Научная статья на тему 'К новой системе профессионального обучения государственных управленцев'

К новой системе профессионального обучения государственных управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧИНОВНИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ РАНХИГС / COMPETENCE OF A CIVIL SERVANT / PUBLIC ADMINISTRATION / TRAINING / NORTH-WEST INSTITUTE OF THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович

Автор исследует, как решалась проблема профессиональной подготовки чиновничества на различных этапах становления российской государственности. Особое внимание уделяется задачам, которые стоят перед Северо-Западным институтом РАНХиГС по построению новой системы профессиональной подготовки государственных служащих на современном этапе развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards a New System of Civil Servant Training

The author investigates how the problem of civil servant training was solved at various stages of Russian statehood development. Special attention is paid to problems faced by the North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration on construction of a new system of civil servant training at the present stage of the country development.

Текст научной работы на тему «К новой системе профессионального обучения государственных управленцев»

В. А. Шамахов тесно связан с Северо-Западной академией государственной службы в течение многих лет. В 2002-2004 гг. являлся ректором СЗАГС, заведующим кафедрой государственной службы и кадровой политики. С 2009 г. -заместитель председателя Попечительского совета академии. В мае-августе 2011 г. исполнял обязанности ректора СЗАГС.

Сфера научных интересов: социальное управление, руководство, лидерство, профессионализм управленческого персонала.

ДИРЕКТОР СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

действительный государственный СОВЕТНИК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 КЛАССА

ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Автор многочисленных научных работ и публикаций.

В. А. Шамахов удостоен Благодарности Президента России В. В. Путина. Награжден девятью медалями, орденом Льва Финляндии, орденом Святого Владимира Русской православной церкви и другими знаками отличия.

В. А. Шамахов имеет значительный опыт управленческой деятельности. В 1993-1996 гг. работал начальником Управления кадров и учебных заведений Государственного таможенного контроля России. С 1996 по 2002 г. возглавлял Северо-Западное таможенное управление, был членом Коллегии Государственного таможенного контроля России. В 2007-2009 г. являлся заместителем руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

В. А. Шамахов - вице-президент общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», член Президиума Межрегиональной общественной организации «Межотраслевой союз транспортников и предпринимателей». Является членом Общественного совета при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Избран президентом саморегулируемой организации «Первая гильдия строителей», председателем попечительского совета Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда поддержки и развития государственного заповедника «Павловск», а также членом Клуба друзей музеев-заповедников «Царское Село» и «Исаакиевский собор».

В. А. Шамахов V. A. ShAimAKhov

К новой системе профессионального обучения государственных управленцев

Towards a New SysteM of CiviL ServAnt TrAining

ключевые слова:

компетентность чиновника, государственное управление, профессиональная подготовка, СевероЗападный институт РАНХиГС

Автор исследует, как решалась проблема профессиональной подготовки чиновничества на различных этапах становления российской государственности. Особое внимание уделяется задачам, которые стоят перед Северо-Западным институтом РАНХиГС по построению новой системы профессиональной подготовки государственных служащих на современном этапе развития страны.

key words:

competence of a civil servant, public administration, training, North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The author investigates how the problem of civil servant training was solved at various stages of Russian statehood development. Special attention is paid to problems faced by the North-West Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration on construction of a new system of civil servant training at the present stage of the country development.

Осуществление коренных преобразований в стране напрямую связано с личностно-профессиональным потенциалом системы государственной службы. От того, каковы уровень компетентности чиновника, его морально-этическая ' культура, готовность к совершенствованию своих профессиональных навыков и знаний, зависит успешность реформирования.

Ведь для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры, именно от их компетенции

будет зависеть уровень государственного управления. Особое место в этих процессах принадлежит системе профессионального развития государственных служащих.

Именно наука, образование и профессиональное развитие, «инвестиции в человека», формирующие «человеческий капитал», при условии его успешного применения играют решающую роль в обеспечении всеобъемлющей модернизации страны.

Государственная служба выступает своеобразным мостом между властью и обществом, государством и гражданином. Ряд ученых справедливо считают, что «любые практические вопросы государственной службы приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении

_8

с государственным управлени- з ем и под углом его обеспечения» ! [1, с. 66]. В глазах населения го- | сударственная служба часто § олицетворяет государство, не § случайно говорят: какова госу- | дарственная служба - таково > и государство (см.: [3]).

