Научная статья на тему 'Сочи-2014 и проблемы международного терроризма: экономические, правовые и социально-нравственные аспекты'

Сочи-2014 и проблемы международного терроризма: экономические, правовые и социально-нравственные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каратаев М.В.

В статье рассматриваются методологические вопросы формирования и реализации стратегии противодействия угрозам терроризма в период проведения ХХII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г. На основе результатов анализа современных террористических угроз разработаны рекомендации по совершенствованию существующих механизмов превентивного контроля и предложены пути реформирования российской национальной системы противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочи-2014 и проблемы международного терроризма: экономические, правовые и социально-нравственные аспекты»

УДК 351.72

сочи-2014 и проблемы

международного терроризма: экономические, правовые и социально-нравственные аспекты

М. В. каратаев,

аспирант кафедры денег, кредита и ценных бумаг E-mail: karataev@vtb. ru

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье рассматриваются методологические вопросы формирования и реализации стратегии противодействия угрозам терроризма в период проведения ХХН зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи в 2014г. На основе результатов анализа современных террористических угроз разработаны рекомендации по совершенствованию существующих механизмов превентивного контроля, и предложены пути реформирования российской национальной системы противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, террористическая угроза, Олимпийские игры, стратегия противодействия терроризму, государство.

Проблема терроризма является одной из актуальнейших в современном мире. Без ее решения ни одно государство не в состоянии обеспечить безопасности своих граждан и гарантировать соблюдения прав и свобод человека. Ежегодно в мире совершается более 800 террористических актов, при этом их география охватывает как западные страны (США, Великобритания, Испания), так и государства Востока (Саудовская Аравия, Филиппины, Египет, Афганистан, Пакистан, Ирак), наглядно свидетельствуя о том, что терроризм угрожает большинству стран мира вне зависимости от уровня их экономического развития, военного потенциала и модели государственного устройства.

В новейшей истории России проблемы борьбы с терроризмом всегда были особенно актуальны, и, как следствие, важное место занимал вопрос противодействия этому опасному явлению. На расши-

ренном заседании коллегии Федеральной службы безопасности (28.01.2010, Москва) Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что «терроризм остается самой серьезной угрозой обществу. Надежное обеспечение безопасности нашей страны — одно из условий модернизации экономики, а это сейчас важнейший приоритет развития государства, залог реализации наших долгосрочных стратегических планов» [8]. Если принять во внимание, что в 2008 г. впервые в истории угроза террористических атак со стороны «Аль-Каиды» стала причиной отмены ралли «Дакар-2008», а в скором будущем на территории России планируется провести целый ряд крупных международных мероприятий, включая Форум АТЭС во Владивостоке, Всемирную летнюю универсиаду в Казани, XXII Олимпийские зимние игры и Гран-при Формулы-1 в Сочи, на подготовку к которым правительством страны уже направлены сотни миллиардов рублей, то можно предположить, что вопросы борьбы с терроризмом как залога обеспечения безопасности участников и гостей указанных мероприятий, а также гаранта надежности страны как делового партнера, в ближайшее время займут одно из центральных мест. Безопасность проведения является также существенным критерием оценки заявки России как страны-кандидата на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 и 2022 гг., поэтому следует ожидать, что внимание органов власти к вопросам противодействия терроризму в ближайшее время будет только усиливаться. В этой связи исследование проблем формирования комплексной стра-

тегии противодействия террористическим угрозам является в настоящее время очень актуальным.

Формирование и функционирование террористических организаций в современной России имеет вполне объективные социальные, экономические, системные и технологические предпосылки, которые в сочетании с культурно-историческими особенностями развития создали уникальную по своей структуре и содержанию систему. Рассмотрим более подробно указанные факторы.

Формирование и совершенствование национального законодательства, направленного на обеспечение борьбы с терроризмом в России, на современном этапе осуществляется в условиях ярко выраженных общемировых тенденций усиления противодействия международному и внутригосударственному терроризму, а также гармонизации национальных законодательств в этой области с нормами международного права.

