Научная статья на тему 'Словенцы в югославской политической жизни в 20-30-е гг. Хх в'

Словенцы в югославской политической жизни в 20-30-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРОЛЕВСТВО ЮГОСЛАВИЯ / ГОСУДАРСТВО СХС / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / СЛОВЕНСКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КОНСТИТУЦИЯ / ЦЕНТРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилько Надежда Сергеевна

Статья посвящена словенской политической жизни в 20-30-е гг. ХХ в. После падения Австро-Венгерской монархии территории, населенные словенцами, вошли в состав Королевства Югославия. Сформировавшиеся до 1918 г. политические партии и движения сохранились, но под влиянием новых реалий претерпели ряд изменений. Неизменными остались характер национальной идентичности, сформировавшейся еще в составе многонационального государства, и борьба за право голоса на внутриполитической арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Slovene political life in 1920-1930s

The article is devoted to Slovenian political life in the 1920-1930s. After the dissolution of the Austro-Hungarian Monarchy, territories populated by Slovenians became a part of the Kingdom of Yugoslavia. Political parties and movements, which had been founded before 1918, went on with their activities, but under the influence of new realities underwent a number of changes. The very concept of national identity in a multinational state and the fight for the right of political participation in the interior policy remained though invariable.

Текст научной работы на тему «Словенцы в югославской политической жизни в 20-30-е гг. Хх в»

Н. С. Пилько (Москва)

Словенцы в югославской политической жизни в 20-30-е гг. ХХ в.

Статья посвящена словенской политической жизни в 20-30-е гг. ХХ в. После падения Австро-Венгерской монархии территории, населенные словенцами, вошли в состав Королевства Югославия. Сформировавшиеся до 1918 г. политические партии и движения сохранились, но под влиянием новых реалий претерпели ряд изменений. Неизменными остались характер национальной идентичности, сформировавшейся еще в составе многонационального государства, и борьба за право голоса на внутриполитической арене.

Ключевые слова: Королевство Югославия, Государство СХС, парламентские выборы, Словенская народная партия, национальный вопрос, политические партии, конституция, централизм.

Переломным моментом в истории словенцев стало образование в конце октября 1918 г. независимого Государства словенцев, хорватов и сербов (Государства СХС), хотя оно и не получило международного признания, не имело государственного аппарата и главное - армии, которая могла бы защитить территориальную целостность страны. Несмотря на все усилия политической элиты нового государства доказать силам Антанты свою лояльность, последние не видели в новом государственном объединении союзника. Ситуацию осложняли и агрессивные действия Италии, стремившейся захватить обещанные ей Лондонским договором* территории.

Окруженное со всех сторон враждебно настроенными странами, Государство СХС было вынуждено искать поддержки извне, и нашло

* Лондонский договор заключен 13 апреля 1915 г. между Великобританией, Россией и Францией с одной стороны и Италией -с другой. Согласно договору Италия обязалась вступить в войну на стороне Антанты. В качестве компенсации Королевству были обещаны территории: Трентино, Цизальпинский Тироль, Горица и Градишка, Триест и вся Истрия до пролива Кварнеро, Далмация, Додеканесские острова.

союзника в лице Сербии. 24 ноября Народное вече в Загребе приняло решение объединить Государство СХС с Королевством Сербия. Объединение произошло 1 декабря 1918 г. Новое государственное образование получило название Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС).

20 декабря 1918 г. указом регента при короле Петре I - принца Александра Карагеоргиевича было образовано правительство Королевства. Надежды словенцев на автономию в новом государстве не оправдались: министр внутренних дел С. Прибичевич начал проводить политику, направленную на укрепление централизма, словенское Национальное правительство было вскоре ликвидировано. Его заменило областное правительство, главу и заместителя которого назначал принц-регент Александр. Возглавивший областное правительство Я. Брейц пытался сохранить остатки автономии, но пришедшие к власти либералы, представители Словенской народной прогрессивной партии (впоследствии Югославянская демократическая партия) Г. Жерьяв, а затем В. Балтич, продемонстрировали полную лояльность Белграду.

