Научная статья на тему 'Модель интеграции метода смешанного обучения в систему языковой подготовки студентов технического вуза'

Модель интеграции метода смешанного обучения в систему языковой подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / LMS ПЛАТФОРМЫ / MOODLE / BLENDED LEARNING / ELECTRONIC RESOURCE / EDUCATION PROCESS / BOLOGNA PROCESS / EDUCATIONAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Александра Владимировна

Представлен анализ методических характеристик метода смешанного обучения как перспективного дидактического инструмента современной методики преподавания иностранных языков. В частности, автор рассматривает принципы интеграции метода смешанного обучения в систему языкового образования в техническом вузе. Также в статье рассматриваются основы педагогического моделирования, с помощью которых строится модель интеграции метода смешанного обучения в процесс обучения иностранному языку, реализация модели описывается через контекст занятия по теме “Cohesive devices”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MODEL OF INTEGRATING BLENDED LEARNING INTO THE SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN ENGINEERING INSTITUTIONS

The present paper deals with studying theoretical and methodical background of the concept of blended learning, which is a major didactic tool of the modern ways of foreign languages teaching. It also considers the principles of integrating blended learning into the system of teaching foreign languages in engineering institutions. The basics of educational modeling used for developing a model of integrating blended learning in the process of foreign language teaching are defined. The schematic model representation is given and the way of implementing the described model into the educational process is shown via the example of the lesson on “Cohesive devices”.

Текст научной работы на тему «Модель интеграции метода смешанного обучения в систему языковой подготовки студентов технического вуза»

УДК 811:378.662.147

А. В. Кудряшова

модель интеграции метода смешанного обучения в систему языковой подготовки студентов технического вуза

Представлен анализ методических характеристик метода смешанного обучения как перспективного дидактического инструмента современной методики преподавания иностранных языков. В частности, автор рассматривает принципы интеграции метода смешанного обучения в систему языкового образования в техническом вузе. Также в статье рассматриваются основы педагогического моделирования, с помощью которых строится модель интеграции метода смешанного обучения в процесс обучения иностранному языку, реализация модели описывается через контекст занятия по теме "Cohesive devices".

Ключевые слова: высшее образование, языковая подготовка, электронное обучение, смешанное обучение, педагогическое моделирование, LMS платформы, Moodle.

В настоящее время в российских университетах полностью завершен процесс перехода на новые образовательные стандарты, целью которых является популяризация российского образования за счет создания унифицированных механизмов, способствующих его интеграции в мировое образовательное пространство. Международная интеграция позволит: 1) усилить академическую мобильность, которая призвана повысить приток иностранных студентов в российские вузы; 2) повысить интеграцию научных исследований в образовательные программы, что позволяет существенно расширить их потенциал; 3) более активно осуществлять сетевое научное взаимодействие, обеспечивающее российским научным разработкам выход за пределы национальных границ, что, в свою очередь, должно привести к более быстрому процессу по минимизации языковых и культурных барьеров.

В свою очередь, высшее образование испытывает некоторые трудности при реализации ускоренной подготовки специалистов, которая, безусловно, возможна, но при условии внесения некоторых изменений в традиционную модель обучения, призванных оптимизировать аудиторную нагрузку и максимизировать эффективность образовательных ресурсов.

Устранение «разрывов» между состоянием «где мы сейчас» и состоянием «где мы хотим быть» является небыстрым и трудозатратным процессом, требующим стратегического планирования. И первое, что необходимо сделать, это обозначить желаемые результаты, выявить проблемы и сформировать перечень инициатив, позволяющих сделать эти «разрывы» наименее ощутимыми.

В качестве основных трудностей, препятствующих эффективному развитию российских университетов, можно выделить слабую материально-техническую оснащенность, неготовность студентов и преподавателей получать и улучшать знания самостоятельно, уменьшение аудиторных часов на изучение специальных дисциплин, низкую ака-

демическую мобильность, где одной из причин является низкий уровень владения иностранным языком (далее - ИЯ) [1].

Основной проблемой языкового образования в российских вузах является отсутствие языковой среды, что порождает отсутствие потребности студентов к использованию ИЯ в повседневной жизни и профессиональной карьере. К тому же незначительное количество аудиторных часов и разноуровневая подготовка, что влечет за собой проблему неоднородности групп, не придает эффективности и не приближает российское академическое сообщество к желаемому результату.

