Научная статья на тему 'Собенности самосознания юношей и девушек мусульман в ракурсе их межконфессионального обособления и толерантности'

Собенности самосознания юношей и девушек мусульман в ракурсе их межконфессионального обособления и толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курачев Д. Г.

Анализируется феноменология самосознания личности юношей и девушек мусульман из Р е спублики Башкортостан. Показывается: психологические защиты Я-образа в ситуациях депривации. Содержательное наполнение рефлексивных актов. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие установки по отношению к иноверцам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of self-consciousness of muslim young people in the frames of their interconfessional isolation and tolerance

Phenomenology of self-consciousness of muslem young men and women in the Republic of Bashkortostan is analyzed. The psychological protection of I-image in situations of deprivation, the reflection acts content, and the cognitive, emotive and behavioral intentions to adherents of a different faith are described.

Текст научной работы на тему «Собенности самосознания юношей и девушек мусульман в ракурсе их межконфессионального обособления и толерантности»

раздел ФИЛОСОФИЯ

УДК 297 ББК 86.38 К 93

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК МУСУЛЬМАН В РАКУРСЕ ИХ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБОСОБЛЕНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ

Курачев Д. Г.*

Анализируется феноменология самосознания личности юношей и девушек мусульман из Республики Башкортостан. Показывается: психологические защиты Я-образа в ситуациях депривации. Содержательное наполнение рефлексивных актов. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие установки по отношению к иноверцам.

В настоящее время на фоне кардинальных перемен в нашей стране усилилось влияние религиозных движений на общественную жизнь. Одновременно можно наблюдать возбуждение интереса к религии у значительной части населения, в том числе у молодежи. Актуальным становится вопрос, каким образом та или иная религиозная ориентация влияет на процесс формирования личности в современных условиях.

Психологическое понимание феномена личности неразрывно связано с категорией самосознания. Самосознание, являясь ядерной личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Известно так же, что самосознание формируется путем сепарации от альтернативных форм мировоззрения (З. Фрейд [1], Б.Ф. Поршнев [2], В.С. Мухина [3] и др.).

Юношеский возраст представляет собой этап, психологическое содержание которого характеризуется бурным развитием самосознания (Л.И. Божович [4], Б. Заззо [5], И.С. Кон [6], и др.)

Религиозность может рассматриваться как одна из важнейших составляющих самосознания личности (У Джеймс [7], С. Гроф [8] и др.). Природа и целесообразность религиозных ориентаций различными авторами расценивается неоднозначно. Это связано с тем, что это - весьма сложный феномен, противоречивый и разнообразный. Учитывая сказанное, практически все исследователи признают необходимость изучения этой проблемы не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации, т.е. непосредственно в определенной конфессиональной общности в конкретной культуре, времени и пространстве.

В рамках одного исследования практически невозможно провести многоплановое изучение различных форм религий и их влияния на содержание самосознания своих адептов. Поэтому мы ограничились исследованием в одной из приобретающих все большее влияние религиозных общностей - исламе. Учитывая факт, что ислам в последнее время вовлекает в свои ряды лиц юношеского возраста, возникает необходимость выявления психологических последствий приобщенности юношей и девушек к данной религиозной традиции.

Цель исследования: выявить особенности

самосознанияюношей идевушек мусульман в контексте их конфессионального восприятия. В исследовании принимали участие юноши и девушки мусульмане и студенты. Общееколичествоиспытуемыхсоставило 120

человек, из них 60 мусульман и 60 студентов. Юноши и девушки представлены в обеих группах поровну -по 30 человек. Возраст испытуемых от 17 - 25 лет . Исследование проводилось на протяжении 1998 - 2000 г.г. в городах Уфе и Бирске, в нем принимали участие:

1. юноши мусульмане, обучающиеся в Исламском институте им. Разетдина Ибн-Фатхетдина, девушки мусульманки, обучающиеся в Исламском институте “Муслима”. Для исследования отбирались мусульмане, приобщенные к исламу не менее полутора лет, т. е. в течение этого времени исповедующие догматы и регулярно выполняющие все необходимые обряды и предписания. 2. студенты вторых - третьих курсов БирГПИ.

В исследовании использовались методы: включенное наблюдение; проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К. А. Хвостов [9] ) ; “двадцать ответов на самоотношение” (М. Кун, Т. Макпартленд [10] ); анкета на предмет исследования межконфессионального взаимодействия (Д.Г. Курачев [11] ). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием непараметрического критерия “ хи

- квадрат”(Х2), критерия Фишера (Б) и критерия Спирмена (г).

