Научная статья на тему 'Содержание готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся'

Содержание готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / READINESS / FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханин Павел Анатольевич

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности учащихся (на примере будущего учителя физической культуры). В контексте данной проблемы актуализировано понятие готовности к организации внеурочной деятельности, в частности спортивно-оздоровительной направленности. Содержание данного понятия раскрывается посредством его видового определения, установления предмета и объекта готовности. Отмечается, что основные трудности при определении содержания данного вида готовности связаны с разночтениями в формах организации внеурочной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханин Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of readiness of the future physical education teacher to organize student extracurricular activities

The article deals with the problem of the future teacher training for the organization of student extracurricular activities (by case study of the future physical education teacher). In the context of this problem, the author actualizes the concept of readiness for the organization of extracurricular activities, in particular of sports and recreational nature. The work reveals the content of this concept through its type definition and determination of subject and object of readiness. It is noted that the main difficulties in determining the content of this type of readiness are related to the discrepancies in the organizational forms of student extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Содержание готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся»

УДК 37.037.1:371.13:371.8

https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.22

Ханин Павел Анатольевич

аспирант кафедры психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

СОДЕРЖАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Khanin Pavel Anatolyevich

PhD student,

Psychology and Pedagogy Department, Bunin Yelets State University

CONTENT OF READINESS OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO ORGANIZE STUDENT EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация:

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности учащихся (на примере будущего учителя физической культуры). В контексте данной проблемы актуализировано понятие готовности к организации внеурочной деятельности, в частности спортивно-оздоровительной направленности. Содержание данного понятия раскрывается посредством его видового определения, установления предмета и объекта готовности. Отмечается, что основные трудности при определении содержания данного вида готовности связаны с разночтениями в формах организации внеурочной деятельности школьников.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, готовность, будущий учитель физической культуры, внеурочная деятельность, ФГОС высшего образования, ФГОС общего образования.

Summary:

The article deals with the problem of the future teacher training for the organization of student extracurricular activities (by case study of the future physical education teacher). In the context of this problem, the author actualizes the concept of readiness for the organization of extracurricular activities, in particular of sports and recreational nature. The work reveals the content of this concept through its type definition and determination of subject and object of readiness. It is noted that the main difficulties in determining the content of this type of readiness are related to the discrepancies in the organizational forms of student extracurricular activities.

Keywords:

vocational training, readiness, future physical education teacher, extracurricular activities, Federal State Education Standards of higher education, Federal State Education Standards of general education.

Внедрение и поэтапная реализация в общеобразовательных организациях Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования стимулировали системные изменения на всех уровнях образования, в том числе высшего. Система высшего образования РФ в части реализации программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование» должна обеспечивать подготовку будущих педагогических работников с ориентиром на организацию образовательной деятельности согласно требованиям ФГОС общего образования.

Изменения в деятельности общеобразовательных организаций Российской Федерации в контексте требований стандартов достаточно многочисленны, в связи с чем программы подготовки педагогических кадров далеко не всегда способны охватить тот функционал, который выполняют педагогические работники в современных условиях.

В данном контексте необходимо обратить внимание на такой вид учебной деятельности школьников, как внеурочная деятельность. Подготовка будущего учителя к осуществлению внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС общего образования является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, в общеобразовательных организациях Российской Федерации реализация внеурочной деятельности в целом отстает от осуществления урочной деятельности. Во-вторых, упор в основной образовательной программе высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» в большей степени делается на формирование методических компетенций обучающихся в области урочной деятельности.

Подготовка будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников по спортивно-оздоровительному направлению является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки, отвечает специфике современного общего образования.

Для определения направлений профессиональной подготовки в контексте обозначенной проблемы необходимо установить содержание данного процесса, что может быть конкретизировано в виде категории готовности.

Готовность как понятие изначально восходит к тезаурусу психологических наук. Объект готовности как психологической категории включает в себя нацеленность и способность успешного

осуществления какой-либо деятельности, в частности профессиональной, решения проблем, возникающих в данной деятельности. Вместе с тем в контексте концепций разных психологических школ разнятся определения предмета готовности. Так, в работах Б.Ф. Ломова [1], К.К. Платонова [2], А.А. Ухтомского [3] предметом готовности выступает так называемое «особое психическое состояние», которое позволяет добиться поставленных целей. В русле деятельностного подхода предметом готовности выступает, с одной стороны, установка личности на данные целевые ориентиры, а с другой - опыт деятельности по достижению указанных целей. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко [4], В.А. Моляко [5], трактующие понятие готовности сквозь призму личностно ориентированного подхода, рассматривают в качестве предмета готовности качества личности, которые способствуют достижению поставленных целей.