Правовое определение терроризма как уголовного преступления дается в ст. 205 Уголовного кодекса РФ, которая определяет терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризмом признаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. Указанный закон вводит также понятие «террористической деятельности», включающей в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Анализируя региональное законодательство, следует отметить, что в текстах конституций субъектов РФ (аналогично Конституции РФ) отсутствуют нормы, регулирующие вопросы противодействия терроризму, однако имеется практика регулирования указанных вопросов на уровне подзаконных нормативных правовых актов, основанных на федеральном законодательстве. Так, из 83 субъектов Федерации в 73 субъектах имеются нормативные правовые акты о деятельности антитеррористических комиссий, а в 39 — нормативные правовые акты о мерах противодействия терроризму. При этом в регионах наблюдается различие подходов в том, что должно определяться на уровне правового акта главы субъекта, а что является предметом постановления правительства. В целом к числу основных проблем правового регулирования противодействия терроризму на региональном уровне относятся значительный объем подзаконных актов, отсутствие ясного понимания у субъектов РФ объема и пределов их самостоятельности в определении мер противодействия терроризму, а также слабая адаптация законодательства субъектов РФ в указанной сфере к региональной специфике.

Одной из наиболее эффективных форм борьбы с терроризмом является противодействие его финансовым основам, так как вполне очевидно, что без постоянного и достаточно солидного финансирования подготовка боевиков и совершение крупных террористических актов представляются крайне затруднительными. Правовое определение понятия «финансирование терроризма» приводится в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который определяет его как предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

- 71

Объединение вопросов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в рамках одного закона неслучайно, поскольку оба процесса предполагают необходимость сокрытия истинного предназначения (источника происхождения) денежных средств и, как следствие, предусматривают использование схожих механизмов и банковских продуктов. В то же время необходимо отметить, что в современных условиях в силу действия общесистемных факторов у террористов появились уникальные возможности при относительно небольших материальных затратах наносить колоссальный ущерб. Например, для срыва Олимпийских игр в Сочи необязательно сбрасывать атомную бомбу на центральную спортивную арену, а достаточно нескольких локальных взрывов, которые посеют панику и страх, создадут напряженность и приведут к оттоку гостей и участников соревнований. Если принять во внимание теракты в московском метро (29.03.2010), то становится очевидным, что существующие слабости современной системы безопасности России позволяют организовать такие взрывы и в центре Москвы в непосредственной близости от здания Федеральной службы безопасности РФ. По этой причине абсолютные объемы операций по финансированию террористических актов несопоставимо меньше объемов отмывания денег, что затрудняет их выявление и блокирование (см. таблицу).

На основе приведенных данных иногда делается поспешный вывод о том, что осуществление террористической деятельности не требует значительных финансовых ресурсов. При этом игнорируется тот очевидный факт, что основная часть денежных средств расходуется не на совершение конкретного террористического акта, а на общее материально-техническое обеспечение террористической организации. В этой связи необходимо различать формирование террористических активов и финансирование конкретных террористических актов.

Формирование активов террористических организаций требует значительных сумм денежных средств и происходит на стратегическом уровне. Например, объем ежегодных расходов «Аль-Ка-иды» на текущее функционирование превышает 30 млн долл. [6]. На данном уровне могут быть задействованы крупные иностранные и международные благотворительные фонды, а также десятки компаний в различных секторах экономики.

При финансировании отдельных террористических актов, осуществляемом на тактическом или оперативном уровне, перемещаемые суммы сравнительно невелики, но при этом их источником являются, как правило, указанные выше активы.

В силу противоправности своих целей финансирование террористической деятельности является тщательно скрываемым процессом. В то же время анализ открытых источников информации позволяет условно выделить два основных источника финансирования терроризма в России: внешний и внутренний.

В большинстве случаев террористическая деятельность финансируется за счет внутренних источников, которые формируются за счет денежных средств и материально-технической помощи этнических преступных группировок, осуществляющих свою деятельность на территории страны или за рубежом. В данном случае криминальная деятельность выступает источником самофинансирования терроризма. Наиболее быстрые способы получения денежных средств для самофинансирования терроризма — хищение имущества в крупных размерах и похищение людей, связанное с вымогательством; незаконный оборот наркотиков, оружия, алкогольной и табачной продукции; торговля людьми; контрабанда; подделка кредитных карт; мошенничество и пр. Наглядным примером в данном случае является ситуация с похищением в г. Грозном Чеченской Республики заместителя генерального директора строительной компании ОАО «Брянскоблстрой», за освобождение которого

