Научная статья на тему 'Анализ геополитического фактора террористической угрозы олимпийским играм в Сочи'

Анализ геополитического фактора террористической угрозы олимпийским играм в Сочи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каратаев М.В.

В статье проводится комплексный анализ геополитических факторов террористической угрозы проведения ХХII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи в 2014 г. На основе результатов анализа современных террористических угроз разработаны рекомендации по совершенствованию существующих механизмов превентивного контроля. Предложены пути реформирования российской национальной системы противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ геополитического фактора террористической угрозы олимпийским играм в Сочи»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

34 (175) - 2012

УДК 351.72

анализ геополитического фактора террористической угрозы олимпийским играм в сочи

М. в. каратаев,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научного центра исследования проблем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма E-mail: karataev@vtb. га

Институт региональных экономических исследований

В статье проводится комплексный анализ геополитических факторов террористической угрозы проведения ХХИ зимних Олимпийских и XI Параолим-пийских игр в Сочи в 2014 г. На основе результатов анализа современных террористических угроз разработаны рекомендации по совершенствованию существующих механизмов превентивного контроля. Предложены пути реформирования российской национальной системы противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, террористическая угроза, Олимпийские игры, стратегия противодействия терроризму, государство.

Проблема угрозы международного терроризма актуальна для большинства стран современного мира. В то же время нельзя не отметить ярко выраженного очагового характера особой географической активности террористических организаций. Объективными предпосылками такой активности международных террористических организаций в конкретном регионе могут являться его стратегическое геополитическое положение, слабость официальных государственных и религиозных властей, наличие нерешенных социально-экономических проблем и др.

В разное время с проблемами влияния геополитического положения на уровень террористической угрозы сталкивались многие страны, принимающие

Олимпийские игры. Так, например, на Олимпиаде-2004 в Афинах в качестве угроз терроризма рассматривались нестабильная обстановка на Балканах и близость к неспокойному Ближнему Востоку. XXIX Олимпийские игры в Пекине в 2008 г. проходили в условиях обострения положения в Тибете и необходимости дополнительного контроля за афганским направлением.

В геополитическом отношении Северный Кавказ - одна из наиболее сложных и уязвимых частей Российской Федерации. В этой связи представляется правильным начинать рассмотрение факторов террористических угроз проведению XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. с анализа геополитического положения города Сочи как столицы будущих Игр, оценки существующих внешних и внутренних угроз террористического характера, а также изучения проблем социально-экономического развития региона, способных в средне- и долгосрочной перспективе детерминировать риски терроризма.

Традиционно значение Кавказа определялось его промежуточным положением на стыке культур и цивилизаций, на важном перекрестке транспортных путей Восток - Запад, Север - Юг. Кавказ, как евразийское пограничье, на протяжении последних двух-трех тысячелетий являлся ареной соперничества континентальных империй, а история борьбы

за Северный Кавказ между Россией, Турцией и Ираном насчитывает несколько столетий. Еще в начале XIX в. руководитель военной группировки на Юге России генерал А. П. Ермолов рассматривал Кавказ как арену столкновения интересов различных государств, как регион, способный принести России экономические и геополитические дивиденды: «Для России Кавказский перешеек вместе и мост, переброшенный с русского берега в сердце азиятского материка, и стена, которую заставлена Средняя Азия от враждебного влияния, и передовое укрепление, защищающее оба моря: Черное и Каспийское» [1].

Начиная со второй половины XIX в. в борьбу за влияние на Кавказе стали вмешиваться государства Запада, а с конца ХХ в. наряду с новой активизацией роли Турции и Ирана усилилось участие в региональных процессах государств и других акторов из Ближнего и Среднего Востока. При этом вполне естественно, что различные «игроки» преследуют в регионе различные цели и реализуют собственные стратегии.

По мнению А. Нюдюрбегова, с географической точки зрения Кавказ представляет собой: во-первых, плацдарм, стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства; во-вторых, с военно-стратегической точки зрения - важнейший плацдарм для давления и наступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих регионов; в-третьих -это плацдарм для контроля за коммуникациями; в-четвертых, с экономической точки зрения - это не только мировой перекресток транспортных путей по осям Восток - Запад, Север - Юг, но и регион с прилегающими к нему огромными углеводородными ресурсами [2].

Таким образом, к началу XXI в. Кавказский регион постепенно становится объектом интересов практически всех ведущих мировых геополитических сил, что превращает его в эпицентр широкомасштабных событий и процессов, протекающих подчас не всегда в рамках действующей системы международного права. Возросшая за последние 20 лет напряженность в регионе представляет собой неизбежное следствие обострения геополитической ситуации, способствующей геостратегической конкуренции.

