Научная статья на тему 'Специфика этнического самосознания подростков в контексте межэтнических отношений в Дагестане'

Специфика этнического самосознания подростков в контексте межэтнических отношений в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТИП ПОВЕДЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Ягияева Наида Умаровна

Представлены результаты исследования этнического самосознания подростков в контексте межэтнических отношений, определено значение таких факторов, как отношение подростка к родителям, к значимым взрослым и к сверстникам «своего» и «других» этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика этнического самосознания подростков в контексте межэтнических отношений в Дагестане»

всихолого-педагогические науки

• ••

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.4

СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ДАГЕСТАНЕ

®2009 Гаджимурадова З.М., Ягияева Н.У.

Дагестанский государственный педагогический университет

Представлены результаты исследования этнического самосознания подростков в контексте межэтнических отношений, определено значение таких факторов, как отношение подростка к родителям, к значимым взрослым и к сверстникам «своего» и «других» этносов.

The author of the article represents the results of the research of a teenagers’ ethnic self-conscience within the context of interethnic relations. The significance of the factors has been determined, such as a teen-ager’s attitude towards his parents, important grown-ups and peers of “his own” and “other" ethnic groups.

Ключевые слова: этническое самосознание, тип поведения, межэтнические отношения, полиэтническая среда, проективный метод, психодиагностика.

Keywords: ethnic self-conscience, type of behaviour, inter-ethnic relations, polyethnic environment, projective method, psychodiagnostics.

К факторам, оказывающим постоянное воздействие на самосознание ребенка, принадлежит полиэтническая среда с ее особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между представителями тесно контактирующих этносов. Своеобразие психологического климата в таких общностях в свою очередь определяется национальными традициями, историческими особенностями нравственных ценностей и др.

В настоящей статье представлены результаты психологического исследования этнического самосознания подростка в контексте межэтнических

отношений. Была предпринята попытка проследить в этом процессе значение таких факторов, как отношение подростка к родителям, к значимым взрослым и к сверстникам «своего» и «других» этносов. Проведенная работа позволяет расширить границы эмпирического изучения этнического самосознания подростков, которые в отечественной науке осуществлялись преимущественно в работах этносоциологов.

Основная гипотеза: дагестанская молодежь ценностно относится к своему этническому «Я»; при депривации структурных звеньев самосознания происходит выраженная фрустрация у подростков всех этносов

Психолого-педагогические науки •••

(обоих полов), которая выражается в агрессивных и игнорирующих реакциях.

Эмпирические исследования, посвященные изучению возрастных этапов осознания детьми их этнической принадлежности, формированию этнических предпочтений и стереотипов, показывают, что именно в подростковом возрасте происходит особенно интенсивное развитие этнического самосознания, в частности, такого его компонента, как этнический стереотип различной оценочной модальности. Это обстоятельство и определило выбор подростков в возрасте 16-18 лет.

В работе использован проективный метод депривации структуры самосознания В. С. Мухиной, основанный на онтогенетической концепции структуры самосознания личности, потому что он направлен на изучение индивидуальных устойчивых реакций на фрустрацию, обусловленных не только объективными ситуациями, но и этническими особенностями самосознания личности [3].

Метод представляет собой аналог известного зарубежного метода С. Ро-зенцвейга: оба метода изучают фру-страционные реакции человека на острую психологическую направленность. Проективные методы зарекомендовали себя как надежное диагностическое средство, инструмент психологического исследования. Сильные и слабые их стороны были предметом специального исследования и подробно описаны А. Анастази, Е. Е. Соколовой [1, 5]. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен развивать, дополнять, интерпретировать. Но само понимание проекции весьма различно. Впервые термин был предложен З. Фрейдом и рассматривался как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. Далее под этим процессом

З. Фрейд понимал и процесс «уподобления» внешнему миру, что очень

7

близко современному пониманию процессов идентификации.

Теоретической предпосылкой представляемого метода является способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты своей психологической адаптации, которая зависит от способности адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и способности находить выход из ситуации - с другой. Высокий уровень развития личности предполагает выход за рамки ситуации фрустрации, использование позитивных (а не исключительно агрессивных) форм социального реагирования.

