Научная статья на тему 'Особенности мотивации научной деятельности в зрелости'

Особенности мотивации научной деятельности в зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЗРЕЛОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFI C ACTIVITY / ADULTHOOD MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разина Татьяна Валерьевна

В работе представлены результаты эмпирического исследования мотивации научной деятельности у научных сотрудников в возрасте после 56 лет. Обнаружен высокий уровень смыслообразующих мотивов научной деятельности, и функциональные возможности системы мотивации научной деятельности не ниже, чем в других возрастных группах научных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURE OF SCIENTIFIC ACTIVITY MOTIVATION IN ADULTHOOD

In the paper we are described the results of an empirical study of scientific activity motivation. The results obtained on a sample of researchers over the age of 56 years. We found a high level of meaning-forming motivation of scientific activity in adulthood. The functional abilities of the system of scientific activity motivation in adulthood is not lower than in other age groups of researchers.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации научной деятельности в зрелости»

номен смысла жизни определяется как «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека» [7, с. 195]. Акмеоло-гическое развитие личности связано со смысложизненными ориентациями, формирующимися в подростковом возрасте. Исследования показали, что кроме коммуникативной категории смысла жизни, на ведущих позициях в анкетах подростков, находятся статусная, гедонистическая, а семейная, самореализационная, когнитивная, альтруистическая и экзистенциальная категории являются далеко не приоритетными. [5] В этой связи представляется важным проведение образовательных мероприятий, формирующих смысложизненные ориентации и направленность на творческое самоосуществление и самореализацию. Для исследования данных феноменов применялось логоАрт-терапия, которая является слиянием логотерапии и арт-терапии. В нашей работе термин «терапия» воспринимается не как «лечение», а скорее, как «забота», как психолого-педагогический метод работы. В 2012-2014 гг. на занятиях были введены и апробированы авторские логоАрт-терапевтические упражнения [подробно об этом - Попова, 2014].

На занятиях проекта в 2014-2015 уч. году впервые введено и апробировано упражнение «Дороги, которые я выбираю». Цель упражнения - формирование у участников представления о возможностях самостоятельного выбора собственного жизненного пути. В процессе создания творческого продукта, решались определенные логоАрт-терапевтические задачи - развитие способности рефлексировать, осознание собственных смысложизненных ориентиров, умение расставлять приоритеты при выборе своего пути.

Анализ результатов данного логоАрт-терапевтического упражнения выявил в 89% работ на рисунке изображена дорога «Образование». Для участников проекта это очень важный путь, без которого они не представляют движения вперед и вверх, к акме. Отметим, что в 76% рисунков присутствует дорога, называемая «Здоровье», выявляющая наличие тенденции озабоченности проблемами здоровья и здорового образа жизни. В качестве жизненного пути часто выбирают «Семью» - 64%. Дорогу «Творчество» нарисовало всего 10%. Интересно отметить, что выбор дорог чаще всего состоял из позитивных вариантов, чаще из трех дорог, которые, как предполагалось, могут слиться в один большой путь, только один рисунок молодого человека состоял из одного пути - «из мрака к свету». Наличие логоАрт-терапевтического упражнения задавало смысложизненный вектор всем занятиям на проекте. Творческое задание выполнялись с интересом, участники защищали свои проекты, отвечали на неожиданные и сложные вопросы, объясняя, с чем связан их выбор, активно отстаивали свою позицию.

Резюмируя результаты исследования и проведение лого-Арт-терапевтических упражнений с подростками, участвующими в научно-образовательном проекте, можно сделать следующие выводы:

Процесс акмеологического развития тесно связан с смыс-ложизненными ориентациями, представления о которых формируются в подростковом возрасте.

Исследование феномена творческого самоосуществления и самореализации возможно с использованием логоАрт-терапевтических упражнений, применение которых делает возможным синтез творческого и рефлексивного мышления, помогающего в осознании категорий смысла жизни через реализацию в собственном проекте.

3. На занятиях научно-образовательного проекта реализуется умение расставлять жизненные приоритеты, защищать собственное мнение, исследовать собственное движение к акме.

Литература

[1]. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологи-ческом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219

[2]. Деркач А.А. Субъектность и субъективность в акмеологическом развитии человека //Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г., М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Т. 3, 2009. С. 132-138

[3].Ипатов А.В. Психологические особенности подростковой аутоде-струкции// Акмеология. № 3. 2014. С. 128-132

[4].Мельниченко С.А. Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков в скаутской организации// Акмеология. № 4, 2013. С. 81-85.

[5].Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. ЛогоАрт-терапия в работе с подростками// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, № 4, 2014. С. 90-98

[6]. Ульянова И.В. Акмеологическое пространство современной школы// Акмеология. СВ № 3-4, 2014. С. 233-234

[7]. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды - М.: МПСИ, 2006, 767 с.