Возникает вопрос о поиске новых методов обучения, адаптивных и гибких, способствующих решению вышеупомянутых проблем. Предположим, что метод смешанного обучения может являться таким методом, так как изучение ИЯ предполагает потребность в живом общении и потребность в индивидуальном режиме обучения, который был бы организован не просто в виде домашних заданий, а в виде целостной системы, оптимизирующей учебные ресурсы и время. Под оптимальным распределением понимается тот факт, что коммуникация остается общением вербальным, а задания, требующие индивидуальной проработки, такие как просмотр видео, прохождение тестирования, написание письменных работ, выносятся за пределы аудитории.

Рассмотрим данный дидактический аспект подробнее. Смешанное обучение (Blended learning) -это совокупность форм организации обучения в аудитории (Face-to-Face learning), электронной (E-learning) и дистанционной (Distance learning) форм обучения [2]. Соотношение компонентов смешанного обучения (аудиторной, электронной и дистанционной форм обучения) может варьироваться исходя из таких критериев, как: возраст слушателей, предметная область обучения, уровень подготовки слушателей, доступная техническая инфраструктура, цели обучения и т. д.

Использование методик на основе метода смешанного обучения имеет ряд преимуществ как для преподавателя, так и для студента, а именно:

- гибкость парадигмы смешанного обучения (возможность варьировать количественное соотношение компонентов обучения, выбирать оптимальный темп и ритм подачи и освоения учебного материала);

- улучшение качества обучения (за счет использования более эффективной модели обучения, так как она сочетает в себе наилучшие аспекты традиционной и инновационной форм);

- возможность вносить разнообразие в форму организации обучения (с помощью использования электронных ресурсов);

- повышение мотивации студентов к изучению предлагаемых дисциплин (за счет внедрения более интересных форм работы);

- экономия времени на занятии (с помощью вынесения определенных тем на самостоятельное изучение или некоторых видов заданий на выполнение вне аудитории);

- организация контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны студента;

- формирование у студентов навыков планировать и организовывать свою деятельность, основываясь на поставленные цели и ожидаемые результаты;

- постоянный доступ обучающихся к учебным материалам (в том числе повышенной сложности для студентов с более высоким уровнем подготовки) в режиме реального времени и, как следствие, возможность совершенствовать свои знания, освежать в памяти изученный материал;

- возможность учитывать индивидуальные особенности обучающегося в отношении восприятия информации (например, если какому-либо студенту требуется больше времени на освоение нового материала, он имеет возможность более детально и эффективно изучить его самостоятельно);

- выработка навыков самообучения и самосовершенствования, а также навыков поиска и отбора информации, что, в свою очередь, позволяет повысить успеваемость студентов;

- формирование навыка презентации проектов (перекладывание некоторых аудиторных заданий на самостоятельную работу дает возможность увеличивать количество творческих заданий, одним из которых является презентация различного рода проектов);

- получение обратной связи и повышение качества коммуникации между студентом и преподавателем, так как общение приобретает характер наставничества и позволяет преподавателю координировать и модерировать деятельность обучающегося, а самому студенту дает возможность полу-

чать квалифицированную оценку своей деятельности и рекомендации по улучшению собственных знаний и методов работы.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что метод смешанного обучения совмещает в себе наиболее эффективные формы преподавания при условии грамотной организации процесса обучения. Таким образом, необходимость интеграции данного метода обоснована, остается формализовать процесс, что удобно сделать в виде модели.

Моделирование в целом является одним из методов научного исследования и познания, широко использующимся в педагогике в целях оптимизации планирования процесса обучения, структурирования учебного материала, диагностики, проектирования обучения, реализации личностно ориентированного подхода и т. д. Оно предполагает изучение какого-либо объекта посредством создания и исследования его копии, другими словами, модели, которая замещает оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя [3]. Педагогическое моделирование можно определить как «разработку целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения» [4], создание педагогической модели.

В зарубежной педагогической литературе выделяются следующие модели, относящиеся к смешанному обучению [5]:

- модель «Face-to-Face Driver» предполагает изучение большей части учебной программы в режиме аудиторных занятий. Работа с электронными ресурсами реализовывается в качестве дополнения;

- модель «Flex» - это изучение большей части учебной программы в условиях электронного обучения, где основная часть материала первоначально представляется онлайн;

- модель «Rotation» основывается на чередовании прямого или личного обучения и опосредованного взаимодействия субъектов учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- модель «OnlineLab» предполагает освоение учебных программ в условиях электронного обучения на специальном сайте учебного подразделения и в специально оборудованных компьютерных классах;

- модель «Self-blend» дает возможность студентам выбирать курсы, дополнительные к основному образованию;

- модель «Online Driver» предполагает изучение тех или иных электронных курсов в соответствии с потребностями студента.