Оценочная стоимость осуществления террористических атак

Место атаки террористов Дата Операционные расходы, долл. США

Лондон, серия взрывов 07.07.2005 7 240*

Мадрид, взрывы в поезде 11.03.2004 10 000

Стамбул, серия взрывов 15, 20.11.2003 40 000

Джакарта, взрыв в отеле «Мариотт» 05.08.2003 30 000

Бали, серия взрывов на курортах Индонезии 12.10.2002 50 000

Всемирный торговый центр / Пентагон, США 11.09.2001 303 672 — 500 000

Йемен, нападение на американский военный корабль «Коул» 12.10.2000 10 000

Восточная Африка, взрывы в посольствах 07.08.1998 50 000

*Английских фунтов стерлингов (Великобритания).

преступники получили выкуп в размере 250 млн неденоминированных рублей [7].

В то же время необходимо отметить, что в последнее время террористические группировки получают значительные средства и из легальных источников, круг которых достаточно широк и включает в первую очередь доходы от законно действующих коммерческих предприятий, которые принадлежат как участникам криминальных структур, так и благорасположенным к ним деловым людям, пожертвования населения, общественных и религиозных организаций. Например, по данным МВД России, М. Удугов, являвшийся доверенным лицом А. Масхадова и отвечавший за сбор пожертвований для единоверцев, владеет несколькими фирмами, зарегистрированными в Турции и Прибалтике, которые занимаются торговлей лесом и металлом [9]. Наглядной иллюстрацией порядка финансирования российских террористических организаций иностранными общественными объединениями и фондами могут также служить документы штаба А. Масхадова, захваченные в 2002 г. в Чеченской Республике, в которых зафиксированы источники и объемы поступающих средств. Например, в разделе «Приход» бухгалтерской книги значились: Общество Катар — 815 518 долл., Кавказский чеченский комитет в Анкаре — 902 000 долл., Чеченский комитет в Иордании — 116 000 долл., от граждан Турции — 780 000 долл. Средства поступали также от чеченской диаспоры «Вайнахское движение» в Лейпциге, фонда поддержки Чечни (Foundation Regarding Chechnya) и других организаций. Были также зафиксированы и взносы от отдельных иностранных граждан: один турецкий преподаватель пожертвовал 10 000 долл., а находившийся в международном розыске З. Яндарбиев — 50 000 долл. Транзитными территориями для поставок финансовых средств по данным схемам являлись Турция, Азербайджан и Грузия, на территории которых осуществлялось аккумулирование средств и их перевод в наличную форму [4]. Таким образом, внешний канал финансирования терроризма связан с поступлением средств от отечественных и иностранных коммерческих и общественных организаций, представителей зарубежных национальных диаспор и т. д. Такое финансирование, как правило, осуществляется под видом гуманитарной и благотворительной помощи через религиозные организации, а также представительства европейских, американских и ближневосточных организаций и международных фондов.

Проводя параллели с выделением отдельных стадий отмывания преступных доходов, представ-

ляется возможным выделить ряд стадий финансирования терроризма.

Первой стадией является привлечение денежных средств. Целью данного этапа является сбор денежных средств, которые включают в себя как доходы от собственной законной и незаконной деятельности преступников, так и пожертвования от третьих лиц.

На второй стадии денежные средства вводятся в финансовую систему государства путем зачисления их на расчетные счета организаций-посредников, вовлеченных в финансирование террористических организаций, в качестве которых могут использоваться некоммерческие, в том числе благотворительные, организации, привлекающих денежные средства третьих лиц на реализацию псевдообщественных целей и задач.

