Научная статья на тему 'Деревянное зодчество Якутии'

Деревянное зодчество Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
878
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОС САХА / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ТИПЫ ЖИЛИЩА / МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РЕЗЬБА ПРОПИЛЬНАЯ И ОБЪЕМНАЯ / ТИПЫ ОРНАМЕНТИКИ / SAKHA ETHNOS / EASTERN SIBERIA / TRADITIONAL AND NEW TYPES OF HOUSES / BUILDING METHODS / DECORATIVE AND APPLIED ART / SAWED CARVING / THREE-DIMENSIONAL CARVING / ORNAMENTATION TYPES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вольская Лариса Николаевна, Дьяконова Саргылана Антоновна

В статье рассматриваются развитие и особенности деревянного зодчества в Якутии, являющегося составной частью материальной культуры этноса Саха, переселившегося в XIII веке на территорию Восточной Сибири. На развитие этого зодчества повлияли многие факторы в Сибири, в том числе взаимосвязь с культурой коренных народов, а с конца XVI века с русской, оказавшей влияние на создание нового типа деревянного жилища избы (пятистенки и шестистенки) у якутов, справедливости ради отметим, что строительство из дерева, но в ограниченном количестве, появилось у якутов еще до прихода русских, когда в результате родоплеменных распрей строились оборонительные деревянные башни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT WOODEN ARCHITECTURE

The article examines development and specific features of Yakut wooden architecture, which is an element of material culture of the Sakha ethnos resettled in Eastern Siberia in the XIII century. Development of this architecture was influenced by many factors including relations with the aboriginal culture, and from the end of the XVI century with Russian culture, which influenced creation of a new type of the Yakut wooden house izba (the five-wall and six-wall house). It is fair to say that the Yakuts constructed wooden buildings, but in limited quantities, even before the Russians' arrival, when the tribal feuds motivated them to construct defensive wooden towers.

Текст научной работы на тему «Деревянное зодчество Якутии»

Вольская Лариса Николаевна, Дьяконова Саргылана Антоновна ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЯКУТИИ

В статье рассматриваются развитие и особенности деревянного зодчества в Якутии, являющегося составной частью материальной культуры этноса Саха, переселившегося в XIII веке на территорию Восточной Сибири. На развитие этого зодчества повлияли многие факторы в Сибири, в том числе взаимосвязь с культурой коренных народов, а с конца XVI века - с русской, оказавшей влияние на создание нового типа деревянного жилища - избы (пятистенки и шестистенки) у якутов, справедливости ради отметим, что строительство из дерева, но в ограниченном количестве, появилось у якутов еще до прихода русских, когда в результате родоплеменных распрей строились оборонительные деревянные башни. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/1/2СШт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 75-78. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

подлежащих охране. Введение ее вносит дисгармонию, противоречащую сложившейся исторической застройке, что приводит к искажению закономерностей сложения архитектурно-художественной системы и среды; особенностей, столь характерных для крупных городов Сибири:

1) Взаимосвязь архитектурно-художественной системы с планировочной; с рельефом, элементами природного ландшафта (зелеными массивами, реками и т.д.).

2) Создание выразительного силуэта (особенно ярко в конце XVIII века с внедрением «барокко») при использовании природного и искусственного рельефа.

3) Отражение в архитектурно-художественной системе архитектурных стилей, присущих каждой исторической эпохе.

Необходимость сохранения архитектурно-градостроительного наследия заставляет негативно относиться к внедрению высотной застройки в историческую ткань города, способствующей уничтожению отдельных памятников архитектуры, обладающих определенными стилевыми признаками, к утрате гармоничности среды, которую необходимо сохранить для потомков, пролонгированию традиций и преемственности в русской культуре.

Список литературы

1. Баландин С. Н. Памятники истории архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. 86 с.

2. Владимиров В. В., Микулина Е. М., Яргина З. Н. Город и ландшафт (проблемы, конструктивные задачи и решения). М.: Мысль, 1986. 238 с.

3. Вольская Л. Н. Архитектурно-градостроительная культура Сибири. Новосибирск: НГУАДИ, 2015. 234 с.