Существует и российская категоризация моделей смешанного обучения, которая подразумевает:

1. Сочетание и чередование очного и электронного форматов обучения (группа «Ротация», модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон»).

2. Реализацию индивидуального подхода (группа «Личный выбор», модели «Новый профиль», «Индивидуальный учебный план», «Межшкольная группа») [6].

Модели смешанного обучения, объединенные в группу «Ротация», отличаются фиксированным либо гибким чередованием индивидуального и интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Каждый из трех этапов учебного процесса - введение нового материала, закрепление и контроль полученных навыков - может осуществляться как в рамках традиционного, индивидуального взаимодействия, так и посредством онлайн-ресурсов.

Модель «Перевернутый класс» предполагает предварительную теоретическую подготовку к учебному занятию посредством доступа обучающегося к электронным образовательным ресурсам. На учебном занятии реализуется практическая деятельность по закреплению полученных знаний (выполнение упражнений на отработку учебного материала, а также упражнений по защите проектов, презентаций, составление диалогов и монологов).

Модель «Автономная группа» применяется для более эффективного обучения студентов с неоднородным уровнем подготовки и личностных потребностей, так как предполагает деление обучающихся на группы. Одна из групп в большей степени работает в режиме онлайн, тогда как другая группа обучается в традиционной форме, в которой электронные обучающие ресурсы применяются исключительно как дополнительные.

Модель «Смена рабочих зон» наиболее сложна в реализации и организации в силу того, что здесь число групп увеличивается по числу видов учебной деятельности: групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, он-лайн-обучение и т. д. Но в то же время имплемен-тация данной модели в процесс обучения делает его более интенсивным, насыщенным учебным материалом и мотивирует обучающихся.

Модели группы «Личный выбор» реализовыва-ют персонализированный подход в обучении и подходят для обучения школьников старших классов. Модели ожидают от обучающихся наличие высокой мотивации и высокого уровня сфор-мированности информационно-коммуникационной компетентности. Единственным отличием этих моделей является способ, при помощи которого формируются учебные группы.

Каждая из моделей смешанного обучения имеет свои характерные черты, поэтому выбор модели

обуславливается целями и задачами каждого конкретного курса. Исходя из целей, задач, специфики обучения ИЯ, можно предположить, что наиболее эффективными для интеграции в образовательный процесс являются модели группы «Ротация». Именно эти модели позволяют оптимизировать процесс обучения данной дисциплины в условиях «дефицита учебного времени», разного уровня подготовки студентов и различного уровня мотивации к изучению предмета.

Традиционно при моделировании любой системы выбирается несколько уровней (целевой, содержательный, технологический, организационный, оценочный и результативный) [7]:

- целевой уровень определяет направленность образовательного процесса. Целями здесь являются: формирование профессиональной иноязычной компетенции, развитие целевой ориентации обучающихся наряду с повышением мотивации и формированием познавательной активности, ориентированной на самоорганизацию и самообразование;

- содержательный уровень выполняет функцию информационной наполняемости и составляет знания, умения и навыки, определяющие направленность учебно-образовательного процесса в целом;

- технологический уровень предполагает разработку и реализацию алгоритма формирования необходимых компетенций инженера;

- оценочно-результативный уровень направлен на диагностику сформированности уровня профессиональных компетенций, анализ эффективности выбранных педагогических средств и проведение корректирующих мероприятий, позволяющих интенсифицировать дальнейшее формирование компетенций студентов.

Представим практику реализации метода смешанного обучения в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык» для студентов З курса (бакалавриат). Отобразим процессы в виде графической модели с представлением внутренних и внешних взаимосвязей (рис. 1).

В качестве пояснения к модели можно сказать следующее - исходя из того, что в смешанном курсе электронное и традиционное обучение должны идти параллельно, каждому разделу, пройденному на занятии, должен соответствовать блок заданий в сети, как правило, это специализированные платформы LMS (Learning Management System). Работу с видеоресурсами рекомендуем выносить в режим самостоятельной работы, потому как режим индивидуального просмотра будет способствовать детальной проработке языковых явлений за счет возможности использовать индивидуальной темп работы, подразумевающий многократное обращение к материалу [8]. Оценочно-результативный уровень таблицы представлен

— ll —

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 4 (157)

Рис. Модель интеграции метода смешанного обучения

ввиде выполнения задания на платформе Moodle, что будет дополнять материал, пройденный на аудиторном занятии.