Стоит отметить, что в рамках данной статьи предлагается исходить из определения региона как целостной социально-территориальной системы,

обладающей качествами самовоспроизводства и субсидиарности. Эта система имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую подсистемы, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов политики в организации жизни региона. Интегративная функция региона конкретизируется как поддержание порядка на территории региона, причем в отношении к индивидам она предстает как совокупность ценностей и норм, правил и образцов поведения, одобряемых большинством жителей данного региона. Предлагается рассмотреть в составе Кавказского региона Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия - Алания, Чеченскую Республику, Ставропольский край, Калмыкию, Ростовскую область, Республику Адыгея и Краснодарский край. Данные субъекты Российской Федерации в своей совокупности составляют Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ.

Сухопутные границы Кавказский регион имеет с Украиной, Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, водную - с Украиной и Казахстаном. Территория региона составляет около 3,0 % от территории России, а численность постоянного населения - порядка 10 % населения страны. При этом удельный вес городского населения в общей численности населения составляет 48,2 %, сельского населения - 51,8 %, что предопределяет высокий вклад региона в продовольственную безопасность всей страны.

Отличительной особенностью региона является непростая социально-экономическая обстановка. Уровень доходов на душу населения в регионе в среднем на 30 % ниже среднего по России, при этом стабильно высоким является показатель безработицы среди экономически активного населения: каждый пятый житель сегодня не может найти работу, причем в Ингушетии безработными являются более 50 % трудоспособного населения, в Чечне - 30 % [7]. По оценке независимых экспертов, безработица в сельской местности достигает 61-63 %, при этом возраст каждого третьего безработного колеблется в пределах 18-30 лет. Итогом указанных процессов является тот факт, что по всему региону около 80 % людей в возрасте до 30 лет не имеют постоянной

работы, соответственно и постоянных доходов [8]. Принимая во внимание, что согласно официальной статистике на каждый процент роста безработицы приходится 5 % роста преступности, высокая доля неработающего экономически активного населения вкупе с усилиями радикально настроенных религиозных проповедников создают потенциально взрывоопасную ситуацию в регионе. Отсутствие реальной возможности заработать в легальном секторе экономики при щедрых обещаниях лидеров незаконных вооруженных формирований заставляет отдельных представителей молодежи пополнять ряды российских отделений международных террористических организаций, уходить в подполье и вставать на тропу войны, противопоставляя себя государственной власти.

Катализатором терроризма на Кавказе является комплекс нерешенных этнокультурных противоречий. Кавказ - наиболее сложный в этнокультурном отношении регион в России, поскольку на сравнительно небольшой территории здесь сосредоточено более пятидесяти различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении групп людей различной национальности. Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются чеченцы (1 360 тыс.), лезгины (700 тыс.), кабардинцы (600 тыс.) и аварцы (900 тыс.), в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (около 4 млн), проживающая более чем в 40 странах мира. Свои республики в составе России имеют: адыги (Адыгея), карачаевцы и черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы и балкарцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня), осетины (Северная Осетия - Алания), в то время как другие народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане. Независимый статус Абхазии и Южной Осетии пока не получил окончательного международного признания (республики признали только Российская Федерация, Никарагуа, Венесуэла и еще три государства - члены ООН, а также ряд государств, не входящих в ООН).

Следует отметить, что в Краснодарском крае живет, по оценкам экспертов, 650-700 тыс. армян (14 % населения края), в Ставропольском крае - 500 тыс. (около 20 %), в Абхазии - 65 тыс. (около 35 %).

Русских в пределах Кавказа проживает около 8 млн чел., в основном в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросу географического расположения города Сочи как столицы предстоящих XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г.

Сочи - город на черноморском побережье Западного Кавказа в муниципальном образовании город-курорт Сочи Краснодарского края России, он расположен в южной части края между предгорьями Большого Кавказа и берегом Черного моря от реки Шепси на северо-западе до государственной границы по реке Псоу на юго-востоке (см. рисунок).

Город Сочи располагается около 43 град. с. ш. (посередине между Северным полюсом и экватором), причем является самым длинным городом на континенте - протяженность курорта составляет 145 км (от Туапсе до Адлера). Олимпийские игры 2014 г. будут проводиться в Адлерском районе города Сочи (в Адлере и в поселке Красная Поляна, находящемся в 39 км от берега Черного моря).

Сочи - самый крупный курортный город России с постоянным населением непосредственно города около 343 тыс. чел. занимает 5-е место среди городов Южного федерального округа. При этом муниципальное образование город-курорт Сочи насчитывает уже 415 тыс. чел. и является ядром Сочинской городской агломерации с населением более 500 тыс. чел.

Особенность географического положения города Сочи, защищенного с одной стороны горами Большого Кавказа, а с другой омываемого водами Черного моря, предопределила специфику его транспортной инфраструктуры. Если принять во внимание, что согласно статистике за последние 20 лет до 70 % совершаемых в мире террористических актов так или иначе было связано с транспортом, то вопрос транспортного обеспечения Олимпийских игр 2014 г. представляется весьма важным с позиций характеристики террористических рисков и выявления уязвимых мест системы безопасности.

