Научная статья на тему 'Смешанное обучение как средство повышения эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования'

Смешанное обучение как средство повышения эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BLENDED LEARNING / VOCATIONAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGE / ESP / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригода М.В.

В статье рассмотрены особенности смешанной формы обучения, раскрыт его потенциал в повышении эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования. Описано проведенное педагогическое исследование, в рамках которого была разработана программа смешанного курса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей для средне специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MIXED TRAINING AS MEANS OF INCREASE OF LEARNING EFFICIENCY TO FOREIGN LANGUAGE OF FUTURE EXPERT IN AVERAGE SYSTEM PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the subject of blended learning. Its potential to improve the efficiency of foreign language teaching future specialist in secondary vocational education is disclosed. The pedagogical research concluding a blended learning program for students of secondary specialized educational institutions is described.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение как средство повышения эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования»

УДК:378.046.7

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Пригода

В статье рассмотрены особенности смешанной формы обучения, раскрыт его потенциал в повышении эффективности обучения иностранному языку будущего специалиста в системе среднего профессионального образования. Описано проведенное педагогическое исследование, в рамках которого была разработана программа смешанного курса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей для средне специальных учебных заведений.

Ключевые слова: смешанное обучение, профессионально-ориентированное обучение, иностранный язык, среднее профессиональное образование, профессионально-коммуникативная деятельность.

Образование в нашей стране - это одно из самых сильных социальных составляющих, выполняющих стратегические задачи развития общества и государства. Только фундаментальное, непрерывное образование способно реализовать потребности человека, сделать его конкурентоспособным на рынке труда. Современное образование XXI века базируется на инновационных и информационно-коммуникативных технологиях, экономике знаний. Новые образовательные стандарты призваны обеспечивать гибкость образования к быстроменяющемуся рынку труда, технологиям, технике и государству [1].

Модернизация образования связана, прежде всего, с развитием профессионального образования, которое должно стать основой создания кадрового потенциала страны. Рабочие и специалисты среднего звена - самый большой сегмент производительных сил общества, их доля в экономике занимает около 60% (около 20% специалисты с начальным профессиональным образованием, более 30% специалисты со средним профессиональным образованием в реальном секторе, а в непроизводственной сфере - около 50%), поэтому от их подготовки зависит темп экономического роста страны [2, с. 5].

Проблемы, существующие в области среднего профессионального образования, такие как отсутствие должного финансирования, неопределенность в работе образовательных учреждений, разрыв связей учебных заведений с работодателями, снижающие качество подготовки специалистов необходимо решать с позиций динамического построения образовательного процесса [3, с.8]. Существующие проблемы обучения, а именно: пассивное потребление информации, внешняя мотивация, необходимость усвоения большого объема учебного материала в краткосрочный период, ограниченность традиционного обучения в соотнесении с новыми реалиями (требованиями к гибкости, адаптивности, ориентации на индивидуальные запросы учащихся) не могут быть решены без изменения структуры и технологии организации учебного процесса.

В связи с этим становится очевидной необходимость повышения эффективности образования для соответствия современным требованиям и задачам опережающего развития. Сохранение прежних образовательных технологий может привести к тому, что к концу обучения в системе СПО компетенции выпускника не будут отвечать социально-экономическим требованиям. Решение данной проблемы - это включение в новые образовательные стандарты вариативных образовательных форм как обязательных элементов, что меняет функции учителя и учащегося. От транслятора знаний, ментора, контролера учитель переходит к академическому консультанту, куратору, фасилитатору, партнеру, эксперту, а ученик от получателя знаний к разработчику, исследователю, испытателю и аналитику [4].

Новые образовательные цели не могут быть достигнуты в рамках традиционного урока, поэтому сочетание очного и дистанционного обучения, называемого «смешанным», является способом повышения эффективности учебного процесса.

Обучение иностранному языку как средству межкультурной коммуникации является одним из основных элементов системы подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования. Однако обучение иностранному языку в профессиональной сфере связано с некоторыми трудностями: недостаточное количество учебников профессиональной направленности, небольшое количество часов на обучение данной дисциплине, искусственно созданная языковая среда, восприятие предмета студентами как второстепенного. Результатом поиска оптимизации профессионального обучения стало появление профессионально-ориентированного подхода как системы организации учебного процесса, изменяющей его цели, содержание, процесс и формы и

ориентирующей курс иностранного языка на приобретаемую профессию и возможности реализации иностранного языка в профессиональной деятельности [5].