На третьей стадии в зависимости от места нахождения посредника и конечного получателя денежных средств осуществляется перевод средств другим посредникам, расположенным непосредственно в месте осуществления террористической деятельности с последующим переводом их в обезличенную форму, позволяющую использовать средства без ограничений и в отрыве от источников их формирования. На данном этапе террористы могут широко использовать особенности российского законодательства и беспрепятственно снимать крупные суммы наличных денежных средств под предлогом закупки сельхозпродукции, выплаты заработной платы и т. д. В данном случае преступниками используется одна из главных характеристик наличных денег — их полная анонимность, что является необходимым условием финансирования терроризма, так как осуществить приобретение взрывчатых веществ, оружия или обеспечить жизнедеятельность отдельных лиц, находящихся в розыске, путем безналичных переводов практически невозможно. Таким образом, об обналичивании, т. е. реализации финансовых схем, направленных на бесконтрольный перевод безналичных денежных средств на счетах в банках в наличные сверх реальных потребностей экономического субъекта, можно говорить как о потенциально вероятном инструменте финансирования терроризма. Если принять во внимание, что только в Москве объем фиктивных операций по обналичиванию составляет 50—80 млрд руб. в месяц [1], то объемы возможного финансирования организационного и функционального обеспечения террористической деятельности могут быть весьма значительными.

Таким образом, финансирование терроризма является важным этапом и способом осуществле-

- 73

ния террористической деятельности. В этой связи государство должно уделять повышенное внимание вопросам противодействия финансированию терроризма, используя для указанных целей широкий набор средств, включая ресурсы Федеральной службы по финансовому мониторингу и данные кредитных организаций.

Оценивая проблемы противодействия угрозам и вызовам международного терроризма в рамках подготовки и проведения зимних XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи необходимо отметить, что, несмотря на единство законодательной базы и правоприменительной практики в борьбе с терроризмом на всей территории РФ, Северо-Кавказский регион традиционно является одним из самых непростых регионов, что обусловлено множеством факторов внешнего и внутреннего характера. Территориальная близость, историческое и культурное единство Краснодарского края как центра проведения Олимпийских игр 2014 г. и республик Северного Кавказа обусловливают необходимость их рассмотрения в едином контексте.

Среди внутренних факторов, влияющих на распространение терроризма на Северном Кавказе, особое место занимают неблагоприятные политические и социально-экономические условия в регионе. Особенность данного региона заключается в том, что при наличии богатых природных и человеческих ресурсов, выгодного геоэкономического положения экономика и социальная сфера большей части региона находятся в депрессивном состоянии, что определяет потенциально кризисную внутриполитическую ситуацию и является питательной средой для распространения терроризма. Среди части населения северокавказских субъектов РФ имеет место не только пассивное восприятие террористического подполья, но иногда и прямое пособничество террористам, что во многом определяется клановыми связями, распространенными в регионе. Указанные факторы, а также стремление части граждан к обогащению любой ценой приводят к укрывательству участников незаконных вооруженных формирований, предоставлению им интересующей информации, снабжению продовольствием и одеждой, участию в подготовке и совершении терактов.

Одна из важных причин политической дестабилизации в Северо-Кавказском регионе заключается в том, что под предлогом идеологического демонтажа были разрушены традиционные основы жизни российского общества — система государственного управления и подготовки профессиональных кад-

74 -

ров в различных сферах хозяйства и управления: экономике, планировании, социальной сфере, культуре, науке, образовании, армии и спецслужбах. В этих условиях привнесенная со стороны идеология религиозного экстремизма и терроризма заполнила морально-ценностный вакуум, который образовался в обществе после крушения советской государственной системы. Утрата у значительной части молодежи социальных перспектив вызвала желание самореализоваться любой ценою, а возможность легкого заработка отодвинула на второй план моральные и этические сомнения, страх перед угрозой наказания. Как следствие, противоправная деятельность, в том числе и террор, перестала восприниматься как нечто неприемлемое, запретное, вызывающее осуждение окружающих.

Значительной проблемой социально-политического характера является и низкий уровень доверия населения к органам власти, службам безопасности и правопорядка, который объясняется их неспособностью обеспечить общественную безопасность, низким уровнем жизни населения, неразвитостью экономики и высоким уровнем коррупции. Сложившаяся ситуация активно используется лидерами экстремистов для оправдания террористической деятельности и привлечения на свою сторону молодежи.

Особое влияние на развитие внутриполитических тенденций в Северо-Кавказском регионе оказывает продолжающаяся террористическая деятельность экстремистского подполья. Особенность ее современного этапа заключается в том, что она направлена не только против представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и лояльного к властям духовенства, а также всего населения региона независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

К числу основных внешних факторов, оказывающих влияние на формирование террористических угроз проведению XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, относится религиозный экстремизм, международный терроризм и географический фактор.

