Научная статья на тему 'Естественно-научный взгляд на якутский балаган'

Естественно-научный взгляд на якутский балаган Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4314
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ РЕГИОН ПЛАНЕТЫ / НАРОД САХА / БАЛАГАН / ХОТОН / РАСПОЛОЖЕНИЕ ДВОРОВЫХ СТРОЕНИЙ К СТОРОНАМ СВЕТА / ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО / СТРОЕНИЕ КАМЕЛЬКА / ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / БЕРЕСТЯНАЯ УРАСА / РИТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / НАРОДНАЯ ВДУМЧИВОСТЬ / РАСЧЕТЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ноговицын Виктор Петрович, Соломонов Никита Гаврилович, Саввинов Андрей Саввич, Степанов Анатолий Викторович

Территория Якутии составляет 3,1 млн км², что составляет 1/5 часть территории страны. По климатическим условиям она является самым холодным регионом планеты, который освоили люди со времен палеолита. Здесь жили палеоазиаты, предки современных юкагиров, чукчей и эскимосов. Около 2 тысяч лет назад в Центральной и Южной Якутии появились эвенки и эвены. В период последнего тысячелетия якуты, около 400 лет назад русские. Основным занятием палеоазиатов были охота, рыболовство и собирательство. Предки современных эвенков и эвенов приручили северного оленя, якуты завезли лошадей и крупный рогатый скот, русские привнесли земледелие. Освоение и социальная адаптация жизни в самом холодном регионе планеты Земля в средние века явление уникальное. Оседлый образ жизни в этих краях установили представители народа саха. Природные условия таежно-аласного ландшафта способствовали тому, что якутское население жило рассредоточенно по отдельным аласам вплоть до 30-х гг. прошлого века. Авторы, исследуя жильё народа саха «балаган», дворовые строения и «берестяную урасу», приходят к мнению, что в те далекие времена, в так называемый «малый ледниковый период», обустройство жизни у якутов в полной мере соответствовало климату, местности и потребностям жильцов. Детальное изучение отдельных частей жилья и дворовых строений дает возможность судить о вдумчивости, расчетливости и умеренности, и примененным в неблагоприятных для жизни условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific View of the Yakut Balagan

The territory of Yakutia is 3,1 million sq. km, and represents 1/5 of the country. In relation to climatic conditions it is the coldest region in the world, which has been occupied by people since Paleolithic times. Here used to live the Paleo-Asiatic people, who were the ancestors of modern Yukagirs, Chukchi and Eskimo. Evenki and Evens came to Central and Southern Yakutia about two thousand years ago. Yakut appeared during the last millennium, and Russians came about 400 years ago. The main activities of the Paleo-Asiatic people were hunting, fishing and gathering. The ancestors of present Evenki and Evens managed to tame reindeer, Yakut brought horses and cattle, Russian brought agriculture. Development and social adaptation of life in the coldest region of Earth in the middle ages are a unique phenomenon. Representatives of the Sakha people established sedentary lifestyle in this area. Due to environment conditions of the taiga-alas landscape, Yakut population lived dispersed according to individual Alaas until the 30’s of the last century. According to analysis of construction of a house of Sakha people «Balagan», yards and a birchbark «Urasa», authors suppose life development of Yakut was fully adequate in relation to the climate, environment and demands of the people during times, which are co-called «Little Ice Age». Detailed studies on particular parts of the houses and yards emphasize people’s thoughtfulness, prudence and moderation for unfavorable living conditions, which helped to increase in several times the population number of ethnos.

Текст научной работы на тему «Естественно-научный взгляд на якутский балаган»

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 398.34:728(=512.157) В. П. Ноговицын, Н. Г. Соломонов, А. С. Саввинов, А. В. Степанов

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯКУТСКИЙ БАЛАГАН

Территория Якутии составляет 3,1 млн км2, что составляет 1/5 часть территории страны. По климатическим условиям она является самым холодным регионом планеты, который освоили люди со времен палеолита. Здесь жили палеоазиаты, предки современных юкагиров, чукчей и эскимосов. Около 2 тысяч лет назад в Центральной и Южной Якутии появились эвенки и эвены. В период последнего тысячелетия - якуты, около 400 лет назад - русские. Основным занятием палеоазиатов были охота, рыболовство и собирательство. Предки современных эвенков и эвенов приручили северного оленя, якуты завезли лошадей и крупный рогатый скот, русские привнесли земледелие. Освоение и социальная адаптация жизни в самом холодном регионе планеты Земля в средние века - явление уникальное. Оседлый образ жизни в этих краях установили представители народа саха. Природные условия таежно-аласного ландшафта способствовали тому, что якутское население жило рассредоточенно по отдельным аласам вплоть до 30-х гг. прошлого века. Авторы, исследуя жильё народа саха «балаган», дворовые строения и «берестяную урасу», приходят к мнению, что в те далекие времена, в так называемый «малый ледниковый период», обустройство жизни у якутов в полной мере соответствовало климату, местности и потребностям жильцов. Детальное изучение отдельных частей жилья и дворовых строений дает возможность судить о вдумчивости, расчетливости и умеренности, и примененным в неблагоприятных для жизни условиях.

Ключевые слова: Якутия, самый холодный регион планеты, народ саха, балаган, хотон, расположение дворовых строений к сторонам света, внутреннее убранство, строение камелька, теплотехнические характеристики, берестяная ураса, ритуальное значение, народная вдумчивость, расчетливость.

V. P Nogovitsyn, N. G. Solomonov, A. S. Savvinov, A V. Stepanov

Scientific View of the Yakut Balagan

The territory of Yakutia is 3,1 million sq. km, and represents 1/5 of the country. In relation to climatic conditions it is the coldest region in the world, which has been occupied by people since Paleolithic times. Here used to live the Paleo-Asiatic people, who were the ancestors of modern Yukagirs, Chukchi and Eskimo. Evenki and Evens came to Central and Southern Yakutia about two thousand

НОГОВИЦЫН Виктор Петрович - к. п. н., зав. лаб. экологии и устойчивости экосистем севера ИЕН СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: nvp11_52@mail.ru

NOGOVITSYN Victor Petrovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Laboratory Chief of Department of Ecology and Northern Ecosystem Sustainability in Institute of Natural Sciences, NorthEastern Federal University after M. K. Ammosov.

E-mail: nvp11_52@mail.ru

СОЛОМОНОВ Никита Гаврилович - д. б. н., г. н. с. СВФУ им. М. К. Аммосова, член-корреспондент РАН.

E-mail: nvp11_52@mail.ru

SOLOMONOV Nikita Gavrilovich - Doctor of Biological

Sciences, Chief Research Scientist, Associate Member of RAS, North-Eastern Federal University after M. K. Ammosov.