Одним из важнейших событий стали выборы в Учредительную скупщину 28 ноября 1920 г., главной задачей которой была разработка текста конституции нового государства. Участие в выборах приняли все словенские партии. После распада Австро-Венгрии словенская политическая жизнь претерпела значительные изменения, коснувшиеся в первую очередь социалистического и либерального лагеря, в то время как католический лагерь, представленный Словенской народной партией (СНП), оставался практически однородным вплоть до Второй мировой войны и имел стабильную поддержку избирателей1. Идеология этой партии строилась на концепции христианского социализма. Лидер СНП А. Корошец считал, что Словении нужна автономия с местным парламентом и подчиненным ему местным правительством, что особо оговаривалось в программе. Также было подчеркнуто, что партия стремится к равноправию словенцев, хорватов и сербов. Особое внимание уделялось идее объединения всех словенцев в югославянском государстве, свободе вероисповедания и равноправию религий, прежде всего православия и католичества в многоконфессиональной стране.

Противоположностью СНП была либеральная Югославянская демократическая партия (ЮДП), образованная в июне 1918 г. Она выступала поборником централистского государства, поддерживала монархию, отвергала политический католицизм и диктатуру

пролетариата. Что касается национального вопроса, то в программе партии было записано: «Национальность - наша животворная сила, которая должна оказывать влияние на всю общественную и частную жизнь: в семье, в школе, в науке и искусстве, словесности, в политике, в правовых и социальных постановлениях»2.

Марксистские партии, такие как Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП) и словенская фракция Коммунистической партии Югославии (организована в 1920 г.), выступали за коренные изменения в обществе. ЮСДП рассматривала создание югославского государства в качестве первого шага на пути к балканскому союзу республик всех южных славян и осуждала сепаратизм. Главным условием для этого должно было стать создание единого югославского народа3. Партия выступала за общественную собственность на средства производства, за строительство народной республики и за самоуправление общин4, требовала проведения аграрной реформы, социальной защищенности рабочих. Словенские коммунисты стремились к революционной классовой борьбе и к созданию коммунистической рабоче-крестьянской советской республики, выступали за мир между народами и за установление дипломатических отношений с Советским Союзом. Так же как и ЮСДП, они считали необходимым создание единого югославского народа.

Свои политические программы представили также новые словенские либеральные партии. Независимая крестьянская партия (НКП) выступала за равноправие словенцев, хорватов и сербов и сначала поддерживала автономию Словении, но позднее изменила свою позицию. Идею автономии поддержала и Национальная социалистическая партия (НСП). Ее представители подчеркивали равноправие всех вероисповеданий и считали неприемлемым использование религии в политических целях.

На выборах в Учредительную скупщину победила Словенская народная партия, которая получила 37,27% голосов и 15 депутатских мест5. Второй стала Независимая крестьянская партия, получившая 20,86% голосов и 9 депутатских мест. Учредительная скупщина начала работу 12 декабря 1920 г. Представленные в ней словенские партии в вопросе о государственном устройстве разделились на два блока. К первому примкнули сторонники автономного устройства государства, ко второму - унитарного. Большинство словенских партий выступало за централизм, за автономизацию государства выступали только СНП и Национальная социалистическая партия. Подобное разделение было характерно не только для словенских партий.

В целом период становления Королевства СХС прошел под знаком борьбы центристов и федералистов. Первые выступали за создание единого государства, с твердой центральной властью, федералисты же требовали равноправия всех народов Королевства.

12 февраля 1921 г. Югославянский клуб, в который помимо СНП входила Хорватская народная партия, представил свой проект конституции, согласно которому югославское государство должно было стать конституционной, парламентской и наследственной монархией с образованием отдельных автономных районов: Сербии, Хорватии со Славонией и Междумурьем, Боснии и Герцеговины с Далмацией, Черногории, Воеводины и Словении с Прекмурьем. В каждом из этих районов должна была быть своя скупщина, частично наделенная правом законодательной деятельности в вопросах общественного управления, областных финансов и налогов. Кроме того, области должны были иметь свои правительства. В их ведении находились бы внутренние дела, торговля и производство, строительство, полезные ископаемые, вопросы, связанные с аграрной реформой, образование, здравоохранение, социальная политика, правосудие и финансы6.