Исследования показывают, что при аудиторном обучении на долю каждого студента приходится небольшое количество времени для устного общения (от одной до пяти минут). Внедрение дистанционного компонента в рамках смешанного обучения позволит индивидуализировать учебно-познавательную деятельность, предоставить возможность для практики каждому студенту.

С целью актуализации профессионально-ориентированного обучения в смешанной среде было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого была разработана программа смешанного курса обучения иностранному языку «American art of the XX century». В рамках программы решались следующие задачи: введение понятия «смешанное образование», повышение эффективности работы студентов с новыми информационными технологиями, реализация гибкой модели смешанного обучения «перевернутый класс» (предварительная внеаудиторная подготовка к занятиям с использованием ИКТ-технологий), введение аутентичных и адаптированных специализированных текстов (перевод, использование необходимой информации в специальных целях), развитие навыков и умений работы с информацией, умение участвовать в интернет-проектах, видеоконференциях, развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Для проведения эксперимента были выделены 2 группы студентов Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства: экспериментальная (ЭГ), состоящая из студентов первого, второго, третьего курсов отделений «живопись», «декоративно-прикладное искусство» в количестве 61 человек, проходивших обучение в рамках программы смешанного курса, и контрольная (КГ), в состав которой входили студенты первого, второго, третьего курсов отделения «дизайн» в количестве 44 человек, проходившие обучение в форме традиционных аудиторных занятий.

Общая продолжительность программы состояла из 18 академических часов, из которых 4 часа были посвящены теоретическому и практическому материалу по проблеме смешанного обучения, представленному в виде дистанционного компонента и практического занятия в аудитории (face-to-face session), 12 часов практических занятий в разных формах (6 часов аудиторных занятий и 6 часов в рамках дистанционного компонента), 2 часа - контролю в виде тестирования и итогового анкетирования по курсу.

В течение курса студентам предлагалось выполнить два презентации, совместный проект, защита и обсуждение которых проходили в очном режиме. На аудиторных занятиях использовались технологии мозгового штурма, проблемного обучения, разыгрывания ролевых ситуаций, анализа художественных произведений, зарисовок картин на определенную тематику.

Дистанционный компонент реализовывался с помощью программы, сделанной в форме исполняемого файла с графическим интерфейсом. Дидактические свойства данной программы -это эффективность ее представления, удобство применения, простота, мультимедийность. Студенты имели возможность пересматривать материал уроков в удобном для них порядке. Структурно и визуально она состоит из уроков, размещенных в главной форме (см. рис.).

Рисунок.

Главная форма программы

Во время апробации программы использовались такие научно-исследовательские методы контроля, как наблюдение за работой студентов во время аудиторных занятий, изучение учебной

деятельности студентов, входное, промежуточное и итоговое тестирование (выступлений, презентаций, творческих работ) для того, чтобы выявить объем усвоенных знаний, проанализировать полученные результаты работы студентов, учесть полученные результаты для последующей коррекции и усовершенствования курса.

По результатам проведенного эксперимента сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп для получения информации об эффективности профессионально-ориентированного обучения в смешанной среде, а также улучшении программы смешанного курса обучения. Оценка эффективности обучения определялась по следующим показателям:

1. Реакция студентов на программу профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в смешанном курсе.

2. Оценка профессиональных компетенций студентов на рецептивном и продуктивном уровнях, а также общий уровень успеваемости экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности профессионально-ориентированного обучения в смешанной среде также были учтены показатели, позволяющие оценить целесообразность использования данной формы обучения:

- эффективность сочетания очного и дистанционного компонентов;

- эффективность выбранных ИКТ;

- удобство работы с учебными материалами программы;

- эффективность использования времени аудиторного занятия.

1. Реакция студентов на программу профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в смешанном курсе.

