфликтологической культуры учителя представляют исследования В.Я. Ляудис [9], направленные на изучение сущности совместной учебной деятельности. Автором устанавливается цель совместной деятельности - построение механизма само-
Библиографический список
регуляции учения, осваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействия и позиций личности в них; определяется предмет - способы деятельности и нормы взаимодействия и общения. Раскрывается продукт - актуализация новых смыслов учения и выдвижение обучающимися новых целей учения и целей, связанных с содержанием усвоенной деятельности и с регуляцией личностных позиций в партнерстве. Описывается средство - система совместно решаемых продуктивных и творческих задач и система форм взаимодействия учителя и обучающихся, обучающихся между собой. К формам совместной деятельности В.Я. Ляудис относит сотрудничество и его компоненты: введение в деятельность, разделенное действие, имитируемое действие, поддержанное действие, саморегулируемое действие, самоорганизуемое действие, самопобуждаемое действие, партнерство. Способы совместной деятельности представлены циклами взаимодействия, разнообразными по длительности (мотивы, цели, ориентировка, контроль, исполнение, оценка). Каждая из форм сотрудничества разворачивается в учебном процессе как система своеобразных циклов взаимодействия, которые могут варьироваться и возобновляться до тех пор, пока не будет достигнута цель совместной учебной деятельности.
Для нашего исследования ценно, что представленная структура совместной учебной деятельности в приложении к конфликтологической подготовке находит свое отражение именно в объединенном характере учебного и преподавательского труда. Особенно значимым фактором является динамика переходов от одной формы взаимодействия к другой, которая обеспечивает не только становление самоуправляемой деятельности специалиста в конфликте на основе самоуправляемой учебно-профессиональной конфликтологической деятельности, но и ведет к регуляции конфликтных позиций (от управляемых до самоуправляемых).
Вместе с тем, нельзя согласиться с утверждением, что только в сотрудничестве возможна плодотворная совместная деятельность. Как установлено в ряде исследований (Е.Е. Акимова, Т.В. Ковшечникова, Б.И. Хасан), в педагогику уже прочно входит «конфликтная» стратегия, где центральную позицию занимает конфликтная ситуация, в основе которой, в отличие от проблемной ситуации, лежит естественное противоречие, столкновение двух или нескольких людей [10]. Мы считаем, что взаимодействие в процессе совместной учебной и учебно-профессиональной конфликтологической деятельности должно соответствовать предметной специфике профессиональной подготовки и, следовательно, реализовываться во всех типах взаимодействия: и кооперативных, и конкурентных. Важно, чтобы учителя приобретали опыт творческой конфликтологической профессиональной деятельности во всех типах конфликтного взаимодействия.
Таким образом, наше исследование показало, что конфликтологическая культура учителя занимает стержневую позицию в иерархии структуры его профессиональной культуры, она синтезирует все ее составляющие, актуализируясь и проявляясь в соответствии с потребностями в безопасности, признании, престиже, самоактуализации в профессиональных конфликтных ситуациях и конфликтах. Интегрированные компоненты конфликтологической культуры воспроизводят закономерности саморегуляции субъекта во взаимодействии с конфликтогенной средой.
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: изд-во РПУ, 2000.
2. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография. - Калининград: изд-во КГУ, 2002.
3. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М., 1995.
4. Социальная психология: словарь / под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. - М.: ПЕР-СЭ, 2006.
5. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Калининград, 2009.
6. Мухаметзянова, Ф.Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры учителя. - Казань, 1999.
7. Щербакова, О.И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.
8. Рожков, М.И. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999.
9. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.
10. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры / под общ. ред. П. А. Бакланова. - М., 2009.
Bibliography
1. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov n/D.: izd-vo RPU, 2000.
2. Camsonova, N. V. Konfliktologicheskaya kuljtura specialista i tekhnologiya ee formirovaniya v sisteme vuzovskogo obra-zovaniya: monografiya. - Kaliningrad: izd-vo KGU, 2002.
3. Slastenin, V.A. Formirovanie professionaljnoyj kuljturih uchitelya. - M., 1995.
4. Socialjnaya psikhologiya: slovarj / pod. red. M. Yu. Kondratjeva // Psikhologicheskiyj leksikon. Ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: PERSEh, 2006.
