Научная статья на тему 'Слово в неделю перед началом Рождественского поста'

Слово в неделю перед началом Рождественского поста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в неделю перед началом Рождественского поста»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в неделю перед началом Рождественского поста

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 166-169

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Если п мы хотим быть истинными и верными исследователями Господа Иисуса Христа, то, согласно слышанному сегодня увещанию Апостола, должны поступать достойно звания христианина, в которое мы призваны, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 2—3).

Пусть удалится от нас «всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие» (Ефес. 4,31). Пусть звучит в наших сердцах и отражается на всем нашем поведении апостольский призыв: «Будьте все единомышленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом па зло» (1 Петр. 3, 8—9).

Наконец, будем просить Господа, чтобы Он Сам помог нам быть верными нашему крещальному обету; чтобы Он содействовал нашим усилиям поступать достойно нашего христианского звания, чтобы даровал нам веру в Него непоколебимую, любовь к Нему непрестающую, верность Ему беззаветную и послушание святой Его воле беспрекословное. Аминь.

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПРЕД НАЧАЛОМ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

1956 г.

«Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мк. 1, 15).

о среды предстоящей седмицы, по милости Божией, мы вступаем с вами, дорогие братия и сестры о Господе, в период сорокадневного поста, имеющего своей целью приготовить нас к достойной встрече великого и светлого праздника Рождества Христова.

Снова со всем усердием любви ко Господу вся Св. Церковь Христова, все истинно верующие чада ея, вступят на поприще духовных подвигов, облекутся во всеоружие Божие (Еф. 6, 13), обратят свои взоры к небу, к горнему Иерусалиму и, смиряя свое тело постом, коленопреклонениями, воздержанием, усиленной молитвой, укрепляемые благодатью Духа Святаго, начнут восходить по лестнице христианских добродетелей.

Так будут трудиться и подвизаться о Господе все истинные дети Церкви Христовой: старцы и юноши, сильные духом и немощные, украшенные благочестием и добродетелями и изнемогающие под бременем грехов своих, словом, все любящие Бога и ищущие своего спасения,— и никому из них не откажет в своей благодатной помощи Св. Церковь, которая, подобно своему Основоположнику, Господу Иисусу Христу «всем хощет спастися», всех питает и греет, всех врачует и усовер-шает, дабы представить Господу «не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5,27).

А как будем жить и вести себя в эти святые дни мы с вами?

Примем ли и мы участие в тех трудах и подвигах поста и молитвы, которые будет совершать наша общая матерь — Св. Церковь Христова?

Или опять станем отлагать дело нашего исправления и покаяния, придумывать всякие лукавые оправдания нашей беспечности и нера-ленпя?

Как часто и как хитро уловляет нас диавол, этот непримиримый враг Божий и человекоубийца искони, в свои коварные сети!

Одному он напомнит о его немощах и недугах. И человек, послушавшись льстивого голоса диа-вола, скажет себе:

—■ Я слаб здоровьем и не могу питаться грубой постной пищей, или класть земные поклоны.

Другой скажет:

— Я живу в семье и должен питаться тем, что едят и пыот остальные.

А иному бесстыдный и недремлющий враг нашего спасения вложит в сердце и еще более лукавую мысль:

— Ведь ты не монах и не подвижник. Посмотри, сколько людей живет вокруг тебя таких, которые не только не молятся и не постятся, но п вообще не веруют в Бога. Неужели же они все погибнут? А чем же ты хуже других?

Что можно сказать о такого рода самооправданиях и самоизвине-нпях?

Скажем, лучше всего, словами св. первоверховного ап. Петра: «Братие! Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5,8).

Истинная причина той беспечности, с которой мы относимся к бо-гопрсданным уставам Св. Церкви, лежит без сомнения в том, что мы даже и не представляем себе своего бедственного духовного состояния.

По множеству грехов, страстей, нечистых влечений, привычек, скверных мыс.чей мы более всего напоминаем собой тех несчастных прокаженных, которые были с ног до головы объяты сплошной ненс-це о пой язвой и по закону Моисееву должны были находиться вне населенных мест и предупреждать всякого проходящего криками: нечист! нечист!

Благодать Божию, подаваемую нам в храме во свв. Таинствах и др. священнодействиях мы принимаем не с благоговением, как величайшую милость Божию, которой мы недостойны, а как нечто должное п обыкновенное, без всякого смирения и страха Божия.

Мы не чувствуем живой потребности в исправлении, в покаянных слезах, в очищении души нашей от греховной нечистоты, в тщательном приготовлении себя к вечности.

А между тем может быть и к нам применимы грозные слова обличения, сказанные некогда Господом через св. апостола Иоанна Богослова возгордившимся грешникам из Лаодикнйской церкви: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат ... и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр. 3, 13—17).