Транспортная инфраструктура и оборудование становятся целью террористов по ряду причин, среди которых:

• относительная доступность;

• возможность привлечения большого общественного интереса и внимания средств массовой информации;

• ассоциирование транспорта с национальными символами (например это относится к национальным авиакомпаниям);

• возможность даже единичным терактом или

Город Сочи на карте Краснодарского края

атакой воздействовать сразу на большое количество людей.

Как результат, большинство самых серьезных терактов последнего времени произошли на транспорте или совершены с помощью транспортных средств: атака самолетов в 2001 г. на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, взрывы электричек в Испании, взрывы самолетов в 2004 г. в России, теракты в токийском, мадридском, московском, минском и лондонском метро. Успешный теракт на транспорте в канун проведения Олимпийских игр помимо своих «традиционных преимуществ»

позволит террористам добиться мультипликативного эффекта благодаря высокому общественному вниманию к Играм и их политической роли. В то же время анализ статистики террористических актов последнего времени позволяет сделать вывод, что не все виды транспорта в равной мере подвергаются диверсионно-террористическим посягательствам. В настоящее время наиболее уязвимыми для террористов являются воздушные и железнодорожные коммуникации.

Воздушный терроризм предполагает совершение преступлений прежде всего против гражданс-

кой авиации и на борту воздушных судов, таких как захват воздушных судов, их угон, захват заложников, взрывы в аэровокзальных комплексах, вывод из строя аэронавигационного оборудования и др. После терактов 11.09.2001 Международная ассоциация воздушного транспорта приняла следующий перечень мер повышения безопасности полетов:

• введение усиленного контроля за ручной кладью и проверки багажа;

• применение более строгого паспортного контроля и более совершенных методов аппаратной проверки пассажиров;

• реализация на практике единообразных по стране стандартов обучения и тестирования персонала, отвечающего за безопасность в аэропортах;

• ограничение количества перевозимого багажа, в частности запрещение перевозки острых и режущих предметов (ножей и др.);

• увеличение количества агентов безопасности на борту самолетов (в частности, в США);

• совершенствование системы безопасности кабин пилотов;

• модификация проектов перспективных самолетов с учетом мер обеспечения безопасности выполнения перевозок и безопасности движения воздушных судов [9].

Для России проблема воздушного терроризма также является весьма актуальной. Наглядными примерами в данном случае могут служить теракты 24.08.2004, когда из Домодедово вылетели два самолета - Ту-154 и Ту-134, которые позже почти одновременно взорвались в воздухе (погибли 90 чел.), а также теракт в январе 2011 г. в аэропорту Домодедово, когда в результате подрыва смертника в зале для встречающих погибли 37 чел., а еще 194 получили ранения.

Международный аэропорт Сочи входит в десятку крупнейших аэропортов России и занимает 7-е место по пассажиропотоку. По оценкам компании Vienna Äirport Consulting, в 2014 г. в Сочи прилетят 3,85 млн чел., причем уже сейчас международный аэропорт Сочи демонстрирует прирост пассажиропотока за счет увеличения количества пассажиров на международных воздушных линиях.

В настоящее время аэродром Международного аэропорта Сочи располагает двумя пересекающимися взлетно-посадочными полосами, которые пригодны к эксплуатации воздушными судами Airbus A310, Airbus A319, Airbus A320, Боинг 727,

Боинг 737, Боинг 757, Боинг 767, Bombardier CRJ 200, Fokker 70, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Як-40, Як-42 и другими самолетами III и IV классов. Перрон аэродрома рассчитан на стоянку 39 воздушных судов, а регулярные и чартерные рейсы из международного аэропорта Сочи выполняют 37 авиакомпаний. При этом маршрутная сеть аэропорта включает 66 внутренних и зарубежных направлений, а пропускная способность павильонов аэропорта на сегодняшний день -800 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и 130 пассажиров в час на международных воздушных линиях. В то же время завершается строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта площадью более 60 000 м1. После введения в строй первой очереди аэровокзального комплекса аэропорт сможет обслуживать 1 600 чел. в час. В 2012 г. в строй планируется ввести вторую очередь терминала, который будет способен принимать до 2 500 пассажиров в час. В новом терминале будут применяться самые современные технологии обслуживания пассажиров, багажа и воздушных судов: киоски самостоятельной регистрации; 100 %-ный трехуровневый досмотр багажа и его автоматическая сортировка, круглосуточный мониторинг безопасности; система видеонаведения самолетов на месте стоянки и др. Аэропорт будет также оснащен всеми современными IT-системами в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Особенностью аэродрома в Сочи является то, что из-за наличия естественных препятствий (гор) к северу и северо-востоку от аэродрома взлет и посадка производятся только с одной стороны - со стороны моря, что осложняет эксплуатацию аэродрома при северных и северо-восточных ветрах, а при сильных ветрах этих направлений эксплуатация аэродрома становится невозможной.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 03.05.2006 № 456 аэропорт Сочи исключен из перечня стратегических предприятий, ранее утвержденного Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, что предполагает снятие особого режима безопасности объекта. Как известно, недостаточный уровень безопасности в районе аэропорта стал одной из причин имевших место лазерных атак на воздушные суда. Так, 25.06.2011 при заходе на посадку в аэропорту Сочи на удалении в 1,5-2 км от взлетно-посадочной полосы неизвестные ослепили лазерным лучом пилотов пассажирского самолета,