4. Вольская Л. H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. Новосибирск: НГАХА, 2008. 240 с.

5. Заварихин С. П. Ворота в Сибирь. М.: Искусство, 1981. 161 с.

6. Романова Л. С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. Томск: Издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2004. 218 с.

ARCHITECTURAL-ARTISTIC SYSTEM OF SIBERIA CITIES AND ITS CREATION PRINCIPLES

Vol'skaya Larisa Nikolaevna, Doctor in Architecture, Professor Bezhanova Marina Viktorovna

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts marina_bej@mail. ru

The article presents a definition of architectural-artistic systems, considers evolution of these systems in relation to cultural, climatic, socioeconomic and other factors in the cities of Siberia. The authors propose the basic principles of the architectural-artistic system creation based on the main features of its emergence and development.

Key words and phrases: architectural-artistic system; panorama; city silhouette; natural landscape; architectural styles; colouris-tics; harmony.

УДК 72.03(571.56) Искусствоведение

В статье рассматриваются развитие и особенности деревянного зодчества в Якутии, являющегося составной частью материальной культуры этноса Саха, переселившегося в XIII веке на территорию Восточной Сибири. На развитие этого зодчества повлияли многие факторы в Сибири, в том числе взаимосвязь с культурой коренных народов, а с конца XVI века - с русской, оказавшей влияние на создание нового типа деревянного жилища - избы (пятистенки и шестистенки) у якутов, справедливости ради отметим, что строительство из дерева, но в ограниченном количестве, появилось у якутов еще до прихода русских, когда в результате родоплеменных распрей строились оборонительные деревянные башни.

Ключевые слова и фразы: этнос Саха; Восточная Сибирь; традиционные и новые типы жилища; методы строительства; декоративно-прикладное искусство; резьба пропильная и объемная; типы орнаментики.

Вольская Лариса Николаевна, д. архитектуры, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств riran@ngaha. ги

Дьяконова Саргылана Антоновна

Северо-Восточной федеральный университет имени М. К. Аммосова sargyland@yandex. ги

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЯКУТИИ

В XXI веке на территории Восточной Сибири проживают этносы, испытавшие в культуре в процессе эволюции взаимовлияния, но сохранившие свои национальные традиции. К одному из таких этносов относятся

якуты, переселившиеся в этот регион в XIII веке и освоившие северную, срединную и южную части восточносибирской территории [4].

Особенный интерес представляет культура якутов Саха срединной территории, где они в открытых долинах рек Лены и Вилюя и др. создавали алаасы - поселения - комплексы, включенные в экосистему региона, а затем прошедшие эволюцию с XIII по XIX вв.

В исторический период с XIII до начала XVI века якуты расселились по принципу родоплеменных связей, но при этом существовала территориальная дифференциация, т.е. алаасы, размещавшиеся по рекам, находились друг от друга на значительном расстоянии, на несколько сотен метров. Несмотря на это, иногда возникали распри, приводящие к столкновениям.

Алаасы представляли собой целые функциональные комплексы, состоявшие из зимнего (юрта-балаган) и летнего (ураса) типа жилищ, хозяйственных построек (хлев-хотон), ледника (булуус). Имелись и ограждения, куда включались коновязные столбы - сэргэ, игравшие еще и сакральную роль [7].

В связи с малочисленностью населения на огромных территориях эконагрузка на экологоградострои-тельную систему была незначительной и находилась в стадии «компенсации».

С конца XVI - начала XVII века, с приходом русских, освоением свободных территорий Восточной Сибири, образованием острогов, а затем городов-крепостей, система расселения претерпела изменения, что отразилось в экосистеме региона [6].

Русские города-крепости и остроги были хорошо укрепленными пунктами, и вскоре рядом с ними начали возникать поселения якутов. Основным строительным материалом было дерево, из которого русские возводили как жилые, административные, сакральные здания, так и фортификационные сооружения.

