вторять уже изученный материал без монотонности и скуки, а учителю позволяет на невербальном уровне получать обратную связь о ходе обучения детей испытывающих трудности в общении.
Применение тестовой игры «Ладошки» помогает учителю на уроках профессионально-трудового обучения решать задачи по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью: конкретного мышления; концентрации внимания; формирования произвольного запоминания, увеличивающего скорость запоминания; формирования и развития коммуникативных умений (устная речь и ее понимание), расширения словаря учащихся; ориентации в трудовом задании; безопасного поведения во время работы; овладение элементарными навыками самоконтроля, а, следовательно, создания условий для коррекции недостатков развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы:
1. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. - 151 с.
2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. - 1976. - N 6. - С. 3-8.
3. Муравецкая Н.В. Коррекция недостатков умственного развития учащихся специальной (коррекционной) школы при помощи тестов // Сборник методических материалов «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения» (Из опыта работы в г. Белгороде) / Под ред. Л.В. Годовниковой. - Белгород: Издательство БелГУ 2008. - 272 с.
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Петухова Л.В.*
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
В статье раскрывается организация образовательного процесса по развитию художественно-творческих способностей в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
* Аспирант кафедры Педагогики и методики начального и дошкольного обучения.
Свободное владение методами, приемами, формами организации педагогического процесса формируется в том случае, если воспитатель подготовлен теоретически, если его практическая подготовка достигла качественного уровня. Теория обогащает практическую деятельность новыми знаниями. Практика способствует апробации теоретических положений, делая их педагогически активными. Отсюда вывод: только корреляция теории и практики является показателем высокого профессионального уровня [3, с. 52]. Следовательно, проблему развития художественно-творческих способностей в процессе освоения детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, необходимо рассмотреть с теоретической и практической точек зрения.
Накоплен огромный опыт многочисленных научных исследований в области изучения задатков и способностей и в частности художественно-творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Шад-риков, М.А. Холодная, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.). Эти вопросы рассматривали и зарубежные ученые А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майрес, Дж. Гилфорд, Э. Фромм и др.
Изобразительная деятельность является отражением окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение, придает деятельности художественно-творческий характер, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина и др.) [1, с. 86].
Разные подходы и различия к определению содержания и структуры художественно-творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С.Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и др.) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности). Компоненты художественно-творческих способностей и их характеристика представлена в табл. 1.
Многообразие и вариативность программ по изобразительной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.А. Соломенникова, Т.Н. Доронова и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания по развитию художественно-творческих способностей детей, создании педагогических условий. Тем не менее, вопрос о развитии художественно-творческих способностей остается весьма актуальным и концептуальным.
Активное использование в дошкольных учреждениях наряду с традиционными нетрадиционных техник при обучении детей рисованию предусматривает его вариативность. Это позволяет педагогам выбирать формы, методы, приемы обучения нетрадиционным техникам в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Таблица 1
Компоненты художественно-творческих способностей изобразительной деятельности
Способности Структурные компоненты Характеристика структурных компонентов способностей
художественные I. Восприятие и связанное с ним представление Оперирование образами памяти, имеющимися представлениями, которые в совокупности со зрительными образами, полученными в процессе наблюдений, создают полноценный образ, необходимый для реализации его в художественное произведение.
II. Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа) Овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
III. Овладение техникой рисунка Владение материалами и инструментами, способами их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета
творческие IV. Эстетическое восприятие явлений реального мира Это не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнавать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение.
V. Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального образа, экспериментирование) Переработка впечатлений, отбор того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Стремление овладеть системой изобразительных умений и навыков, экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях, актуализации неосознанного опыта.
Термин «нетрадиционный» (от латинского traditio - привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike -искусная и techre - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соот-
ветствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов [4, с. 26].
Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, чувства, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом - способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа [3, с. 52].
Традиционное рисование требует от ребенка высокого уровня владения техниками изобразительной деятельности, навыков и знания приемов работы с различными материалами. Очень часто при отсутствии этих знаний и навыков у ребенка пропадает интерес к рисованию поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательной, она не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Рис. 1. Нетрадиционные техники в жизнедеятельности дошкольника
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний, представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирование).
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников происходило через три основных направления: регламентированную деятельность, нерегламентированную деятельность и деятельность ребенка вне ДОУ Содержание каждого направления представлено в рис. 1.
Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.
Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по картинам, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества.
Формы: интегрированные занятия, экскурсии, выставки детского творчества.
Для развития художественно-творческих способностей нами была разработана программа «В стране чудесных превращений», состоящая из трех циклов. Каждый цикл имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую части. Первая формирует теоретические умения, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Неотъемлемой и очень важной частью развития художественно-творческих способностей стала работа по приобщению детей к искусству: использование художественного слова, музыки, живописи, при ознакомлении с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. Цели, темы, нетрадиционные техники представлены в табл. 2.