В основе метода лежит концепция структуры самосознания личности В. С. Мухиной. Автор понимает самосознание как «универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру» [4].

Согласно этой концепции самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 - идентификация с именем и с заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, индивидуальная духовная сущность человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 -психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее, а также историческое прошлое, настоящее, будущее своего этноса); 5 - социально-

нормативное пространство личности (права и обязанности).

Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении, что определяется характеристиками этнической среды и социальной ситуации развития. Цен-

Известия ДГПУ, №3, 2009

8

ности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей.

Данный метод позволяет: выявлять адаптированность респондента к ситуациям фрустрации; определять реакцию на депривацию различных структурных звеньев самосознания со стороны взрослых и сверстников; установить специфику типов поведения в ситуации фрустрации у представителей того или иного этноса в зависимости от характера межэтнических отношений с другим этносом, проживающим в одном геоисторическом пространстве в конкретный текущий момент истории.

Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков и молодежи разных этносов и рас.

В исследовании использованы варианты, разработанные для изучения юношей и девушек аварской, даргинской, кумыкской, лезгинской и лакской национальностей Дагестана при внутри- и межэтнических взаимодействиях. Для каждой модификации существуют два варианта: для юношей и для девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения респондента с представителями «своего» и «другого» этносов.

В настоящем исследовании учитывалось пять типов поведения:

1. Активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения -высшая позитивная форма социально-нормативной реакции.

При естественной эмоциональной реакции слова персонажей (особенно родителей) на рисунке воспринимаются зачастую ребенком как переживания за его судьбу, в ответ следует позитивное обращение к ним и обещание измениться, например: «Ма-

ма, любимая, я справлюсь, вот увидишь!».

При прагматической ориентации происходит интеллектуальное решение проблемы: предлагается по-

новому взглянуть на обстоятельства, произвести их переоценку, ставится вопрос о причине подобного высказывания, например, «почему Вы так считаете?».

2. Активно включаемый, неадекватно-лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения - социально неразвитая (неадаптивная) позитивная форма реагирования на фрустрацию. При этом типе поведения субъекта в ситуации обычно следует извинение, согласие с персонажами рисунка либо ответ на вопрос, а также оправдание.

3. Активно включаемый, адекватно нелояльный (агрессивный), фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального реагирования. Данный тип поведения выражается либо в прямом оскорблении персонажей рисунка, в том числе с использованием ругательств, либо в переводе фрустрирующего высказывания на обращающихся к опрашиваемому ребенку, например: «сам такой!», «от такого слышу!».

4. Активно включаемый, адекватный нелояльный (игнорирующий), фиксированный на фрустрации тип поведения - негативная нормативная форма социального поведения. Данный тип поведения проявляется в игнорировании фрустрирующей ситуации. Характерными являются ответы типа «ну и что?» либо поиск исключительно во внешних обстоятельствах причин.

5. Пассивный, невключенный тип поведения - социально неразвитая, неадаптивная форма реагирования на фрустрацию, при этом типе поведения характерны ответы: «Я промолчу», «Отвернусь».

Депривационное действие самих диагностирующих тестов снимается включенностью в значимые ситуа-

Психолого-педагогические науки •••

ции, позитивной оценкой испытуемого и свободной доверительной беседой с ним. Пользуясь модификацией метода для изучения детей и молодежи 9-18 лет, обследование мы проводили индивидуально с каждым исследуемым. Инструкция такова: «Тебе сейчас будет показан набор рисунков. Я буду говорить от лица педагога, родителя или сверстника». При этом исследуемому показывали тот персонаж, от лица которого он отвечал во всех предъявляемых ситуациях. После инструкции поочередно предъявляли рисунки. Исследуемые сами читали высказывания персонажа рисунка. Ответ фиксировался исследователем на специальном бланке. Набор рисунков с фру-страционными высказываниями позволил определить характер реакций исследуемых на депривацию структурных звеньев самосознания «своего» и «другого» этноса. На рисунках схематически изображены подростки европейского (кавказского) типа. Экспериментатор дает испытуемым в одном случае установку, что они имеют дело с представителями своей национальности, в другом - с представителями другой национальности.

