Научная статья на тему 'Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987)'

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 164-166

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 25-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

29 ноября 1987 г.

сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова, с которыми св. апостол Павел обратился в послании к верующим церкви /.фесской: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Ефес. 4, I). Слова чти имеют непреходящее значение: они обращены и к нам, к каждому верующему во Христа-Спасителя человеку.

В мире, где Церковь Христова призвана осуществлять свое святое с,,ужение, есть много разного рода звании — почетных, воинских, учетах и других. Каждое из них, как правило, присваивается за тс пли иные заслуги и соединено с определенными гражданскими правами л обязанностями его носителей.

Апостольское слово говорит нам, что и в самой! Церкви есть некое свое особое звание, высокое и святое, даруемое свыше, без всякой заслуги,— звание, которое тот же Апостол в другом месте называет •>ззаичем небесным» (Евр. 3,1), которого все мы являемся носителями и которого должны стараться быть достойными.

Ггтпче .-/го - х р п с т и а и и и, верный апостольскому учению после шпатель Гесиода Иисуса Христа. Оно — это звание—высоко п свято потому, что соединено с великой надеждой на то, что если мы ;,с.";с I вп гелии* окажемся его достойными, если оправдаем его всей своей жизнью, то нам «откроется свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1, 10—11).

Мы получили это звание тогда, когда, после данного нами или за щ с нашими восприемниками обета верности Христу и обещания следовать Его учению и примеру, над нами были совершены таинства свято. , крещении и миропомазания.

«Крестясь во имя Св. Троицы, — говорит святитель Тихон Задонский.—■ «вновь рожденный», восстановленный человек «записывается ■ службу Христову и обещается Емс, с Отцом и Духом, верно работал; (ЖМИ, 197о, 1, 75).

Когда пас обводили или обносили на руках вокруг крещалыюй к\ пели, в храме звучала священна я песнь: «Едины во Христа креети-стеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3,27). Это значит, что мы стали •"Христовыми» (1 Кор. 3, 23), соделались членами Его Церкви или, как говорит Апостол, «все мы одним Духом (Духом Святым) крестились в одно' тело (тело Христово) ... и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12. 13).

По исшествпи из купели мы были помазаны святым Миром со словами: «Печать дара Духа Святого», и тем самым еще теснее соединились со Христом. «Мы потому и называемся христианами, — говорит Отеи Церкви II века св. Фсофнд, епископ Антиохийский, — что помазываемся елеем Божиим» (К Авто.тику, 1, 12).

Как же мы должны относиться к этому нашему званию? Быть может, с гордостью и с сознанием своего превосходства над другими? — Пег! Ибо, как единодушно утверждают два великих апостола, Иаков п Петр, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. -1,6; 1 Петр. 5,5). Да и чем стали бы мы гордиться, если звание христианина получено нами без малейшей заслуги с нашей стороны,

По

Ли

С

1.1

одной лишь милости Божией? Получено потому, что, как говорит .д гол Иоанн Богослов, «не мы возлюбили Бога, по Он возлюбил пас» Ип. 1, 10).

По, может быть, звание христианина дает нам право судить тех, о не являются христианами или вообще не исповедуют никакой pc-г.. ап/ — Пег! Ибо если Сам Господь сказал о Себе: «Я пришел не су-шть мир, но спасти мир» (Ип. 12,47), то как дерзнули бы мы — хрп-•гпане судить кого-либо, слыша слова Апостола: «Пдин 3 а кон ода-ель и Судия, мо! ушпй спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Пак. 4, 12).

По если звание христианина и не заслужено нам;: и не является пашей привилегией, то мы должны всегда помнить, что оно возлагает на пас, его носителей, чрезвычайно высокую ответственность и очень Or .: ыипе обязанности.

.г :я

i i; •' =

Господь наш Иисус Христос совершил Свое искупитсгтьное дело того, «ч ;г.бы изба :шть пас от вся кого беззакония и очистить Себе от особенны и, ревностный к добрым делам» (Тит. 2,1-1). И хрп-

I и;

: и; /К.

С г

чане i:e по имени только, а но самой жизни своей, всегда помнили ой нели своего Искупителя.

.Чревное предание говорит, что св. Игнатий Боюносен, ученик св. оогола Иоанна Богослова, ставший потом епископом Аптпохппекпм, ышад из уст Пресвятой Девы Марии следующее увещание: «Прппя-п на себя обет христианства храни непоколебимо, а поведение и огь с,юю устроив в соответствии с обетом» (о. И. Флоренский, оли и утверждение истины, 1914, с. 363). Мы знаем, что как св. Иг-;чй, так п многие другие христиане первых трех веков были верпы ту до смерти п стяжали чрез зто неувядаемый вечен жизни (Откр.