Проблема профессионально- ° го обучения и повышения ква- | лификации чиновничества су- £ ществовала на всех этапах ста- 5 новления российской государ- £ ственности. Уже в ХУ-ХУ1 вв., | в период образования россий- § ского централизованного госу- | дарства, когда активно шло § формирование системы госу- 1 дарственного управления, четко § обозначилась необходимость ^ в людях, имеющих подготовку и для ведения «дел государствен- ¡5 ных». Так, Иван IV (Грозный) ука- | зом предписывал священникам * обучать население «закону Бо-жию и гражданскому».

Служители приказов - органов центрального государственного управления в Москве - обладали уникальными на ту пору знаниями ведения государственных дел, что неизбежно влекло за собой злоупотребление приказными своим служебным положением. Население, обращавшееся с какими-то нуждами к чиновникам, всякий раз сталкивалось с равнодушием, взяточничеством, с проявлениями, ставшими с тех времен

характерной чертой российской бюрократии.

Попытки создания системы подготовки чиновников, мотивации к приобретению ими знаний особенно ярко проявились в XVIII в. при Петре I, который вывел проблему профессионального образования на уровень государственный. Особое значение Петр I при создании Петербургской Академии наук придавал обучению правоведению. (Позже, в 1755 г., при создании Московского университета, было предусмотрено обучение специалистов в сфере государственноправовой деятельности на юридическом факультете). Открылось и первое специальное учебное заведение, которое готовило молодых людей для службы гражданской - школа иностранных языков при Посольском приказе. Государь-реформатор принял на службу Генриха Фика и командировал его в Швецию изучать европейский управленческий опыт, чтобы затеять административную реформу. Опыт был изучен, на проекте сохранилась резолюция императора: «Сделать Академию, а ныне приискать из Русских, кто учен, и к тому склонность имеет...». Известно, что в петровскую эпоху случались и другие образовательные проекты, в том числе и создание «академии политики для пользы государственных канцелярий».

_9

Между тем, к началу XIX в. а полноценной системы профес- I сиональной подготовки государ- | ственных чиновников по-преж- I нему не существовало. В боль- з шинстве своем столичные уп- Ш равленцы, занимавшие ответ- о ственные посты, были людьми I образованными, хотя некоторые е из них получали лишь общее об- | разование, в то время как пред- £ ставители губернских государ- £ ственных учреждений имели о низкий образовательный и профессиональный уровень. Про- о движение чиновников по служ- § бе зависело исключительно от § их выслуги лет, без учета степени [= образованности. ш

Начало XIX в. стало временем § появления различных проектов ■§ совершенствования государ- ° ственного устройства со сто- * роны либеральных чиновников § и появившихся после войны 1 1812 г. оппозиционных течений < среди дворянства. Наиболее се- “ рьезный проект совершенствования государственного управления по поручению Александра I был разработан директором департамента Министерства внутренних дел, статс- и госсекретарем, талантливым администратором М. М. Сперанским [2]. Указы, принятые по инициативе Сперанского с целью повышения профессионализма государственных чиновников, - «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.)

и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.), - вызывали раздражение дворянства. Они вынуждали придворных избирать конкретный род службы, чтобы сохранить свои привилегии, и ставили продвижение чиновников по службе в прямую зависимость от получения университетского образования.

Среди мер, направленных на улучшение системы образования, Сперанский в декабре 1808 г. предложил создание «особенного Лицея» - школы, где воспитанники за сравнительно короткий срок получали бы и гимназическое, и университетское образование.

Открытый в 1811 г. Царскосельский лицей явился первым учебным заведением России, где подготовка государственных служащих была организована на уровне европейских требований и закладывала основы современного образования в области государственного управления. Лицей имел юридическую и гуманитарную направленность при шестилетнем обучении. Его выпускники приравнивались к выпускникам университетов.

В Уставе этого учебного заведения, в частности, прямо было указано, что «учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».