Набор рисунков с нейтральными высказываниями позволил более надежно диагностировать, при изображенных кого в большей степени проявляется фрустрация: педагогов

«своего» или «другого» этносов и родителей, сверстников «своего» или «другого» этносов [2].

Первая группа рисунков позволила определить как адаптированность исследуемого к ситуациям фрустрации, так и характер реакций на депривацию структурных звеньев самосознания. Вторая группа рисунков при возникновении асоциальных реакций у исследуемого дала возможность более надежно диагностировать общий повышенный уровень фрустрированности.

Способность человека противостоять разного рода трудностям без

9

утраты своей психологической адаптации зависит от способности адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможности находить выход из ситуации - с другой.

Высокий уровень развития личности предполагает выход за рамки ситуации фрустрации, применение позитивных форм социального реагирования. Использованный метод позволил нам выявить не только адап-тированность исследуемого к ситуациям фрустрации, но и определить реакцию на депривацию различных структур самосознания.

Обработка результатов предполагает выявление вышеназванных пяти типов реакции. Анализируется, как проявляется фрустрация в случае с представителями «своего» и «другого» этноса. Определяются наиболее фрустрированные звенья самосознания.

В качестве испытуемых выступили учащиеся старших классов и студенты вузов г. Махачкалы. Исследованием было охвачено 500 человек: 10 равных групп (по 50 человек) юношей и девушек пяти дагестанских этносов: аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев в возрасте от 16 до 18 лет. В основном возраст опрошенных - 16 лет.

Для каждой из выделенных групп рассматривались отдельно ситуации взаимодействия со «своим» и с «другими» этносами. При описании соблюдалась единая схема сравнительного анализа: в рамках каждого этноса изучаются фрустрирующие ситуации; звенья структуры самосознания рассматриваются отдельно.

Статистическая достоверность различий в частоте проявлений типов реакций у представителей сравниваемых групп проверялась с помощью непараметрического критерия х2 (хи-квадрат) и критериев Фишера, Л. Закса. С их помощью в нашем случае можно определить, зависит ли структура ответов (соотношение реакций) в целом от пола отвечающего, от этноса фрустрирующего персонажа и т.д.

10

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

Задачи аналитической работы. Первое направление анализа -структура ответов в рамках одной отдельно взятой группы (одного этноса, пола и времени исследования) - прежде всего включает сопоставление реакций на представителей разных этносов - «своего» и «чужого».

Второе - выявление гендерных особенностей - предполагает сравнение юношей и девушек в рамках одного этноса.

Третье - выявление этнических особенностей - предусматривает сравнение частоты разнообразных реакций и их комбинаций между анализируемыми этносами (аварцами, даргинцами, кумыками, лакцами и лезгинами).

Обратимся к результатам работы. Исследование фрустрированности структурных звеньев самосознания аварской, даргинской, кумыкской, лезгинской и лакской молодежи Дагестана показало зависимость социальных реакций от традиционного стиля общения и воспитания.

При депривации со стороны взрослого (педагога) молодежь проявляет игнорирующий тип реакций в сочетании с адекватно-лояльным, который свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия со старшими современные юноши и девушки ориентированы на поведение, опирающееся на традиционные конвенциональные нормы и этические эталоны. Негативная оценка со стороны взрослого вызывает демонстративное обособление. Часть молодежи (чаще юноши) прибегает к крайней форме обособления - агрессии.

Здесь депривирующий педагог теряет в глазах подростка конгруэнтность, полное соответствие самому себе, гармонию в самопроявлении. В Дагестане, где обычай уважения старших относится к одним из самых значимых и способствующих стереотипизации элементов поведения, неаргументированные поступки со стороны старшего поколения могут вы-

зывать у молодых людей бурные реакции. При депривации со стороны значимого взрослого «другого» этноса агрессия более выражена. Значимый взрослый, действия и замыслы которого неясны для подростка, не воспринимается им как «безопасный» человек. Защищая свою этническую идентичность, подросток реализует базальную потребность в самоуважении, в признании со стороны окружающих. Очевидно, в реализации потребности признать свое этническое «Я» лежит глубокая необходимость в безопасности.

