Научная статья на тему 'Служение праву - святая обязанность юриста'

Служение праву - святая обязанность юриста Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PUBLIC SERVANTS / LAW FACULTY / NORTH-WEST ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова Людмила Ивановна

Статья посвящена проблемам правового образования государственных служащих и тесно связанной с их решением истории создания юридического факультета Северо-Западной академии государственной службы. Задача факультета заключалась в подготовке юристов, считающих своей обязанностью служить праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Serving Law - the Sacred Duty of a Lawyer

The article is devoted to problems of legal education of public servants, which are closely related to the history of the Law Faculty of the North-West Academy of Public Administration. The task of the faculty was to educate lawyers who can restore the spirit of law to public authorities.

Текст научной работы на тему «Служение праву - святая обязанность юриста»

Л. И. Антонова работает в Северо-Западной академии государственной службы с момента основания. В 1993-1994 гг. являлась проректором СЗКЦ.

Сфера научных интересов: гражданское и трудовое право, правотворчество и законодательная техника.

Основные научные публикации:

• Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование: монография. Л.: Издательство ЛГУ,

1986. - 152 с.

• Антонова Л. И. Необходимость совершенствования структуры Трудового кодекса Российской Федерации // Власть. 2010. № 6. С. 80-83.

• Антонова Л. И. Новое законодательство о государственной гражданской службе и его роль

в юридическом оформлении служебных отношений // Право и власть: сб. науч. статей. СПб.: Издательство СЗАГС, 2005.

• Антонова Л. И. О механизме защиты трудовых прав российских граждан // Правовые аспекты свободы личности: материалы научно-практической конференции 26 января 2009 г. СПб.: Издательство СПбГУП, 2009.

• Антонова Л. И. Правовое регулирование: понятие, формы осуществления // Северо-Западная академия государственной службы. Ежегодник 2001. СПб.: Издательство СЗАГС, 2002. С. 182-203.

• Антонова Л. И. Революционная кодификация законодательства РСФСР (1920-1930-е гг.) // Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 136-155.

• Антонова Л. И. Служебный контракт с государственным служащим // Северо-Западная академия государственной службы. Ежегодник 2005. СПб.: Издательство СЗАГС, 2006. С. 6-31.

• Антонова Л. И., Шакунова Н. Е. Правовой режим служебных произведений // Управленческое консультирование. 2009. № 2. С. 126-131.

Свыше десяти лет Л. И. Антонова являлась председателем совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук в СЗАГС.

Л. И. Антонова награждена медалями «Ветеран труда» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга», Почетным золотым знаком СЗАГС.

Людмила Ивановна АНТОНОВА

ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Л. И. Антонова L. I. Antonova СЛУЖЕНИЕ ПРАВУ - СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИСТА

Serving Law - the Sacred Duty of a Lawyer

ключевые слова;

правовое образование, профессиональная подготовка, государственные служащие, юридический факультет, Северо-Западная академия государственной службы

Статья посвящена проблемам правового образования государственных служащих и тесно связанной с их решением истории создания юридического факультета Северо-Западной академии государственной службы. Задача факультета заключалась в подготовке юристов, считающих своей обязанностью служить праву.

KET words:

legal education, professional training, public servants, Law Faculty, North-West Academy of Public Administration

The article is devoted to problems of legal education of public servants, which are closely related to the history of the Law Faculty of the North-West Academy of Public Administration. The task of the faculty was to educate lawyers who can restore the spirit of law to public authorities.

Становление правового образования в Северо-Западной академии государственной службы имеет длительную историю. Академия создавалась как образовательное учреждение нового типа, призванное вести подготовку служащих государственного аппарата для обновленной России, которая впервые за свою многове- \ ковую историю провозгласила курс на утверждение в стране принципов правовой государственности. Перед академией была поставлена задача полного разрыва с наследием Высшей партийной школы, на материальной базе которой она формировалась.