Ло

Воспитанниками лицея были з поэты А. С. Пушкин, А. А. Дель- ! виг, писатели-декабристы И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, акаде- § мик «по отделению русского язы- § ка и словесности» Я. К. Грот, писа- | тель М. Е. Салтыков-Щедрин, ад- > мирал и географ Ф. Ф. Матюшкин, * ученый-экономист К. С. Веселов- ° ский, живописец В. Г. Шварц и др. |

И по сию пору широко извест- £ ные традиции этого учебного за- 5 ведения, многие из которых были е заложены Пушкиным и его това- | рищами и свято сохранялись § в Лицее. Так, с пушкинских вре- | мен утвердилось представление §

о лицеисте как о человеке чести 1 и долга, человеке порядочном. д Воспитанники гордились, если ^ про них говорили: «Что удивитель- ^ ного, что он порядочный человек, ^

ш

ведь он лицеист». §

Большое внимание в Лицее * уделялось международной составляющей в подготовке государственных служащих: дипломатии, истории зарубежных государств, международным связям и внешней политике. Так, первый директор Лицея В. Ф. Малиновский (1811-1814) был не только популярным литератором и философом, горячим сторонником государственных преобразований М. М. Сперанского. Известность он получил, прежде всего, своей службой по дипломатическому ведомству. Из стен Лицея вышел и самый известный отече-

ственный дипломат, выдающийся государственный деятель А. М. Горчаков, а также министры иностранных дел Н. К. Гире, А. П. Извольский, А. Б. Лобанов-Ростовский и С. Д. Сазонов.

Выпускниками Лицея были председатель Комитета министров М. Х. Рейтерн, руководитель Второго отделения и председатель Департамента законов Государственного совета М. А. Корф, руководители Императорской канцелярии по учреждениям императрицы Марии Д. П. Голицын-Муравьев, К. К. Грот, П. М. Кауфман, министр путей сообщения А. П. Бобринский, министр государственных имуществ А. С. Ермолов, министры юстиции Д. Н. Замятин и А. А. Хвостов, министры финансов В. Н. Коковцев и Э. Д. Плеске, министры народного просвещения А. П. Николаи и А. А. Сабуров, Д. А. Толстой, министры торговли и промышленности С. И. Ти-машев и И. П. Шипов, министр внутренних дел А. Н. Хвостов, государственные контролеры А. Г. Ку-шелев-Безбородко, Д. М. Сокольский и С. Г. Феодосьев.

Таким образом, в XIX в. началось создание полноценной системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, охватывавшей не только крупные города, но и отдаленные губернии. Она опиралась на Московский, Петербургский, Харьковский и Дерптский

университеты, включала не только такие привилегированные учебные заведения, как Царскосельский лицей, Императорское высшее училище правоведения, Пажеский корпус, но и уездные училища. Предусматривались разные формы обучения с отрывом и без отрыва от работы. Были установлены понятные правила игры, ставившие чинопроизводство, т. е. служебную карьеру, в прямую зависимость от уровня образования и оценок в аттестате. Так, с 1809 г. без получения высшего образования стало невозможным производство в чины от V класса и выше. Надо было окончить созданные при всех университетах курсы и выдержать экзамены перед комиссией в составе ректора и трех профессоров. А в 1840 г. ужесточили правила чинопроизводства даже для выпускников Царскосельского лицея. Чины IX—X классов присваивались лишь тем, кто имел в течение последних двух лет по каждому предмету не менее 4 баллов, остальные покидали Лицей с понижением на один чин.

На протяжении всей истории развития Российского государства в той или иной степени предпринимались попытки создания системы образования государственных служащих. Так, например, в 1918 г. в Петрограде открыли Петроградский рабочекрестьянский (впоследствии -

11_

2 Коммунистический) университет ! имени товарища Зиновьева, ко-| торый в 1944 г. был реорганизо-| ван в Ленинградскую высшую | партийную школу (ЛВПШ). На ее | базе с 1989 г. стал действовать

0 Политологический институт.

| Лишь в период перестройки, р в конце 1980-х гг., последовала

1 серия правительственных рас-£ поряжений и постановлений, £ в результате которых на базе о Института управления народным Ец хозяйством, Института повыше-о ния квалификации (они входили 8 в Академию народного хозяй-

ш

§ ства), а также их многочислен-[= ных региональных, отраслевых ш и межотраслевых аналогов была § сформирована система «подпит-■§ ки» руководящих кадров (глав-§ ным образом высшего звена)

* новейшими по тому времени § знаниями в области финансовой

< политики, планирования, мето-

< дов хозяйствования в условиях “ перехода советской экономики

на самофинансирование.

