Научная статья на тему 'Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка'

Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10682
5819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИЯ / TOURISM / EVENT TOURISM / ECONOMIC / TERRITORY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Леонидова Екатерина Георгиевна

Статья посвящена исследованию роли событийного туризма в социально-экономическом развитии территории. В статье приведены подходы к событийному туризму, исследованы характеристики событийного туризма, приведены этапы становления событийного туризма в Российской Федерации, описан успешный опыт развития событийного туризма в регионах России, а также определены факторы, сдерживающие развитие событийного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT TOURISM AS A NEW DIRECTION ON RUSSIAN TOURIST MARKET

The article contributes to the study of the role of event tourism in socio-economic development of a territory. It reviews the approaches to the concept of «event tourism», studies its main characteristics and presents the periods of its development in Russia. In conclusion the article describes the successful experience of event tourism development in the Russian regions and defines the negative factors affecting the development of event tourism industry.

Текст научной работы на тему «Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Леонидова Екатерина Георгиевна

младший научный сотрудник

ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН»,

РФ, г. Вологда

Ekaterina Leonidova

junior scientific researcher, Institute of socio-economic development of territories ofRussian academy of science,

Russia, Vologda

Статья посвящена исследованию роли событийного туризма в социальноэкономическом развитии территории. В статье приведены подходы к событийному туризму, исследованы характеристики событийного туризма, приведены этапы становления событийного туризма в Российской Федерации, описан успешный опыт развития событийного туризма в регионах России, а также определены факторы, сдерживающие развитие событийного туризма.

The article contributes to the study of the role of event tourism in socioeconomic development of a territory. It reviews the approaches to the concept of «event tourism», studies its main characteristics and presents the periods of its development in Russia. In conclusion the article describes the successful experience

E-mail: leo_leg_8509@mail. ru

EVENT TOURISM AS A NEW DIRECTION ON RUSSIAN TOURIST MARKET

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление российского туристского рынка // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 7(18) .

URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2307

of event tourism development in the Russian regions and defines the negative factors affecting the development of event tourism industry.

Ключевые слова: туризм, событийный туризм, экономика, территория.

Keywords: tourism, event tourism, economic, territory.

Туризм в Российской Федерации является одной из перспективных отраслей современной экономики. В последние годы его развитие в регионах происходит под влиянием действующей федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)». Данный документ предусматривает субсидирование наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных территорий. Одним из способов эффективного использования туристского потенциала территории, способного за сравнительно короткий период времени при относительно небольшом количестве затрат привлечь туристов в регион, является событийный туризм.

Изучение событийного туризма необходимо начать с подходов к его определению. В мировой практике для обозначения термина «событийный туризм» используют термин «event tourism» (от англ. event — событие или специальное мероприятие). В русском языке используется такие варианты, как ивент-туризм или событийный туризм.

Среди зарубежных авторов проблемами событийного туризма занимались Дж. Ритчи, Д. Беливо, Р. Линч, А. Вил, Д. Гетц и другие. Благодаря их исследованиям этот вид туризма выделился в самостоятельную отрасль науки со своим терминологическим аппаратом и стал рассматриваться как отдельное направление. Среди российских исследователей можно выделить нескольких авторов, предложивших свою трактовку событийного туризма (табл. 1).

Таблица 1.

Подходы к событийному туризму в трудах российских ученых

Авторы Определение

М.Б. Биржаков «Значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением» [3].

Г.П. Долженко, А.В. Шмыткова «Вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо событием» [7].

С.С. Никитина, М.В. Зинченко «Любое путешествие, связанное с каким-либо интересным для туриста событием, которые происходят во всех концах нашего необъятного земного шара» [9].

ТВ. Фролова «Поездки с целью удовлетворения потребности в посещении какого-либо мероприятия» [15].

О.В. Алексеева «Вид туристской деятельности, привлекающий туристов разноформатными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации» [2].

Е.А. Лакомов «Туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большое количество туристов из разных стран» [8].

Анализируя данные подходы, можно сделать вывод, что единое определение событийного туризма отсутствует, что связано с непродолжительным периодом его изучения среди российских исследователей, а также многогранностью его состава. Следует отметить, что авторы рассматривают событийный туризм либо как вид туристской деятельности, либо как разновидность туризма.

В целом, обобщив разные точки зрения по данному вопросу, можно предложить следующее определение: событийный туризм — вид туризма, связанный с посещением туристами и экскурсантами места проведения события, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события. В данном определении учтены следующие особенности:

1. Событийный туризм рассмотрен как отдельный вид туризма, а не как туристская деятельность.

2. В определение включены как туристы, так и экскурсанты, которые также могут находиться в месте проведения события сроком менее 24 часов. Их численность и расходы учитываются статистикой при подсчете вклада событийного туризма в экономику территории.

3. В определении использован термин «посещение», а не «поездки», т. к. предполагается, что посетить мероприятие могут люди из соседних территориальных образований, не пользуясь транспортом.

4. В определении срок пребывания туристов соответствует срокам проведения мероприятия.

5. В определении не указаны события определенной тематической направленности, поскольку в настоящее время она является достаточно обширной.

Исследователи выделяют различные черты событийного туризма. Суммировав все мнения, можно получить полную картину отличительных характеристик событийного туризма (рис. 1).

Рисунок 1. Характеристики событийного туризма

В силу вышеуказанных характеристик событийный туризм имеет определенные преимущества для развития в регионе по сравнению с другими видами туризма (табл. 2):

1. Событийный туризм способен привлечь в регион большой поток

туристов.