В ВПШ - «главной кузнице партийных кадров СССР» - существовала представительная ко-

горта юристов, многие из которых составляли цвет отечественной юридической науки. Достаточно вспомнить блестящего уче-ного-административиста, доктора юридических наук, профессора В. Д. Сорокина, который являлся проректором по научной работе Высшей партийной школы.

Сегодня мы говорим: «Служение праву - святая обязанность юриста». Важно, чтобы это высказывание стало нормой профессиональной этики нового поколения юристов.

Остается только с сожалением констатировать, что с ликвидацией ВПШ практически все эти специалисты были уволены. Учредители Северо-Западного кадрового центра (так первоначально назывался наш вуз), видимо, опасались их связи с партийной номенклатурой. Но эти

ученые даже в условиях номенклатурного учебного заведения сохранили свой высочайший профессионализм и приверженность праву.

Из числа этих специалистов только доктор юридических наук, профессор Ю. Я. Баскин -признанный советский специалист по международному праву и истории политических и правовых учений, снискавший широкую известность в научном мире и как знаток истории философии, - остался на кафедре философии. Преданность этой кафедре Ю. Я. Баскин сохранил до конца своих дней, так и не перейдя на юридический факультет, хотя в отдельные годы он читал будущим юристам курсы по международному праву и истории политических и правовых учений.

В результате на момент создания СЗКЦ в составе преподавателей этого учебного заведения специалистов по юридическим дисциплинам не было. В этих условиях мне поступило предложение от первого ректора СЗКЦ Э. Н. Теплова заняться подбором новых кадров, способных обеспечить преподавание юридических дисциплин для будущих чиновников. Приступив к обязанностям проректора по профессиональной подготовке государственных служащих, я слабо представляла те трудности, с которыми придется столкнуть-

66_

2 ся. Все мы упивались свалив-| шейся на нас свободой, не буду-£ чи готовыми ею реально вос-5 пользоваться. Но был энтузи-2 азм, который во многом компенсировал отсутствие управленче-| ского опыта и необходимых зна-^ ний в сфере менеджмента. Была | высокая цель: обеспечить переев ориентацию государственной | службы с административных ры-^ чагов управления на правовые, достижению которой была подчинена вся концепция подготовки кадров для государственного аппарата новой России. Это был период проб и ошибок, поиска новых алгоритмов обучения профессионалов в области государственной службы.

Мы искренне верили, что вооруженный правовыми знаниями, обладающий высоким уровнем профессионального правосознания государственный чиновник сможет направить свою деятельность на служение идеалам права и справедливости, морали и нравственности. Нам и в голову не приходило, что во власть могут устремиться люди, которые возродят стародавнюю «систему кормления», взяточничество, для которых основной целью «хождения во власть» станет личное обогащение. К сожалению, действительность оказалась совершенно иной: в 1990-х гг. начался активный процесс криминализации

_67

государственного аппарата, ? преодолеть который страна не ^ может до сих пор. ро

Мы же пытались реализовать § концепцию правового обучения < чиновников. При отсутствии ка- | ких-либо госстандартов, науч- ? ных и методических разработок | мы формировали учебные пла- ^ ны с учетом, прежде всего, соб- < ственных представлений о том, 5 что должен знать и уметь совре- 5 менный чиновник, что мы ему | должны были преподать и чему ^ научить. Прежде всего предпо- ^ лагалось воспитать привержен- | ность праву, научить исполнять ± законы, внедрить в сознание го- ^ сударственных служащих понимание важности честно служить на любой вверенной им должности, привить им навыки профессиональной работы с гражданами, умение грамотно составлять юридические документы.

Для реализации грандиозных планов нужны были преподавательские кадры, которых у нас практически не было. Пришлось одни дисциплины взять на себя, для обеспечения других пригласить в качестве совместителей преподавателей юридического факультета ЛГУ, Академии МВД.

В тот период функционировала только одна кафедра - правоведения. Постепенно удалось найти специалистов с учеными степенями, занятых на практической работе в органах суда,

прокуратуры, в научных учреждениях.