Таблица 2
Система занятий по освоению нетрадиционных техник рисования
Этап Тематический цикл | Тема занятия | Нетрадиционные техники
Обучающий (6 занятий) «Радуга цвета»
Цель: Приобщение детей к миру ис^сст-ва, знакомство со средствами выразительности живописи, развитие представлений о художественном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучение пониманию специфики средств выразительности нетрадиционных техник, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Овладение техническими умениями и навыками в работе с гуашью и акварелью и в нетрадиционных техниках. 1.«Чудесные превращения» кляксография
2. «Настроение» монотипия
3.«Танец листьев». печатание листьями
4.»Парашютисты» набрызг
5. «Каким бывает небо?» по-сырому
6. «У природы нет плохой погоды...» на выбор все раннее усвоенные техники
Продолжение табл. 2
Этап Тематический цикл | Тема занятия | Нетрадиционные техники
«В стране чудес»
Развивающий (8 занятий) Цель: Развитие понимания детьми средств выразительности для разных нетрадиционных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умения замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы недоступные в непосредственном восприятии, опосредованное познание природы через нетрадиционные техники, расширение опыта художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений. 1. «Нам осень подарила сказочный ковер» печатание листьями
2. «В сказочном лесу» рисование трубочкой
3. «Истории осеннего леса» тычок сухой жесткой кистью
4. «Деревья на ветру» свеча+акварель
5. «В подводном царстве» набрызг
6. «Утята на лугу» рисование «капельками»
7. «Цветы и пчелы» рисование «капельками»
8. «На озере» рисование «капельками»
Творческой (3 занятия) «Счастливые художники»
Цель: Стимулирование потребности детей в творческой самореализации, развитие художественно-творческих способностей дошкольников. Реализация приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, объединение в одном рисунке несколько нетрадиционных техник, в разных сочетаниях. 1. «Букет для мамы» - рисование по-сырому; - тычок сухой жесткой кистью; - набрызг; - рисование трубочкой; - рисование «капельками»; - печатание листьями
2. «Это длинноногое животное...» - рисование по-сырому; - тычок сухой жесткой кистью; - набрызг; - рисование трубочкой; - рисование «капельками»; - печатание листьями
3. «В зимнем лесу» - рисование по-сырому; - тычок сухой жесткой кистью; - набрызг; - рисование трубочкой; - рисование «капельками»; - печатание листьями
Содержание программно-методического обеспечения образования педагогов представлено нами в табл. 3.
Для родителей разработаны и предложены технологические карты, в которых учитывались следующие этапы размещения материала: 1) подготовить необходимые материалы, инструменты для работы; 2) последовательность работы в нетрадиционной технике; 3) возможные результаты работы; 4) рекомендации родителям по организации работы с детьми дома в совместной художественной деятельности.
Таблица 3
Характеристика программно-методического обеспечения образования педагогов
Тематика Форма обучения Цель Методы реализации содержания Авторские учебно-методические материалы
Развитие художе-ственно-творчес-ких способностей детей Обзорные лекции; лекции-конференции; презентации Формировать компетентность педагогов в области развития художественно-творческих способностей у детей Рефлексивные, инфор-мационно-познава-тельные, эвристические Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»; научные статьи
Диагностика уровня развития худо-жественно-твор-ческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Практические занятия, консультации Развивать диагностический потенциал личности педагога Методы организации практических и исследовательских умений, аналитические, рефлексивные Пакет диагностических методик
Технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Лекции, практические занятия, мастер-классы, консультации Развивать технологические умения педагогов Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем; метод эвристических, поисковых ситуаций; метод разнообразной художественной практики Авторская программа «В стране чудесных превращений»; методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»; практическое пособие «Капельные чудеса» для педагогов, родителей, детей 4-7 лет
Перспективное планирование работы по программе «В стране чудесных превращений» Практические занятия Формировать компетентность педагогов в области планирования Метод мозгового штурма; метод портфолио Авторская программа «В стране чудесных превращений»
Развивать художественно-творческие способности можно только в совместной деятельности взрослого и детей, где все равны. Взрослому необходимо показывать ребенку разнообразные творческие проявления, способы деятельности и при этом создать условия, которые бы требовали творческих проявлений и нестандартных решений.
Кравцова Е. обращает особое внимание на то, что «в каждом ребенке живет волшебник» и нужно «не только не погубить маленького волшебника, но и вырастить из него настоящую творческую личность, так сказать полноценного взрослого волшебника. Волшебники нуждаются в особом специальном подходе» [2, с. 96].
Список литературы:
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева - М., 1999. - 344 с.
2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Е.Е. Кравцова - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. - 160 с.
3. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические: для работы во всех возрастных группах [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 52-67.
4. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие [Текст] / Н.В.Шайдурова - М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗВОНЧАТЫХ ГУСЛЕЙ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Труфан О.В.*, Темнова Н.Н.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
В статье рассматриваются специфика и различные аспекты влияния использования одного из старейших русских народных инструментов на развитие музыкальных способностей и личностных качеств ребенка в активно развивающейся в настоящее время музыкально-педагогической практике раннего эстетического развития.
В современной структуре дополнительного образовательного процесса особая роль отводится воспитанию средствами искусства, и в первую очередь музыкальному воспитанию. Под музыкальным воспитанием подразумевается организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления личности ребенка. Высокая скорость протекания всех общественных процессов, изменчивость окружающей среды требуют как можно более раннего и взвешенного педагогического вмешательства в процесс развития личности будущего гражданина XXI века, и чем раньше произойдет вхождение ребенка в мир прекрасного, тем больше вероятность формирования гармоничной личности, способной к восприятию и освое-
* Студент.
* Заведующий кафедрой Фортепиано, доцент.