на борту находились 76 пассажиров рейса 5Н163 из Архангельска [10]. На этот раз пилотам удалось благополучно посадить самолет. Однако, принимая во внимание вероятные сложные условия посадки в аэропорту столицы зимних Олимпийских игр 2014 г., а также возможность применения террористами более мощных световых устройств, подобный инцидент в канун Игр может закончиться и авиакатастрофой.

Другим наиболее уязвимым местом транспортной инфраструктуры Олимпийского Сочи является железнодорожный транспорт, который в России традиционно является одним из основных способов доставки пассажиров и грузов. Например, в 2011 г. железнодорожным транспортом осуществлено порядка 80 % всех пассажирских и грузоперевозок. По данным оргкомитета Игр, РЖД является единственной компанией, способной обеспечить транспортное обслуживание более чем 20 тыс. участников и гостей Олимпиады. Кроме того, атака террористов на объекты транспортной инфраструктуры может носить и символичный характер, поскольку Государственная монополия «Российские железные дороги» (РЖД) является генеральным спонсором Олимпийских игр в Сочи, заключив маркетинговое соглашение на сумму более 115 млн долл. [11].

Железнодорожная система в своей основе уязвима для террористических действий вследствие следующих факторов:

• железнодорожные станции легко доступны, здания открыты, очень часто инфраструктура железнодорожных путей недостаточно защищена (особенно характерно для сельской местности и удаленных горных районов)

• железнодорожные пути и сигнализация легко уязвимы при нанесении повреждений;

• железнодорожные мосты могут подвергаться взрывам, так же, как и железнодорожные тоннели, которые к тому же уязвимы при атаках химическими веществами;

• системы контроля и диспетчерские системы уязвимы при взрывах и при «виртуальных атаках» кибертеррористов.

К сожалению, история развития железнодорожного транспорта в России также не обошлась без терактов. 27.11.2009 в 21.30 по московскому времени на 285-м км линии Санкт-Петербург - Москва произошел теракт, в результате которого потерпел крушение скоростной фирменный поезд «Невский Экспресс» № 166, следовавший из Москвы в Санкт-

Петербург (погибли 27 чел., ранения получили не менее 132 чел.).

Основная сложность борьбы с терроризмом на железнодорожном транспорте состоит в том, что целью террористической акции могут стать самые различные его объекты - от пассажирского подвижного состава и экологически опасных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, до объектов социального назначения и жилых зданий. На железных дорогах чаще всего взрывают или пытаются взорвать вагоны, цистерны и железнодорожное полотно (например в результате теракта 12.07.2010 на дагестанском участке Северо-Кавказской железной дороги сошли с рельсов 16 вагонов товарного состава), а также мосты и тоннели. Также происходят взрывы и в залах ожидания железнодорожных вокзалов: 23.04.1997 в зале ожидания железнодорожного вокзала Армавир-2 при срабатывании взрывного устройства погибли 3 чел., 20 чел. были ранены. 28.04.1997 в зале ожидания железнодорожного вокзала в Пятигорске произошел взрыв, в результате которого 2 чел. погибли и 17 были ранены. Террористическая угроза может подстерегать людей у перронов, в товарных конторах, на нефтебазах, в пунктах слива - налива (погрузки - выгрузки) опасных веществ, в местах отстоя вагонов и др.

Особенность рельефа местности города Сочи обусловливает специфику железнодорожной инфраструктуры, которая представляет собой единственный путь, протянувшийся от Туапсе до Адлера вдоль береговой линии моря.

Слабая развитость инфраструктуры железнодорожного транспорта в районе г. Сочи создает существенные риски террористической атаки на данном участке, поскольку при полном отсутствии альтернативных путей доставки пассажиров и грузов повышается долгосрочный эффект теракта. Гипотетический террористический акт на железной дороге в период проведения Олимпийских игр 2014 г. помимо единовременного эффекта в виде человеческих жертв способен вызвать повреждение железнодорожного полотна, что приведет к приостановке или временному прекращению движения поездов, спровоцировав транспортный коллапс. В этой связи строительство альтернативного маршрута железнодорожной доставки пассажиров и грузов позволит не только разгрузить существующие мощности, которые работают практически на пределе, но и в совокупности с комплексом мер по повышению безопасности объектов железнодорожной

инфраструктуры будет способствовать снижению рисков террористических угроз. Для повышения качества систем безопасности на железной дороге и изучения передового опыта ОАО РЖД имеет смысл наладить более тесные связи с Ассоциацией по безопасности на железнодорожном транспорте (COLPOFER), объединяющей железнодорожную полицию и службы безопасности 19 стран Европы с целью обмена информацией по обеспечению безопасности на железных дорогах. Целесообразно использовать в качестве организации-советника Международный союз железнодорожного транспорта (ШС) по вопросам безопасности.