Лагерь центристов был представлен Независимой крестьянской партией и Югославянской демократической партией, выступавшими за создание единого югославского народа, согласно принципу «один народ - одно государство». При этом НКП отвергала идею автономии Словении в новом государстве, поскольку полагала, что это будет препятствовать экономическому и политическому развитию словенцев'.

Одновременно с вопросом о будущем устройстве государства был поднят вопрос о культурной и языковой самостоятельности словенцев. Представители культурной интеллигенции выступили с так называемым «Заявлением» («Izjava»), где требовали для словенцев культурной автономии. Под этим документом подписалось 43 представителя передовой словенской интеллигенции. Несмотря на сдержанную реакцию со стороны народных масс («Заявление» восприняли с энтузиазмом только в политических кругах), это стало первым шагом к участию интеллигенции в делах государства, который свидетельствовал о преодолении ею аполитичности8. Большая часть интеллигенции поддержала идею сохранения словенской идентичности в рамках югославской общности.

Конституция Королевства, названная Видовданской, была принята 28 июня 1921 г. Страна провозглашалась конституционной, пар-

ламентской, наследственной монархией. Законодательную власть осуществляли монарх и Народная скупщина, которую он имел право собирать и распускать. Король же назначал министров и главу правительства. Суды вершились именем монарха, который не был никому подчинен, обладал иммунитетом и не мог быть привлечен к суду9. Согласно статье 134 конституции 12 июля было распущено областное правительство Словении. Вместо него была создана областная администрация. На словенских землях администрацию возглавил Иван Хрибар.

26 апреля 1922 г. правительство Николы Пашича объявило о разделе страны на 33 области, во главе каждой был поставлен наместник, назначенный королем. Словенские земли были разделены на Люблянскую и Мариборскую области. 31 декабря люблянским жупаном (баном) был назначен Вилко Балтич, мариборским - Мирослав Плой.

В 1921 г. на Словению распространилась деятельность сербской Народной радикальной партии (НРП). В начале августа в Кочевье был создан областной штаб НРП Словении. В октябре был образован штаб в Любляне, его возглавил Н. Жупанич, который с декабря 1922 по май 1923 г. был министром без портфеля в правительстве Н. Пашича. Несмотря на разногласия по поводу государственного устройства, радикалы поддерживали монархию и централизм, придерживались идей югославского национального унитаризма, выступали против большевизма и политического клерикализма, осуждали стремления СНП к автономии.

В марте 1923 г. состоялись выборы в Народную скупщину, в ходе которых большинство голосов получили партии, выступавшие за федеративное или автономное устройство государства. В Словении с большим отрывом победила СНП, издавшая перед этим брошюру «Судите по делам», где Видовданская конституция была названа реакционной, уничтожающей «народную свободу и самоопределение и санкционирующей гегемонию сербства, что является губительным для государства, в котором проживают три народа»10. В Хорватии победу одержала Хорватская республиканская крестьянская партия (ХРКП), возглавляемая С. Радичем, в Боснии и Герцеговине - Югославская мусульманская организация. Радикальная партия Н. Паши-ча не получила ожидаемого большинства и была вынуждена искать поддержки, которую нашла в лице ХРКП. В апреле 1923 г. между ними было заключено соглашение, получившее название «Марков протокол» по имени Марко Джуричича, подписавшего его со сто-

роны радикалов. Добившись желаемого большинства в парламенте, Пашич провел несколько законов, направленных на ужесточение политического режима в стране. Ситуация накалялась, недовольство правительственной политикой возрастало. Работа парламента была приостановлена почти на пять месяцев. Премьер-министр хотел распустить скупщину, где его партия не имела большинства, и провести новые выборы. Против этого выступили Демократическая партия, Югославская мусульманская организация и СНП11. В опубликованном воззвании они осудили внепарламентский режим. Правительство Пашича было отправлено в отставку, однако сам он вскоре, правда, ненадолго (май - июль 1924 г.), вернулся на свой пост.