Одной из форм политического экстремизма выступает религиозный радикализм, который проявляется как идеологическая доктрина и политическая практика в деятельности различного рода исламистских политизированных групп, организаций и движений. После распада СССР зарубежные исламские радикалы увидели для себя на Северном Кавказе уникальную возможность привить российскому исламу свою систему воз-

зрений, используя при этом неудовлетворенную потребность российских мусульман в культовых сооружениях, учебных заведениях, священнослужителях и религиозной литературе. Для этого в регион были направлены сотни мусульманских проповедников, эмиссаров исламистских организаций и фондов, преподавателей исламских дисциплин и арабского языка, которые не только проповедовали религиозные догмы, но и подчас открыто призывали верующих к джихаду, созданию самостоятельных исламских государственных образований. В обход официальных духовных управлений исламские эмиссары организовывали отправку российских граждан на обучение в зарубежные исламские центры, где только за последние 10 лет прошли обучение более 2 500 человек из различных регионов России. Во время учебы слушатели подвергаются активной идеологической обработке и возвращаются в Россию фанатичными воинствующими приверженцами идей исламского фундаментализма, что способствует распространению экстремистских настроений среди верующих, вытеснению законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными молодыми имамами. Некоторые руководители мусульманских общин попали в материальную и иную зависимость от зарубежных спонсоров и фактически превратились в проводников их интересов. В последние годы спецслужбы России неоднократно пресекали неправомерные действия эмиссаров таких организаций, как «Братья-мусульмане» (всеарабская организация, действует полулегально в Египте), «Исламская группа» — Аль-Гамаа аль-исламийя (действует нелегально в Египте), «Исламское движение Узбекистана» (запрещено практически во всех государствах мира), «Хизб ут-Тахрир» — «Исламская партия освобождения» (международная организация, запрещена почти во всех исламских государствах) и др.

В настоящее время имеется информация, что российские отделения международных террористических организаций проводят активную подготовительную работу с целью сорвать проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи и дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества, подорвав доверие к стране как деловому партнеру. Например, руководитель ФСБ России А. В. Бортников со ссылкой на тбилисское издание «Джорджиан таймс» на открытии девятого совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств — партнеров ФСБ России (03.06.2010) заявил о планах международ-

ных террористов (в частности незаконного вооруженного формирования «Белый легион») — сорвать Олимпийские игры в Сочи [10]. Таким образом, серьезная угроза национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации исходит от международных радикальных исламских и террористических группировок, пытающихся укрепить свои позиции в регионах компактного проживания мусульман в России, реанимировать в сознании российских мусульман образа врага в лице государства и разжечь сепаратистские настроения.

Сорвать Олимпиаду в Сочи хотят не только экстремисты. Здесь следует отдельное внимание уделить вопросу географического расположения города Сочи как столицы XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.

Южные рубежи России традиционно являются стратегической территорией, подвергающейся интенсивной геополитической экспансии ряда иностранных государств, а также транснациональных корпораций, в рамках которой реализуются их собственные интересы, противоположные как национально-государственным интересам страны, так и истинным национально-культурным интересам народов Юга России. Поддержка деструктивных сил на Кавказе иностранными государствами и их спецслужбами, подключение к этому процессу транснациональных финансовых и криминальных структур являются основными причинами, создающими напряженную ситуацию и качественно изменяющими характер угроз для России в Южном федеральном округе. Например, после трагических событий в Южной Осетии в августе 2008 г. президент Национального олимпийского комитета Грузии Г. Нацвлишвили обратился в Международный олимпийский комитет (МОК) с просьбой перенести XXII Олимпийские игры из Сочи в более безопасное место, а власти австрийского Зальцбурга заявили о готовности принять зимнюю Олимпиаду 2014 г. [2].

Одновременно группа из десяти американских конгрессменов внесла в Палату представителей Конгресса США резолюцию, в которой от имени Конгресса выражен призыв к Международному олимпийскому комитету «немедленно» пересмотреть свое решение о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в России и найти новое место для проведения этой Олимпиады из-за действий РФ в конфликте с Грузией [5].