Из Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ пришла К. А. Моралева, которая стала вести курс государственного (конституционного) права. Удалось пригласить А. А. Старовойтова, занимавшего в то время должность председателя юридического комитета Правительства Ленинградской области, вести курс административного права для будущих чиновников. А. А. Старовойтов с тех пор больше уже не порывал связи с академией, а после смены губернатора области полностью переключился на преподавательскую работу.

В тот период в нашем вузе велось обучение студентов и слушателей только по одной специальности - «Государственное и муниципальное управление». Широкая правовая подготовка чиновников на первоначальном этапе успешно заменяла практически отсутствовавшую тогда управленческую специализацию. В советский период не существовало науки государственного управления, была лишь особая номенклатурная система подбора и расстановки управленческих кадров, отразившая опыт той эпохи и имевшая, при всех ее недостатках, ряд несомненных достоинств,

но при этом вовсе не пригодная для применения в новых условиях.

В сложившейся ситуации лишь юристы, прежде всего ад-министративисты, могли ориентироваться в вопросах государственного управления. Ведь административное право - это право государственного управления.

Лишь два - три года спустя появились переводные труды западных специалистов по менеджменту, которые стали активно изучать управленцы, видевшие в них образцы для подражания и пытавшиеся переносить их на нашу российскую почву. В страну устремились разного рода западные консультанты, не знающие, да и не желающие знать нашу российскую специфику.

Эту ситуацию не удается преодолеть до сих пор. Большинство учебников по управленческим дисциплинам не имеют необходимой правовой базы, не основаны на отечественном законодательстве и, таким образом, сохраняют абстрактно теоретический характер, слабо влияя на функционирование государственной власти и организацию государственной и муниципальной службы в стране.

Принятие Конституции Российской Федерации еще раз утвердило нас в правильности

68_

2 представления о том, что в ус-| ловиях правового государства £ основу профессионального обу-5 чения государственных служа-2 щих должна составлять правовая подготовка. В результате | удалось включить в учебные | планы подготовки государ-| ственных и муниципальных слу-

“ жащих большую часть специей

% альных дисциплин, препода-^ вавшихся в юридических вузах (кроме уголовно-правового и процессуальных циклов, а также таких вспомогательных дисциплин, как криминалистика, криминология, судебная медицина, юридическая психология и т. п.). Это помогло многим выпускникам академии первых лет после введения системы ускоренной переподготовки государственных и муниципальных служащих получить второе, юридическое высшее образование всего за один год. Этого срока вполне хватало для ликвидации разницы в учебных планах.

Но такое увлечение правом длилось недолго. Уже через пару лет началась реорганизация системы подготовки государственных и муниципальных служащих. СЗКЦ был лишен первоначально отведенной ему функции управления кадрами государственной службы Российской Федерации. Началась его реорганизация в учебное заве-

_69

дение, реализующее програм- ? мы подготовки и переподготов- ^ ки кадров для государственной ^ и муниципальной службы. Так § на месте Северо-Западного ка- < дрового центра появилась Се- | веро-Западная академия государственной службы. |

Закончился короткий период ^ подготовки управленцев-пра- < вовиков. Специальность «Госу- 5 дарственное и муниципальное 5 управление» была причислена | к числу инженерных, а это по- ^ влекло за собой соответствую- § щую корректировку учебных I планов и программ. К этому ± времени сформировалась сис- ^ тема государственного регулирования подготовки и переподготовки кадров. Система государственных стандартов свела к минимуму возможности вузов по составлению учебных планов и программ. Такие права сохранились лишь применительно к национально-региональному и вузовскому компонентам содержания подготовки в вузе, а также выбору специализаций.