В начале 1990-х гг. учебные заведения, входившие в систему КПСС, были преобразованы в новые вузы, получившие название кадровых центров. Одним из них стал Северо-Западный кадровый центр (СЗКЦ), созданный распоряжением Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 г. на материально-технической базе бывшего Ленинградского политологического института.

л

В 1995 г. Северо-Западный з кадровый центр в соответствии ! с Указом Президента Российской Федерации был преобразо- § ван в Северо-Западную акаде- § мию государственной службы | (СЗАГС). Академия вошла в сис- > тему Российской академии госу- * дарственной службы при Прези- ° денте Российской Федерации. | Но официальной датой создания £ Северо-Западной академии го- 5 сударственной службы считает- е ся именно 16 декабря 1991 г. |

Ш

В настоящее время стартует | новый эволюционный этап раз- | вития нашего вуза. В 2011 г. § академия вошла в состав нового 1 федерального государственного § бюджетного учреждения высше- й го профессионального образо- ^ вания - Российской академии ^ народного хозяйства и государ- | ственной службы при Президен- * те РФ (РАНХиГС). Сегодня Президентская академия - самое крупное высшее учебное заведение в России и крупнейший вуз Европы, объединяющий Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Российскую академию государственной службы при Президенте России, а также 12 региональных академий государственной службы и 67 филиалов. В настоящий момент в РАНХиГС обучается более 170 тыс. студентов.

Статус нашего вуза в рамках Президентской академии значи-

тельно повышается. На базе Северо-Западного института будет реализован ряд крупных инновационных программ и проектов, сам вуз должен приобрести инновационный облик, в основе которого - финансовая устойчивость, соответствующая современным требованиям материально-техническая база, высококвалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава, реализация программ непрерывного образования и стабильно развивающиеся научные исследования.

Между тем для большинства преподавателей инновационная научно-исследовательская деятельность остается пока вторичной и не рассматривается как чрезвычайно значимая основа для совершенствования образовательного процесса. Тематика защищенных диссертаций крайне слабо связана с актуальными проблемами профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Недостаточно эффективна работа научных школ, вследствие чего у большинства преподавателей показатель индекса научного цитирования остается неудовлетворительно низким.

Развитие исследовательской компоненты, наращивание исследовательских компетенций требуют системных изменений в организации научной деятельнос-

ти в нашем новом вузе. Прежде а всего, предстоит обеспечить ре- I альное включение большинства | преподавателей в исследова- | тельскую и инновационно-кон- з салтинговую деятельность, раз- | вивать процессы интернациона- о лизации исследований. Именно | поэтому необходимо активно е поддерживать создание между- | народных исследовательских ^ коллективов, стимулировать £ публикации сотрудников инсти- о тута в периодических изданиях нашего вуза, включенных в базу о РИНЦ, журналах перечня ВАК | и международных научных жур- § налах. [=

Сегодня следует максимально ш использовать все передовое, § способствующее построению 1 инновационной экономики и до- ° стижению лидирующих позиций * в высокотехнологичном конку- § рентном мире. Это особенно 1 важно потому, что XXI в. уже < признан эпохой экономики, “ основанной на знаниях, среди основных ресурсов которой -потенциал науки, образования и инновационные технологии. Именно наука, образование и профессиональное развитие, «инвестиции в человека», формирующие «человеческий капитал», при условии его успешного применения играют решающую роль в обеспечении всеобъемлющей модернизации страны. Такой подход может стать эф-

фективным механизмом, способствующим формированию в сознании населения нашей страны нового позитивного имиджа органов власти в целом и благоприятного образа государственной службы в частности.

Особенно важен для нас прорыв в образовательной деятельности. В этой связи особое значение приобретает обновление учебного процесса, внедрение эффективных современных и опережающих образовательных технологий. Академия будет формироваться как классический университет социально-экономического и управленческого образования. Особый статус нашего уникального учебного заведения будет закреплен законодательно. В 2011 г. будет принят закон о Президентской академии, а также стратегия развития РАНХиГС до 2020 г.