В августе 2009 г. министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Гоги Хачидзе выступил с обращением к Международному олим-

- 75

пийскому комитету с требованием отобрать у России право на проведение Олимпиады, а на следующий день председатель парламентского комитета по внешним связям Грузии Акакий Минашвили заявил, что Грузия всячески постарается сорвать проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. «После российской агрессии для нас стал приоритетным вопрос о том, чтобы Олимпиада 2014 года не состоялась в Сочи. По данному вопросу мы активно работаем с международными организациями. В том случае если решение. о месте проведения игр не будет изменено, демократические страны должны объявить бойкот этой Олимпиаде», — заявил А. Минашвили [3]. Политологи считают, что выполнить это обещание Тбилиси вряд ли удастся, однако окончательно исключать возможность провокаций со стороны грузинских властей нельзя.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что помимо собственно террористических угроз в преддверии и во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийс-ких зимних игр 2014 г. необходимо также учитывать возможность провокаций со стороны властей иностранных государств в приграничных районах.

Внутри Российской Федерации также существуют группы, прямо или косвенно заинтересованные в нестабильности на южных рубежах страны. В первую очередь это представители теневой экономики, преступного сообщества, коррупционеры различного уровня и клановые группировки. Стоит отметить также достаточно острый «черкесский вопрос», сущность которого заключается в том, что черкесы (не имеются в виду конкретно жители Карачаево-Черкесии) считают, что Олимпиада-2014 проводится на месте захоронений мухаджиров — черкесов, которые в XIX в. выезжали в Турцию, но погибли. Исходя из этого черкесы считают, что проведение Олимпиады в Сочи недопустимо.

Таким образом, анализ причин развития терроризма в современной России и его угроз проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи позволяет сделать вывод, что терроризм в ближайшие годы будет оставаться одним из важных элементов, определяющих политическую обстановку в нашей стране. Этому способствует существование совокупности внутренних и внешних факторов объективного и субъективного

76 -

Структура экономического цикла деятельности террористической организации

характера, обусловливающих возникновение, сохранение и развитие террористической активности незаконных вооруженных формирований в России, целенаправленная и активная деятельность ряда международных организаций и иностранных государств, которые стремятся дестабилизировать обстановку на Юге России (см. рисунок).

В этой связи, по мнению автора, для противодействия терроризму необходимо принять комплекс следующих мер:

1) административно-правовые меры:

• ужесточить пограничный контроль на государственной границе РФ по всему ее периметру, особенно со странами Закавказья, где складывается внутренняя нестабильная обстановка. Для ограничения передвижений боевиков и иностранных наемников по территории РФ усилить паспортно-визовый контроль, принять меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом;

• утвердить перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам РФ и пересмотреть систему охраны таких объектов, рассмотрев вопрос привлечения к их охране казачества;

• разработать и принять программы комплексной безопасности городов и районов;

разработать и ввести в учебных заведениях дисциплину «Поведение в кризисных ситуациях». При назначении на руководящие должности федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих предусмотреть обязательное обучение их по программе повышения квалификации по направлению «Управление в условиях кризисных ситуаций»;

пересмотреть систему уголовного наказания для лиц, признанных виновными в участии в незаконных вооруженных формированиях, подготовке и осуществлении террористических актов, а также в отношении пособников (включая спонсоров) указанных лиц, кратно увеличив сроки заключения, а также рассмотреть вопрос о введении института конфискации собственности указанных лиц; создать новую национальную систему медицинского обеспечения населения при террористических актах, чрезвычайных и кризисных ситуациях;

2) информационно-идеологические меры: содействовать сохранению цивилизационно-культурного многообразия общества, развитию самобытных культурных, языковых и религиозных традиций народов России; стимулировать развитие межконфессионального диалога, толерантных условий сосуществования религий, культур, народов и этносов, добиваться нейтрализации опасных тенденций роста религиозного, национального или любого другого радикализма, исповедующего насилие и экстремизм;

привлекать священнослужителей для проведения разъяснительной работы среди верующих о вреде радикальной религиозной идеологии, для чего предоставлять им радио- и телеэфир, местные печатные издания; усилить контроль за деятельностью зарубежных религиозных организаций на территории РФ;

создать во всех субъектах РФ аналитические центры по мониторингу общественно-политической, этнонациональной, этноконфесси-ональной, миграционной, демографической и социально-экономической ситуации;

3) социально-экономические меры: принять комплекс мер по повышению занятости населения путем создания рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, снятия административных барьеров и иных препятс-

твий в развитии малого и среднего предпринимательства, совершенствования кредитования местных производителей, развития общественных работ, создания временных и сезонных рабочих мест;

• рассмотреть вопрос о возрождении квоты для обучения молодежи из южных регионов в учебных заведениях РФ на долевой с обучающимся основе;

• для качественного улучшения социальной ситуации в Южном федеральном округе расширить использование национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и развития агропромышленного комплекса.