Теоретический анализ проблемы самосознания и религиозных

ориентаций личности в юношеском возрасте

В зарубежной психологии проблема само сознания рассматривается в неразрывной связи с личностью и изучается психологами различных направлений и школ. Богатство теоретических воззрений позволяет проделатьмногоплановыйанализизучаемогофеномена. увидеть не только разногласия и противоречия, но и разные точки зрения и перспективы видения проблемы. Так, самосознание рассматривалось как атрибут субъективных представлений и психических образов переживания (интроспекционистская психология); как эпифеномен, иллюзия наивного житейского опыта (бихевиористская психология); как самопознание через систему когнитивных карт (когнитивная психология); как символическая интроекция (символический интроекционизм); как самовосприятие, детерминируемое сознательными и бессознательными процессами (психоаналитические теории); как единый гештальт-образ индивидуального “Я” в окружающем мире (гештальт-психология); как феноменальное поле самоактуализации (персоналистическая психология).

*Курачев Д.Г. - кандидат психологических наук, доцент, каф. возрастной психологии Бирского государственного педагогического института

Надо отметить что, несмотря на обилие позиций зарубежных психологов, среди них не достигнуто единства во взглядах на проблему именно структуры самосознания,крометого,ихтеоретическиеконструкты недостаточно верифицируются эмпирически и зачастую слишком абстрактно обобщены.

Теоретические основы отечественных концепций самосознания были заложены во второй четверти XX века Л.С. Выготским [12], С.Л. Рубинштейном [ 13] и др. В настоящее время категория самосознания включает много оригинальных теоретических конструктов (В.С. Мухина [14], В.В. Столин [15], Чеснокова [16], и др.). Обзор отечественных теоретических концепций самосознания позволяет отметить как традиционные подходы к проблемам, так и инновационные

течения. Сходство взглядов отечественных авторов с зарубежными психологами заключается в том, что и те и другие изучают самосознание в неразрывной связи с проблемой личности. Особенностью отечественных подходов к феномену самосознания является

наличие единообразного понятийно-категориального аппарата, выстроенного в рамках четко определенных принципов и методов. Наиболее плодотворно

проблема самосознания в отечественной психологии на данный момент развивается в русле концепции конфликтных смыслов «Я» (В.В. Столин [17] ), личностных семантических систем (В.Ф. Петренко [18] ); интегрирующего момента сознания (И.И. Чеснокова [19] ); структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина [ 20] ).

Теоретической основой нашего исследования послужила концепция самосознания личности, разработанная В.С. Мухиной и получившая отражение в ряде экспериментальных исследований. В данной концепции самосознание личности понимается как психологическая структура, представляющая собой такое единство, которое находит свое выражение в каждом из своих структурных звеньев, и поэтому может быть рассмотрена на основе каждого из них. Структурными звеньями самосознания являются: имя собственное плюс личное местоимение, за которым стоит физический облик и индивидуальная сущность человека; притязание на признание, половая идентификация; психологическое время личности, ее прошлое, настоящее и будущее; социальное про странство лично сти в контексте прав и обязанностей. Структурные звенья самосознания содержательно наполняют ценностные ориентации, формирующиеся в онтогенезе под влиянием социального, природного и духовного окружения.

Основанием формирования и дальнейшего развития личности служит идентификация с другими людьми, а также самоидентификация, функционально направленная на обособление личности, выделение себя среди других.

Длительная депривация основных потребностей субъекта неизбежно приводит к отклонениям в развитии личности, деформации звеньев структуры самосознания. Отклонения в самосознании могут возникать в любом из его звеньев как искаженные ценностные ориентации, которые приводят к формированию негативного отношения к себе, что отражается на социальной адаптации и проявляется в поведении.

Позиция В.С. Мухиной, на наш взгляд, обладает рядом ощутимых преимуществ по отношению к некоторым чисто умозрительным концепциям. Разработанная теоретическая конструкция сочетает в себе не только оригинальную модель, но и прослеживает этапы формирования самосознания

в онтогенезе. Кроме того, психологические взгляды автора подкреплены рядом методических пособий, апробированных в различных социокультурных средах, что позволят эмпирически верифицировать теорию, проводить действительно научное изучение исследуемого феномена.