Во времена бывших тогда жестоких п тяжких гонений на веру они Си в,сей очевпднеотыо показали, как дорого было им христианское зва-;;..е. несмотря на то, что мужественное сто исповедание означало неминуемый приговор к мученичеству и смерти. Из сказаний о страданиях г шпиков той -нюхп мы знаем, что па вопросы языческих судей о происхождении допрашиваемых, о роде их занятий, об их убеждениях, пере .ко следовали лишь краткие, но весьма выразительные ответы: «я христианин», «я христианка» и «у нас ничего не делают худого».

Древние христиане и в мирные времена всячески заботились о том. ч!обы не уронить звание христианина. Написансое неизвестным авто-р к в начале III века послание так характеризует поведение и жизнь современных ем у христиан: «Христиане не отличаются от прочих людей страной своего обитания, ни языком, ни житейскими обычаями. Обитая, где кому досталось, и следуя обычаям сограждан в одежде, и пите и во всем прочем, они в то же время ведут удивительный образ ж :впп. Они живут во плоти, по нс по плоти. Находятся на земле, но ешь гражлане небесные. Повинуются установленным законам, но своей жизнью превосходят самые законы. Словом сказать: что в теле душа, те, мире христиане» (Послание к Диог-нету, 5—-6).

Наблюдая, как среди крайне развращенного языческого общества живут женщины-христианки, отличаясь целомудрием, верностью в супружестве, примерами самоотверженного материнства, даже некоторые образованные язычники выражали свое восхищение их поведением и образом жизни.

Законом жизни у христиан всегда была заповедь о любви к Богу и к ближним. Они всегда помнили слова Господа: «По тому узнают все. что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Пн. 12,35).

Если п мы хотим быть истинными и верными исследователями Господа Иисуса Христа, то, согласно слышанному сегодня увещанию Апостола, должны поступать достойно звания христианина, в которое мы призваны, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Ефес. 4, 2—3).

Пусть удалится от нас «всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие» (Ефес. 4,31). Пусть звучит в наших сердцах и отражается на всем нашем поведении апостольский призыв: «Будьте все единомышленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом па зло» (1 Петр. 3, 8—9).

Наконец, будем просить Господа, чтобы Он Сам помог нам быть верными нашему крещальному обету; чтобы Он содействовал нашим усилиям поступать достойно нашего христианского звания, чтобы даровал нам веру в Него непоколебимую, любовь к Нему непрестающую, верность Ему беззаветную и послушание святой Его воле беспрекословное. Аминь.

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПРЕД НАЧАЛОМ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

1956 г.

«Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мк. 1, 15).

о среды предстоящей седмицы, по милости Божией, мы вступаем с вами, дорогие братия и сестры о Господе, в период сорокадневного поста, имеющего своей целью приготовить нас к достойной встрече великого и светлого праздника Рождества Христова.

Снова со всем усердием любви ко Господу вся Св. Церковь Христова, все истинно верующие чада ея, вступят на поприще духовных подвигов, облекутся во всеоружие Божие (Еф. 6, 13), обратят свои взоры к небу, к горнему Иерусалиму и, смиряя свое тело постом, коленопреклонениями, воздержанием, усиленной молитвой, укрепляемые благодатью Духа Святаго, начнут восходить по лестнице христианских добродетелей.

Так будут трудиться и подвизаться о Господе все истинные дети Церкви Христовой: старцы и юноши, сильные духом и немощные, украшенные благочестием и добродетелями и изнемогающие под бременем грехов своих, словом, все любящие Бога и ищущие своего спасения,— и никому из них не откажет в своей благодатной помощи Св. Церковь, которая, подобно своему Основоположнику, Господу Иисусу Христу «всем хощет спастися», всех питает и греет, всех врачует и усовер-шает, дабы представить Господу «не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5,27).

А как будем жить и вести себя в эти святые дни мы с вами?

Примем ли и мы участие в тех трудах и подвигах поста и молитвы, которые будет совершать наша общая матерь — Св. Церковь Христова?

Или опять станем отлагать дело нашего исправления и покаяния, придумывать всякие лукавые оправдания нашей беспечности и нера-ленпя?

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.