Братие! «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» — говорит в послании к Коринфским христианам св. апостол Павел (2 Кор. 13,5).

В вере ли мы? Т. е. действительно ли можем назваться христианами, верными чадами Церкви Христовой, сынами Божиими по благодати?

Пли паша вера не простирается далее внешних знаков и наружного благочестия?

Великий молитвенник и подвижник земли Русской, приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский с такими словами обращается к совести каждого христианина:

«Ты пчмшадлежпшь к Церкви Божией, пли обществу верующих во Христа. ‘ J

Эта Церковь есть единое Тело Христа, и Христос Бот есть Глава.

Достойный ли ты член? Снято ли живешь? Каешься ли всегда? Исправляешь ли сердце и жизнь свою, нравы свои, помыслы, чувства, намерения, стремления, все поведение свое?

Живой ты член или мертвый?

Примут ли тебя святые, когда ты перейдешь от этой жизни временной в вечную? Не отвергнут ли тебя, как гнилой член, смердящий, непотребный?

Не будет ли твоя участь с отверженными от Бога? Спеши поправить дело, исправить все свое поведение.

Тебе дано на то время!» (Пр. 81—82).

Братие и сестры о Господе! В повседневной жизни нашей мы даем иногда друг другу различные обещания.

Если мы не исполняем того, что обещали, то нам перестают верить, считают нас непостоянными, не господами своего слова.

Если же при этом мы сознательно обманываем тех, кому дали обещание, то приобретаем репутацию фальшивого, бесчестного человека.

Случается нам иногда, особенно в несчастий, давать обещания и Богу. Отслужить молебен, поставить свечу перед образом, пожертвовать что-либо бедным или на храм Божий.

И неприятно бывает на душе, когда почему-либо мы не исполняем данного обещания. Совесть упрекает нас, не дает покоя ... Мы чувствуем, что и по отношению к Богу, Которому мы так всем обязаны, мы поступили нехорошо, бесчестно...

А ведь есть, дорогие мои,' у всех нас с вами такие обеты пред Богом, которые мы беспрестанно, и притом самым бесстыдным образом, нарушаем и попираем.

Мы даже никогда не вспоминаем о них. А между тем они торжественно даны каждым из нас, перед лицом Бога Живаго, в Его св. храме.

Обеты эти столь необходимы, что дать их потребовала Св. Церковь, прежде чем смогла допустить нас в свое благодатное общение.

Обеты эти столь важны, что не соблюсти их — значит не только опечалить, но и оскорбить, и прогневать Бога, значит лишить себя всякой надежды на спасение.

Я говорю об обетах, данных нами во св. Крещении. Когда мы были еще младенцами, то наши восприемники, наши крестные, произнесли за нас, от нашего имени, троекратное отречение от сатаны и всех дел его, а затем — троекратное же обещание сочетаться Христу и быть верным Ему во все дни нашей жизни.

Сохранили ли мы с вами эти святые обеты?

Но быть может кто-либо скажет: «Я не произносил этих обетов, потому что был тогда еще неразумным младенцем».

Хорошо. Пусть так. Но зачем же ты пользуешься теми высокими правами, которые Св. Церковь дает только тем, кто сораспялся Христу и нерушимо хранит свою верность Ему?

Зачем же ты произносишь молитву Господню и называешь своим Отцом Всемогущего и Всеблагаго Бога?

Как же ты дерзаешь приступать к Бессмертной и Животворящей Трапезе Тела и Крови Христовых, если не считаешь обеты, произнесенные за тебя и по любви к тебе восприемниками, своими собственными нерушимыми обетами?

Если ты пользуешься всеми правами истинного христианина, то не забудь и о его высоких и святых обязанностях.

Крещение св. апостол Петр называет и «обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3,21).

И вот это-то обещание мы нарушаем ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Лоыюппып .'! i i i ы член? Свято .'in живешь? Каешься ли всегда? Исправляешь ли сердце и жизнь свою, правы свои, помыслы, чувства, намерения, стремления, вес поведение свое?

Ж.нвоп ты член или мертвый?

Примут .ни тебя святые, когда ты перейдешь от эгоп жизни временной в вечную? Me отвергнут ли тебя, как гпнлоп член, смердящим, непотребный?

Не будет ли твоя участь с отверженными от Бога? Спеши поправить дело, исправить все свое поведение.

Тебе дано на то время!» (Ир. 81—82).

Братне и сестры о Господе! В повседневной жизни нашей мы даем иногда друг другу различные обещания.

Геми мы не исполняем того, что обещали, то нам перестают верп гь, считают нас непостоянными, не господами своего слова.

Если же при атом мы сознательно обманываем тех, кому дали обещание, то приобретаем репутацию фальшивого, бесчестного человека.

