Научная статья на тему 'Собираемость налогов как основной показатель результативности налогового контроля'

Собираемость налогов как основной показатель результативности налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / TAX CONTROL / TAXES COLLECTABILITY / METHOD OF CALCULATING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомбожапова Светлана Викторовна

Рассмотрены авторские подходы к уровню собираемости налогов. Предложена авторская методика расчета уровня собираемости налогов, а также проведена апробация данной методики расчета на примере Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES COLLECTABILITY AS KEY INDEX OF TAX CONTROL EFFICIENCY

The article describes the author's approaches to taxes collectability. The author proposes a new method of calculating the amount of collected taxes, which has been tested by the example of the Buryat Republic.

Текст научной работы на тему «Собираемость налогов как основной показатель результативности налогового контроля»

<N

%

О

<N

УДК 336.225.673(571.54) ББК 65.261.41-28(2 Рос)

С.В. Гомбожапова

СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрены авторские подходы к уровню собираемости налогов. Предложена авторская методика расчета уровня собираемости налогов, а также проведена апробация данной методики расчета на примере Республики Бурятия.

Ключевые слова: налоговый контроль, собираемость налогов, методика расчета, результативность.

S.V. Gombozhapova TAXES COLLECTABILITY AS KEY INDEX OF TAX CONTROL EFFICIENCY

The article describes the author’s approaches to taxes collectability. The author proposes a new method of calculating the amount of collected taxes, which has been tested by the example of the Buryat Republic.

Keywords: tax control, taxes collectability, method of calculating, efficiency.

SSI

Zsl

KS г

MhSI

HSS

H5i

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£s§|

E40 I ЙИ-І Sffle

H

H

о

H

PQ

CO

H

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Таким образом, результативность налогового контроля определяется правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов в бюджет.

Собираемость налогов признана одним из основных показателей, характеризующих результативность контрольной работы налоговых органов. По методике ФНС России уровень собираемости налогов следует рассчитывать поквартально (нарастающим итогом) как процентное отношение уплаченных налогов к начисленным:

Усн = П 100%, Н

(1)

где Усн — уровень собираемости налогов; П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Н — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году.

Между тем, в форме налоговой отчетности 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ» в составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления в результате погашения задолженности прошлых лет и уплаты авансовых платежей в счет будущих периодов.

Анализ ряда работ российских ученых, посвященных рассмотрению проблем собираемости налогов, позволяет прийти к заключению об отсутствии единого мнения по вопросам определения теоретической

© С.В. Гомбожапова, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

основы данного понятия. На современном этапе существует несколько основных научных подходов к определению понятия собираемости налогов.

Сотрудниками кафедры документальных проверок и экспертиз Академии экономической безопасности МВД России рекомендован следующий подход к расчету уровня собираемости налогов [2]:

Усн = П 100 = ° АЗ =[1 — — |-100% , О ° I О

(2)

где П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; О — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году; АЗ — прирост задолженности за текущий год.

Фактические поступления налогов авторы рассматривают как разницу между суммой налоговых обязательств (начислений) и приростом задолженности за текущий год. Однако прироста задолженности может и не быть, на практике бывает и сокращение задолженности благодаря ее погашению в большей сумме, чем новая задолженность, образовавшаяся в отчетном финансовом году.

Ю.А. Дадашева расчет уровня собираемости налогов формулирует следующим образом [1]:

Усн = -

Сфнп-Спз

•100%,

(3)

Сфнп — Спз + Нн

где Сфнп — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Спз — поступления в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет; Нн — недоимка по текущим налоговым платежам, т.е. со сроком образования до 12 месяцев.

Отметим, что при практическом применении автором разработанной методики расчета собираемости налогов сумма поступлений в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет приравнена к нулю из-за отсутствия сведений о данном показателе. Таким образом, данные о реальной собираемости налогов были искажены. При этом автор отмечает целесообразность выделения отдельной строкой поступлений в счет погашения задолженности прошлых лет в отчетном году.

К тому же, сумма начисленных налогов не может быть сведена к знаменателю вышеприведенной формулы, так как сумма налоговых поступлений текущего года зависит от изменения срока уплаты налога. Так, в случае предоставления отсрочки или рассрочки платежа, инвестиционного налогового кредита, а также проведения реструктуризации задолженности текущие платежи отодвигаются на соответствующий срок.