LOGOART-THERAPY AND LIFE MEANING ORIENTATIONS IN ACMEOLOGICAL PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Tatyana A. Popova - Candidate of Psychological Sciences, Senior Research Officer Laboratory of scientific foundations of psychological counseling and psychotherapy, Federal State Scientific Institution «Psychological institute», 9-4 Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009, lecturer Moscow Institute of psychoanalysis, e-mail elenia2@yandex.ru

Abstract

The article deals with life meaning aspects of acmeological personality development in adolescence and the practical application of logoart-therapy exercises to identify the priorities of life meaning orientations. Some features of logoart- therapy exercise were described. Key words: acmeological development, life meaning orientation, education and study project, logoart-therapy exercises, adolescence

УДК 159.922.6

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗРЕЛОСТИ

Разина Татьяна Валерьевна (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», филиал в г. Ярославле; ул. Б. Октябрьская, 12; razinat@mail.ru

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования мотивации научной деятельности у научных сотрудников в возрасте после 56 лет. Обнаружен высокий уровень смыслоо-бразующих мотивов научной деятельности, и функциональные возможности системы мотивации научной деятельности не ниже, чем в других возрастных группах научных сотрудников. Ключевые слова: зрелость, мотивация, научная деятельность

Проблему мотивации научной деятельности (далее -МНД) молодых сотрудников НИИ, студентов, аспирантов в психологии и социологии на данный момент исследуют очень интенсивно [1, 2, 5, 6]. При этом профессиональному развитию ученого (и в частности МНД) в зрелости посвящено значительно меньше работ [4, 7, 8, 9, 10]. Уровень и структура мотивации во многом определяют эффективность научной деятельности. Значительный объем научной продукции (особенно в области фундаментальной науки) продолжает создаваться не молодежью, а лицами старших возрастов. Под зрелостью в науке мы будем понимать специфический возрастно-профес-сиональный период, характеризующийся, во-первых, определенными научными достижениями (как институционального, так и содержательного характера), а во-вторых, очерчен возрастными границами, которые обуславливают ряд психофизиологических изменений, влияющих на осуществление деятельности. Таким образом, зрелость в науке это период от 55-60 лет при условии наличия научных достижений, признаваемых коллегами, а также формальных показателей - наличие докторской степени, руководящей должности в научном учреждении, собственной научной школы и т.д.

В отношении данной категории научных сотрудников в научной среде можно встретить разноречивые мнения. С одной стороны считается, что они уже исчерпали свой потенциал

и только мешают молодым ученым реализовать себя. С другой стороны это беззаветно преданные науке люди, работающие не на страх, а на совесть с огромным опытом, научным «чутьем», которые не подведут и которые ставят интересы научного коллектива, интересы дела выше своих собственных. Несомненно, такие характеристики в каждом конкретном случае обусловлены не столько возрастными психофизиологическими особенностями, сколько личностными и мотива-ционными. Целью нашего исследования выступало изучение особенностей МНД ученых в зрелости. Мы предполагали, что у научных сотрудников в возрасте после 55 лет уровень МНД будет существенно ниже, чем у научных сотрудников других возрастных групп, также как и функциональные возможности системы МНД.

Исследование проводилось на базе Уральского регионального отделения РАН (Коми научного центра - КНЦ) в институтах геологии, физиологии, химии, биологии, отделе математики, расположенных в г. Сыктывкаре. В качестве испытуемых выступили научные сотрудники данных институтов, в количестве 219 человек. Из них в возрасте после 60 лет - 72 человека, в возрасте от 35 до 50 лет - 82 человека и в возрасте до 30 лет - 65 человек. В качестве метода исследования мы использовали авторскую психодиагностическую методику МНД, прошедшую все необходимые психометрические проверки [3]. Обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики, критериев значимости различий (1-критерий Стьюдента), индексов структурной организации системы, а также метода %2 для сравнения матриц и структурограмм на их гомогенность и гетерогенность.

Результаты показали, что у научных сотрудников периода зрелости максимальной силой обладают смыслообразующие для научной деятельности мотивационные области: внутренняя, ценностная, познавательная, а также мотивация достижений (имеются ввиду достижения в сфере научного познания). Внутренняя (1= -3,68, р=0,001), ценностная (1= -2,10, р=0,04), познавательная (1= -3,04, р=0,001) мотивация у ученых в зрелости значимо выше, чем у ученых среднего возраста. Все прочие мотивационные области у ученых в зрелости - значимо ниже, чем в других группах, или на том же уровне. Это, опровергает наше изначальное предположение. По-видимому, для ученых в зрелости, научная работа становится основной жизненной целью, ценностью и способом существования, они полностью посвящает себя науке.