Повышенная открытость как фактор террористической угрозы свойственна не только железнодорожному, но и автомобильному транспорту, основными рисками которого являются:

• диверсионные акты на автомобильных дорогах, во время движения по ним автотранспортных средств большой пасажировместимости. Так, 26.05.1994 боевиками захвачен рейсовый автобус Владикавказ - Ставрополь, в котором находилось 33 пассажира; 28.06.1994 произошел захват рейсового автобуса Ставрополь - Моздок с 40 пассажирами; 28.07.1994 - захват рейсового автобуса Пятигорск - Ставрополь - Крас-ногвардейск с 36 заложниками. 28.06.1996 в результате взрыва в автобусе, следовавшем по маршруту Минводы - Нальчик - Владикавказ, погибли 6 чел., еще 24 получили ранения. 31.10.2007 - взрыв рейсового автобуса в Тольятти, погибли 8 чел., более 50 ранены;

• атаки на грузовики, перевозящие опасные грузы, или их использование в террористических целях. 27.12.2002 два начиненных взрывчаткой грузовика врезались в комплекс Дома Правительства Чечни в г. Грозном и взорвались. Погибли 83 чел., еще около 200 получили ранения;

• взрывы бомб, устанавливаемых на грузовиках и легковых автомобилях в местах скопления людей в городах, в местах пребывания больших групп туристов или рядом со стратегическими объектами инфраструктуры. Так, 09.07.2000 произошел взрыв заложенной в легковой автомобиль бомбы у Центрального рынка Владикавказа (6 чел. погибли, 15 ранены). 09.09.2010 рядом с центральным рынком Владикавказа взорван заминированный автомобиль, в результате чего 16 чел. погибли, больше 70 получили ранения. 03.05.2012 у поста ДПС «Аляска-30»

на трассе Махачкала - Астрахань взорвалась

машина со смертником (погибли 13 чел., более

100 пострадали).

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на строительство новых дорог, тоннелей, мостов и развязок в рамках подготовки г. Сочи к принятию Олимпийских игр 2014 г., автотранспортная инфраструктура города по-прежнему остается уязвимой для атаки террористов. В силу уже обозначенных особенностей природных условий строительство новых дорог на Черноморском побережье является крайне затратным, поскольку требует проведения работ в горной местности, прокладки тоннелей и строительства мостов, поэтому строительство в основной своей части ведется вдоль линии моря при отсутствии альтернативных путей доставки пассажиров и грузов, что создает риски существенного нарушения транспортного обеспечения в результате террористической атаки.

Морской транспорт стал вторым сектором транспорта, в отношении которого после терактов 11.09.2001 мировым сообществом были приняты дополнительные меры безопасности. Морской терроризм создает угрозу для безопасности морского судоходства. Преступные акты совершаются как против людей и собственности на борту судов, так и против технических объектов, обеспечивающих нормальное функционирование данного вида коммуникаций (маяки, навигационное оборудование и др.).

Для морского терроризма характерны такие противоправные акты, как захват морских судов, насильственное изменение их курса, захват заложников. Их совершение носит преимущественно демонстративный характер и служит цели выразить протест определенной террористической организации против тех или иных действий или политики их политических противников. Именно такой характер носили известные акции по захвату в 1961 г. в Карибском море антисалазаровской группировкой португальского круизного судна «Сайта-Мария» с 600 пассажирами в знак осуждения фашистского режима в Португалии, а также по захвату в 1985 г. палестинскими экстремистами итальянского лайнера «Акилле Лауро» с 750 пассажирами в порядке мщения за совершенный израильской авиацией 01.10.1985 года налет на штаб-квартиру ООП в Тунисе.

В настоящий момент основными направлениями риска террористических атак, присущих морскому транспорту, являются следующие:

• морские суда, которые сами по себе могут использоваться террористами для совершения атак (например суда, перевозящие жидкий нефтяной газ (LPG) и сжатый природный газ (LNG), могут использоваться как оружие для совершения атак или как средства разрушения инфраструктуры);

• люди и грузы могут стать целью совершения атак непосредственно на судах, использоваться для провокаций, приводящих к человеческим жертвам, а сами суда использоваться для контрабанды обычного, ядерного, химического или биологического оружия, подмены настоящих моряков террористами;

• финансирование террористической деятельности (доходы от выполнения морских перевозок могут использоваться для финансирования террористической деятельности) [12]. Принимая во внимание тот факт, что Сочинский

порт является крупнейшим пассажирским морским портом России и расположен в непосредственной близости от морской границы РФ с нестабильным регионом грузино-абхазского конфликта, нельзя полностью исключать возможные провокации, связанные с попытками захвата террористами международных судов, доставляющих спортсменов и гостей Олимпийских игр 2014 г. В этой связи вопросам обеспечения безопасности морских границ страны в период проведения Игр 2014 г. необходимо уделить особое внимание.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N° 537, надежная защита и охрана государственной границы является одним из важных условий обеспечения национальной безопасности. При этом основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере признаются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами. Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют также деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через

Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.

