Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации и логоарттерапия в акмеологическом развитии личности подростка'

Смысложизненные ориентации и логоарттерапия в акмеологическом развитии личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE MEANING ORIENTATION / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / EDUCATION AND STUDY PROJECT / ЛОГОАРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / LOGOART-THERAPY EXERCISES / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Татьяна Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению смысложизненного аспекта акмеологического развития личности подростка и практическому применению логоАрт-терапевтических упражнений для выявления приоритетов смысложизненных ориентаций. Описаны некоторые особенности логоАрт-терапевтических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOART-THERAPY AND LIFE MEANING ORIENTATIONS IN ACMEOLOGICAL PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

The article deals with life meaning aspects of acmeological personality development in adolescence and the practical application of logoart-therapy exercises to identify the priorities of life meaning orientations. Some features of logoarttherapy exercise were described.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации и логоарттерапия в акмеологическом развитии личности подростка»

саморазвития. Анализ особенностей компонентов структуры Я-концепции учителей начальных классов основывался на разработанной автором программе эмпирического исследования, которая включает комплекс методик. Методики первого блока направлены на изучение способности учителей начальных классов к саморазвитию и выявлению барьеров педагогической деятельности. Во втором блоке представлены методики исследования когнитивного компонента структуры Я-концепции учителя начальных классов. В третьем блоке - методики исследования эмоционального компонента. В четвертом блоке сгруппированы методики исследования поведенческого компонента и в пятом - методики исследования мотивационного компонента структуры Я-концепции учителя начальных классов.

На основе результатов методики первого блока «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов) были выделены две выборки учителей начальных классов с активным (п = 93) и несложившимся (п = 44) саморазвитием [2].

Сравнительный анализ полученных результатов исследования когнитивного компонента структуры Я-концепции показал преобладание выраженности положительных личностных характеристик и черт характера в выборке учителей начальных классов с активным саморазвитием.

Анализ показателей эмоционального компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов позволил сделать выводы о том, что в выборке учителей с несложившимся саморазвитием в наибольшей степени выражены синдромы эмоционального выгорания. Такое состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика делает невозможным саморазвитие личности.

Результаты диагностики поведенческого компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов показали наибольшую выраженность интеллигентности, направленности на предмет, организованности, активности и общительности в выборке респондентов с активным саморазвитием.

Анализ показателей мотивационного компонента структуры Я-концепции учителей начальных классов показал явное преобладание удовлетворенности качеством жизни, а также удовлетворенность такими критериями жизнедеятельности, как работа, личные достижения, общение с близкими и поддержка с их стороны, в выборке учителей с активным саморазвитием. Чем больше учитель удовлетворен качеством своей жизни, тем больше он способен к саморазвитию. Этой выборке учителей также присуща выраженность таких базовых убеждений, как благосклонность и справедливость мира, доброта людей и ценность собственного Я. При этом в данной выборке обнаружена большая напряженность, чем в выборке учителей с несложившимся саморазвитием.

На основе проведенного кластерного анализа нами была выявлена следующая система факторов саморазвития.

Первый кластер - эмоциональное состояние. Данный кластер объединил 11,51% от всех показателей, влияющих на желание осуществления саморазвития, включая оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому.

Второй кластер - возможности, удовлетворенность качеством жизни и самоотношение - объединил 11,51% от всех показателей, влияющих на решение заниматься саморазвитием.

Третий кластер - ценности и убеждения - включает 29,5% от всех показателей, определяющих представление личности об образе жизни и необходимости саморазвития.

Четвертый кластер - личностные качества - состоит из 23,02% от всех показателей, являющихся определенным ресурсом для профессионально-личностного саморазвития учителя начальных классов.

Пятый кластер - черты характера и способности. В него вошли 24,46% от всех показателей, влияющих на способы достижения желаемого уровня саморазвития.

Полученные результаты легли в основу теоретической модели психолого-педагогического сопровождения саморазвития педагога, которая, учитывая требования социума к личности и педагогической деятельности учителя, позволяет актуализировать их стремление к саморазвитию. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития, посредством которого учитель развивается как субъект педагогической деятельности, составляет технологическую основу Я-концепции учителя начальных классов.

Литература

[1]. Агапов В.С. Проблемное поле акмеологических исследований концепции Я и самости // Акмеология. Специальный выпуск № 1. 2012. С. 19-20.