27 июля 1924 г. было созвано новое правительство, которое составили партии парламентского большинства. Его возглавил лидер Демократической партии Л. Давидович. СНП получила три министерских портфеля: Корошец стал министром просвещения, А. Суш-ник и И. Весеняк - соответственно министрами транспорта и аграрных реформ.

На новых парламентских выборах в феврале 1925 г. Словенская народная партия получила 56% голосов и 20 из 26 депутатских мест в парламенте. В марте 1925 г. в скупщине вновь оформился оппозиционный блок, куда наряду с СНП вошли ХРКП, Югославская мусульманская организация, Демократическая партия. Объединение получило название «Блок народного соглашения и крестьянской демократии».

Вскоре ХРКП отделилась от блока и перешла на сторону радикалов. Племянник С. Радича - Павел - на заседании скупщины заявил о поддержке централистской политики и сотрудничестве с сербскими радикалами, что вызвало резкое неодобрение СНП. Корошец назвал поступок Радича предательством и отметил: «Когда это произошло, мы должны были думать не о том, как скрыть программу автономии, но о том, как попытаться ее реализовать»12. В конце марта 1925 г. было решено создать коалиционное правительство из радикалов и ХКП (партия перестала именовать себя республиканской).

Новая тактика СНП была сформулирована в резолюции от 10 октября 1926 г., где было отмечено, что экономические, финансовые и социальные условия в стране настолько ухудшились, что определенно можно говорить о кризисе. Решение этих проблем должно стать

" " 13

главной задачей правительства13.

Правительство, сформированное в апреле 1926 г. Н. Узунови-чем, обещало обратить особо пристальное внимание на проблемы

экономического развития страны. Желание войти в правительство выразил и Корошец, при условии, что люблянская и мариборская части Словении будут объединены14, однако приглашен не был. В дальнейшем СНП находилась в оппозиции правящему режиму, и лишь в феврале 1927 г. после длительных переговоров три словенских представителя стали членами правительства Узуновича: Д. Сернец получил пост министра общественных дел, Ф. Куловец - министра по делам крестьянства, А. Госар - министра социальной политики.

В январе 1927 г. в Королевстве были проведены выборы в областные органы правления. В Люблянской областной скупщине СНП получила 40 мест, все остальные партии - 13. В Мариборской скупщине ею было завоевано 42 места15. 20 февраля 1927 г. депутаты СНП обеих областных скупщин собрались на съезд в Целье. В своем выступлении новый заместитель лидера партии М. Натлачен заявил, что задача членов СНП заключается в обеспечении единства работы словенских органов самоуправления в обеих областях16.

Выборы в других частях страны нередко сопровождались беспорядками и жестоким их подавлением. В итоге оппозиционная часть Народной скупщины потребовала привлечения к ответственности министра внутренних дел Б. Максимовича. Правительство Узуно-вича ушло в отставку. В апреле 1927 г. его сменило правительство

B. Вукичевича. В июне 1927 г. скупщина была вновь распущена, выборы назначены на 11 сентября. Стремясь создать сильное проко-ролевское крыло, Вукичевич начал переговоры с оппозицией, в том числе и с СНП. 11 июля 1927 г. на озере Блед между Вукичевичем и Корошецем было заключено соглашение. На сентябрьских выборах СНП получила 50,94% голосов, Корошец вошел в правительство в качестве министра внутренних дел.