Общая теория самосознания более подробно раскрывается при рассмотрении специфики юношеского возраста. Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Именно в этом возрасте происходит формирование самосознания как такового. Переход к самостоятельной жизни определяет резкую смену внутренней позиции юноши по отношению к окружающему миру и самому себе. Происходит вызревание и стабилизация основных психических структур самосознания. Юноша начинает воспринимать себя как индивидуальность, углубляя осознание своих потребностей, влечений и мотивов. Возникают новые притязания и связанные с ними проблемы выбора дальнейшего жизненного пути. Самоопределение и обращенность на будущее становятся основной направленностью личности. В социальном пространстве происходит освоение зрелых ролевых позиций, связанных с выбором профессии, личной жизнью. Описанные процессы имеют своей основой и сопровождаются мощной рефлексией, благодаря которой юноша вырабатывает субъективную позицию к миру, выраженную в иерархии ценностных ориентаций. Большинством авторов отмечаются возможные формы кризисного течения этого возраста. При этом кризис развития может трактоваться как преодоление диффузного размытого “Я”, уничтожение отживших инфантильных стереотипов и обретение новых форм идентичности.

Необходимо также отметить, что глубинная саморефлексия, присвоение духовного богатства культуры, поиск ответов на вечные экзистенциальные вопросы бытия человека в мире нередко приводит юношей и девушек к религиозным размышлениям. Именно в юношеском возрасте, наряду с другими новообразованиями пробуждаются религиозные ориентации, о природе которых в настоящее время ведется много споров.

Современная психология имеет два противоположных взгляда на природу религиозных ориентаций личности как элемента самосознания. Эти два взгляда можно охарактеризовать как позитивный и негативный [21]. Несмотря на кажущуюся противоречивость позиций, как позитивное, так и негативное направления исследуют разные стороны проблемы и тем самым дополняют друг друга. Необходимо разграничить псевдорелигиозность невротических акцентуаций самосознания от позитивной религиозности, встроенной в общее личностное развитие человека. Религиозные ориентации личности можно определить как очень сложное психологическое образование, имеющее свои корни и во внутреннем психологическом мире личности, и в общественных отношениях. В связи с этим их невозможно свести к какому-то одному элементу самосознания; вместе с тем, к настоящему времени все больше психологов приходят к мнению о том, что религиозные ориентации личности не ограничиваются индивидуальной жизнью и почти всегда находят свое социально-психологическое выражение и окончательно оформляются в самосознании через приобщенность человека к какой-либо религиозной общности.

76

раздел ФИЛОСОФИЯ

Необходимость проведения настоящего исследования диктуется и тем что большинство позиций авторов, изучающих религиозные сообщества, основывается на умозрительных построениях и поверхностных наблюдениях, лишены эмпириковерифицируемой основы с использованием конкретных методических пособий в рамках конкретной культовой общности.

Результаты эмпирического изучения самосознания мусульман в ракурсе межконфессионального обособления и толерантности

Результаты исследования по проективному методу депривации структурных звеньев самосознания показали следующие отличительные особенности юношей и девушек мусульман. В ситуации фрустрации у юношей и девушек преобладает активно включаемый, адекватно нелояльный

(игнорирующий) фиксированный на фрустрации тип поведения, как пассивная форма психологической защиты. Преобладание игнорирования не является продуктивной формой поведения, хотя и демонстрирует сопротивление фрустратору.

Отличительной особенностью юношей и девушек мусульман является очень слабая выраженность активно включаемого, адекватно нелояльного

фиксированного на фрустрации типа поведения. Наблюдается тенденция к более частому выражению адекватно лояльного типа поведения. Принятые как норма в Исламской религиозной субкультуре данные формы адаптивности к фрустрации несколько отличается от форм адаптивности к фрустрации у секуляративного юношества, где наблюдается более агрессивная форма поведения.

При депривации отдельных структурных

звеньев самосознания выявлено, что наибольшее количество неадекватно лояльных реакций, юноши и девушки мусульмане проявляют в блоке притязание на признание. При этом у юношей мусульман обнаруживается несколько большая выраженность данного типа реагирования в данном блоке, чем у девушек мусульман.

В блоке половой идентификации можно предположить, что у девушек мусульман наблюдается депривированность данного структурного звена, что можно интерпретировать как следствие «подчиненной роли» женщины в Исламской религиозной субкультуре. В контрольной группе у юношей данные структурных звеньев самосознания не имеют тенденции к депривации, в то время как у девушек студентов депривировано психологическое время личности, что можно объяснить отсутствием социальных перспектив в условиях кризиса.