E-mail: nvpl 1_52@mail.ru

САВВИНОВ Андрей Саввич - д. филос. н., зав. кафедрой философии СВФУ им. М. К. Аммосова.

SAVVINOV Andrey Savvich - Doctor of Philology Head of Philosophy Department, North-Eastern Federal University after M. K. Ammosov.

СТЕПАНОВ Анатолий Викторович - д. т. н., зав. отделом энергетики и теплофизики ИФТПС.

STEPANOV Anatoliy Victorovich - Doctor of Technical Sciences, Head of Energy and Thermal Physics Department, NorthEastern Federal University after M. K. Ammosov.

years ago. Yakut appeared during the last millennium, and Russians came about 400 years ago. The main activities of the Paleo-Asiatic people were hunting, fishing and gathering. The ancestors of present Evenki and Evens managed to tame reindeer, Yakut brought horses and cattle, Russian brought agriculture. Development and social adaptation of life in the coldest region of Earth in the middle ages are a unique phenomenon. Representatives of the Sakha people established sedentary lifestyle in this area. Due to environment conditions of the taiga-alas landscape, Yakut population lived dispersed according to individual Alaas until the 30's of the last century. According to analysis of construction of a house of Sakha people «Balagan», yards and a birchbark «Urasa», authors suppose life development of Yakut was fully adequate in relation to the climate, environment and demands of the people during times, which are co-called «Little Ice Age». Detailed studies on particular parts of the houses and yards emphasize people's thoughtfulness, prudence and moderation for unfavorable living conditions, which helped to increase in several times the population number of ethnos.

Keywords: Yakutia, the coldest regions on Earth, Sakha people, Balagan, Khoton, location of the yard buildings to the cardinal, interior decoration, the structure of the fireside, thermothechnical characteristics, birchbark Urasa, ritual purpose, folk thoughtfulness, prudence.

Введение

Территория Якутии, составляющая 3,1 млн км2 (1/5 часть территории России), полностью относится к зоне распространения сплошной вечной мерзлоты [1]. Климат в Якутии резко континентальный. Климатические условия Республики Саха (Якутия) отличаются наибольшими различиями между зимними и летними температурами воздуха. Зимой температура может опуститься до -60 °С, а летом дойти до +40 °С. Таких колебаний, превышающих 100 °С, не испытывает кроме Якутии ни один обитаемый регион планеты Земля. Хотя территория Якутии с её крайне жестким климатом является наиболее суровым для проживания человека регионом, она населена людьми ещё со времен палеолита. В период неолита здесь обитали племена палеоазиатов - предков современных юкагиров, чукчей, эскимосов. Считается, что около 2 тысяч лет назад в Центральной и Южной Якутии появились эвенки и эвены, в период последнего тысячелетия - якуты, около 400 лет назад - русские. Основным занятием палеоазиатов были охота, рыболовство и собирательство. Предки современных эвенков и эвенов приручили северного оленя, якуты завезли лошадей и крупный рогатый скот, русские привнесли земледелие [2].

Эвенов и эвенков называют общим понятием «тунгус». Якуты имеют самоназвание саха, поэтому есть смысл в начале статьи уточнить происхождение этих названий. Буквальный перевод слова «тонуус» (тунгус) на языке народа саха означает «холодный род», ибо у тунгусов, кроме урасы, накрытой оленьими шкурами, не было как такового капитального жилья, печи, они пользовались только костром. В зимние холода, следуя за пастбищными угодьями для оленей, без проблем переезжали с места на место. Ели мерзлую рыбу и мясо. Во время охоты на дальних расстояниях научились спать в сугробе, под деревом и т. д. Приучили свой организм к суровым холодным условиям жизни на севере. Этот образ жизни и определил понятие «тунгус».

У современного народа саха два названия: саха и якуты. На самом деле это одно и то же понятие. Предки саха своё самоназвание выговаривали как <Лаха». А тунгусы не выговаривают звуки «Ь> и «х». Поэтому,

когда русские люди спросили у них про их оседлых соседей, тунгусы говорили «дьака» или «яка». А русские, переведя это слово на своё наречие, добавили окончание «ут». Так, слово «якут» произошел, предположительно, от неправильного произношения слова «Лаха».

Необходимо подчеркнуть при этом, что среди народов, обживших север, начиная с середины XVII в. и до конца XIX в., увеличение численности этноса произошло до 8 раз только у народа саха [3]. Мы предполагаем, что росту численности этноса при таких суровых условиях природы могло способствовать несколько факторов: менталитет, жильё, питание, адаптация организма, организация производства и тому подобные способности и возможности народа. Среди этих факторов важнейшими без сомнения являются якутский балаган (рис. 1 и 2) и берестяная ураса (рис. 3), часть социальной философии народа саха, воспетая многими благодарными путешественниками. Не только в прошлом, но и в годы Второй Мировой войны спас якутский балаган депортированных далеко на север литовцев, латышей, финнов, а также переселенных туда якутов-чурапчин-цев. Недаром литовцы, жившие в это время в Булунском районе Якутии в знак благодарности близ г. Каунаса построили якутский балаган, который является сегодня частью музейного комплекса. Мы полагаем, что через эти строения можно определить умение народа приспособиться к суровым условиям северной природы, охарактеризовать его способности и возможности.

Слово «балаган» имеет исконно общетюркскую основу [4]. Происхождение этого сооружения приписывают только народу саха. Так, С. А. Токарев признавал, что якутский балаган «очень своеобразен и в такой форме не встречается ни у одного народа» [5]. Балаганы были распространены по всей Якутии. В них проживали не только саха, но и русские. Так, в 1850 г. в нюрбинских селениях Аммосовка и Александровка, населенных русскими крестьянами, было 44 юрты и 2 избы, а в 1862 г. - 55 юрт и 3 избы. Этот факт подтверждает мнение, что балаган «в полной мере соответствовал климату, местности и потребностям жильцов» [6].

Он очень похож на восточный шатер, что подтверждает мнение выдающегося нашего современника

Рис. 1. Архитектурный вид якутского балагана и других дворовых строений

Рис. 2. Расположение строений и дворовых площадей в строгом соответствии со

сторонами света:

1 Балаган; 2 хотон; 3 амбар; 4 хоспох - помещение для складывания хозяйственной утвари; 5 кыбыы - сеновал; 6 сэргэ - коновязи; 7 место для заготовки дров; 8 ледник; 9 дал - загон для лошадей и скотины; 10 хаhаа - конюшня; 11 халтаама - заградительное сооружение от

погодных ненастий; 12 уборная

Рис. 3. Архитектурный вид берестяной урасы

Л. Н. Гумилева. «При миграциях народы стремятся выбрать географические условия ландшафта, как можно более напоминающие родину. Так, англичане не заселили ни Индию, ни тропическую Африку, ни Малакку и Саравак, оставаясь на положении колониальных чиновников, непосредственно не связанных с природой этих стран.

