Проблемы развития событийного туризма в России Полякова А. В.
Полякова Алёна Владиславовна /Poljakova Aljona Vladislavovna - магистрант, кафедра экономической и социальной географии, институт математики и естественных наук,
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются при организации событийного туризма; факторы, препятствующие развитию событийного туризма в России и его роль в привлечении туристов в страну.
Abstract: this article deals with the problems faced by the organization of the event tourism, the factors hindering the development of tourism event in Russia and its role in attracting tourists to the country.
Ключевые слова: туризм, событие, событийный туризм, инфраструктура.
Keywords: tourism, event, event tourism infrastructure.
Событийный или ивент-туризм (от англ. event - событие, мероприятие) - довольно молодое и перспективное направление туристского бизнеса. Этот вид отдыха набирает обороты и становится всё более массовым.
Событийный туризм является идеальным отдыхом для людей, стремящихся провести время максимально весело, интересно и полезно. Его также часто называют индустрией впечатлений. Яркость увиденного и услышанного - вот тот позитивный багаж, который хочет привезти с собой из поездки турист.
Чем привлекателен событийный туризм? Он дает публике возможность поучаствовать в необычном для стандартного путешествия действе, раскрывает новые стороны туристского объекта, факты истории и делает их живыми. Он обладает зарядом положительных эмоций, что немаловажно для повторного привлечения туристов.
Событийный туризм способствует возрождению культурных обычаев, традиций, развитию народного творчества. Культурные события стали сейчас очень важными элементами экономической, социальной и культурной жизни. Правительства разных стран - Испании, Италии и др., проводят политику его поддержки, так как мероприятия событийного туризма оказывают положительное воздействие на развитие региона и всей страны. Данный вид туризма, как никакой другой, является действенным инструментом формирования позитивного имиджа страны в мире.
Также успешный событийный туризм положительно отразится на деятельности внутренних туроператоров, так как это поможет сгладить сезонные колебания прибытий и загрузки гостиниц. К примеру, на немецкий фестиваль Октоберфест ежегодно съезжается около 6 миллионов человек, в 2006 году только на проживание в отелях и проезд гости мероприятия потратили более 500 миллионов евро, а вот в 2013 году за время проведения Октоберфеста 6,4 млн. чел. из 80 стран потратили порядка 400 миллионов евро [2].
Другим ярким подтверждением служит карнавал в Рио-де-Жанейро. На период празднования здесь бронируется 90 % номеров, что подтверждает масштабность карнавала.
Россия тоже старается уделять значительное внимание событийному туризму. Однако есть некоторое отличие в подходе нашей страны и стран зарубежья. Оно заключается в том, что в России нет празднеств такого масштаба. Однако в последнее время появляются предпосылки к развитию этого сегмента, и уже начал закладываться фундамент для создания в стране индустрии событийного туризма.
Создать в России индустрию событийного туризма - цель, сформированная на государственном уровне Министерством культуры. Необходимость этого заключается, прежде всего, в том, что он будет способствовать созданию в России единого туристического пространства, без которого трудно рассчитывать на высокое место в рейтинге мировых дестинаций.
Проблемами, препятствующими развитию событийного туризма в России, являются:
- плохо развитая туристская инфраструктура;
- слабая гостиничная база;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма;
- недостаточное внимание властей к событийному туризму на своих территориях;
- низкая инвестиционная и деловая активность местного населения при организации событийных мероприятий, способных привлечь российских и зарубежных туристов;
- недостаток информации о проведении событийных мероприятий в регионах;
- не осознанная позиция жителей страны и инертность к данному виду туризма.
Безусловно, наибольшую силу в решении проблем имеют действия Ростуризма. К примеру, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» предусмотрено осуществление решения задачи по продвижению российского туристического продукта [3].
Следует отметить, что в 2014 году спрос на событийный туризм в России значительно вырос. Это, прежде всего, связано с прошедшими спортивными событиями в Сочи: Зимние Олимпийские и
Паралимпийские игры 2014 [4].
Заметим, что событийный туризм обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими видами туризма: предсказуемостью по срокам и объёмам, возможностью заполнять туристами пробелы в «низкие» сезоны.
В последние годы наметились тенденции развития этого вида туризма: резкий рост количества мероприятий, их глобализация, клонирование в разных странах, изменение имиджа вместе с повышением технологичности, а также очевидная позитивная роль в развитии дестинаций.
Литература
1. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
2. Долженко Г. П. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России. / Г. П. Долженко, А. В. Шмыткова. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 6. - С.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р // Гарант [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., cop. 1990-2014. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70291902/#block_124000.
4. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма. / А. Б. Косолапов - М.: КноРус, 2008.