Описанный комплекс мер по всем взаимосвязанным направлениям будет функционировать эффективно только при условии скоординированного по времени введения мер в пакетном режиме. С учетом указанных обстоятельств в основу формирования российской системы противодействия терроризму должен быть положен комплексный подход, построенный на сочетании уголовно-правовых и финансово-административных методов регулирования.

Необходимо отметить также целесообразность применения в сочетании с указанными мерами экономических методов управления возникающими рисками терроризма, основу которых составляют механизмы экономического воздействия на уровень принимаемых рисков и нейтрализация возможных последствий принятия рисков путем бюджетирования мероприятий по управлению рисками террористических угроз и бюджетирования самих рисковых событий.

Если говорить об истории проведения Олимпийских игр, то она уже знала один теракт. На Летней Олимпиаде 05.09.1972 в Мюнхене группа террористов организации «Черный сентябрь», подконтрольной Движению за национальное освобождение Палестины (ФАТХ), убила двух членов делегации Израиля и захватила в заложники еще девять человек. Террористы требовали освободить 200 членов Организации освобождения Палестины, находившихся в израильских тюрьмах. В результате операции по освобождению заложников погибли 14 человек, в том числе девять израильских спортсменов и один полицейский. Несмотря на то, что после указанных событий крупные страховые компании начали изучать возможность страхования риска терроризма, до начала XXI в. широкого распространения данная услуга не получила. Повышению общественного интереса к страхованию

77

от терроризма способствовали теракты в Нью-Йорке (11.09.2001) и пересмотр во многих странах законодательных принципов возмещения ущерба, вызванного террористическими атаками. В результате в целом ряде государств были сформированы национальные системы организации страховой защиты на случай терроризма, опирающиеся на широкое участие страхового сообщества в компенсации таких убытков, а также на предоставление государством определенных гарантий в случаях, когда размеры ущерба достигают катастрофических величин. В России следствием террористического акта в США явилось создание ведущими страховыми компаниями Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП), в состав которого в настоящее время входят несколько десятков страховщиков, каждый из которых имеет право заключать договоры от своего имени, руководствуясь, однако, согласованными внутри пула страховыми тарифами и исключениями из объема страхового покрытия. Договоры страхования, заключенные на страховые суммы, превышающие оговоренное собственное удержание страховщика, в сумме превышения передаются в обязательном порядке в перестрахование другим участникам пула в согласованных долях. Договоры страхования, в которых размеры страховой суммы превышают максимальный объем ответственности пула, могут быть перестрахованы каждым страховщиком факультативно на сумму превышения.

Как показывает международный опыт, в настоящее время принимающие Олимпиаду страны балансируют на грани убыточности данного мероприятия. Основная причина убытков — многократно увеличившиеся после терактов 11.09.2001 в США требования Международного олимпийского комитета и стран-участниц к обеспечению безопасности проведения игр. Как следствие, Международный олимпийский комитет впервые в истории застраховал Олимпийские игры в Афинах в 2004 г. на 170 млн. долл. Договор страхования был предоставлен консорциумом страховых агентств через лондонский страховой рынок и обеспечивал полное возмещение стоимости организации игр без возмещения доходов от продажи прав на телетрансляцию соревнований. Непосредственные организаторы Олимпиады с греческой стороны также привлекли средства страховой защиты и привлекли компанию «Греческое аграрное страхование», страховое покрытие которой распространялось на всех участников игр, в том числе сотрудников организационного комитета, спортсменов, журналистов, гостей, спонсоров, работников служб безопасности

78 -

и волонтеров. Контракт также включил покрытие таких видов деятельности оргкомитета, как транспорт, коммерческие и рекламные мероприятия, ремонт зданий, медицина, туризм на общую сумму 206 млн евро. История страхования Олимпийских игр продолжилась в Турине-2006, Пекине-2008, а также Ванкувере-2010.