Зато они наводнили страны умеренного пояса: Северную Америку, Южную Африку, Австралию и Новую Зеландию. Русские крестьяне расселились по лесостепной полосе Сибири, а казаки - по долинам сибирских рек, тюрки - по водораздельным степям, арабы осваивали оазисы среди пустынь, эллины - берега Средиземного моря и т. д. При этом этническая инерция была настолько сильна, что, даже меняя ареал, народы сохраняли свойственный им облик» [7]. Именно поэтому предки народа саха в аласах и степных участках долины р. Лены увидели подобие своей исторической родины - степи.

В период заселения предками якутов Центральной Якутии климат здесь был ещё более жёстким и холодным, чем в настоящее время: ведь это было время так называемого малого ледникового периода, поэтому проблема расселения и обустройства жилья в этих условиях имела особое значение для успешного освоения этого холодного неприютного края. Якутский балаган и летняя берестяная ураса, созданные нашими предками на новой родине, как нельзя соответствовали местным условиям. Наличие свободной территории и малочисленность населения способствовали удобному обустройству подворья (усадьбы) вокруг балагана (рис. 1). Природные условия таежно-аласного ландшафта способствовали тому, что якутское население жило рассредоточено по отдельным аласам вплоть до 30-х гг. прошлого века. По данным переписи населения 1926 г., например, «население Ботурусского улуса (13891 человек) было расселено в 1311 населенных пунктах» [8].

Двор заранее планировали таким образом, чтобы при выходе из жилья просматривались почти все дворовые площадки и строения. В холодное время года это было важно для наблюдения за домашними животными. Балаган строили из тонкомерного леса, чтобы его легко было транспортировать на место будущего жилья. Строили дом на возвышении поляны, где меньше грунтовых вод, следовательно, и вечная мерзлота была отдалена от поверхности земли. На поляне, обдуваемой ветром, было меньше комаров и гнуса в летнее время. Поляна обычно имела небольшой склон в южную сторону, чтоб двор (тиэргэн, тэлгэhэ) быстро высыхал после талой и дождевой воды.

Лес рубили весной в начале апреля по современному календарю и оставляли срубленные деревья примерно до 20 мая, чтобы прорастающие весной ветки вытянули влагу из дерева. С появлением зеленой травы начинается пора отхода коры от ствола дерева, называли это

явление «сул» (отход), которое длилось примерно месяц. В это время со ствола дерева срубали сучки, ветки, макушку, разрезали кору вдоль ствола дерева, и кора сама отходила. При этом старались сохранить нетронутой внутреннюю кожуру (суба) под корой, что предопределяло срок службы материала. В течение трех лет заготовленный материал сушили на деляне, смазывая места среза сучков и вмятины на стволе конским жиром, что защищало строительный материал от влаги и насекомых. В итоге строительный материал становился крепким с золотистым отливом и долго служил. Золотистый цвет, отражая свет от камелька, дополнительно освещал помещение. В. Л. Серошевский, проживший с народом саха 12 лет, писал: «На меня внутренность якутской юрты, особенно ночью, освещенная красным пламенем огня, производила немного фантастическое впечатление. В юрте значительно более теней, чем в доме с отвесными стенами. Её бока, сложенные из круглых стоячих бревен, кажутся полосатыми от затененных желобков, и вся она с потолком, слабо переломленным посередине, со столбами по углам, с массой леса, мягко падающего с крыши на землю, представляется каким-то восточным шатром. Только легкая восточная ткань в силу обстоятельств заменена здесь золотистым лиственным деревом» [9].

Через три года просушенный материал увозили на место будущего жилья и строили балаган. Площадь балагана обычно не превышала 6*6 м. На месте будущего жилья завозили навоз крупного рогатого скота и утрамбовывали сушеный навоз (кии). Высота балагана не превышала 2-2,20 метров от пола [10]. Различные варианты строительства описаны в книге Э. А. Алексеева [11], поэтому мы опишем лишь общую технологию. По четырем углам ставились вертикально столбы (ба^а-на). В жилищах значительных размеров между этими столбами ставились на длину нар (2 м) промежуточные столбы (тулаа^ш). На вершинах столбов вырубались выемки, на которые клали балки (сэбэргэнэ). Посередине боковых балок закрепляли матицу (тойон вhYв). Диаметр ее достигал 40 см. Для придания крыше выпуклости на боковые балки под матицы подставлялись деревянные брусья или граненые обрубки бревен (сыттык мас) толщиной до 50 см. Потолок настилали тонкомерным лесом, очищенным от коры. Бревна, составляющие потолочное покрытие, крепились к матицам неглубокими желобами. Стены ставились из тонкомерного леса слегка наклоненными и неглубокими желобами на сэбэргэнэ. Нижний конец бревна закапывали в землю. Углы балагана строили укорачивающимися бревнышками с заостренными верхними концами. Для их более плотной пригонки вырубались ступенчатые пазы. Стены, потолок балагана ставили с наклоном, чтобы снег, ложась на стены, служил своего рода утеплителем в зимние холода, а летом вода, не задерживаясь наверху балагана, стекала вниз. Очевид-

цы старых строек рассказывают, что богатые люди ставили двойные стены. При этом внутренняя стена (обтесанный лес с обеих сторон) была более ровной. Современные специалисты по строительству рассчитали, что угол наклона стен таков, что при проведении линий со всех сторон вверх получится правильный воображаемый треугольник. Не только в строительстве балагана, а во всех строениях народа саха некоторые специалисты находят соотношение, называемое «золотым сечением» [10]. Стены обмазывались глиной, которая иногда покрывалась дерном [11-12] или обмазывалась раствором из глины, земли и навоза крупного рогатого скота, перемешивали их с сухим сеном [13] (саманный раствор), что позволяло не растрескиваться при высыхании. Эта технология «саманных» домов от якутского «самыыр», «сыбыыр», в переводе означающее «склеивать», была распространена по всей Сибири. Кору дерева использовали в качестве материала, не пропускающего влагу над потолком балагана, хотона, хоспоха, амбара, халтаама, хаhаа. Сверху стелили дерн и землю (дан), толщиной до 60-70 см. Со временем дан прорастал травой и служил также хорошим утеплителем. Вокруг основания стены для удержания тепла делали земляную насыпь (тэллэх буор, кунус). У более зажиточных семей такая насыпь нередко сдерживалась от сползания перегородкой из тонких жердей.