Все эти процессы сопровождались организационными, методологическими, методическими, кадровыми изменениями. Была пересмотрена вся организация подготовки и переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, она была введена в стан-

дартные рамки обычного вузовского учебного процесса. Было стандартизировано и управление академией. Вместо проректоров по учебным циклам появились вузовские должности проректоров по учебной, научной работе и т. д. Под руководством нового ректора СЗАГС В. В. Чубинского-Надеждина стали реализовываться иные концепции подготовки кадров для государственной и муниципальной службы. В академии долгое время существовала единственная кафедра юридического профиля. Она по-прежнему обслуживала факультет государственного и муниципального управления, который активно развивался. В связи с появлением новых форм обучения, ростом числа обучающихся возрастал объем педагогической нагрузки для преподавателей-юристов. В результате кафедра правоведения была разделена на две -частно-правовых и публичноправовых дисциплин (возглавили которые Л. И. Антонова и К. А. Моралева).

В этот период была предпринята еще одна попытка усиления юридической ориентации государственных служащих. На этот раз - при помощи введения для студентов двух последних курсов специализации «Правовое обеспечение государственной службы»,

70

которая вызывала ажиотажный интерес студентов. От желающих ее освоить не было отбоя. И, таким образом, на протяжении ряда лет нам удавалось поддерживать достаточно высокий уровень правовой подготовки выпускников академии. Со временем в академии были введены жесткие квоты для юридической специализации, которые постоянно уменьшались, как и количество часов, отводимых для ее преподавания. К тому же начали неуклонно сокращаться и основные юридические курсы для управленцев. Уменьшалось их общее количество, неуклонно сокращался их объем. Мы уже не могли в полной мере удовлетворить потребность студентов в правовых знаниях.

Менялось и наше общество. Первоначальная постпере-строечная эйфория сменялась глубочайшим разочарованием, утратой идеалов, правовым нигилизмом. Чиновничий корпус набирал силу, он уже не нуждался в правовой основе для своего функционирования. Напротив, право все больше превращалось для него в препятствие для достижения своекорыстных целей. Все чаще приходилось сталкиваться со стремлением обойти закон, найти правовые лазейки, чтобы уклониться от ответственности.

В этих условиях и возникла мысль о создании в академии юридического факультета, который мог бы готовить юристов для государственной и муниципальной службы, юристов, способных поддерживать правовые начала, дух права.

Становление факультета сопровождалось поисками собственной ниши в системе юридического образования. Факультет изначально был ориентирован на подготовку юристов для государственного аппарата. Поэтому в нашем вузе существовала единственная специализация -государственно-правовая.

Потребность в преподавательских кадрах обусловила появление в академии аспирантуры по юридическим специальностям и создание совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Диссертационный совет К 502.007.01 (председатель - Л. И. Антонова, заместитель председателя -Ю. Я. Баскин) работал в академии свыше десяти лет. Одним из первых в нем защитил свою кандидатскую диссертацию

А. А. Старовойтов. Затем этот совет должным образом признал научные заслуги преподавателей кафедры гражданского и трудового права В. В. Барабанова, Н. В. Разуваева, М. В. Трегубова, Н. П. Пирожко-

л

вой, Н. В. Ющенко, Б. Н. Стрель- ? цына, О. Б. Шубиной, Н. А. Бута- ^ ковой; членов кафедры адми- ^ нистративного права А. К. Со- § ловьевой, С. Н. Лопатиной, < Ю. Н. Овсяникова, М. И. Сели- £

7 О

на; конституционного права - ? В. А. Овчинникова, А. А. Гонча- £

О

рова, а также ряда руководя- ^ щих работников академии < (Е. А. Китин, Э. А. Нехвядович) 5 и ее многочисленных филиа- 5 лов. Некоторые из них уже ста- | ли докторами наук. ^

/-V Ш

С созданием в академии еще ^ одного диссертационного сове- | та - Д 502.007.03 по защите ± диссертаций на соискание уче- ^ ной степени доктора юридических наук (председатель -

В. П. Кириленко, заместитель председателя - Л. И. Антонова) появилась возможность защиты докторских диссертаций непосредственно в нашем вузе.