[2]. Пешкова Н.А. Особенности Я-концепции учителей с разным уровнем саморазвития // Акмеология. Специальный выпуск № 3-4. 2014. С. 131-133.

THE STUDY FEATURES OF THE TEACHER SELF-CONCEPTION AS THE BASIS OF HIS SELF-DEVELOPMENT

Natalya A. Peshkova (Tula, Russia) - candidate of psychological Sciences, SEI of APE «Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in the Tula region»; Lenin street, 22, Tula, Russia, 300041; na_peshkova@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of structure and features of the primary school teacher self-conception with different level of self-development. The author's presentation about the essence of teacher self-development is nevealed in it.

Keywords: self-development, self-conception, uncomplicated and active self-development.

УДК 159.9

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЛОГОАРТ-ТЕРАПИЯ В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Попова Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, преподаватель Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению смысложизненного аспекта акмеологического развития личности подростка и практическому применению логоАрт-терапевтических упражнений для выявления приоритетов смысложизненных ориентаций. Описаны некоторые особенности логоАрт-терапевтических упражнений. Ключевые слова: акмеологическое развитие, смысложизненные ориентации, научно-образовательный проект, логоАрт-терапевти-ческие упражнения, подростковый возраст.

Процесс увеличения субъектного потенциала происходит в онтогенезе, в качестве основных его образующих выступают две стороны развития - саморазвитие и самореализация в их сложной взаимообусловленности.[2] А.А. Деркач отмечает, что процессы саморазвития и самореализации определяют движение человека как субъекта, творчески выстраивающего социальный мир и себя в нем. Подростковый возраст отличается не только тем, что это период "смыслостроительства" [7, с. 241], но и осознанного движения к самореализации и саморазвитию. Важно создать такие условия, когда человек испытывает потребность в творческом самоосуществлении в социально значимой, социально признаваемой деятельности и получает возможность реализовать свои творческие способности, достигая подлинного акме. [1] Нарушение же успешной социализации, отсутствие в связи с этим смысла жизни приводит к аутодеструктивному поведению у подростков [3]. Актуальность исследований представлений о смысле жизни, смысложизненных ориентаций и их формирование продиктовано необходимостью работы с современной молодежью. В исследованиях ценностно-мотивационной сферы подростков выявлено, что концентрация на идеалах и ценностях личности выше у подростков-участников объединений, где организован психолого-педагогический процесс [4]. На необходимость алгоритма формирования «смысложизнен-ных ориентаций обучающихся, содействующий достижению в настоящем и будущем высшей ступени (акме) развития» указывает И.В.Ульянова. [6] Основой для реализации нашего проекта явилась концепция В.Э. Чудновского, в которой фе-

номен смысла жизни определяется как «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека» [7, с. 195]. Акмеоло-гическое развитие личности связано со смысложизненными ориентациями, формирующимися в подростковом возрасте. Исследования показали, что кроме коммуникативной категории смысла жизни, на ведущих позициях в анкетах подростков, находятся статусная, гедонистическая, а семейная, самореализационная, когнитивная, альтруистическая и экзистенциальная категории являются далеко не приоритетными. [5] В этой связи представляется важным проведение образовательных мероприятий, формирующих смысложизненные ориентации и направленность на творческое самоосуществление и самореализацию. Для исследования данных феноменов применялось логоАрт-терапия, которая является слиянием логотерапии и арт-терапии. В нашей работе термин «терапия» воспринимается не как «лечение», а скорее, как «забота», как психолого-педагогический метод работы. В 2012-2014 гг. на занятиях были введены и апробированы авторские логоАрт-терапевтические упражнения [подробно об этом - Попова, 2014].

На занятиях проекта в 2014-2015 уч. году впервые введено и апробировано упражнение «Дороги, которые я выбираю». Цель упражнения - формирование у участников представления о возможностях самостоятельного выбора собственного жизненного пути. В процессе создания творческого продукта, решались определенные логоАрт-терапевтические задачи - развитие способности рефлексировать, осознание собственных смысложизненных ориентиров, умение расставлять приоритеты при выборе своего пути.