Дверь балагана (хал^ан) расположена с восточной стороны дома, ибо солнце встает с востока, следовательно, воздух с восточной стороны балагана утром теплее, чем с других сторон света. Поэтому между колодой и створкой не образовывалась наледь. Створки двери делали из толстых сосновых досок и обтягивали шкурой крупного рогатого скота. Двери балагана открывались вправо. Для защиты хал^ана от снега и дождя перед входом строили навес (чампарык, чарапчы). Два или три окна (тYннYк) ставили с южной стороны балагана, ибо дневное солнце светит с юга. Размеры окна примерно 30*45 см. Зимой в проемы окна ставили тонкий лед, а в теплые времена года в бересту вшивали кусочки слюды или обтягивали раму волосяной сеткой, бычьим или рыбьим мочевым пузырем. Для освещения помещения использовали лучину.

В балагане с южной и западной сторон располагались нары (ороннор).Их делали из стесанных плах. Ширина нар достигала 1 метра, а высота над полом - 40 см. Налево от входа южная нара называется «суол аана орон», что можно перевести как придверная. Под той же стеной находится средняя нара, которая называется «тYннYктээх орон» (подоконная). Южная, угловая нара называлась «бастын уна орон» (лучшая правая нара). Если первые две нары предназначались для простых посетителей, то эта нара предназначалась для важных, почетных гостей, например, для шаманов и олонхосу-тов. На западной стороне, напротив входа нара была менее почетной и называлась «биллэрик орон». Далее

нара называлась «кэтэ^эриин орон», предназначалась для хозяев дома. Следующая западная нара называлась «^гэх» (можно перевести как дальняя) и предназначалась она для молодых девушек. Там же сооружали маленькую комнатку (хаппахчы) для взрослеющей дочери. Нара на углу северной стороны балагана называлась «ханас орон» (левая нара), на которой располагались женщины-работницы или подростки. Следующая северная нара предназначалась для кухонной посуды (иhит ороно). Над этой нарой делали полки для посуды (долбуур). В углу за камельком была дверь в хотон. При входе справа складывали дрова для топки, ставили воду, пищу, посуду, ступу и т. д. Под потолком над камельком делали решетки из тонких жердей (ардааналар) для сушки одежды. Верхнюю одежду вешали на столбах балагана.

При входе в балаган между южным и западным стенами ставили круглый стол на трех ножках. Табуретки делали из тальника. Раскрывая архитектурно-художественные и конструктивно-технические особенности строительного искусства памятников деревянного зодчества Якутии, А. В. и Е. А. Ополовниковы отметили, что «внутреннее убранство балагана очень привлекательно. Каждая деталь, вещь сделана искусно, с любовью. Непременный во всех юртах круглый деревянный стол -не просто на выгнутых ножках, а на ножках-копытцах, посуда деревянная, с замечательно тонкой резьбой, да и форма её столь совершенна! Преобладает уже не хозяйственная обстоятельность, а извечное стремление народа к красоте, тонкое понимание и утверждение её в своей повседневной, суровой жизни» [14].

Камелек в доме служил для приготовления пищи, источником света и тепла. Огонь у саха считался одним из главных духов, хозяином, поэтому и камелек считался святым, почитаемым объектом в доме. Камельку надлежало получать угощение из самых лучших блюд стола. Описание строительства камелька подробно дано в книге Ф. М. Зыкова. «Печь в балагане помещалась, если вход был с восточной стороны, ближе к северо-восточному углу, устьем к юго-западному углу жилища.

Печи в якутских жилищах были двух разновидностей в зависимости от способа постройки. Простейшей являлась обмазанная печь (сыбах о!юх). На шесток или на опечек ставились три или четыре плахи в слегка наклонном положении и обмазывались толстым слоем глины. Верхние концы плах выступали над крышей примерно на 100 см. Остов делали из длинных тонких жердей, связанных тальником и заключенных в деревянные крепкие рамы вверху над крышей и внизу над челом камина.

Другая разновидность якутской печи глинобитная (симии о!юх). Основанием для нее служил шесток - деревянный пятиугольный ящик, наполненный до краев плотно утрамбованной глиной - холумтан. Место для разведения огня (холумтан) мифически связывали с

судьбами хозяев балагана, говорили, «каков холумтан, такова и судьба у них». На шесте с двух сторон ставили две Г-образные деревянные стойки, образующие каркас устья будущей печи. Загнутые их концы соединялись между собой. Во всю длину стоек делались пазы, в которые вставляли нижние концы вертикально поставленных плах, образующих две другие стороны трубы, и их верхние концы выходили наружу на 100 см. Перед засыпкой глины каркас печи плотно забивался досками. Когда утрамбованная глина достигала двух третей устья, в полость трубы опускалось сухое дуплистое бревно. Когда глина доходила до края трубы, засыпка прекращалась. Примерно на другой день снимались доски, закрывающие устье, и в глине выкапывалось углубление овальной формы, достигающее нижнего конца дуплистого бревна. Затем разводили огонь. При топке бревно сгорало, образуя отверстие для выхода дыма, и заодно обжигалась глина печи. В дальнейшем обмазка периодически обновлялась» [13].

Топка у камелька широкая, имела высоту до 90 см. Топили камелек сухими поленьями вперемешку с сырыми, длиной до 70-80 см. Пищу готовили не на высоком огне, а на тлеющих углях. Для этого использовали железные подставки округлой формы на трех ножках высотой до 20 см. под посуду - «та^аан». Было приспособление для держания сковородки - железный трезубец (ытарча) с деревянной ручкой.

Пол в балагане был из глины, которая со временем превращалась в кирпичный наст. А под полом утрамбованный сушеный навоз толщиной до 40 см служил теплоизоляционным слоем в условиях вечной мерзлоты. Камелек, который горит весь день, обогревал пол, а ночью «кирпичный пол», отдавая своё тепло в дом, позволял человеку спать до утра. В самые холодные месяцы для сохранения тепла трубу камелька изнутри затыкали кочкой, подпирая её «Yeт-тYрэх», в переводе «ива-распылитель», от слова «тYYPЭЙэр» по отношению к углю (палка из молодой ивы, которая использовалась в качестве кочерги). Можно использовать похожее словосочетание <^ет-тирэх», означающее ива-подпорка.

Такая архитектура дома и слегка наклоненный назад камелек позволяли за короткое время обогреть жилое помещение и сохранить тепло. Теплый воздух поднимался вверх и по наклонным стенам спускался на пол и, собирая накопившиеся сырость, газы, толкал их в топку. Таким образом, циркуляция воздуха осуществляла обогрев дома и санитарную обработку [15]. Побывавший трижды в Якутии (в 1829, 1830, 1840 гг.) Н. С. Щукин писал: «От Витима к Якутску, на каждой станции, устроены Якутские комельки: эта спасительная выдумка достойна того, чтобы изобретателю ея был поставлен монумент. Перемерзнувший путешественник около огня, пылающего в комельке, обсушит своё платье и отогреет замерзнувшие члены в полчаса. Заведение это стоит того, чтобы учреждено было на всех станциях и в России» [16].