Общим выводом по результативности интеграции модели смешанного обучения является переход обучающихся на более высокий уровень формирования знаний, умений и навыков ввиду того, что интеграция модели смешанного обучения позволяет:

- обеспечивать индивидуальный подход в обучении;

- экономить время на занятии;

- создавать общедоступный электронный банк образовательных ресурсов;

- обеспечивать постоянный доступ обучающихся к учебным материалам;

- повышать качество коммуникации между студентом и преподавателем.

Список литературы

1. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего проф. образования. М.: Мастерство, 2001. 272 с.

2. Вебинар Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов, 28 октября 2013. URL: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (дата обращения: 15.04.2014).

3. Кузнецова Н. С. Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 421-425.

4. Богатырев А. И., Устинова И. М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. URL: http://www. rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm (дата обращения: 21.04.2014).

5. Dreambox Learning, 6 Models of Blended Learning. URL: http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning (дата обращения: 05.05.2014).

6. Кондакова М. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. URL: http://vestnikedu.ru/2013/05/ smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (дата обращения: 07.05.2014).

7. Азимбаева Ж. А. Структурно-функциональная модель обучения русскому языку студентов-иностранцев // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11. С. 111-115.

8. Сидоренко Т. В. Принципы отбора и методической адаптации оригинальных видеоматериалов // Вестн. Воронежского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 207-210.

Кудряшова А. В., старший преподаватель

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Институт кибернетики, кафедра иностранных языков.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: aleksa40579@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 29.05.2014.

A. V Kudryashova

development of the model of integrating blended learning into the system of foreign languages

teaching in engineering institutions

The present paper deals with studying theoretical and methodical background of the concept of blended learning, which is a major didactic tool of the modern ways of foreign languages teaching. It also considers the principles of integrating blended learning into the system of teaching foreign languages in engineering institutions. The basics of educational modeling used for developing a model of integrating blended learning in the process of foreign language teaching are defined. The schematic model representation is given and the way of implementing the described model into the educational process is shown via the example of the lesson on "Cohesive devices".

Key words: blended learning, electronic resource, education process, Bologna process, educational modeling.

References

1. Semushina L. G., Yaroshenko N. G. Soderzhanie i tehnologii obucheniya vsrednih spetsial'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie dlya prepodavateley uchrezhdeniy srednih prof. obrazovaniya [Content and technology of education in specialized secondary schools: a schoolbook for the teachers of secondary professional educational institutions]. Moscow, Masterstvo Publ., 2001. 272 p. (in Russian).

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 4 (157)

2. Vebinar Blended Learning: perekhod k smeshannomy obucheniyu za 5 shagov, 28 oktyabrya 2013 [Webinar Blended Learning: transfer to Blended Learning in 5 steps. October 28, 2013] URL: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (accessed 15 April 2014) (in Russian)..

3. Kuznetsova N. S. Kontseptual'nye osnovy modelirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo [Conceptual framework of modeling educational area in teaching Russian as a foreign language]. Molodoy uchyony-Youngscientist, 2012, no. 4, pp. 421-425 (in Russian).

4. Bogatyriov A. I., Ustinova I. M. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniya: sushchnost' I effectivnost' [Theoretical Basics of pedagogical modeling: essence and efficiency.] URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica2_bogatyrevyo20a.Ldoc.htiTi (Accessed: 21 April 2014) (in Russian).

5. Dreambox Learning, 6 Models of Blended Learning [site "DreamBox Learning"] URL: http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning (Accessed: 5 May 2014).

6. Kondakova M. L. Smeshannoe obuchenie: vedushchie obrazovatel'nye tekhnologii sovremennosti [Blended Learning: leading educational technologies of the present]. Vestnik obrazovaniya - Bulletin of education, 2013. URL: http://vestnikedu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (Accessed: 7 May 2014) (in Russian).

7. Azimbaeva Zh. A. Strukturno-funktsional'naya model' obucheniya russkomu yazyku studentov-inostrantsev [Structural-functional model of teaching the Russian language to foreign students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 11, pp.111-115 (in Russian).

8. Sidorenko T. V. Printsipy otbora i metodicheskoy adaptatsii original'nyh videomaterialov [Principles of selecting and methodical adaptation of authentic video] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta - Voronezh State University Bulletin, 2012, Vol.1, pp. 207-210 (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University, Institute of Cybernetics.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634034.

E-mail: aleksa40579@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.