В нашем новом вузе будут реализованы пилотные проекты программ развития государственных и муниципальных служащих - в первую очередь Северо-Запада России. Совершенствование всей системы дополнительного профессионального образования этой категории управленцев должно в полной мере соответствовать вызовам времени, служить усилению результативности деятельности госслужащих, прежде всего в реализации административ-

Л

ной реформы. Новая концепция з долгосрочного динамичного раз- ! вития Северо-Западного института Президентской академии § базируется на трех составляю- § щих - модернизации, мобилиза- | ции и мотивации. Это - этап, ко- > торый ставит перед научно-педа- * гогическим коллективом вуза ° новые, более сложные задачи. |

Очевидно, что успех нового £ вуза, его конкурентоспособ- | ность зависит от результатов де- £ ятельности каждого участника | образовательного процесса. § В этой связи важно сформули- | ровать ключевые направления § стратегического развития Ака- 1 демии, основными принципами д реализации которых должны ^ стать: ^

• непрерывность образования; ^

• индивидуализация учебного | процесса, личностно-ориентиро- * ванный подход к обучению;

• тесная связь с учредителями вуза - Администрацией Президента РФ и Правительством РФ;

• единство образовательной, исследовательской и консалтинговой деятельности;

• активное внедрение новых образовательных технологий в условиях глобализации и международной конкуренции;

• привлечение лучших специалистов на всех участках и направлениях деятельности вуза;

• международная аккредитация вуза;

• развитие бизнес-образования и создание бизнес-инкубатора;

• развитие дистанционного образования;

• качественно новый уровень образования, подготовка государственных и муниципальных служащих с углубленными знаниями в области экономики, юриспруденции, социальных технологий.

В современную практику подготовки государственных служащих необходимо внедрять все лучшие методы подготовки государственных чиновников, которые использовались на протяжении всей истории нашей страны. Важно выстроить новую систему профессиональной подготовки государственных служащих на основе отечественных исторических традиций, с учетом опыта лучших учебных заведений России, начиная от Царскосельского лицея, Курсов красной профессуры, Ленинградской высшей партийной школы и т. д.

Многолетняя работа нашего вуза позволила создать на Северо-Западе России основу единого образовательного пространства в сфере обучения государственных и муниципальных служащих. Многообразие форм обучения, наличие передовых образовательных технологий, согласованность учебных программ уже сегодня ставят вопрос о непрерывном образова-

Л5

нии в данной сфере. Это стало возможным благодаря тесному 1

ш

сотрудничеству с органами влас- | ти всех уровней, научно-эксперт- ° ному и информационно-анали- ° тическому обеспечению управ- § ления. Однако задач, стоящих | сегодня в области повышения § профессионального уровня госу- § дарственных и муниципальных 5 служащих, неизмеримо больше, | чем достигнутых успехов. Про- § фессионализация гражданской | службы - объективный процесс, Ч это актуализирует задачу повы- ^ шения профессионализма граж- § данских служащих (см. подроб- | нее: [4]). Совершенно очевидно, < что ее решение невозможно без объединения усилий ученых, педагогов и специалистов-практи-ков, без решительного внедрения практико-ориентированного

подхода и развития креативной компетентности в сфере образования чиновников, без координации деятельности различных образовательных учреждений и властных структур.

Уверен, что вектор нового развития, заданный нашему вузу Указом Президента Российской Федерации, будет способствовать дальнейшему утверждению Северо-Западного института Президентской академии в качестве крупнейшего экспертно-аналитического центра России, ведущего образовательного и научно-исследовательского учреждения в сфере государственного и муниципального управления в СЗФО, равно как и повышению эффективности государственного управления на всех уровнях власти.

1. Атаманчук Г. В. Управление и персонал государственного аппарата // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2008. № 2. С. 66-77.

2. Морозов В. И. М. М. Сперанский и реформы образования в начале XIX в. // Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 156-170.

3. Оболонский А. В. Теория бюрократии и государственная служба // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2009. № 1. С. 61-74.

4. Шамахов В. А. Профессионализм на государственной гражданской службе: технологии достижения // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2. Вып. 3. С. 10-22.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Atamanchuk G. V. Upravlenie i personal gosudarstvennogo apparata // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri pol-nomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2008. № 2. S. 66-77.

2. Morozov V. I. M. M. Speranskiy i reformy obrazovaniya v nachale XIX v. // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2008. № 4.

S. 156-170.

3. Obolonskiy A. V. Teoriya byurokratii i gosudarstvennaya sluzhba // Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoy sluzhbe pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v Severo-Zapadnom federalnom okruge. 2009. № 1. S. 61-74.

4. Shamakhov V. A. Professionalizm na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe: tekhnologii dostizheniya // Nauchnye trudy SZAGS. 2011. T. 2. Vyp. 3. S. 10-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.