Для расчета КПД камелька, в первую очередь, рассчитаем теплотехнические характеристики якутского балагана на основе общепринятых технических стандартов [17].

1. Рассчитаем теплопотери балагана через стены. Наружную температуру возьмем равной средней температуре января в районе г. Якутска -42,6 °С. Внутреннюю среднюю температуру балагана оценим в +13 °С. Размеры балагана 6*6 м. Размеры стены: высота 2 м, длина 7 м, 4 стены. Площадь стен 2*7*4=112 м2. Толщина деревянной стены в среднем 0,18 м. Толщина обмазки саманным раствором 0,3 м. При этих данных термическое сопротивление деревянной стены будет равно

ъ=-=

а х

0,15 м

0,14

Вт

м ■ "С

= 1,07

м2 ■ "С Вт.

Сопротивление обмазки

ъ0 = 03 = 0'3 ; = 0,75 ^. 4 х 0 4 Вт Вт

' м ■ "С

Технология обмазки: осенью при положительных температурах обмазывают 2-мя слоями саманного раствора. Глубокой осенью при устойчивых отрицательных температурах укладывается слой мокрого навоза, который в таком виде замерзает.

Общее термическое сопротивление стены балагана

Rc = Rд + R = 1,07 + 0,75 = 1,82

Удельный расход тепла через стены

Тн -Тн _ 13 °С + 42,6 °С = 1,82 • °С

м2 ■ "С Вт '

55,6 °С

1,82

м • С Вт

20,55

Вт Вт

м

Количество теплопотери через стены за сутки

Qcm = Я • Я = 27,4 Вт-112 м2 = м2

= 3069 Вт • 86400 сек = 2651 105 Дж.

Расход тепла через потолок: толщина деревянного потолка 0,10 м, толщина покроя корой лиственницы е, толщина засыпки суглинком 0,5 м.

Ч

Рис. 4. Камелёк

Ар = Арх1 + Ар2к Ар = Арх1 + Ар2к Арх ^ 0, Ар2 ^ 0 Арх = 0, Ар2 ^ 0

Рис. 5. Камин

Термическое сопротивление деревянного потолка

я4 = £ = 01 м = 0,71 .

4 А 0 14 Вт

' м ■ "С

Термическое сопротивление покроя из коры лиственницы

Я, = °'01 М = 0,25

м2 ■ "С

К 0,04 "" Бт

м ■ "С

Количество тепла, аккумулированное камельком и основанием,

QK = С • мгр • (Тк - Тв) =

= 0,8-103 ■Дж~-1400 кг (80°-13°) = кг°С К '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 75 0 40 -103 Дж = 750 -105 Дж. Аккумуляция тепла глинобитным полом

ДЖ Ш О О,

апол = 2,52 -10

•10 м' • 8 0С

Термическое сопротивление суглинистой засыпки

Яз = °'5 М = 1,67 ^. з ... Вт Вт

0,30

м ■ "С

Общее термическое сопротивление потолка

Яп = Яд + Як + Я3 = 0,71 + 0,25 +1,67 = 2,62

м С

= 202 -106 ДЖ = 2020 -105 ДЖ.

Количество тепла, выработанное в течение суток при сгорании 2 м3 дров

0 = 125,7-105 Дж• 2 м3 • 700 Щ- = 175980• 105 Дж.

кг

м

м2 ■ °С Вт '

КПД камелька

Удельный расход тепла через потолок

Ч =

Тви-Тв _ 55,6 °С = 21,22 Вт.

К» 2,62 ^ Вт

м

¡^цу_ 0ст + 0ппт + 0к + 0ппё 100 %

_ 0 '

„„„ 2651-105 Дж + 660-105 Дж +

КПД = -;-

175980-105 Дж

+750 -105 Дж + 2020 -105 Дж

Количество теплопотери через потолок за сутки Qn = q• S = 21,22 ^• 36 м2 • 86400 = 660-105Дж.

175980 -105 Дж 6081-105 Дж

м

175980 -105 Дж

100% = 3,4 %.

Удельная теплоемкость грунта - 0,8 ■ 103

Дж

кг ■ "С

Количество грунта основания и камелька оценим в 1 м3.

Стандартный якутский камелек в январе имеет КПД 3,4 %.

Таким образом, теплотехнические параметры якутского балагана были лучше многих современных

зданий. А много дров сжигали в камельке из-за того, что тепловая энергия в буквальном смысле вылетала в трубу. При этом необходимо особо отметить, что многослойная конструкция якутского балагана отвечала всем современным требованиям по теплоустойчивости ограждающих конструкций, т. е. тепловые колебания внешней среды эффективно погашались. Удивительно, что дым никогда не распространялся по жилью. Для объяснения этого явления можно дать сравнительную характеристику якутского камелька (рис. 4) и европейского камина (рис. 5). Как мы уже заметили, их отличие в легком наклоне камелька назад.

Основное уравнение гидростатики в координатной форме имеет вид

др _ др _ др _ дх ду дг

где f, f компоненты объемной плотности массовой силы, пропорциональной только массе. Если в качестве объекта исследования выступает равновесие земной атмосферы, то, направив ось z вертикально вверх и учитывая притяжения к Земле, получим

др др др дх ду дz

т. е. р=р(2), тогда уравнение примет вид

др

= -рЕ,

жидкости используется понятие «высота однородной атмосферы». Она есть высота воображаемой атмосферы постоянной плотности р которая оказывает на поверхности Земли такое же давление р как и действующая атмосфера:

h =

RT = 8,31-273 ^ = 28,8 - 9,8

; 8000 м = 8 км.

где р - плотность жидкости, g - ускорение свободного падения. В этом уравнении два неизвестных р и р. Если известна функция р=р(£), тогда уравнение можно проинтегрировать. Однако экспериментально измерить значение р(г) на разных высотах не совсем удобно, проще определить функцию Т=Т(£). Поэтому, используя уравнение Клайперона

ЯТ

Р =-Р

V

и исключая р из уравнения, получаем дифференциальное уравнение

Фр ___

dz _ RT Р'

где ц - молекулярный вес газа. Я - универсальная газовая постоянная. Допуская изотермическую идеализацию, т. е. Т=сот^ можно проинтегрировать уравнение и получить барометрическую формулу

(_Ж.)

Р = Рое ЛТ >

которая показывает уменьшение давления с высотой по экспоненциальному закону. В гидростатике сжимаемой

28,8 - средний молекулярный вес воздуха при нуле градусов Цельсия (7=273 К) Я=8,31 Дж/(К*моль), т. е. А(273 К)=8 км. Можно найти высоту однородной атмосферы при температуре 1000 °С. Она равна ^1273 К)=37,5 км.

