Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника
Дюжакова Марина Вячеславовна, Лавлинская Ольга Игоревна, Коломеец Алена Владимировна
Воронежский государственый педагогический университет г.
Воронеж
Ключевые слова:
продуктивная деятельность, развитие ребенка-дошкольника
В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностно-ориентированном, интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс ДОО строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Запорожец А.В. утверждал, что развитие дошкольника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».
Наряду с ведущей деятельностью дошкольника - игровой, одной из значимых, развивающих видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность. Продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление поделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала) направлены на создание того или иного результата, продукта. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.
В ДОО применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка - дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев [3]. При этом важно, поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.
Лепка из пластилина, глины - очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет); сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства - свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).
Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применениемразличных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).
Конструирование - целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.
Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка:
• по образцу
• по условиям
• по замыслу.
Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры - головоломки. Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO - конструирование.
Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща.
Художественный (ручной) труд - вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией.
Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины.
Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.
При помощи ниток, ткани осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.
В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, мускулатура руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.
Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен: обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности; сформировать мотивацию к предстоящей работе; подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей; предоставить свободный доступ к художественным материалам; предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели; оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве; признавать детские достижения.
Взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы).
Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно [1]. Данное положение указывает на необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании.
Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации других образовательных областей. Рассмотрим на примере организации работы по
математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.
Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии [2].
В регламенте жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Таким образом, знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.
Список литературы:
1.Бережнова. О.В.,Тимофеева Л.Л. 2013. Этап построения модели педагогического процесса // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие/ Москва. С.30-32.
2.Доронова Т.Н. 2013. Мастерская // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы./ Москва. С.61-64.
3.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. 2008. Нетрадиционные графические техники // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва с.5 -31.
4.Климова С., Чичиланова Ю. 2015. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников // Дошкольное воспитание № 4 с. 95-99.