Для этого проводилось анкетирование студентов на выявление эффективности проведения профессионально-ориентированного обучения в смешанной форме. В результате анкетирования были оценены удовлетворенность студентов качеством обучения, организацией обучения, дополнительные ожидания студентов.

Анализ результатов итогового анкетирования студентов экспериментальной группы.

По окончании курса было предложено заполнить анкету, в которой студенты могли выразить свое мнение по поводу проведенного курса обучения.

Были получены следующие результаты:

• 89% опрошенных считают предложенную форму обучения удобной, причем 60% определяют ее как «очень удобная» обучающая среда. 11% студентов считают форму неудобной, связывая это с возникновением некоторых трудностей в плане самореализации. Среди ответов следует отметить такие часто встречающиеся как «мне сложно самоорганизоваться», «необходимо тратить личное время» и т.д., однако все студенты (100%) отметили помощь дистанционной формы обучения при подготовке к аудиторным занятиям

• 81% студентов считали эффективными методы, используемые на аудиторном занятии, а 60 % были довольны своей работой в очной форме обучения. 33% студентов не были в полной мере удовлетворены своей работой на занятиях и связывали это с недостаточной самостоятельной подготовкой с помощью дистанционного компонента. Никто из участников не испытывал трудностей в общении между собой во время проведения курса смешанного обучения.

• 75% учащихся считают, что объем усваиваемого материала увеличивается за счет оптимального сочетания очной и дистанционной формы обучения.

• 94% участников курса отмечают как положительный факт профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, так как они изучают интересные для себя и полезные в своей будущей профессии темы, а также 78% студентов считают целесообразным дальнейшее проведение курса «иностранный язык» в смешанной форме.

• Мнения студентов разделились в вопросе организации других учебных курсов в форме смешанного обучения:

50% опрошенных считают полностью оправданным использование смешанного обучения в организации курсов обще-гуманитарного и социально-экономического профилей, а также изучении специальных дисциплин; 35% студентов считают целесообразным использование смешанного курса лишь при организации обще-гуманитарных и социально-экономических профилей, полагая неприемлемым использование смешанного курса обучения при обучении специальным дисциплинам. Характерно, что такие ответы были даны студентами, обучающимися по специальности «живопись», что связано, прежде всего, со спецификой предмета (работа в мастерских, частые выезды за пределы учебного заведения).

Среди достоинств смешанного курса обучения студентами было отмечено следующее:

- понравилось, что можно больше узнать перед занятием и больше узнать на занятии;

- можно заранее подготовить вопросы для учителя по интересующим темам;

- понравилось, что аудиторное время можно потратить только на практические занятия, групповое взаимодействие, что способствует глубокому изучению предмета в предметной области, необходимой для работы;

- высокая эффективность занятий способствует развитию творческого потенциала.

Среди недостатков смешанного курса обучения было указано:

- недостаточность компьютерных навыков, позволяющих работать в дистанционной среде, приводящая, в итоге, к медленному включению в работу;

- несоответствие активной и пассивной работы всех участников курса на аудиторных занятиях;

- ограниченные возможности программного обеспечения для самостоятельных занятий.

Анализ полученных данных анкетирования позволяет сделать вывод о том, что

педагогический эксперимент по использованию модели «перевернутый класс», входящий в группу моделей смешанного обучения, прошел успешно. Необходимо учитывать результаты эксперимента при дальнейшей работе и совершенствовании модели «перевернутый класс», обеспечивать максимально продуктивный характер учебной деятельности студентов и нелинейный характер организации процесса обучения иностранному языку, опираясь на профессиональную ориентированность обучения студентов.

1. Результативность работы студентов по итогам экспериментального курса.

Для определения результативности работы студентов экспериментального курса обучения сравнивались средние количественные показатели (в процентах) уровня сформированности профессионально-значимых коммуникативных умений (компетенций) на следующих уровнях:

• рецептивный (чтение и аудирование), включающий понимание информации, выделение достоинств и недостатков описываемых событий, выявление различных точек зрения;

• продуктивный (письменная и устная речь), включающий в себя описание, анализ, аргументирование проблемы и собственного мнения.