Случается нам иногда, особенно в несчастий, давать обещания и Богу. Отслужить молебои, поставить свечу перед образом, пожертвовать что-либо бедным пли на храм Божии.

II неприятно бывает на душе, когда почему-либо мы не исполняем данного обещания. Совесть упрекает пас, не дает покоя ... Мы чувствуем, что и по отношению к Богу, Которому мы так всем обязаны, мы поступили нехорошо, бесчестно...

А ведь есть, дорогие мои, у всех нас с вамп такие обеты пред Богом, которые мы беспрестанно, и притом самым бесстыдным образом, нарушаем и попираем.

Мы даже никогда не вспоминаем о них. А между тем они торжественно даны каждым из пас, перед лицом Бога Живаго, в Его св.

сраме.

Обеты ли столь необходимы, что дать их потребовала С в. Церковь, прежде чем смогла, допустить пас в свое благодатное общение.

Обеты -ли столь важны, что не соблюсти их — значит нс только опечалить, но п оскорбить, и прогневать Бога, значит лишить себя г,сякой надежды на спасение.

Я говорю об обетах, данных нами во св. Крещении. Когда мы были еще м ладенцами, то паши восприемники, наши крестные, произнесли за нас, от нашего имени, троекратное отречение от сатаны и всех дел его, а затем — троекратное же обещание сочетаться Христу и быть верным Ему во все дни нашей жизни.

Сохранили ли мы с вами эти святые обеты?

По быть может кто-либо скажет: «Я не произносил этих обетов, нот:'Му что был тогда еще неразумным младенцем».

Хор,ошо. Пусть так. Но зачем же ты пользуешься теми высокими пращами, которые С в. Церковь дает только тем, кто сораспялся Христу п нерушимо хранит свою верность Ему?

Зачем же ты произносишь молитву Господню и называешь своим Отцом Всемогущего и Всеблагаго Бога?

Как же ты дерзаешь приступать к Бессмертной и Животворящей Трапезе Теза и Крови Христовых, если не считаешь обеты, произнесенные за тебя и но любви к тебе восприемниками, своими собственными нерушимыми обетами?

Если ! i,i пользуешься всеми правами истинного христианина, то не забудь п о его высоких и святых обязанностях.

Крещение св. апостол Петр называет и «обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3,21).

И вот это-то обещание мы нарушаем ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Спроси себя, возлюбленный о Господе брат и сестра:

Носишь ли ты на груди своей данный тебе при крещении нательный крестик?

Молишься ли утром и вечером своему невидимому наставнику — тзоему Ангелу-хранителю?

Подражаешь ли в твоей жизни подвигам и добродетелям того св. угодника Божия, имя которо носишь?

Вспоминаешь ли в молитвах давших за тебя обеты Богу твоих восприемников?

Спроси себя, наконец, воистину ли ты сочетался Христу? Не изменил ли Ему, не ниспал ли опять в скверное и мерзкое рабство диаволу?

Спроси себя, и тебе станет ясно, что не напрасно Св. Церковь учредила святые посты как время покаяния, слезного сокрушения о нашем падении, как время исправления.

«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании,— говорит Господь устами пророка Иоиля. — Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоиль 2, 12—13).

Перестанем же, возлюбленные, истощать и искушать долготерпение Божие. Проникнемся сознанием нашего крайнего духовного убожества и недостоинства. И в предстоящие дни поста обновим нашу душу глубоким и сердечным покаянием в наших безчисленных грехах.

Пусть каждый из нас от всего сердца скажет Распятому за нас Господу Иисусу Христу:

«Согренгих, беззаконновах и неправдовах пред Тобою, Преблагий Владыко! Преступих спасительная Твоя заповеди и священный обеты моя, яже во святем крещении пред св. Твоим жертвенником, пред Ангелы же и человеки сотворих. Преобидех честную Кровь Завета Твоего, еюже освятихся... Духа благодати обезчестих, страшнаго же и пре-естественнаго сыноположения небрегох...» (из акафиста Иисусу Сладчайшему).

«Милостив буди ми, Владыко и Судне мой. Не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истинного покаяния настави...» (молитва Господу Иисусу Христу Распятому из акафиста Божественным страстем Христовым).

Скажем также и Споручнице нашего покаяния Пресвятой и Пречистой Деве Марии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Не попущай, Пречистая, отныне волн моей совершатися, не угодна бо есть. Но да будет воля Сына Твоего и Бога Моего», благая и совершенная, и во мне грешнем. Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

Храм Ленинградской Духовной Академии 7 декабря 1980 г.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (/ Сол. 5, 16—18).

одном из своих посланий св. апостол Павел дает такое наставление христианам^ «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова* о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16—18).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.