В педагогической науке понятие готовности часто рассматривается с интегральной позиции, стремящейся учесть трактовки данного понятия разными психологическими школами. В данном контексте готовность трактуется как интегральное качество или характеристика личности, позволяющая успешно реализовывать профессиональную педагогическую деятельность как в типичных, так и в нетипичных условиях, что связано с уровнем проблемности. В аспекте мыслительной деятельности готовность личности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности основывается на развитии продуктивного, практико-ориентированного и творческого мышления.

В современной российской науке зафиксированы только два исследования, посвященные проблеме подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности школьников.

В диссертационном исследовании Л.М. Кравцовой сформулировано понятие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками, которое трактуется автором как «интегративное качество личности, устойчивое личностное образование, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, содержательного, организационно-деятельностного компонентов, степень сформированности которых отражает уровень этой готовности, обеспечивает продуктивность воспитательных усилий педагога» [6, с. 9]. Мы в целом согласны с данным определением, однако спорным моментом выступает последняя его часть, в которой внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления косвенно определяется как воспитательная деятельность. Согласно ФГОС общего образования, внеурочная и урочная деятельность составляют учебную деятельность, посредством которой достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. То есть учебная деятельность интегрирует развивающую, обучающую и воспитательную деятельность, несмотря на то, что во внеурочной деятельности доминирует нацеленность на развитие и воспитание личности и, соответственно, на достижение личностных и метапредметных результатов. Фактически автор суживает понятие внеурочной деятельности.

В диссертационном исследовании М.В. Синевой готовность будущего учителя к внеурочной деятельности рассмотрена на примере учителя начальных классов. Автор трактует понятие готовности следующим образом: «характеристика личности учителя, обусловленная уровнем его профессионализма и мотивацией самореализации в организации внеурочной деятельности, способствующей самосовершенствованию младшего школьника во внеурочное время» [7, с. 34]. М.В. Синева в предметной части акцентирует внимание на уровне профессионализма и мотивации как составляющих элементах готовности к организации внеурочной деятельности. В объектной части автор концентрируется на достижении метапредметных результатов, что, на наш взгляд, также суживает содержание внеурочной деятельности.

Для определения содержания готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся необходимо установить видовое соотнесение, предмет и объект готовности.

С учетом выделенных позиций готовность будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся по виду можно определить как интегральную личностную характеристику будущего учителя физической культуры. Предмет готовности устанавливается посредством соотнесения с ее структурой. В педагогической науке существует достаточно много трактовок структуры готовности, однако обязательными ее компонентами выступают следующие: личностный (характеризует такие сферы, как профессиональная мотивация, установки на профессиональную деятельность, профессиональные ценности, профессионально значимые качества и пр.), содержательный (включает специфические знания и умения в конкретной сфере профессиональной деятельности), деятельностный (апеллирует к опыту профессиональной деятельности, реальному или имитационному).

В контексте настоящего исследования личностный компонент можно трактовать как моти-вационно-ценностный. Однако развитие мотивационно-ценностной сферы личности учителя в разрезе исследуемой проблематики вряд ли обладает ярко выраженной спецификой, поскольку признание ценности педагогической профессии, мотивация и установка на образование учащихся, профессиональное саморазвитие - все данные качества не имеют избирательного

объекта. То есть, если учитель мотивирован на саморазвитие, он будет стремиться к профессиональному совершенствованию во всех сферах педагогической деятельности.

Содержательный компонент включает в себя конструкт знаний и умений будущего учителя. В контексте настоящего исследования значимыми будут нормативные правовые знания (в частности, ФГОС общего образования), специфика внеурочной деятельности вообще и спортивно-оздоровительного направления в частности, конкретных программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, интерактивных методов и технологий, физкультурной, спортивной и оздоровительной методик, методов диагностики достижения планируемых личностных и метапредметных результатов и пр. Также значимыми можно признать умения методического характера: разрабатывать программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, планировать занятия, выстраивать занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, проектировать специфические физкультурные, спортивные и оздоровительные методики.

Деятельностный компонент подразумевает опыт разработки программ, планирования занятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, проведения занятий внеурочной деятельности.

Наибольшие трудности вызывает определение объекта готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся, что связано с разночтениями в плане определения специфики внеурочной деятельности как таковой. Различные трактовки внеурочной деятельности обусловлены смешением данного вида учебной деятельности на уровне содержания и методики с урочной деятельностью и дополнительным образованием детей. Так, в отличие от урочной, внеурочная деятельность в большей степени ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов, поскольку ее цель - развитие и воспитание учащихся. Кроме того, необходимо отличать внеурочную деятельность от дополнительного образования в силу разной целевой направленности, места в структуре современного образования, специфики методик обучения. Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления базируется на различном соотношении оздоровительных, спортивных и корригирующих видов деятельности.