Анализ результатов данного логоАрт-терапевтического упражнения выявил в 89% работ на рисунке изображена дорога «Образование». Для участников проекта это очень важный путь, без которого они не представляют движения вперед и вверх, к акме. Отметим, что в 76% рисунков присутствует дорога, называемая «Здоровье», выявляющая наличие тенденции озабоченности проблемами здоровья и здорового образа жизни. В качестве жизненного пути часто выбирают «Семью» - 64%. Дорогу «Творчество» нарисовало всего 10%. Интересно отметить, что выбор дорог чаще всего состоял из позитивных вариантов, чаще из трех дорог, которые, как предполагалось, могут слиться в один большой путь, только один рисунок молодого человека состоял из одного пути - «из мрака к свету». Наличие логоАрт-терапевтического упражнения задавало смысложизненный вектор всем занятиям на проекте. Творческое задание выполнялись с интересом, участники защищали свои проекты, отвечали на неожиданные и сложные вопросы, объясняя, с чем связан их выбор, активно отстаивали свою позицию.

Резюмируя результаты исследования и проведение лого-Арт-терапевтических упражнений с подростками, участвующими в научно-образовательном проекте, можно сделать следующие выводы:

Процесс акмеологического развития тесно связан с смыс-ложизненными ориентациями, представления о которых формируются в подростковом возрасте.

Исследование феномена творческого самоосуществления и самореализации возможно с использованием логоАрт-терапевтических упражнений, применение которых делает возможным синтез творческого и рефлексивного мышления, помогающего в осознании категорий смысла жизни через реализацию в собственном проекте.

3. На занятиях научно-образовательного проекта реализуется умение расставлять жизненные приоритеты, защищать собственное мнение, исследовать собственное движение к акме.

Литература

[1]. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологи-ческом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219

[2]. Деркач А.А. Субъектность и субъективность в акмеологическом развитии человека //Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г., М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Т. 3, 2009. С. 132-138

[3].Ипатов А.В. Психологические особенности подростковой аутоде-струкции// Акмеология. № 3. 2014. С. 128-132

[4].Мельниченко С.А. Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации// Акмеология. № 4, 2013. С. 81-85.

[5].Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. ЛогоАрт-терапия в работе с подростками// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, № 4, 2014. С. 90-98

[6]. Ульянова И.В. Акмеологическое пространство современной школы// Акмеология. СВ № 3-4, 2014. С. 233-234

[7]. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды - М.: МПСИ, 2006, 767 с.

LOGOART-THERAPY AND LIFE MEANING ORIENTATIONS IN ACMEOLOGICAL PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Tatyana A. Popova - Candidate of Psychological Sciences, Senior Research Officer Laboratory of scientific foundations of psychological counseling and psychotherapy, Federal State Scientific Institution «Psychological institute», 9-4 Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009, lecturer Moscow Institute of psychoanalysis, e-mail elenia2@yandex.ru

Abstract

The article deals with life meaning aspects of acmeological personality development in adolescence and the practical application of logoart-therapy exercises to identify the priorities of life meaning orientations. Some features of logoart- therapy exercise were described. Key words: acmeological development, life meaning orientation, education and study project, logoart-therapy exercises, adolescence

УДК 159.922.6

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗРЕЛОСТИ

Разина Татьяна Валерьевна (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», филиал в г. Ярославле; ул. Б. Октябрьская, 12; razinat@mail.ru

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования мотивации научной деятельности у научных сотрудников в возрасте после 56 лет. Обнаружен высокий уровень смыслоо-бразующих мотивов научной деятельности, и функциональные возможности системы мотивации научной деятельности не ниже, чем в других возрастных группах научных сотрудников. Ключевые слова: зрелость, мотивация, научная деятельность

Проблему мотивации научной деятельности (далее -МНД) молодых сотрудников НИИ, студентов, аспирантов в психологии и социологии на данный момент исследуют очень интенсивно [1, 2, 5, 6]. При этом профессиональному развитию ученого (и в частности МНД) в зрелости посвящено значительно меньше работ [4, 7, 8, 9, 10]. Уровень и структура мотивации во многом определяют эффективность научной деятельности. Значительный объем научной продукции (особенно в области фундаментальной науки) продолжает создаваться не молодежью, а лицами старших возрастов. Под зрелостью в науке мы будем понимать специфический возрастно-профес-сиональный период, характеризующийся, во-первых, определенными научными достижениями (как институционального, так и содержательного характера), а во-вторых, очерчен возрастными границами, которые обуславливают ряд психофизиологических изменений, влияющих на осуществление деятельности. Таким образом, зрелость в науке это период от 55-60 лет при условии наличия научных достижений, признаваемых коллегами, а также формальных показателей - наличие докторской степени, руководящей должности в научном учреждении, собственной научной школы и т.д.

В отношении данной категории научных сотрудников в научной среде можно встретить разноречивые мнения. С одной стороны считается, что они уже исчерпали свой потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.