В ноябре 1927 г. была создана Крестьянско-демократическая коалиция (КДК), куда вошли представители ХКП и сторонники

C. Прибичевича, лидера Независимой демократической партии. Коалиция критиковала действия правительства, требовала покончить с коррупцией в административных и правительственных кругах, призывала отказаться от кабальных заграничных займов. Отношения между проправительственным большинством и КДК обострились. Заседание скупщины 20 июля 1928 г. закончилось трагически. В ответ на саркастические замечания депутатов КДК депутат от радикальной партии Пуниша Рачич выхватил пистолет и открыл стрельбу, убил и ранил нескольких депутатов ХКП. Тяжело раненный С. Радич скончался через несколько недель. Последовавшие за этим

беспорядки вынудили правительство Вукичевича подать в отставку. 24 июля 1928 г. право на создание нового правительства было предоставлено лидеру СНП А. Корошецу. В новое правительство вошли представители Народной радикальной партии, Демократической партии и Югославской мусульманской организации. Корошец занял две должности: премьера и министра внутренних дел17. Однако уже через полгода правительство Корошеца подало в отставку. 6 января 1929 г. королевским манифестом деятельность всех партий была запрещена. Конституция 1921 г. отменялась. Одновременно был издан «Закон о королевской власти и верховном государственном управлении», согласно которому исключительное право на издание законов и назначение чиновников на посты принадлежало монарху.

Начало 1930-х гг. характеризовалось глубоким политическим и экономическим кризисом, сопровождавшимся безработицей. Все это вело к тому, что люди стали тяготеть к более радикальным и популистским политическим течениям18. Причем разброс политических пристрастий был весьма разнообразным: от католического направления, которое поддерживало сословное устройство государства, до коммунистической диктатуры по образцу Советского Союза. Между ними сконцентрировалось много различных политических либеральных и демократических групп. Главным вопросом, вокруг которого велись наиболее жаркие дискуссии, был национальный. Часть словенского общества придерживалась мнения, что в области культуры и языка словенцы должны постепенно сливаться с другими народами Югославии и в итоге стать частью единого югославского народа. Другие же, напротив, выступили в защиту словенской идентичности.

3 октября 1929 г. был принят закон о новом административном делении государства, которое теперь было разделено на девять ба-новин. Словенцы вошли в состав Дравской бановины. В сентябре 1931 г. была провозглашена Октроированная конституция, то есть «дарованная свыше» монархом. Согласно конституции монарх получал абсолютную власть. СНП перешла в оппозицию и вернулась к борьбе за идею автономного устройства государства. Против централизации государства выступили и словенцы. Самые жесткие заявления прозвучали на митинге в честь дня рождения Корошеца. 1 января 1933 г. была опубликована Словенская декларация, или, как ее называли, «Люблянские пунктуации». В этом документе СНП сделала основной упор на тот факт, что словенский народ продолжает оставаться разделенным между четырьмя государствами. Было

выдвинуто требование предоставить Словении такое положение внутри страны, которое стало бы привлекательным для всех словенцев, проживающих за ее пределами, что возможно лишь при условии превращения государства в союз равноправных народов, одним из которых является словенский. Самобытность словенцев, их этническая целостность должны были быть признаны, так же как их право распоряжаться собственными финансами и иметь свой флаг. Если бы подобные требования были выполнены в отношении и других народов Югославии, отмечалось в пунктуациях, это позволило бы государству стать союзом равноправных народов19. Декларация вызвала недовольство правительства, Корошец был отправлен в ссылку сначала в Тузлу, а потом на Хвар. В знак протеста СНП бойкотировала выборы в скупщину 1935 г.

После гибели короля Александра I Карагеоргиевича (1934) политическая жизнь страны ожила. Партии, находившиеся в оппозиции, решили принять участие в выборах, состоявшихся в мае 1935 г. Проправительственные партии во главе с Б. Ефтичем набрали голосов немногим больше, чем оппозиционные. Это было воспринято как неудача, и правительство подало в отставку. Новое правительство возглавил член Народной радикальной партии М. Стоядинович.

Находясь в изгнании, Корошец связался с М. Стоядиновичем, чтобы обсудить возможность создания новой прогосударствен-ной партии20. Самовольно вернувшись из ссылки, он сразу же направился в Белград, где активно включился в политическую жизнь. Понимая, что прежние взгляды делают его выход на политическую арену невозможным, Корошец пересмотрел свою позицию по вопросу государственного устройства. В этих непростых условиях в СНП произошел раскол. Одна часть партии, возглавляемая бывшим министром Госаром, лидером мариборского отделения, считала необходимым объединение с правительственным блоком. Вторую возглавил М. Натлачен, считавший более целесообразным объединение с оппозиционным блоком. Корошецу стоило большого труда предотвратить полный развал партии.