После вооруженного конфликта в августе 2008 г. Россия признала независимость Абхазии как нового государства. В связи с категорическим протестом Грузии, которая называет Абхазию и Южную Осетию «оккупированными территориями», становится актуальным вопрос развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов не только между Россией и Абхазией, но и между Абхазией и Грузией. Исключительную сложность данной работе придает особенность рельефа местности, которая представляет собой гористый участок с наличием труднопроходимых и, как следствие, трудноконтролируемых участков. О привлекательности использования территории Абхазии для подготовки теракта в г. Сочи в канун проведения Олимпийских игр 2014 г. красноречиво свидетельствует тот факт, что 4-5 мая 2012 г. в результате скоординированных действий спецслужб на территории Абхазии были выявлены 10 схронов с оружием, взрывчаткой, боеприпасами и другими средствами совершения террористических акций. Из обнаруженных тайников изъято: 3 переносных зенитно-ракетных комплекса «Игла» и «Стрела», 2 ПТУРС — противотанковых управляемых реактивных снаряда с установками, миномет и 36 снарядов к нему, огнемет «Шмель», 29 гранатометов различных марок, 12 самодельных взрывных устройств, 15 противотанковых и противопехотных мин, 655 выстрелов для подствольных гранатометов, 39 гранат и 50 запалов к ним, снайперская винтовка и 2 автомата, 15 кг тротила, свыше 10 тыс. патронов различного калибра, а также топографические карты местности [3]. Таким образом, несмотря на признание Россией независимости Абхазии, определенная напряженность в регионе продолжает сохраняться, что также может рассматриваться в качестве возможного фактора террористической угрозы Олимпийским играм 2014 г.

Стоит отметить, что целями террористических атак могут стать и объекты непосредственно олимпийской инфраструктуры. Например, в условиях гористой местности особую опасность представляют канатные дороги и фуникулеры, которые являются основным средством доставки спортсменов и болельщиков к местам проведения некоторых видов состязаний, в частности:

- 11.11.2000 на австрийском горнолыжном курорте Капрун произошла самая страшная катастрофа в истории фуникулеров, когда погибли 155 чел. в поезде-фуникулере, который находился в наклонном туннеле длиной 3 300 м, поднимаясь с высоты 911 до 2 452 м;

- 05.09.2005 в результате несчастного случая на канатной дороге горнолыжного курорта Зелден ^оеЫеп) в австрийских Альпах погибли 9 чел., а еще 7 получили тяжелые ранения. Грузовой вертолет, перевозивший бетонный блок весом в 750 кг, находился на высоте 300 м от натянутого каната, когда блок оборвался и рухнул вниз на одну из кабин подвесной дороги. В результате обрыва троса пострадали пассажиры двух соседних кабин, которые разметало в разные стороны;

- 07.01.2006 в Москве на Воробьевых горах в районе прыжкового трамплина внезапно сломался двигатель фуникулера, на котором находились около 30 лыжников и сноубордистов, которые были эвакуированы пожарными при помощи коленчатых подъемников;

- 17.11.2009 в Кабардино-Балкарии на канатной дороге «Азау - Кругозор» произошел взрыв самодельного взрывного устройства, в результате чего был оборван трос между пятой и четвертой опорами. Жертв и пострадавших не было. В тот день в Эльбрусском районе была зафиксирована целая серия диверсий: помимо канатной дороги, взрывное устройство также сработало на трансформаторной станции в ущелье Адыл-Су, а на 54-м километре федеральной дороги Прохладный-Азау из леса неизвестными из автоматического оружия был обстрелян стационарный пост ДПС. Попытки подрыва еще двух железобетонных опор линии электропередач были предприняты утром 18 ноября;

- 19.02.2011 в Кабардино-Балкарии в разгар горнолыжного сезона неизвестные расстреляли группу туристов из Москвы и взорвали канатную дорогу на Эльбрус. Ситуация в республике обострилась, несмотря на ввод дополнительных сил правопорядка. Эксперты сравнивали произошедшее со взрывом в Домодедово. Трое москвичей погибли, двое ранены в результате нападения неизвестных по пути на горнолыжный курорт в Приэльбрусье. Микроавтобус «Соболь», который молодые люди наняли по прибытии в аэропорт Минводы, был остановлен людьми в масках неподалеку от села Заюково Баксанского района. Человек в маске потребовал, чтобы женщина вышла из машины. Получив отказ, неизвестный попытался