5. Berezhnaya, G.S. Formirovanie konfliktologicheskoyj kompetentnosti pedagogov obtheobrazovateljnoyj shkolih: avtoref. dis d-ra ped. nauk. -
Kaliningrad, 2009.
6. Mukhametzyanova, F.Sh. Suthnostj, soderzhanie i osobennosti psikhologicheskoyj kuljturih uchitelya. - Kazanj, 1999.
7. Therbakova, O.I. Razvitie konfliktologicheskoyj kuljturih lichnosti // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2008. - № 10.
8. Rozhkov, M.I. Deyateljnostj prepodavatelya SPUZ po izucheniyu prichin konfliktnogo povedeniya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Kazanj, 1999.
9. Lyaudis, V.Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeyjstviya // Khrestomatiya po pedagogicheskoyj psikhologii. - M., 1995.
10. Professionaljnaya kompetentnostj kak osnova konfliktologicheskoyj kuljturih / pod obth. red. P. A. Baklanova. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 377.5
Stepanova N.V. THE CONTENT AND THE STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPLEX OF ENSEMBLE MUSICIAN. In the article grounded the necessity of development ensemble performer of complex professionally important communicative qualities that determine the efficiency and effectiveness of creative contacts in the profession; disclosed the contents of the communicative complex of an ensemble musician, the explanation of the structural components is given.
Key words: Piano Ensemble Performance, contact, constructive, emotional intelligence, assertiveness, situational creativity.
Н.В. Степанова, преп. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СОЖЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОГО КОМПЛЕКСА МУЗЫКАНТА-АНСАМБЛИСТА
В статье обосновывается необходимость развития у ансамблевого исполнителя комплекса профессионально важных коммуникативных качеств, которые определяют эффективность и результативность творческих контактов в процессе профессиональной деятельности; раскрывается содержание коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста, дается характеристика его структурных компонентов.
Ключевые слова: фортепианно-ансамблевое исполнительство, контактность, конструктивность, эмоциональный
интеллект, ассертивность, ситуативная креативность.
Проблема выявления и развития коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе обучения является весьма актуальной для системы профессиональной подготовки специалиста в области музыкального искусства. Высокие требования, предъявляемые к специалисту-музыканту, обусловлены спецификой его будущей профессиональной деятельности, ориентированной на реализацию творческого потенциала музыканта в различных формах ансамблевого исполнительства.
Особенности ансамблевого исполнительства предполагают многообразие коммуникативных взаимоотношений, связанных не только с передачей слушателям музыкального содержания, заложенного композитором в произведении, но и с установлением эффективных межличностных контактов с партнерами-исполнителями. Именно прочные межличностные партнерские связи в ансамблевом коллективе становятся залогом успешной совместной творческой деятельности музыкантов и гарантируют достижение художественного результата.
Для установления таких связей музыкант должен владеть комплексом коммуникативных качеств, позволяющих воспринимать и адекватно оценивать музыкальную информацию, оперативно реагировать на изменение коммуникативной си-
туации в ансамбле, чувствовать эмоциональное состояние партнера и т.д.
Сложность и многоканальность коммуникативных процессов в ансамблево-исполнительской деятельности обуславливает необходимость целенаправленного развития коммуникативных качеств музыканта-ансамблиста во время обучения. Следует отметить, что в существующей практике музыкального образования традиционно основное внимание уделяется развитию исполнительских умений и навыков будущих музыкантов и недооценивается необходимость формирования личностных качеств, определяющих эффективность коммуникативного взаимодействия внутри ансамблевого коллектива. Об этом неоднократно писали выдающиеся музыканты-исполнители и методисты ансамблевого искусства, подчеркивая, что музыканта нужно воспитывать комплексно, в единстве технологических и личностных аспектов его профессионального мастерства (Т.А. Воронина, А.Д. Готлиб, Р.Р. Дави-дян, Д.Ф. Ойстрах и др.).
Различные аспекты проблемы формирования коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки освещены в исследованиях А.А. Давыдовой, Е.П. Лукьяновой, О.Г. Сафроновой и др. В них обосновывается вариативность базовых компонентов комму-