Для укрепления своих позиций премьер Стоядинович приступил к созданию собственной политической силы - Югославского радикального союза (ЮРС), в который вошли бы партии, во времена диктатуры оказавшиеся в оппозиции. На учредительном съезде он выступил в поддержку идеи децентрализации государственной власти, пообещав издание демократических законов и введение самоуправления. Эти заявления помогли ему перетянуть на свою сторо-

ну Мусульманскую партию и СНП. Их лидеры М. Спахо и Корошец вошли в состав правительства, получив министерские портфели. В Словении появление новой политической силы вызвало в целом широкую поддержку. При этом не все члены самой СНП ее приветствовали. Противники ЮРС образовали так называемую «Старую СНП» и настаивали на том, чтобы партия вернулась к реализации требований Словенской декларации 1933 г. Эту группу возглавили Антон Брецель и Иван Становник. Вскоре Корошец стал главой ба-новинского комитета Югославского радикального союза. Постепенно ЮРС занял лидирующее положение во всех органах власти Драв-ской бановины, вытеснив представителей других партий.

Одной из задач, которые ставил перед собой Корошец, находясь в правительстве, было восстановление системы местного самоуправления. Он полагал, что именно самоуправление позволило бы ЮРС поставить под свой контроль настроения в стране. Осенью 1936 г. были проведены выборы в органы местного самоуправления. В Дравской бановине победу одержал ЮРС, основу которого составляли члены СНП.

Другим достижением Корошеца во время его пребывания в правительстве Стоядиновича стало возвращение к вопросу о конкордате с Ватиканом. Положение католической церкви в Королевстве Югославия было неопределенным, поэтому представители Хорватии и Словении в правительстве всеми силами пытались добиться повышения ее статуса. Но выступившая с резким протестом православная церковь смогла приостановить процесс заключения договора, поскольку опасалась, что он может предоставить католической церкви больше прав, чем православной. Несмотря на то, что скупщина большинством голосов поддержала конкордат, он так и не получил силу закона. Синод православной церкви предал анафеме депутатов, проголосовавших за него, в том числе и самого Стоядиновича.

Очередные выборы в скупщину состоялись 11 декабря 1938 г. ЮРС составил блок с Югославянской народной партией. Большинство голосов и мест в парламенте получил Югославский радикальный союз, однако перевес был незначительным, оппозиция, возглавляемая В. Мачеком, получила немногим меньше голосов. Это обстоятельство было расценено как поражение, в котором обвинили премьера. А его политику, в свою очередь, осудили ведущие члены ЮРС, в том числе Корошец и Спахо21. После падения правительства Стоядиновича Корошец стал министром просвещения в правительстве Д. Цветковича. Он выступал против вступления Югославии в

войну, поскольку понимал, что в случае нападения Германии и Италии Югославия рассыплется как карточный домик, а сохранение государства является единственной гарантией безопасности словенского народа. Поэтому отстаиваемые им на протяжении всего периода существования СНП идеи автономии были отодвинуты на второй план. При этом появились новые соображения, касавшиеся уже не автономии, а независимости Словении. Так, после образования Словацкой республики (1939) возникла идея переговоров с Хорватской крестьянской партией об образовании союзного словенско-хорватского государства, рассматривалась и возможность создания независимого государства под германским протекторатом. В новой программе СНП особо отмечалось, что главным требованием остается создание «независимой Словении [...] Словения должна быть самостоятельной и равноправной составляющей частью обновленного, расширенного, федеративного Королевства Югославия»22. Подчеркивалось, что государство обязано заниматься международными отношениями, защитой государственной безопасности и неприкосновенности границ, а также управлением страной как таковой с целью сохранения ее единства. После смерти Корошеца 14 декабря 1940 г. в партии обострились споры и трения относительно судьбы Словении, в итоге она раскололась на два лагеря, один из которых возглавил Антон Куловец, другой - Марко Натлачен.