Нас интересует тяга камелька, которая в пренебрежении сопротивлением стен дымохода определяется разностью давления в топке печи и наружным воздухом Др, которая численно равняется разности высот однородной атмосферы при разных температурах и составляет почти 30 км, т. е. величина немалая. Поэтому даже незначительный наклон дымохода, задающий направление вектора Др, создает значительную горизонтальную компоненту вектора разности давления, т. е. Дрх. В силу последнего обстоятельства дым от камелька не попадает внутрь балагана. В европейских каминах в силу строго вертикальной ориентации дымохода Др=0. Поэтому придание наклона камельку является хорошо продуманным инженерным решением.

Хлев (хотон) строили с северной стороны балагана. Это продолговатое, прямоугольное сооружение. По ширине не более 6 м, высотой столба 170 см. Длина хотона зависела от количества крупного рогатого скота. Высота, для сохранения тепла, не превышала 2 м. Над потолком из тонких жердей делали отверстия для вентиляции. Если хотон небольшой, то двери не делали. Скотину осенью и весной пропускали через двери балагана. Если скотины много, то двери хотона были тоже с восточной стороны, ближе к далу. Дверь открывалась влево, ибо скотину сразу загоняли в дал. Под стенами хотона сооружали ящики из жердей (^^р), куда клали сено для скотины. Сено в хотон забивали через оконный проем со стороны кыбыы, т. е. с западной стороны хлева или через двери возили в решетчатых, сплетенных из тальника легких санках полусферической формы, где выпуклая сторона служила полозьями. Такие окна закрывали шкурой крупного рогатого скота. Для молодняка отгораживали особую площадку. Для этого на столбах, подпирающих матицу, на высоте примерно 120 см закрепляли три горизонтальные жерди. Делали калитку из тонких жердочек. Хотон был совмещен с домом. Между ними была только дощатая дверь, что было важно при сохранении тепла в доме. Совмещенный хотон был удобным для женщины-матери, у которой было обычно много детей. Чтобы смотреть за детьми и за скотиной, надо было чаще и без переодевания побывать и дома, и в хотоне. Более того, для детей и женщин

хотон служил туалетом, что сохраняло здоровье людей. Мужчины в туалет ходили на опушку леса в специально огороженное тальниковой изгородью место. Хотон имел пол из толстых длинных жердей толщиной примерно 10 см. Посередине хлева жерди стелили в направлении с юга на север макушкой к окну или двери хотона. На месте, где стояла скотина, жерди стелили поперек, ибо скотина стояла в хотоне головой к стенам, т. е. на восток и на запад. На таком полу копыта у скотины не скользили, животное не получало травму. С мокрого пола из оголенных жердей удобно было чистить навоз в сторону окна или дверей для выброса навоза. Лопата была деревянная и называлась она «туора ^рдьэх». Навоз выбрасывали на улицу через специально низко посаженные оконные проемы или вывозили на улицу на деревянных салазках и замораживали в виде «пирожков», примерными размерами 70*40*20 см. Называли их «балбаах», в переводе означающее глыба. Весной вывозили их на луга для удобрения пастбищ и сенокосных угодий.

Но самое главное, если скотина в хотоне ложилась прямо на вечную мерзлоту, она могла заболеть и даже умереть. Пол из тонкомерного леса защищал животное от непосредственного контакта с мерзлотой. Пол не гнил, ибо моча является отличной пропиткой для укрепления дерева. Более того, моча, которая была под полом, обогревала пол, так как в природе соленая вода не мерзнет до определенных температур. В наше время эти вопросы научно доказаны, «для песчаных грунтов, увлажненных раствором хлористого натрия, полная кристаллизация солей происходит в диапазоне температур от -21 до -25 °С, а для глинистых - от -23 до -30 °С» [18].

При балагане строили кыбыы, хаhаа, дал, халтаама, продуманные для удобства работы в зимнее время в условиях суровой северной природы. Кыбыы - это место, где стоговали привезенное сено. Оно находилось на западной стороне балагана и хотона, чтобы было удобно подавать сено в хотон и в дал. При этом стог сена при сильном западном ветре защищал дом и хотон от продувания. Хаhаа - крытый загон для рабочих лошадей, для их защиты от метелей, снежных заносов и атмосферных осадков. Он находился на северной стороне кыбыы, так как было близко подавать сено. Обычно это строение было четырехугольным или продолговатым, в зависимости от местности. Это строение использовали ещё и для жеребых кобыл. Стены хаhаа строили из жердей, иногда лиственничных прутьев длиной до 250 см, переплетенных между тремя горизонтальными жердями, составляющими каркас изгороди. Строили так называемую халтааму, что в переводе означает «не утепленное». Это строение, имеющее две стены из тонкомерного леса с северной и западной сторон, потолок, также покрытый корой и дерном, защищал скотину и лошадей от сильного дождя, снегопада, ветра. Дал -

территория, где весной и осенью выпускали на выгул крупный рогатый скот или лошадей. Дал огораживали изгородью. Типов изгороди было несколько. Наиболее распространенной была изгородь «^с мастаах кYPYв» (трехжердевая столбовая изгородь). Изгородь строили из тонкомерного леса. Для этого ставили столбы, прорубали в них дыры и пропускали длинные жерди через эти дыры. Расстояние между столбами было 4 м, высота столбов - 170-200 см, диаметр - 20-30 см. Другой распространенный вариант изгороди «то^^о кYPYв» строили из жердей. Короткие колья для стоек ставили под наклоном друг к другу и перевязывали тальником. На крестовины этих жердей клали длинные жерди и также перевязывали тальником. Такой изгородью огораживались большие территории, поэтому их в большей степени использовали для защиты сенокосных угодий и стогов сена. Дал располагали с северной стороны балагана, кыбыы и тиэргэна. Тэлгэhэ - территория перед балаганом. Тиэргэн - вся хозяйственная территория при балагане.

Сэргэ. Слово сэргэ переводится как «ряд», «множество». «Число коновязей сэргэ в якутской усадьбе обычно три или девять. Соотнесение видов сэргэ с социальным положением отражено в названии «Тойон сэргэ» - его переводят как «господин сэргэ», предназначается первое из сэргэ высшему по социальному статусу гостю, другие два сэргэ устанавливаются дальше и предназначены для средних и, соответственно, низших социальных слоев» [19]. В. Ф. Яковлев, описывая эту традицию, также предполагает антропоморфный образ сэргэ [20]. «Тойон сэргэ» ставили непосредственно перед балаганом. Второй сэргэ ставили на северо-восточной стороне, ближе к далу (кэтэх сэргэ). На это «рабочее» сэргэ хозяин дома привязывал коня после хозяйственных работ. Третье сэргэ ставили за пределы тиэргэна на юго-восточной стороне балагана. Данное сэргэ предназначалось для неизвестных гостей, которые не имели права въехать во двор и для низших сословий. Тот же Яковлев пишет, что сэргэ, которое ставили за изгородью, вне двора, служило для «сорук-боллур» (посыльного).