Значительно повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей студентов, что не могло не отразиться на качественном изменении усвоения иностранного языка на двух вышеперечисленных уровнях. Динамика изменения уровней сформированности коммуникативных умений при использовании смешанной формы обучения представлены в таблице 1.

Таблица1

Повышение уровня сформированности коммуникативных умений_

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений Группа 1 Группа 2 Группа 3

ЭГ(1жив. 1дпи) КГ(1 диз.) ЭГ(2жив. 2дпи) КГ (2 диз.) ЭГ (3 жив. 3 дпи) КГ (3 диз.)

Рецептивный уровень 70% 64% 80% 75% 92% 80%

Продуктивный уровень 68% 60% 74% 67% 84% 75%

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что по выделенным критериям у учащихся экспериментальной группы наблюдается существенное повышение эффективности обучения на уроках иностранного языка.

В результате эксперимента была выявлена положительная динамика развития успеваемости экспериментальной группы при обучении иностранному языку на основе профессионально-ориентированного подхода в смешанной форме.

Результативность работы студентов оценивалась по критериям, ранее выделенным в модели реализации смешанного профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в подготовке педагога в системе СПО и исследованным в ЭГ И КГ, а именно -сформированность профессионально значимых коммуникативно-речевых умений и их применение во внеучебной деятельности (на основе устных ответов и письменных работ).

Анализ ответов студентов ЭГ выделил следующие положительные характеристики:

• студенты не стеснялись говорить на аудиторных занятиях, что особенно важно для групп специальности «живопись», где некоторое количество студентов обладает коммуникативными склонностями «ниже среднего»;

• увеличилось использование профессиональной лексики;

• использование коллективных форм работы (групповых, проектных) способствовало

равному участию всех студентов в общении;

• повышение уровня мотивации благодаря четкому осознанию каждым студентом своей «роли» на аудиторном занятии и цели выполнения каждого задания;

Однако при отсутствии предварительной подготовки к аудиторному занятию у студентов возникали следующие проблемы:

• нехватка языковых и речевых средств для участия в групповой работе;

• частый переход на употребление родного языка в парных и групповых работах;

• «выпадение» неподготовленных учеников из общего хода урока, неэффективное использование времени аудиторного занятия.

группа % (от общего количества студентов)

балл ЭГ (61 человек) КГ (44 человека) ЭГ КГ

4 20 12 32,7 27,2

3 23 16 37,7 36,3

2 17 13 27,8 29,5

1 1 3 1,6 6,8

0 0 0 0 0

Результаты анализа коммуникативно-речевых умений приведены в таблице 2.

Результаты выполнения творческого письменного задания показали, что участники ЭГ справились с заданием на 72,2%, а участники КГ на 63,4 %.

Участники ЭГ в большем объеме показали свою способность аргументировать свою точку зрения, используя пересказ, синонимию, сравнение, использовали активный словарь курса. Среди ошибок, допущенных студентами ЭГ, следует отметить такие как: несоблюдение предложенного объема (приуменьшение или преувеличение), нечеткое оформление письменного текста (отсутствие красной строки, деления текста на параграфы).

Ниже в таблицах 3, 4 предоставлены данные итогового контроля успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп с учетом общего количества студентов и процентного соотношения обучающихся на «5» и «4» (отлично и хорошо) и на «3» и «2»(удовлетворительно и неудовлетворительно) за 2011-2012, 2012-2013 (во время и после проведения эксперимента).

Таблица 3

Итоговые данные контроля успеваемости студентов (2011-2012 уч.г.)

Курс Количество опрошенных студентов «4», «5» Отлично Хорошо ( %) «3» Удовлетворительно (%) «2» Неудовлетворительно (%) Средний балл

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

I 25 13 72 61,5 28 38,5 0 - 3,9 3,7

II 18 15 72,2 66,6 27,8 33,4 - - 4 3,8

III 18 16 77,7 68,7 22,3 31,3 - - 4,2 3,9

Таблица 4

Итоговые данные контроля успеваемости студентов (2012-2013 уч.г.)