Для расчета поступлений в результате погашения задолженности прошлых лет автором предлагается следующая формула:

Зк.г. = Зн.г. + Зт.г. - Зсп - Зп,

отсюда

Зп = Зн.г. + Зт.г. - Зсп - Зк.г., (4)

где Зк.г. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на конец отчетного года; Зн.г. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на начало отчетного года; Зт.г. — вновь образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в теку-

«К1

2нё ЯЧ г

нйе

н31

Ен^ І

ой-

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§|

« VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мщ

МО I £И4

Н®Є

И

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о

н

м

со

Н

щем году; Зсп — сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в отчетном году; Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году.

Итак, уровень собираемости налогов следует рассчитывать как процентное отношение фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год без учета погашения задолженности прошлых лет к суммам, начисленным в отчетном финансовом году.

Усн = П ЗП 100%. Н

(5)

где П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году; Н — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году.

К сожалению, сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в форме налоговой отчетности 4-НМ «О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» приводится в разрезе федеральных, региональных и местных налогов и сборов без разбивки по каждому из налогов. Это означает, что практическое применение данной методики для расчета уровня собираемости налогов представляется возможным в целом по налоговым доходам и по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.

Рассчитаем уровень собираемости налогов по разработанной методике на примере Республики Бурятия и сравним полученный результат с уровнем собираемости налогов, рассчитанной в регионе по методике, применяемой ФНС РФ (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня собираемости налогов в Республике Бурятия по традиционной и авторской методике, %

Налоги и сборы Традиционная методика Авторская методика

2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009

Федеральные налоги и сборы 98,31 99,91 101,51 101,26 96,33 88,31 94,73 96,20 100,55 96,09

Региональные и местные налоги 89,23 96,17 98,76 99,99 99,24 75,03 81,88 79,05 99,26 95,69

Всего по налоговым доходам 97,18 99,61 101,26 101,15 96,62 86,66 93,69 94,68 100,44 96,05

Расчет уровня собираемости налогов по авторской методике выявил значительное отклонение показателя от методики, применяемой ФНС РФ. Так, показатель собираемости региональных и местных налогов по методике, применяемой ФНС РФ по данным за 2009 г. оказался завышенным и составил 99,2%, т.е. на 3,6 процентного пункта выше, чем по авторской методике. Значительное отклонение в показателях, рассчитанных по двум разным методикам, отмечается в 2005-2007 гг. по сравнению с 2008 и 2009 гг. Однако, отметим, что в 2008 и 2009 гг. снижение суммы совокупной налоговой задолженности наблюдается меньшими темпами, чем в 2005-2007 гг. (табл. 2).

<N

%

О

(N

Таблица 2

Динамика задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в

Республике Бурятия

Налоги и сборы 2006 г. в % к 2005 г. 2007 г. в % к 2006 г. 2008 г. в % к 2007 г. 2009 г. в % к 2008 г. 2010 г. в % к 2009 г.

Федеральные налоги и сборы 68,33 87,18 68,78 93,99 101,73

Региональные налоги 77,25 79,93 75,33 87,15 95,05

Местные налоги 103,16 83,32 45,10 117,44 84,88

Всего 71,58 86,11 67,00 94,88 99,75

В связи с этим было бы целесообразно при расчете уровня собираемости налогов учитывать сумму погашенной задолженности прошлых лет в отчетном году, что позволит наиболее достоверно оценить результативность налогового контроля.

Список использованной литературы

1. Дадашева Ю.А. Собираемость налогов: методы измерения и сфера применения / Ю.А. Дадашева // Финансы. — 2009. — № 11.

2. Попонова Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. — М.: Изд-во Экс-мо, 2006. — 624 с.

Referenses

1. Dadasheva Yu.A. Sobiraemost’ nalogov: metody izmereniya i sfera prime-neniya / Yu.A. Dadasheva // Finansy. — 2009. — № 11.

2. Poponova N.A. Organizatsiya nalogovogo ucheta i nalogovogo kontrolya: ucheb. posobie / N.A. Poponova, G.G. Nesterov, A.V. Terzidi. — M.: Izd-vo Eksmo, 2006. — 624 s.

SSI

Zsl

KS г

“li1

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

S V I

8s! ИН 25 о

СнО!

£мц

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

Н

Информация об авторе

Гомбожапова Светлана Викторовна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: Svetlana.gombozh@mail.ru.

Author

Gombozhapova Svetlana Viktorovna — post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: Svetlana.gombozh@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.