вытащить туристку насильно, но ее попутчики не дали это сделать. Человек в камуфляже отошел от автобуса и открыл огонь. В результате трое молодых людей погибли на месте, двое получили ранения и были госпитализированы... Чуть позже ночью неизвестные подорвали 11-ю опору второй очереди подвесной канатной дороги «Старый Кругозор -Мир» в том же Баксанском районе. Пострадавших не было, сорвались 30 вагончиков. Характерно, что канатка была новая, открытая только в апреле 2009 г. Дорогу пришлось закрыть для доступа пассажиров, выключили также подъемник ближайшего горнолыжного курорта Поляна Чегет. Саперы проверили опоры и другие конструкции подъемников на наличие взрывных устройств.

Как видно из приведенных примеров, чрезвычайные ситуации на объектах повышенной опасности спортивной инфраструктуры способны привести к крайне тяжелым последствиям и в этой связи потенциально могут стать объектами атаки террористов. Кроме того, необходимо учитывать, что в горах Кавказа могут представлять опасность сходы ледников, лавин, селей, оползней и камнепадов, искусственное стимулирование которых также может быть целью террористической атаки и впоследствии привести к человеческим жертвам.

Нельзя не отметить, что горы и предгорья Западного Кавказа покрыты бескрайними лиственными лесами, которые составляют более 90 % территории Сочи. В этой связи рассмотрение потенциально уязвимых мест системы безопасности и факторов террористических угроз Олимпийских игр 2014 г. в Сочи было бы неполным без упоминания уникального Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

Кавказский заповедник расположен на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики. В настоящее время площадь заповедника составляет 280 300 га, при этом в пределах Краснодарского края Кавказский заповедник располагается на территории Мостовского района (90 499 га) и непосредственно г. Сочи (85 709 га).

В соответствии с международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции о Всемирном культурном и природном наследии, Кавказский заповедник и сопредельные с ним территории включены в Список объектов всемирного наследия «Западный Кавказ». Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов

Северного Кавказа, является своеобразным резерватом растительного и животного мира региона: флора заповедника насчитывает около 1 600 видов, из которых реликтовых - 22 %, эндемичных - 24 %, причем в Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений.

Статус заповедника предполагает запрет на организацию любого вида строительства на его территории, что привело к образованию достаточно большой слабозаселенной местности. С позиций возможного использования территории заповедника для целей передвижения или укрытия участников незаконных вооруженных формирований, представляющих, в том числе, и международные террористические организации, большое значение имеет тот факт, что около 65 % территории заповедника занято лесами, а труднопроходимые снежно-скальные ландшафты занимают почти 20 % его территории. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края в непосредственной близости от г. Сочи и Красной Поляны (которые могут стать потенциальными объектами террористической атаки), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики, при этом вплотную примыкая к границам Республики Абхазия. Как представляется, при разработке и реализации стратегии обеспечения контртеррористической безопасности Олимпийских игр 2014 г. указанным факторам террористической угрозы экспертам также необходимо уделить внимание.

О политическом значении выбора Сочи в качестве места проведения Олимпиады 2014 г. очень точно сказал Президент России В. В. Путин: «Если бы мы не смогли восстановить территориальную целостность страны, если бы мы не прекратили противостояние на Кавказе в том виде, в котором оно было лет 5-7 назад, если бы мы принципиальным образом не изменили ситуацию в экономике и в решении социальных задач - не видать бы нам никакой Олимпиады. Это очень важно, это значит, что наша страна востребована на международной арене как сильное, независимое, самостоятельное государство со своим мнением, со своей позицией и с возможностью отстаивать эту независимую позицию на международной арене» [4].

Как отметил в 2011г. Президент России Д. А. Медведев, «не следует забывать, что Олимпиада - это всегда сложное мероприятие, и Олимпиады изначально служили не только целям развития спорта, но и укрепления мира. Поэтому мы должны помнить, что и наша Олимпиада, естественно, на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правлена на эти цели, а силы, которые будут препятствовать проведению Олимпиады, должны нами определенным образом выявляться и привлекаться к ответственности, если речь идет о гражданах нашей страны. Здесь есть и определенные проблемы, связанные с нашим соседом - с Грузией, поэтому все, что требует повышенного внимания по линии Министерства иностранных дел, правоохранительных органов и силовых структур, должно быть сделано. И на пути любых провокаций должен быть поставлен надлежащий заслон» [5].

Всего на обеспечение безопасности Олимпиады и Параолимпийских игр 2014 г. в Сочи из федерального бюджета будет потрачено в общей сложности 57,8 млрд руб., или примерно 2 млрд долл., что сравнимо с расходами ФСБ России и МВД России на закупку вооружения и техники. Деньги на обеспечение безопасности выделены, закупаются технические средства, готовятся помещения. Также при строительстве олимпийских объектов материалы проверяются на наличие взрывчатки.

