Cattle as the basis of life of the people of Sakha Mihajlova J.
Скотоводство как основа жизни народа Саха Михайлова Э.А.
Михайлова Эльвира Андреевна /Mihajlova Jel'vira Andreevna - магистрант, кафедра социологии и управления персоналом,
Северо-Восточный Федеральный университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается место Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни якутов (народа Саха). Подчеркивается ее главенствующая роль в хозяйстве.
Abstract: the article is about Yakutian native cattle and its role in the life of the Sakha people. Underlines its leading role in the economy of the Yakuts.
Ключевые слова: Саха, Якутия, Саха ынага, культура, общество.
Keywords: Sakha, Yakutia, Sakha Ynaga, culture, society.
Высокоразвитое скотоводство обусловило образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение народа Саха в целом. На протяжении тысячелетий единственным рогатым скотом якутов была - Саха ынага.
Саха ынага - давала основные продукты питания и материалы для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Известно, что средняя якутская семья, состоящая из пяти человек, содержала до 5-6 дойных коров. Часть молока уходила на приготовление масла (хайах), квашеной варенки (тар), творога (иэдьэгэй). Остальное молоко хозяева употребляли на чай (чай уутэ), вареное блюдо (суорат) и кормление детей. Большая зависимость якутов от молочной пищи выражалась в том, что даже под угрозой голодной смерти они чаще всего отказывались забивать скот [1, с. 113]. Однако якуты ценили Саха ынага не только из-за молока и мяса, с давних пор в хозяйстве использовали кожу, рога, внутренности - мочевой пузырь и желчь, хвост и навоз. Таким образом, в дело шло практически все, что оставалось после разделки туши скота. Шкуру же использовали для пошива обуви, сумок-котомок, ими укрывали стены хотона, обивали дверь, даже плели веревки, таким образом, находилось множество вариантов ее различного применения в хозяйстве.
Даже жилище-балаган якуты нередко делили со своим животным - Саха ынага. По материалам кулун-атахской археологической культуры XIV-XVI веков, жилище Саха представлены балаганами с совмещенными хлевами-хотонами. Иногда хотон бывал вдвое длиннее людской половины и всегда отделялся от нее лишь невысокой перегородкой из тонких досок. Хотон всегда строили с северной стороны. Входили в хотон через дверь из балагана, в хотоне не было печи, так как он обогревался теплом животных. На современный взгляд подобное соседство показалось бы верхом бескультурья и анти гигиены, однако надо признать, что подобная система была выверена временем и чрезвычайно экономически эффективна, в силу особых климатических условий, долгих зим, отсутствия иных систем эффективного отопления, да и попросту было очень удобным. Кажется, что природа создавала Саха ынага, специально, с целью помощи человеку Саха, чтоб он выжил в таких экстремально холодных условиях, какие бывают на Севере. М.И. Муравьев-Апостол, декабрист, в Вилюйске хвалил якутскую юрту: «устройство это так разумно приспособлено к суровому климату той северной широты, что в своей юрте я не ощущал холода даже в самые жестокие морозы, тогда как жившие в вышеупомянутых домах жаловались на стужу» [1, с.76].
В силу уникальных особенностей своего организма, Саха ынага способна выдерживать длительное воздействие низких температур, обходится скудным кормом, и, обладая от природы крепким иммунитетом, практически всегда дает потомство. Даже ее
навоз, в силу физиологических особенностей организма Саха ынага (очень длинного кишечника), имеет свое отличие - всегда крепкий и не большой, он легко позволял содержать помещение, которое она делила с человеком, в должной чистоте и порядке. Кроме этого, она могла большую часть времени зимой проводить на вольном выпасе, заходя в балаган только для ночевки. Говоря современным языком, якуты вели природосообразное животноводство в условиях свободного выпаса. О преимуществах и достоинствах подобного подхода к содержанию животных, в своих работах часто упоминает всемирно известный австрийский фермер-новатор Зепп Хольцер. К примеру, в своем труде «Пустыня или рай» [2, с. 283] он подчеркивает, что «животные, которые живут в естественных условиях и питаются естественным кормом, способны снова развить свои инстинкты; они идут туда, где чувствуют себя комфортно, и выискивают тот корм, который им пойдет на пользу. Такие животные счастливы и здоровы, и это отражается так же и на качестве продукции».
Якут был неразлучен со своим скотом в течении всей своей жизни. Скотоводческий хозяйственный уклад отразился также в семейных и календарных обрядах. Календарь народа Саха символически связан со скотом, а именно с быком, потому как самая длинная пора в году - зима, представлялась якутам в образе большого быка с морозным дыханием.
Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года, отмечаемого ранним летом, был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. Таким образом, можно сказать, что самый большой якутский праздник Ысыах представлял собой, в первую очередь, скотоводческий праздник. Даже ребенка одаривали скотом уже с младенчества, основную часть калыма и приданного будущей невесты, к примеру, составлял скот.
Ученые подтверждают главенствующую роль Саха ынага в хозяйстве якутов, так М.К. Расцветаев утверждает, что в XVII веке рогатый скот был основной хозяйственной фигурой и задавал тон в скотоводческом хозяйстве» [3, с.36].
Необходимо отметить, что ученые обращаются в своих трудах к более позднему историческому времени, ввиду отсутствия более ранних письменных свидетельств.
Поэтому, было бы не правильно считать, читая эти труды, что рогатый скот стал играть более важную роль в жизни народа только после XVII века, очевидно, что такую роль Саха ынага играла в жизни народа тысячелетиями. Последние исследования генетиков подтверждают, что якутская порода скота - Саха ынага, происходит от одомашненного на Ближнем Востоке скота, приблизительно 10000 лет назад [4, с.218].
Это открытие, сделанное при помощи суперсовременных точнейших молекулярногенетических методов, позволяет представить картины тысячелетних миграций предков Саха со своим крупным рогатым скотом из солнечной Анатолии времен неолита на Крайний Северо-восток средневековой Евразии. Таким образом, выясняется, что Саха ынага и человека Саха связывала многотысячелетняя история, в течение которой она ежедневно помогала людям преодолевать жизненные трудности [5, с.55].
Нынешний президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов, так отмечает роль скотоводства в жизни народа Саха - «Одним из почитаемых культов у народа Саха всегда был дух Ынахсыт (от слова «ынах»-корова, прим.авт.). Крупному рогатому скоту уделено центральное место во всех главных жизненных реалиях - летоисчислении, народных праздниках, рождении человека и т.д. Якутский рогатый скот является одной из основных действующих сил в народном эпосе Олонхо, признанном ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества» [1,с.1].
Литература
1. Саха ынага-дар предков. Якутск: Бичик, 2013г., с. 65 ,с. 76, c.1.
2. Пустыня или рай. Киев. Издательский дом «Зерно», 2012., с.286.
3. Расцветаев М.К. Очерки по экономике и общественному быту якутов. Л., 1932,с.36.
4. Sakha Ynaga .Cattle of the Yakuts/Leo Granberg,Katrina Soini and Juha Kantanen;Finnish Academy of Science and Letters Annales Academiae Scientiarum Fennicae.-Helsinki.-2009, р-218.
5. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа саха. Якутск: Бичик,2013. с.55.