И в нем прошла успешная защита докторской диссертации А. А. Старовойтова. К сожалению, в настоящее время в академии пока нет ни одного юридического совета. Процесс перерегистрации совета неоправданно затянулся, ряд преподавателей уже завершили работу над докторскими диссертациями и готовы к их защите.

Возвращаясь к истории юридического факультета, следует признать, что немало проблем возникало с подбором кандида-

тур на должность декана факультета. Первым деканом стала выпускница академии А. К. Бейн. Ей удалось наладить прямые контакты со школами, средними профессиональными юридическими учебными заведениями -колледжами, лицеями, выпускники которых стали первыми студентами академии. Вторым деканом факультета стал Г. Г. Бернацкий, работавший до этого на кафедре философии. Он защитил докторскую диссертацию по юриспруденции и всецело отдался работе на факультете. Ему удалось сделать многое для того, чтобы факультет завоевал прочные позиции в юридической среде. После Г. Г. Бернацкого непродолжительное время деканом факультета была доктор политических наук, профессор Т. М. Полякова, затем на эту должность был избран А. А. Старовойтов, обладавший богатым опытом управленческой и юридической работы.

Можно считать, что к настоящему времени академия юристами высшей квалификации обеспечена. Это касается как преподавательского корпуса -сегодня успешно функционируют шесть юридических кафедр, возглавляемых докторами юридических наук, так и административного состава.

Число студентов юридического факультета постоянно растет,

расширяются организационноправовые формы подготовки юристов. Внедряются новые формы обучения с использованием новейших достижений науки и педагогической практики. Выпускники академии успешно работают во всех сферах юридической деятельности. Отмечая свой 20-летний юбилей, академия готова к новым свершениям, нацелена на реализацию планов двухуровневой подготовки юристов по системе «бакалавриат - магистратура».

Широкие перспективы, особенно в исследовательской работе, открываются перед юридическим факультетом в связи с включением СЗАГС в систему РАНХиГС, созданием вуза нового типа. Администрация СевероЗападного института под руководством В. А. Шамахова поставила перед коллективом ответственные задачи, ориентируя в первую очередь на достижение практических результатов в различных областях науки, в том числе права [1].

Древние римляне, оставившие человечеству непревзойденные образцы права, говорили: Тіаі іиБІ:Ша регеаі тип^э! (Да здравствует юстиция, даже если погибнет мир!)”. Римский мир пал под ударами варваров, но право выстояло. Более того, постепенно оно было усвоено,

72_

2 реципировано народами, сокру-| шившими Римскую империю. £ И на его основе возникла совре-5 менная европейская, а затем 2 и всемирная цивилизация.

Существует клятва Папиниа-I на, которую дают юристы перед ^ началом своего служения пра-| ву. Папиниан - авторитетней-“ ший юрист, возглавлявший пя-I терку знаменитых юристов Ри-^ ма, высказывания которых имели силу правовых норм (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай и Модестин). Судьи при решении конкретных дел должны были руководствоваться согласованными высказываниями этих юристов. При расхождении голосов приоритет имела позиция Папиниана, доказавшего свою беспристрастность и бескомпромиссность. Верность праву он отстоял ценой собственной жизни.

Считая, что перед лицом права все равны, Папиниан выступил обвинителем императора Каракаллы, который установил свое единовластие, убив младшего брата - соправителя. За это по приказу Каракаллы в 212 г. Папиниан был казнен. Он предпочел смерть апологии убийства. Вот образец достойного служения праву, а не правителю. Своей мученической кончиной во имя торжества права Папиниан показал, что путь защитника права может быть очень

трудным, но его нужно честно пройти до конца. Его образ стал мерилом юридической честности и принципиальности. Вот почему и сегодня мы говорим:

73_

«Служение праву - святая обязанность юриста». Важно, чтобы это высказывание стало нормой профессиональной этики нового поколения юристов.

1. Шамахов В. А. Соответствовать вектору модернизации // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 5-7.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Shamakhov V. A. Sootvetstvovat vektoru modernizatsii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2011. №2. S. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.