При сопоставлении серий с различными персонажами обнаруживается та же тенденция. При этом наибольшее количество неадекватно лояльных реакций проявляется в ситуации с родителями, что может быть объяснено более жесткими и требовательными условиями в семейном окружении традиционного Ислама.

Положительным моментом можно отметить проявление минимального количества адекватно нелояльных (агрессивных) фиксированных на фрустрацции типов поведения у юношей и девушек мусульман в ситуации со сверстниками и проявление большегоколичестваадекватнолояльных,стремящихся к преодолению фрустрации типов поведения (по сравнению с фоновой группой). Это свидетельствует о стремлении рационально подойти к депривирующей ситуации, а не слепо, эффективно реагировать на них.

В ситуациях без фрустрации у юношей и девушек мусульман остаточной зафрустрированности не наблюдается.

Резюмируя данные анализа проведенного по методу “ Двадцать ответов на самоотношение “, можно отметить следующие особенности саморефлекции и идентификации юношей и девушек мусульман.

Рефлексивные акты у юношей и девушек мусульман характеризуются сильной загруженностью религиозной терминологией. Положительным моментом можно отметить то, что уничижительных самохарактеристик в саморефлексии у мусульман не наблюдается.

В четырех выделенных сферах рефлексии - I.. «Самооценках», II. «Идеологических убеждениях и ориентациях», III. «Интересах, стремлениях, целях», ГУ. «Социальных группах и ролях» - можно обнаружить следующие особенности.

В целом у юношей и девушек мусульман наиболее представлена идеологическая сфера, именно в ней актуализируется рефлексивное «Я».

В сфере интересов, стремлений и целей мусульмане демонстрируют примат религиозных рефлексивных актов. Из поля рефлексии выпадают такие секуляризированные интересы и стремления, как разнообразные увлечения, хобби, интересы, связанные с друзьями и время провождением, характерным для неверующих. Это свидетельствует о том, что рефлексия, направленная на интересы и стремления замкнута в религиозной сфере.

В сфере социальных групп и ролей очень ярких различий со студенческой группой не обнаружено, это свидетельствует, что несмотря на религиозное мировоззрение молодые мусульмане остаются включенными в многообразные сферы общественных отношений магистральной культуры и проявляют социальную активность и адаптацию.

Анализ соотношения социальной и персональной идентификации показал специфические особенности, присущие самосознанию юношей и девушек мусульман. Мусульмане демонстрируют примат персональной идентичности над социальной, что свидетельствует о способности к глубокому анализу и зрелой саморефлексии.

Результаты анкетирования, выявляющего специфику межконфессионального взаимодействия.

При анализе шкал относящихся к когнитивному компоненту социальных установок выявлено, что юноши и девушки мусульмане достаточно осведомлены о представителях других вероисповеданий, проживающих в данном регионе. При этом количественные и качественный анализ показал, что большинство респондентов назвали представителей христианства, буддизма, язычников, кришнаитов. Примечательно, что большинство мусульман назвали религиозные праздники тех же конфессий, среди них такие как Пасха, Рождество и др. В шкале «Стремление к новым знаниям» респонденты более слабо выразили желание узнать о других религиях, что, возможно, размывало бы их собственную религиозную идентичность.

Анализируя содержание эмоционального компонента социальных установок было выявлено, что молодые мусульмане предпочитают исламские религиозные праздники и обряды. В шкале «Принятие» большее количество респондентов лояльно относятся к обрядам и традициям других религиозных конфессий. Среди несколько отрицательно воспринимаемых традиций и обрядов были названы некоторые христианские обряды и традиции, такие

как идолопоклонство, праздники Пасха и Рождество.

В ответах по шкале «Оценка», в целом, получены следующие результаты: более предпочитаемы

представители православия, что свидетельствует о проявлении толерантности к ним. Не предпочитаемы язычники, сатанисты и сектанты. Отношение юношей и девушек мусульман к неверующим, не разделяющим их религиозных убеждений, следующее: на первом месте ответы, в которых большинство респондентов относятся к ним хорошо, на втором - нормально, на третьем - с опасением, что в целом говорит об отсутствии мировоззренческой нетерпимости. Аналогичные ответы даются респондентами и на вопрос о желании иметь друзей среди исповедующих другую религию. Это объясняется самими респондентамиотсутствиеминтересакихрелигиозным взглядам и наличием нормативной конфессиональной обособленности. На вопрос “Хотели ли Вы иметь друзей, среди исповедующих ту же религию, что и Вы?” все респонденты дали положительные ответы, что объясняется стремлением мусульман к общению с людьми, разделяющими их религиозные убеждения и ценности. Анализ шкалы «Наличие конфликтов» показал, что большинство респондентов не вступали в конфликтные отношения с представителями других вероисповеданий, и лишь некоторая их часть ссорилась в общественных местах с язычниками и сектантами.