Очевидно, что организаторам Олимпийских игр 2014 г. в Сочи также стоит рассмотреть вопрос использования страховой защиты рисков терроризма. В этих целях необходимо создать соответствующую национальную правовую базу и провести все необходимые организационные процедуры, поскольку в настоящее время Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает лишь базовые правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта. Например, согласно пп. 4 п. 3 ст. 11 Олимпийский комитет России «обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронатом Международного олимпийского комитета». При этом детализации и стандартов соответствующих процедур в настоящее время не разработано. По мнению автора, законодателю необходимо дополнительно проработать механизмы страхования спортивных мероприятий, предусмотрев обязательное страхование ответственности их устроителей, а также страхование участников от возможного ущерба в результате террористических атак.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что терроризм является сложным, многоструктурным явлением современной жизни, в котором соединились идеологическая, политическая, организационная, финансовая, криминальная, национальная, религиозная, родоплеменная, ци-вилизационная, нравственно-ценностная, психологическая, этнокультурная и другие подсистемы. Именно поэтому решение данной проблемы в одном из направлений, будь то политическое, социально-экономическое, культурно-образовательное, силовое или любое другое, невозможно. В этой связи необходима система комплексных, взаимодополняемых и долгосрочных мер, созданная на основе понимания терроризма как явления чрезвычайно сложного и многогранного.

Результаты анализа показывают, что в настоящее время в России в целом создана нормативная правовая база, позволяющая осуществлять меры

по предупреждению и пресечению террористической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые реализуются государственными органами в рамках системы антитеррористических мер, однако указанная система объективно нуждается в дальнейшем совершенствовании и актуализации. Противодействие террористической угрозе в Сочи как столицы проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. и на всей территории РФ невозможно без комплексного, системного подхода к принятию радикальных мер правового, общественно-политического, административного, экономического, социального, идеологического и силового характера. Для достижения указанных целей необходимо в полной мере задействовать все существующие механизмы административно-правового и социально-экономического регулирования. Нужны новые подходы к миграционной и этно-национальной политике, политике государства в отношении религиозных объединений, в том числе по вопросам противодействия религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни. При этом важно найти адекватные ответы на внешнеполитическое воздействие, дестабилизирующее ситуацию на Черноморском побережье России и в Северо-Кавказском регионе, а также выработать комплекс действенных мер по лишению терроризма финансового, материально-технического и военного обеспечения. Время, оставшееся до торжественного зажжения огня XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, настоятельно требует ускорить формирование и реализацию современной национальной системы противодействия терроризму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы 1. Выступление Председателя Банка России С. М. Игнатьева на парламентских слушаниях на тему: «Соответствие нормативного регулирования

и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства», проведенных Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 20 февраля 2007 г. URL: http://www. prorazvitie. ru/show. php?action=show_ stat&mykey=495.

2. Грузия объявила «холодную войну»: Тбилиси призвал перенести зимнюю Олимпиаду из Сочи. URL: http://news. mail. ru/politics/2184978.

3. Грузия пообещала сорвать Олимпиаду в Сочи. URL: http://www. gzt. ru/topnews/politics/-gruzia-poobeschala-sorvatj-olimpiadu-v-sochi-/256421.html.

4. КостюченкоН. П., ПаненковЛ.Л. Пресечение финансирования террористической деятельности как важное направление борьбы с терроризмом // Следственная практика. Вып. 3 (157). С. 50.

5. Конгрессмены США призывают МОК не проводить Олимпиаду-2014 в России. URL: http:// www. rambler. ru/news/events/olympic/566411822. html?print=1.

6. О Перечне организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности // Решение Комитета секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 05.06.2009. Минск. URL: http://www. consultant. ru.

7. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.2000, дело № КГ-А40/412-00. URL: http://www. pravoteka. ru/pst/570/284673.html.

8. Расширенное заседание коллегии Федеральной службы безопасности. 28 января 2010 г. URL: http://news. kremlin. ru/news/6730.

9. Силовики начинают и выигрывают // Милиция. 2007. № 4. С. 5.

10. URL: http://www. fsb. ru/fsb/press/message/ single. htm %21id %3D10435647 %40fsbMessage. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.