В силу высказанных положений в настоящем исследовании объектом данного вида готовности является развитие и воспитание личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС общего образования [8], а именно посредством достижения планируемых результатов спортивно-оздоровительной деятельности.

Механизмы формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников могут быть структурированы согласно выделенным компонентам готовности.

Мотивационно-ценностный компонент формируется в процессе аудиторной, самостоятельной работы, прохождения студентом практик. Для стимулирования данного процесса возможно применение интерактивных технологий, например, таких как тренинги профессионального развития и роста, которые рекомендуется проводить в том числе и на кураторских часах.

Содержательный компонент готовности формируется в основном на лекционных и практических занятиях по дисциплинам «Педагогика» и «Методика обучения и воспитания». Поскольку внеурочная деятельность является частью учебной деятельности, при подборе содержания таких тем, как «Содержание образования», «Формы обучения», «Методы и технологии обучения», «Диагностика результатов обучения», «Физкультурные, спортивные и оздоровительные методики», преподавателю необходимо учитывать специфику внеурочной деятельности, разграничивать данное содержание от содержания, характерного для урочной деятельности и дополнительного образования. В ходе самостоятельной работы студенты могут выполнять групповые проекты (например, анализ программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления на предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования, создание кейса технологий и методик внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. д.). Результатами выполнения данных проектов могут быть выступления студентов на научно-практических конференциях, подготовка и публикация статей, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Развитие деятельностного компонента готовности происходит наиболее эффективно в ходе организации практик студентов, в основе которых лежит технология менторинга: за каждым студентом закрепляется учитель в качестве наставника, который специально отбирается. То есть распределение студентов по местам прохождения практики осуществляется не по принципу учета места жительства студента, а по принципу закрепления компетентного наставника. Как правило, за наставником - учителем-мастером - закрепляется несколько студентов.

Прежде чем студенты переходят к проведению уроков физической культуры и занятий внеурочной деятельности, они наблюдают за учителем-мастером, организуется взаимопосещение

студентами проводимых занятий. Формирование готовности к организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в такой форме происходит внутри реального образовательного процесса, где студенты не только наблюдают, как коллега решает педагогические задачи, но и имеют возможность заимствовать опыт других, осваивать инновации.

Кроме того, для качественной организации практик требуется расширение социального партнерства университета (института) с общеобразовательными организациями и управлением образования. Это позволит организовать посещение студентами заседаний муниципального и школьных методических объединений учителей физической культуры, участвовать в практико-ориентированных семинарах, воркшопах по проблематике организации занятий внеурочной деятельности школьников спортивно-оздоровительного направления.

Специфика профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в разрезе проблематики настоящего исследования отчетливо проявляется на содержательном и методическом уровнях.

Прежде всего, поскольку внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления реализуется посредством применения физкультурной, спортивной, оздоровительной и корригирующей методик, необходимо обеспечить овладение студентами особенностями данных методик в процессе организации аудиторной работы, а также в период прохождения практик.

Студенты должны освоить различные типы программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления: комплексные, сочетающие в себе разные виды физкультурно-спор-тивной, военно-патриотической и туристско-краеведческой деятельности; специализированные, направленные на развитие конкретных физических качеств средствами какого-либо вида спорта; индивидуальные, например корригирующие, способствующие укреплению опорно-двигательного аппарата и осанки. На уровне аудиторной работы это требует согласованности содержания учебных дисциплин «Педагогика» и «Методика обучения и воспитания», которые, как правило, курируют разные кафедры. На уровне организации практик также возникает необходимость акцентуации деятельности студента на реализации программы внеурочной деятельности конкретного вида.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем артикулируются следующие направления повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры: учет проблематики внеурочной деятельности при проектировании учебных дисциплин «Педагогика», «Методика обучения и воспитания»; необходимость организации практик студентов с ориентацией на проведение обучающимися не только уроков физической культуры, но и занятий внеурочной деятельности при расширении социального партнерства.

Таким образом, с учетом высказанных положений готовность будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся может быть определена как интегральная личностная характеристика будущего учителя физической культуры, аккумулирующая мотивацию самореализации в профессиональной педагогической деятельности, общепедагогические и методические знания и умения, а также опыт практической деятельности в организации внеурочной деятельности учащихся, способствующая продуктивному развитию и воспитанию личности учащихся посредством достижения планируемых результатов спортивно-оздоровительной деятельности.

Ссылки:

1. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М. ; Воронеж, 2011. 423 с.

2. Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М., 1986. 254 с.

3. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002. 448 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.

5. Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. Киев, 1989. 43 с.

6. Кравцова Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 22 с.

7. Синева М.В. Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческой направленности : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 186 с.

8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М., 2010. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.