Количество «4», «5» «3» «2»

Курс опрошенных студентов Отлично Хорошо ( %) Удовлетворительно (%) Неудовлетворительно (%) Средний балл

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

I 25 13 80 69,2 20 71,8 0 - 4 3,9

II 18 15 83,3 73,3 16,7 - - 4,1 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III 18 16 88,8 75 - - 4,4 4

На основе анализа данных можно сделать вывод о том, что к концу проведения эксперимента успеваемость студентов и повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка в экспериментальной группе значительно повысилась, в то время как в контрольной группе она осталась практически на прежнем уровне.

Таким образом, педагогический эксперимент доказал необходимость качественного изменения учебных курсов, которые предусматривают нацеленность средств обучения на автономность учащихся, развитие их личности, преобладание самостоятельной работы под управлением преподавателя, обеспечение индивидуального подхода при овладении иноязычной

компетенцией в профессиональной сфере деятельности, сочетание индивидуальной, групповой аудиторной работы и самостоятельной внеаудиторной работы, введение активных методов обучения. При этом должны быть соблюдены условия поэтапного введения смешанного обучения в основную образовательную программу.

Построенный курс, по нашему мнению, оказался эффективным с точки зрения оптимизации системы обучения иностранному языку в системе СПО неязыкового профиля. Однако хотелось бы отметить ряд особенностей при реализации модели «перевернутый класс» в рамках смешанного обучения:

- перенесение теоретического материала в компьютерную программу требует большого количества времени и усилия со стороны преподавателя;

- введение модели может означать дополнительную работу и потребовать новые навыки для преподавателя;

- дистанционный и аудиторный компоненты должны составлять единое целое для мотивации студентов к подготовке к занятиям;

- необходимо наличие качественного компьютерного оборудования у студентов, позволяющее работать с программой дистанционного компонента.

Считаем необходимым отметить ряд проблем, требующих дальнейшей разработки в процессе работы в рамках смешанного курса обучения в системе СПО:

• разработка и внедрение хорошо спланированной программы смешанного обучения;

• совместная работа преподавателя, администрации учебного заведения, специалистов в области мультимедиа разработок;

• необходимость изменения программы аудиторных занятий и тщательного отбора учебного материала;

• предварительная подготовка студентов к интенсивной учебной работе с использованием информационных технологий;

• создание информационных баз данных учебного заведения, необходимых для учебной деятельности, доступных для студентов и преподавателей;

• осуществление контроля самостоятельной работы студентов с помощью специального программного обеспечения.

Программа профессионально-ориентированного смешанного обучения в процессе освоения иностранного языка может быть рекомендована в качестве алгоритма обучения студентов неязыковых специальностей средне специальных учебных заведений. Апробированная в ходе экспериментального исследования программа подтверждает возможность обучения студентов, сочетая очный и дистанционный компонент занятий.

Эффективно обучая основным профессиональным умениям, а также интегрируя профессиональные знания, полученные при изучении других предметов, программа обеспечивает целенаправленную подготовку будущих специалистов к профессионально-коммуникативной деятельности.

The article is devoted to the subject of blended learning. Its potential to improve the efficiency of foreign language teaching future specialist in secondary vocational education is disclosed. The pedagogical research concluding a blended learning program for students of secondary specialized educational institutions is described. The key words: blended learning, ESP, foreign language, vocational training, professional communicative activity

Список литературы

1. Кондаков А.М. Образование во время прорыва [Электронный ресурс] URL: http://blended.internet-school.ru/resourses.html (дата обращения 13.09.13).

2. Демин В.М. Способны ли мы ответить на вызов времени? // Среднее профессиональное образование. М., 2007. № 9. С.5-9.

3. Демчук М.Н. Развитие системы среднего профессионального образования: муниципальный аспект // Среднее профессиональное образование. М., 2008. №4.С.8-9.

4. Долгова Т.В. Реализация системно-деятельностного подхода с использованием ресурса НП «Телешкола» [Электронный ресурс] URL: http://blended.internet-school.ru/resourses.html (дата обращения 14.08.13).

5. Долгова Т.В. Реализация системно-деятельностного подхода с использованием ресурса НП «Телешкола» [Электронный ресурс] URL: http://blended.internet-school.ru/resourses.html (дата обращения 14.08.13).

Об авторе

Пригода М. В.- аспирант Университета Российской академии образования, pq1710@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.