На восточной стороне строили хоспох из тальника или тонкомерного леса. Это такое же сооружение, как и балаган, только наклоны стен менее выражены, меньше размером, но по высоте выше чем балаган, так как там хранили различного рода предметы труда и охоты: косы, грабли, самострелы и т. п. хозяйственные принадлежности. Если хоспох строили из жердей, то замазывали хоспох только глиной. Для хранения наиболее ценных вещей (зимней одежды, конской утвари и т. п.) строили амбар (ампаар). Площадь основания: 500*500 см, высота 200 см. Дверь очень низкая - 100 см или чуть больше. Двери амбара обращены в сторону балагана и открывались обычно вовнутрь, ибо двери амбара обязательно закрывались накидным замком изнутри. Амбар не

имел пола. Для хранения продуктов питания ненадолго в амбаре рыли небольшую яму в виде подполья. Ледник строили на опушке леса. В таком случае ледник служил для хранения продуктов до заморозков. Например, на схеме двора (рис. 1) на юго-западной стороне балагана.

Берестяная ураса

Бытует мнение, что народ саха урасу перенял у тунгусов. Но это не так. Народ саха в степи вел кочевой образ жизни, и у него тоже была ураса. Но, как утверждает архитектор ИТФ СВФУ А. А. Старостина, изучавшая архитектуру жилища кочевников, ураса у тунгусов имеет треугольную, коническую формы, а у народа саха ураса куполообразной формы. Эта форма у народа саха просматривается и в форме головного убора. В устном народном творчестве, когда саха описывают себя со стороны, рассказывают или поют про людей с приподнятыми шапками - «хоро^ор бэргэhэлээх дьон». Этим выделяют себя от других народов.

Зная качество бересты, которая не пропускает влагу, лучи солнца, накрывали жерди от урасы берестой, сшивали их нитями, изготовленными из спинных сухожилий домашних животных или из конских волос. Эти естественные нити в жару растягивались, в холод сужались, в дождь промокали, но не расползались, что сохраняло бересту на многие годы. Очаг устраивали в середине ура-сы в виде деревянного ящика шириной 1-2 метра, плотно набитого глиной, или в виде круга, образованного вбитыми в землю палочками. Вверху делали отверстие для дыма. Такая ураса была весьма полезна для знойного северного лета, в 40-градусную жару она была прохладной. Об этом написано в сочинениях Н. С. Щукина [21] «... солнце как раскаленный шар, пылает на небе и жгет землю, трава выгорает, от жару нет нигде спасения.Если ураса большая, то в самом деле в ней как-то прохладнее». В заметках Ф. П. Врангеля описание более точное: «В таких помещениях свет легок для глаз, всегда прохладно и не бывает комаров» [22]. Прохладность берестяной урасы мы объясняем установлением теплопроводности бересты. Для этого сделали сравнительный анализ.

Пробка имеет плотность у=240 кг/м3, теплопроводность Х=0,04 Вт/мК. Древесина березы, по справочным данным, имеет плотность 1=600^800 кг/м3. Теплопроводность 1=0,13^0,42 Вт/мК. Плотность бересты у=460 кг/

м3.

Сравнивая плотность бересты и древесины березы, получили теплопроводность бересты Х=0,09 Вт/мК. Береста толщиной 1,9 мм имеет термическое сопротивление R=0,02 м2К/Вт.

Таким образом, береста толщиной 1,9 мм заменяет гипсовую сухую штукатурку толщиной 3 мм. Солнечные лучи через бересту не проходили, теплый воздух выходил наружу через отверстие на потолке, а с земли постоянно шла прохлада от мерзлоты. Такой тепло- и воздухообмен обеспечивали комфортные условия проживания в летнюю пору.

В брошюре В. Ф. Яковлева описано ритуальное значение берестяной урасы: «Интересные сведения, связанные с устройством ысыаха оставили сотрудники второй Камчатской экспедиции И. Гмелин и Я. Линде-нау в середине XVIII века. В своих научных описаниях ысыаха, еще не подвергшегося влиянию христианства, упоминаются так называемые «белые» шаманы, которые начинали церемонию ысыаха внутри урасы. Многими исследователями утверждается существование у народа саха специальных культовых храмов - помещений в виде берестяной урасы. В этом культовом сооружении проводились религиозные мистерии, посвященные светлым божествам, духам земным, духам предков» [23]. Исходя из вышеизложенного, мы приходим к заключению, что берестяная ураса - такой же величайший памятник культуры народа саха как и якутский балаган.

Заключение

Технология обработки древесины для строительства жилья, архитектурные решения строений балагана, берестяной урасы, камелька, хотона, расположение дворовых строений в строгом соответствии со сторонами света подчеркивают такие особенности в менталитете народа саха, как вдумчивость, расчетливость и умеренность в своих действиях, что позволило ему не только выжить в суровых условиях самого холодного региона планеты Земля, но и увеличить свою численность в разы.

Л и т е р а т у р а

1. Гаврилова М. К. Климаты холодных регионов Земли. - Якутск: Изд-во СО РАН, 2000. - 206 с.

2. Nikita G. Solomonov, Victor P. Nogovitsin, Anatoly Gogolev, Roman V. Desyatkin. Nature-human coevolution in the coldmost region of the planet // 2nd International Conference «Global Warming and the Human-Nature Dimension in Siberia: Social Adaptation to the Changes of the Terrestrial Ecosystem, with an Emphasis on Water Environments» and the 7th Annual International Workshop «C/H2O/Energy balance and climate over boreal and arctic regions with special emphasis on eastern Eurasia». 8-11 october, 2013 Yakutsk, Russia. - P. 42-44.

3. Борисов А. А. Социальная история якутов в позднее Средневековье и Новое время: (опыт комплексного исследования). - Новосибирск: Наука, 2010. - С. 208.

4. Антонов Н. К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутское книжное издательство. - Якутск, 1971. - 172 с.

5. Токарев С. А. Этнография народов СССР (исторические основы быта и культуры). - М., 1958, с. 463.

6. Народы России. Этнографические очерки. - СПб., 1880, с. 514.

7. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. - СПб.: ООО «Издательский Дом "Кристалл"», 2003. - С. 62. Серия «Вехи истории».

8. Покшишевский В. В. Якутия. Природа - люди - хозяйство. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 199 с.

9. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического

исследования. - 2-е изд. - М., 1993. - 736 с.