2. Развитие данного направления помогает решить проблему сезонности.

3. Время пребывания туристов в регионе увеличивается (если мероприятие продолжительное).

4. Событийный туризм отражает интересы разных целевых аудиторий.

5. Данное направление не требует наличия на территории естественных природных ресурсов.

Таблица 2.

Сравнительные характеристики различных видов туризма

№ Виды туризма Сезонная зависимость Ресурсоориен- тированность Способность к генерации туристского потока Широта охвата целевой аудитории

1. Культурно- познавательный + + + +

2. Экологический + + + +

3. Сельский + - - -

4. Лечебно- оздоровительный + - - -

5. Деловой - - - -

6. Событийный - - + +

7. Охотничье- рыболовный + + - -

8. Рекреационный (пляжный) + + + +

Кроме того, по мнению специалистов, событийный туризм выгоден для развития на территории, даже не обладающей уникальными туристскими ресурсами [5]. Согласно исследователям, событийный туризм выступает эффективным инструментом развития в условиях экономического кризиса [4]. Также успешно проведенные мероприятия положительно влияют на имидж территории за ее пределами.

В Российской Федерации событийный туризм является новым направлением, которое характеризуется стремительным развитием в последние годы. Это подтверждается следующими фактами, представленными на рисунке 2.

Рисунок 2. Этапы становления событийного туризма в Российской Федерации

Можно выделить ряд регионов, в которых успешно развивается событийный туризм. Так, в Ростовской области его доля составляет 40 % в структуре туристической отрасли [6]. В Самарской области это направление также является ключевым. Здесь событийный туризм развивается в рамках реализации туристическо-рекреационного кластера «Событийная агломерация» [10].

В ряде регионов РФ данное направление определено как приоритетное для развития: Белгородская область, республика Бурятия, Кировская область, Калужская область, республика Татарстан, Челябинская область, Ярославская область и другие.

Вместе с тем эксперты выделяют ряд факторов, негативно влияющих на развитие событийного туризма [12]:

• слабо развитая туристическая инфраструктура;

• низкая инвестиционная и деловая активность местного населения;

• нехватка квалифицированных кадров;

• слабое информационное продвижение мероприятия;

• слабое использование туристического потенциала.

Таким образом, событийный туризм играет важную роль в решении социально-экономических задач территорий. При этом особую актуальность приобретает включение событийного туризма в программы долгосрочного развития, принимаемыми местными органами власти. Данные документы должны включать в себя субсидирование средств для развития туристической инфраструктуры, план мероприятий по подготовке кадров, широкий комплекс мер в области информационного продвижения событийных туров. Реализация вышеуказанных мер позволит положительно отразиться на социальноэкономическом положении территории.

Список литературы:

1. Александрова А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристскорекреационной сферы [Текст] / А.Ю. Александрова // Вестник ТвГУ. Серия «Г еография и геоэкология». — 2013. — № 8. — С. 99—110.

2. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-

экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2012. — 24 с.

3. Биржаков М.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М.Б. Биржаков, И.В. Воронцова, Н.И. Метелев // Туристские фирмы. — 2000. — № 23. — С. 94—111.

4. Власова Т.И. Событийный туризм — эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион [Текст] / Т.И. Власова, А.В. Алейников // Вестник НАТ. — 2015. — № 1. — С. 38—40.

5. Воронин А.Н. Теоретические и методические аспекты развития событийного туризма в дестинации [Текст] / А.Н. Воронин, И.В. Крылова, Г.А. Громова // Вестник НАТ. — 2012. — № 2. — С. 40—43.

6. Всероссийская конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития событийного туризма // Официальный сайт Федерального агентства по туризму — 03.07.2012. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiatourism.ru/news/1942/ (дата обращения: 10.05.2015)

7. Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2007. — № 6. — С. 116—119.

8. Лакомов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2013. — 28 с.

9. Никитина С.С., Зинченко М.В. Событие как основа для проектирования туристического продукта // Материалы Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». — Томск, 5—6 апреля 2012 г. — С. 81—84.

10. Постановление от 22.04.2015 № 206 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015—2025 годы» // Волжская коммуна. — 2015. — № 103. — С. 3—6.

11. Сергеева Е. Вологодская область. Туризм нового формата // Сетевое издание «Туристический портал TRIP2RUS.RU» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trip2rus.ru/interview/2660 (дата обращения: 01.05.2015).

12. Сирченко А.А.. О перспективах развития событийного туризма

в Российской Федерации // Информационно-аналитический портал «Предпринимательство и право» — 13.11.2012 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1313 (дата

обращения: 01.05.2015).

13. Ускова Т.В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — 182 с.

14. Ушакова Е.О. Критериальный подход к оценке туристских ресурсов региона (на примере Новосибирской области) [Текст] Е.О. Ушакова // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. — 2013. — № 2. — С. 57—61.

15. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного

сервиса и туризма: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.aup.ru/books/m19/2_1.htm (дата обращения: 01.05.2015).

16. Шарафанова Е.Е. Спортивно-событийный туризм и развитие территорий [Текст] / Е.Е. Шарафанова, Е.В. Печерица, А.М. Житлов. — СПб.: Изд-во СПбГиЭУ, 2014. — 155 с.

17. Шпилько С.П. События к событийному туризму [Текст] / С.П. Шпилько // Вестник НАТ. — 2014. — № 1. — С. 13—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.