При депривации со стороны родителей молодежь проявляет игнорирующие, адекватно-лояльные и пассивные формы поведения, контролируя свое поведение в соответствии с традициями почитания родителей. Агрессия на родителей практически не направляется.

В Дагестане с детского возраста через подражание и реальное поведение в жизни и игре формируются устойчивые привязанности индивида к родителям и к близким родственникам. Эти привязанности в дальнейшем ограничивают свободу его действий и регламентируют в целом поведение. Жесткие нормативы долженствования и сдержанности работают наиболее мощно в отношении родителей.

Максимальное количество агрессивных реакций, направленных на сверстников (как на равных по статусу), говорит о субъективной значимости тех структурных звеньев, которые оказались особо сенситивными к депривации: имя, притязание на признание, перспективы личности.

Исследование показало, что имеется выраженная степень гендерных различий распределения типов реакции в ситуации фрустрации.

В целом гендерные различия наблюдаются практически во всех сериях и у всех изученных этносов. Различия достоверны на 1% (Р<0,01) и 0,1% (Р<0,001) уровнях значимости. Только у молодых людей дар-

Психолого-педагогические науки •••

гинцев практически одинаковая структура реакций на преподавателей «своего» и «чужого» этноса и у лакцев на родителей.

Сравнение отдельных реакций на отдельные персонажи показало, что в целом у женщин выше число игнорирующих реакций и весьма выражена относительно низкая частота агрессивных реакций. У лезгин эти различия проявляются только на уровне тенденции.

Гендерные особенности проявления адекватно-лояльных реакций выражены только у аварцев и лезгин. В обоих случаях практически во всех сериях они присущи чаще юношам, чем девушкам. Неадекватнолояльные реакции больше характерны девушкам, чем юношам. Однако у лезгин - это скорее мужская реакция.

При сравнении реакций на персонажи выявлено, что на сверстников «своего» и «чужого» этносов у юношей достоверно больше агрессии, у девушек - игнорирования у всех этносов. Это единственная универсальная форма. Менее выражена схема, в которой на преподавателя «чужого» этноса девушки дают больше игнорирующих реакций, но меньше адекватно-лояльных.

В ходе нашей работы были определены этнические особенности. Анализ реакции в целом по сериям показывает, что среди юношей явно отличаются от других этносов лезгины, представители остальных этносов стоят друг к другу весьма близко. Не отличаются в общем друг от друга аварцы, даргинцы и кумыки, неПримечания

11

сколько далее от них - лакцы, и только лезгины стоят особняком.

Таким образом, юноши и девушки внешне проявляют стереотипные формы поведения, отвечая социальным ожиданиям дагестанского общества.

Это результат традиционного воспитания. Однако в ситуациях отсутствия социального контроля эта же молодежь рефлексирует уже на более естественном уровне. Обычаи, традиции, табу, запреты регламентируют поведение молодых людей, сдерживают их в ситуациях фрустрации. В нейтральных ситуациях раскрывается реальная картина: межэтнические различия проявляются там, где включаются личностные качества.

Очевидна способность дагестанцев адаптироваться к новым изменяющимся условиям, требующим специальных энергетических затрат и пластичности психики. Поведение молодых людей в иноэтносе амбивалентно: с одной стороны, дагестанцы избирательно принимают ценности новой культуры, а с другой стороны, пытаются сохранить и даже навязать свои. Все это подчеркивает интенсивность этнического самосознания дагестанцев.

Полученные результаты могут быть использованы для работы в многонациональных школах и вузах различных регионов страны; как материал для программ развития культуры самосознания и толерантности; для гармонизации межэтнических отношений в полиэтнической среде.

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. СПб. : Питер, 2002. 686 с.

2. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов. Дис... д-ра психол. наук. М., 2008. T.I. С. 19-81; T.II. С. 531-544. 3. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность. Екатеринбург : Интелфлай, 2007. С. 503-736. 4. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности : Учебное пособие. М. : МГПИ, 1985. С. 42. 5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. : МГУ, 1980. 176 с.

Статья поступила в редакцию 20.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.