Выводы

1. Структурные звенья самосознания юношей и девушек мусульман имеют особое содержательное наполнение, отличное от такового у секуляризированного юношества и сформированы в контексте религиозной приобщенности к Исламу. Это выражается:

- в широкой представленности в самосознании

религиозных(мусульманских) ценностныхориентаций и систем мировоззрения.

- в религиозно обусловленных поведенческих

реакциях, в частности, попытках найти выход из ситуаций фрустрации, используя позицию религиозного смирения.

- в меньшей выраженности, по сравнению

с секуляризированной молодежью, актуальной и остаточной фрустрации и агрессии, что объясняется религиозно обусловленным восприятием этой ситуации не в деструктивном, а в конструктивном аспекте.

- в позитивно воспринимаемых временных

перспективах.

2. Механизм обособления у молодых мусульман имеет конструктивные аспекты и не представлен в грубых формах отчуждения. Юноши и девушки мусульмане, обосабливаясь от альтернативных форм мировоззрения, остаются активно включенными в многообразие общественных отношений. Имея религиозные интересы, они не замыкаются в узкой сфере конфессиональной субкультуры, проявляя социальную адаптацию и активность. При сильной приобщенности к религиозной общности (исламу) остается дифференцированной и сохраненной их внутренняялично стнаяидентично сть. Индивидуальная идентичность превалирует над социально-групповой.

3. Юноши и девушки мусульмане, проявляя нормативное обособление от чужих религий все же имеют к ним дифференцированное отношение. По отношению к православию они демонстрируют лояльность итолерантность. К новым,нетрадиционным религиям молодые мусульмане относятся более негативно, что является закономерной реакцией на духовную экспансию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фрейд З. Я и Оно в 2-х томах. -Тбилисси: Мерани,1991. -С.193-351.

2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1966. -213с.

3. Мухина В.С. К проблеме социального развития //Психологический журнал. - М., 1980. 1- 5. -С.43-53. Мухина В.С. Проблема генезиса личности. - М.: МИГИ, 1986.-104 с.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.М.Фельдштейна - М.: Международная педагогическая академия, 1992. -212 с.

5. Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. N 2. -С.111-134.

6. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Просвещение, 1978. -364 с.

7. Джеймс У Многообразие религиозного опыта. - М.: Трансперсональный центр, 1997. -431с.

8. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Трансперсональный центр, 1993.-504 с.

9. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Архангельск.: АГПИ 1996. -148 с.

10. Курачев Д.Г. Исследование самосознания при помощи методики М.Куна Т. Макпартленда «Двадцать утверждений на самоотношение» - Уфа -Бирск: БирГПИ 1998 -13 с.

11. Курачев Д.Г. Подготовка психологов к эмпирическим исследованиям в конфессиональных сообществах/ Актуальные проблемы возрастной психологии.// Сборник статей. Факультет Педагогики и психологии БирГПИ -Бирск., 1999. - С.21-27.

12. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций Собрание сочинений- Т.3 . - М.: Просвещение, 1984. -С. 153-165с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М.Просвещение, 1976. -С.330-337.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. -М. Академия, 1997. - 432с.

15. Столин В.В. Самосознание личности. - М.МГУ 1983. -284 с.

16. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблемы психологии личности.

- М.: Просвещение, 1982. -С.121-128.

17. Столин В.В. Самосознание личности. - М.МГУ, 1983. -284 с.

18. 102. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания, М.: МГУ, 1988.-208 с.

19. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблемы психологии личности.

- М., 1982. С.121-128.

20. Мухина В.С. Проблема генезиса личности. - М.: МГПИ, 1986.-104 с.

21. Курачев Д.Г. Психологические особенности самосознания юношей и девушек кришнаитов. -Бирск: БирГПИ, 2001. - С.44-60.

Поступила в редакцию 16.11.04 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.