10. Алексеев Э. А. Саха талахтан, мастаношЛуктара: Деревянные и тальниковые изделия саха. - Дьокуускай: Бичик, 1999. - 256 с.

11. Алексеев Э. А. Саха балагана / Э. А. Алексеев. Дьокуу-скай: Бичик, 2007. - 320 с.

12. Березкин И. Г. По следам наших предков и современников. - Якутск: Кн. изд-во, - 1987. - С. 34.

13. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX-начало XX в.). Историко-этнографиче-ское исследование. - Новосибирск: Наука, 1986. - 101 с.

14. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Деревянное зодчество Якутии / Фот. А. В. Ополовникова, А. Д. Сивцева, В. Ф. Яковлева; Граф.реконструкции А. В. Ополовникова.

- Якутск: Кн. изд-во, 1983. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тырылгин М. А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. - Якутск: Бичик, 2000. - 304 с.

16. Щукин Н. С. Якуты. Поездка в Якутск / [Соч.] Н. Щукина. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Тип. Деп. воен. поселений, 1844. - 315 с., 4 л. ил., 19. - С. 171.

17. Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий. ТСН. 23-343-2002 Республики Саха (Якутия). Ми-нист. строительства и архитектуры РС (Я). Якутск, 2002. - 68 с.

18. Степанов А. В. Тепломассообменные свойства техногенных грунтов криолитозоны / А. В. Степанов. - Новосибирск: Наука, 2011. - С. 136.

19. Попова Т. С. Картина мира на языке мифа: взгляд саха / Т. С. Попова - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2009. - С. 10-18.

20. Яковлев В. Ф. Сэргэ (коновязь). II часть. Якутск. Центр культуры и искусства им. А. Кулаковского Министерства культуры Республики Саха (Якутия). - 1993 г. - 78 с.

21. Врангель Ф. П. Путевые записки // Исторический вестник. - 1884. - Окт. - С. 176-204.

22. Яковлев В. Ф. Ысыах: Туймаада - Эллэй - Yс Хатын / В. Ф. Яковлев. - Якутск: Якутия, 2005. - 64 с.

R e f e r e n c e s

1. Gavrilova M. K. Klimaty kholodnykh regionov Zemli.

- Iakutsk: Izd-vo SO RAN, 2000. - 206 s.

2. Nikita G. Solomonov, Victor P. Nogovitsin, Anatoly Gogolev, Roman V. Desyatkin. Nature-human coevolution in the coldmost region of the planet // 2nd International Conference «Global Warming and the Human-Nature Dimension in Siberia: Social Adaptation to the Changes of the Terrestrial Ecosystem, with an Emphasis on Water Environments» and the 7th Annual International Workshop «S/N2O/Energy balance and climate over boreal and arctic regions with special emphasis on eastern Eurasia». 8-11 october, 2013 Yakutsk, Russia. - P. 42-44.

3. Borisov A. A. Sotsial'naia istoriia iakutov v pozdnee Sred-nevekov'e i Novoe vremia: (opyt kompleksnogo issledovaniia).

- Novosibirsk: Nauka, 2010. - S. 208.

4. Antonov N. K. Materialy po istoricheskoi leksike iakutsko-go iazyka. Iakutskoe knizhnoe izdatel'stvo. - Iakutsk, 1971. -172 s.

5. Tokarev S. A. Etnografiia narodov SSSR (istoricheskie osnovy byta i kul'tury). - M., 1958, s. 463.

6. Narody Rossii. Etnograficheskie ocherki. - SPb., 1880, s. 514.

7. Gumilev L. N. Etnosfera: istoriia liudei i istoriia prirody.

- SPb.: OOO «Izdatel'skii Dom "Kristall"», 2003. - S. 62. Seriia «Vekhi istorii».

8. Pokshishevskii V. V. Iakutiia. Priroda - liudi - khoziaistvo.

- M.: Izd-vo AN SSSR, 1957. - 199 s.

9. Seroshevskii V. L. Iakuty. Opyt etnograficheskogo issledo-vaniia. - 2-e izd. - M., 1993. - 736 s.

10. Alekseev E. A. Sakha talakhtan, mastanoffohuktara: Dere-viannye i tal'nikovye izdeliia sakha. - D'okuuskai: Bichik, 1999.

- 256 s.

11. Alekseev E. A. Sakha balagana / E. A. Alekseev. D'okuus-kai: Bichik, 2007. - 320 s.

12. Berezkin I. G. Po sledam nashikh predkov i sovremennikov.

- Iakutsk: Kn. izd-vo, - 1987. - S. 34.

13. Zykov F. M. Poseleniia, zhilishcha i khoziaistvennye postroiki iakutov (XIX-nachalo XX v.). Istoriko-etnograficheskoe issledovanie. - Novosibirsk: Nauka, 1986. - 101 s.

14. Opolovnikov A. V., Opolovnikova E. A. Dereviannoe zodchestvo Iakutii / Fot. A. V. Opolovnikova, A. D. Sivtseva, V. F. Iakovleva; Graf.rekonstruktsii A. V. Opolovnikova. - Iakutsk: Kn. izd-vo, 1983. - 128 s.

15. Tyrylgin M. A. Istoki fenomenal'noi zhiznesposobnosti naroda sakha. - Iakutsk: Bichik, 2000. - 304 s.

16. Shchukin N. S. Iakuty. Poezdka v Iakutsk / [Soch.] N. Shchukina. - 2-e izd., ispr. i dop. - Sankt-Peterburg: Tip. Dep. voen. poselenii, 1844. - 315 s., 4 l. il., 19. - S. 171.

17. Teplozashchita i energopotreblenie zhilykh i obshchestven-nykh zdanii. TSN. 23-343-2002 Respubliki Sakha (Iakutiia). Minist. stroitel'stva i arkhitektury RS (Ia). Iakutsk, 2002. - 68 s.

18. Stepanov A. V. Teplomassoobmennye svoistva tekhnogen-nykh gruntov kriolitozony / A. V. Stepanov. - Novosibirsk: Nauka, 2011. - S. 136.

19. Popova T. S. Kartina mira na iazyke mifa: vzgliad sakha / T. S. Popova - Iakutsk: Izd-vo Iakutskogo gosuniversiteta, 2009. -S. 10-18.

20. Iakovlev V. F. Serge (konoviaz'). II chast'. Iakutsk. Tsentr kul'tury i iskusstva im. A. Kulakovskogo Ministerstva kul'tury Respubliki Sakha (Iakutiia). - 1993 g. - 78 s.

21. Vrangel' F. P. Putevye zapiski // Istoricheskii vestnik. -1884. - Okt. - S. 176-204.

22. Iakovlev V. F. Ysyakh: Tuimaada - Ellei - Ys Khatyff / V. F. Iakovlev. - Iakutsk: Iakutiia, 2005. - 64 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.