Косвенные расходы на безопасность Олимпийских игр 2014 г. заложены и в Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года. Например, особое внимание привлекает проект трассы, которая будет связывать Кабардино-Балкарию и Абхазию, повторяя контуры исторической Военно-Сухумской дороги. Запланированная в Стратегии в качестве одного из «приоритетов» трасса Черкесск - Сухум, будет иметь не только важное социально-экономическое (с помощью дорожного строительства власти намерены быстро снизить уровень безработицы в этом неспокойном регионе [14]), но и стратегическое военно-политическое значение. В настоящее время Абхазию соединяет с Россией лишь одна дорога, проходящая вдоль моря в районе Сочи. Появление второй транспортной артерии значительно укрепит режим безопасности как самой Абхазии, так и соседнего г. Сочи. Ведь трасса Черкесск - Сухум может играть роль сплошного оборонительного вала, пересекающего всю Абхазию от российской границы до Черного моря. Нежелательным гостям со стороны Грузии невозможно будет подобраться к Сочи, минуя эту линию. Таким образом, строительство дороги поможет в будущем предотвращать ситуации, аналогичные военному столкновению осенью 2001 г., когда отряд чеченских боевиков под руководством Р. Гелаева при поддержке грузинских властей пытался пройти через Абхазию к г. Сочи.

Как отметил В. В. Путин на межрегиональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы», наряду с признанием Абхазии и продлением пребывания российского Черноморского флота в Севастополе, Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. являются одним из трех столпов возвращения России в черноморское пространство [6]. Указанный факт в полной мере подтверждается результатами проведенного анализа, который позволяет выделить следующие геополитические образы Кавказского региона: «энергетическая кладовая», «транспортный коридор», «буферная зона», «зона нестабильности». Взаимодействие этих и других образов формирует несколько концептуальных границ региона, иногда совпадающих с Государственной границей РФ, а иногда пересекающих ее. Каждый из таких образов, являясь результатом осмысления международными акторами собственных интересов и пространственных реалий, оказывает серьезное влияние на динамику политических процессов на Кавказе, во многом предопределяя становление региональной системы общественных отношений и задавая вектор ее развития.

Южные рубежи России традиционно являются стратегической территорией, подвергающейся интенсивной геополитической экспансии ряда иностранных государств, а также транснациональных корпораций, в рамках которой реализуются их собственные интересы, иногда противоположные как национально-государственным интересам страны, так и истинным национально-культурным интересам народов Юга России. Поддержка деструктивных сил на Кавказе иностранными государствами, подключение к этому процессу транснациональных финансовых и криминальных структур являются основными причинами, создающими напряженную ситуацию и качественно изменяющими характер угроз для России.

В целях выработки своевременных и эффективных механизмов противодействия террористической угрозе в регионе (особенно в период подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 г. как знакового политического события) необходимо уделить повышенное внимание геополитической компоненте проявления терроризма, провести де-

тальный анализ существующих вызовов и угроз, на основании результатов которого разработать долгосрочную комплексную программу обеспечения антитеррористической безопасности региона.

Список литературы

1. Маркедонов С. Смирись, Кавказ, идет Ермолов... // Русский журнал. 23. 10.2001. URL: http://old. russ. ru/politics/20011023-mar-pr. html.

2. Нюдюрбегов А. Каспий - Калининград: геополитическая ситуация и вопросы защиты национальных интересов России. URL: http://lit. lib. ru.

3. Официальный сайт Национального антитеррористического комитета, 10.05.2012. URL: http://nak. fsb. ru.

4. Стенограмма встречи Президента России В. В. Путина с представителями молодежных организаций России. 24.07.2007, Завидово, Тверская область. URL: www. presidenl. kremlin. ru.

5. Стенограмма оперативного совещания с членами Совета безопасности РФ. 18.02.2011, Сочи. URL: http://news. kremlin. ru/news/10384.

6. Стенограмма выступления В. В. Путина на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы». URL: http://premier. gov. ru/events/news/11301.

7. URL: http://premier. gov. ru/visits/ru/11295/ info/11284.

8. URL:http://www. anti-corruption. su/doklady/ severnyj -kavkaz-kak-ugroza-vnutrennej -bezopasnosti-rossii. html.

9. IATA. URL: http://www.iata.org/safe_travel.

asp.

10. URL: http://www. rian. ru/incidents/2011062 6/393400095.html.

11. URL: http://lenta. ru/news/2010/03/01/ijd.

12. OECD, 06.03.2002. URL: http://www. iru-eapd. org/membersonly/ekmt/pdf/ECMT-Transport-ru1.pdf.

13. URL: http://www. tdog2014.com/tlogistics/ transport.

14. URL: http://vz. ru/politics/2011/2/18/469914. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.