Большое влияние на внутриполитическую жизнь Королевства оказало изменение внешнеполитического курса. Постепенно Югославия отдалялась от своей прежней ориентации на Францию и все больше сближалась с Германией и Италией. Итогом этого стало присоединение Югославии 25 марта 1941 г. к Тройственному пакту. В этих условиях сложились две основные политические силы: антифашисты и те, кто выступал против коммунистов, в первую очередь католики и либералы.

Несмотря на незначительный опыт участия в политической жизни (первые словенские партии стали появляться только в конце XIX - начале ХХ в.), словенские политики быстро адаптировались в новом государстве - Королевстве Югославия, принеся с собой из Австро-Венгрии идеи автономии, федерализма, децентрализации. Несомненно, что именно это наследие наложило отпечаток на характер взаимоотношений словенской политической элиты с центром в 1920-30-х гг., которые прошли под знаком борьбы за национальную идентичность и право голоса на внутриполитической арене.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Necak D, Repe B. Kriza. Svet in Slovenci od prve svetovne vojne do sredine tridesetih let. Ljubljana, 2008. S. 145.

2 Perovsek J. Programi politicnih strank, organizacij in zdruzenij na Slovenskem v casu Kraljevine SHS (1918-1929) // Viri. 1998. St. 13. S. 23. Dok. № 1.

3 Mikuz M. Razvoj slovenskih politicnih strank v stari Jugoslaviji // Zgodovinski casopis. 1955. St. 1-4. S. 114.

4 Naprej. 1920. 5.X; 3.XI.

5 Perovsek J. Volitve v Ustavodajno skupscino // Slovenska novejsa zgodovina 1848-1992. Ljubljana, 2005. Knj. 1. S. 237-239.

6 Perovsek J. Programi politicnih strank... S. 78 (dok. N 18).

7 Perovsek J. Volitve... S. 242.

8 Dolenc E. Med kulturo in politiko. Ljubljana, 2010. S. 95.

9 Perovsek J. Sprejetje vidovdanske ustave // Slovenska novejsa zgodo-vina. S. 247.

10 Slovenec. 1923. 4.II.

11 Пилько Н. С. Политическая жизнь Антона Корошца // До и после Версаля: Политические лидеры и идея национального государства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 2009. С. 93.

12 Slovenec. 1927. 4.I.

13 Stipovsek M. Slovenska ljudska stranka in uvedba oblastnih samou-prav leta 1927 // Prispevki za novejso zgodovino. 1995. XXXV. S. 37.

14 Пилько Н. С. Политическая жизнь. С. 94.

15 StipovsekM. Slovenska ljudska stranka. S. 42-43.

16 Пилько Н. С. Политическая жизнь. С. 95.

17 Там же. С. 97.

18 Dolenc E. Nova ideoloska razhajanja na pragu vojne // Slovenska novejsa zgodovina. S. 265.

19 Jutro. 1933. 11.I.

20 Vidovic-Miklavcic A. Vrnitev SLS na oblast // Slovenska novejsa zgodovina. S. 361.

21 Пилько Н. С. Политическая жизнь. С. 101.

22 Arhiv Republike Slovenija, Ljubljana. AS 1898. Politicni programi SLS. F. 5.

Pil'ko N. S. On Slovene political life in 1920-1930s

The article is devoted to Slovenian political life in the 1920-1930s. After the dissolution of the Austro-Hungarian Monarchy, territories populated by Slovenians became a part of the Kingdom of Yugoslavia. Political parties and movements, which had been founded before 1918, went on with their activities, but - under the influence of new realities - underwent a number of changes. The very concept of national identity in a multinational state and the fight for the right of political participation in the interior policy remained though invariable.

Keywords: Kingdom of Yugoslavia, State of Serbs, Croats and Slovenes, Slovenian people's party, national question, political parties, constitution, centralism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.