Мотивация безопасности (страх научного провала, страх совершить научную ошибку) в зрелости значительно ниже, чем в молодости (1=4,73, р=0,001). Это связано, с появлением опыта в зрелости, и с тем, что у сотрудников старших возрастов уже создан определенный научный имидж, который работает на них. Косвенная мотивация (осуществление научной деятельности ради достижения ненаучных целей) в зрелости ниже, чем в молодости (1=2,90, р=0,001) и ниже чем в среднем возрасте (1=3,29, р=0,001). Это может объясняться тем, что психоэнергетических ресурсов в преклонном возрасте уже недостаточно, и все они сосредотачиваются именно на содержании научной деятельности в силу ее высокой личностной ценности и значимости. Возможно, для этих научных сотрудников косвенная мотивация никогда не была характерна, в силу воспитания, исторической эпохи, которые сформировали установку на полную самоотдачу в работе.

Структура МНД в зрелости принципиально отличается от структуры МНД у молодых сотрудников (х2=0,57, р=0,09) и у сотрудников средней возрастной категории (%-0,59, р=0,07), что говорит о ее качественном своеобразии, обусловленном различными целями, которые преследуют научные сотрудники разных возрастных групп.

Индексы структурной организации системы показали, что в зрелости значение ИКС (свидетельствующее о функциональных возможностях системы МНД) составляет 70 баллов, (в молодости - 70, в среднем возрасте - 82), что говорит о примерно равных функциональных возможностях МНД в различные возрастные периоды. Это значит, что мотивация в зрелости также способна стимулировать, контролировать и управлять научной деятельностью, как и в молодости. Индексы дивергенции системы (ИДС) свидетельствуют о возможностях трансформации системы МНД, ее перестройки. В нашем случае они минимальны: в молодости - 4 балла, в среднем возрасте - 2 балла и в зрелости - 0. Это говорит о высокой стабильности системы МНД в зрелости, ее устой-

чивости и способности сохранять себя и функционировать даже в неблагоприятных условиях. Однако, система теряет гибкость и не может трансформироваться, адаптироваться к новым условиям. Именно поэтому часто в ситуациях организационных трансформаций или резкой смене форм и способов научной деятельности (например, информатизации), некоторые научные сотрудники в зрелом возрасте предпочитают уйти на пенсию, не имея возможности приспособиться к новым условиям. По-видимому, в период 50-55 лет происходит естественная сегрегация научных сотрудников: лица с описанной структурой мотивации остаются в науке, тогда как все прочие уходят на пенсию или в другие сферы деятельности.

Таким образом, МНД в зрелости отличается как качественным, так и количественным своеобразием: уровень основных смыслообразующих мотивов научной деятельности не ниже, а выше, чем в других возрастных группах и уровень функциональных возможностей мотивации такой же. Подобные характеристики свидетельствуют о глубокой заинтересованности научных сотрудников в зрелости своей деятельностью и позволяют прогнозировать высокую продуктивность.

Литература

[1]. Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А., Аржаных Е.В. Российская аспирантура в поисках новых возможностей развития. Информационно-аналитический бюллетень № 3. - М.: ЦИСН, 2011.

[2]. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2004.

[3]. Разина Т.В. Психология мотивации научной деятельности: методология, теория, эмпирические исследования: монография. - Сыктывкар: Издательство СыктГУ, 2014.

[4]. Темнова Л.В., Шевченко О.А. Мотивация научной деятельности современных ученых разных поколений // Социология образования. № 4. 2012. С. 73-85.

[5]. Цветкова О.А., Федорова М.А. Акмеологические технологии в подготовке молодого ученого // Акмеология (специальный выпуск). № 1-2. 2014. С. 135-137.

[6]. Arzensek A., Kosmrlj K., Sirca N.T. Slovenian young researchers' motivation for knowledge transfer // High Educ. Published online 28 November, 2013. Режим доступа: http://www.researchgate.net/profile/Kata-rina_Kosmrlj/publication/263285142_Sloveman_young_researchers_mo-tivation_for_knowledge_transfer/links/0a85e52d8fa989b333000000.pdf

[7]. Clement J.J. Creative model construction in scientists and students: The role of imagery, analogy, and mental simulation. - Springer Science + Business Media B.V. 2008.

[8]. Simonton D.K. Age and outstanding achievement: What do we know after a century of research? // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 104. № . 2. PP.251-267.

[9]. Stephan P., Levin S. Age and the Nobel prize revisited // Scientomet-rics. vol. 28. № 3. 1993. PP. 387-399.

[10]. Wong M., Gardiner E., Lang W., Coulon L. Generational differences in personality and motivation: Do they exist and what are the implications for the workplace? // Journal of Managerial Psychology. 23(8). 2008. PP. 878-890.

THE FEATURE OF SCIENTIFIC ACTIVITY MOTIVATION IN ADULTHOOD

Tatiana V. Razina (Yaroslavl, Russia) - candidate of psychological science (Ph.D), assistant professor, Moscow psychology and social university in Yaroslavl, G. October st., 12; razinat@mail.ru

Abstract

In the paper we are described the results of an empirical study of scientific activity motivation. The results obtained on a sample of researchers over the age of 56 years. We found a high level of meaning-forming motivation of scientific activity in adulthood. The functional abilities of the system of scientific activity motivation in adulthood is not lower than in other age groups of researchers. Key words: adulthood motivation, scientific activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.