Якуты, поселившиеся вблизи русских острогов-крепостей, стали строить вместо традиционных национальных жилищ срубные деревянные дома русского типа с иной планировкой. Это был тип жилья «пятистенки» и «шестистенки», очень распространенный русскими на освоенной территории Восточной Сибири [1]. Дома возводились из дерева диаметром 60-80 см, то есть на избу шли 5-6 венцов. Так строилось первое деревянное жилье у якутов.

Однако традиционные усадьбы якутов оставались актуальными в отдаленных территориях Якутии. Первые срубные жилища якутов имели земляную крышу и хозяйственную пристройку - хлев (хотон), причем при строительстве учитывалось направление сторон света: вход был с восточной стороны, а с северной он отсутствовал; внутри жилища возводили традиционную печку - камелёк.

В конце XVII - начале XVIII века срубные избы были распространены в городах Восточной Сибири (Якутске, Вилюйске, Зашиверске и др.), где в основном жили русские, якуты и небольшое население тунгусов.

Новацией с приходом русских в жизнедеятельности якутов становится земледелие, в связи с чем происходило освоение пашенных территорий и строительство из дерева таких сооружений, как мельницы, амбары и пр.

Исторический период XVП-XVШ вв. значительно повлиял на природный экологический процесс, так как началась распашка земли, массовая вырубка деревьев для строительства жилых и хозяйственных построек. Эконагрузка в этот период находилась в стадии декомпенсации, а в последующий век - XIX - она лишь увеличивалась, так как началась разработка полезных ископаемых.

Однако жилье, возводившееся на протяжении XVII-XIX вв. из дерева, было благоприятным, комфортным для жизнедеятельности якутов, в нем синтезировались две ветви культур - русская и якутская.

В конце XVII века якуты внутри городских усадеб, расположенных на периферии городов-крепостей (например, в Якутске), строили как традиционные жилища (юрта-балаган, ураса), так и срубные дома-избы, но со временем они отказались от юрты-балагана, сохранив только летнее жилище в целях летнего времяпрепровождения, т.к. ураса сохраняла летом более низкую температуру (+200С, +230С) за счет отверстия вверху помещения, способствующего циркуляции воздуха.

Исторически известно, что кроме строительства деревянного жилья примером срубного фортификационного сооружения у якутов является башня «Тойона Пономарева» в срединной части Якутии, возведенная на правом берегу реки Лены, на территории Мегино-Кангаласского улуса, алаас «Туруйалаах» [4]. Точная дата постройки неизвестна, но исследователи относят её к концу XVIII - началу XIX века. Несмотря на сходство с русскими фортификационными сооружениями, башня удивляет исследователей, так как её бойницы обращены на все стороны света.

С принятием христианства якуты также начали строить небольшие часовни, церкви из дерева. Потребность в дереве возросла, так как строились разные типы сооружений с применением этого строительного материала на всей территории Восточной Сибири как русскими, так и якутами.

В связи с пожарами в деревянной застройке приходилось обновлять застройку, шла массовая вырубка деревьев, что отражалось на экологической ситуации [2].

В конце XVIII века якуты начали активно строить срубные многоугольные жилища, имевшие интересные формы и конструкции и, как правило, шесть или восемь углов. Стены жилища были наклонены вовнутрь, и жилище по форме напоминало правильную трапецию. Выход был направлен на юго-запад, что было нетрадиционно для якутов. Дверной проем имел ширину 90 см, высоту 110 см, дверь открывалась с левой стороны вовнутрь. Оконные проемы были квадратной формы с габаритами 35х40 см. Новшеством было то, что у окон появились оконные рамы, где использовали стекло [3].

В альбоме художника М. М. Носова сохранилось изображение многоугольного жилища (бревенчатая ураса), относящегося к типу летних сооружений, которое напоминает именно летнее жилище якутов - урасу (берестяная

ураса), имевшую коническую крышу. Отличием бревенчатой урасы от традиционной было то, что летнее жилище имело плоскую закрытую крышу. Такой вид жилища был обнаружен в Амгинском районе, Сулгачинском наслеге, недалеко от озера Улахан эбэ. Сооружение, к сожалению, до настоящего времени не сохранилось, но, по рассказам старожилов, бревенчатая ураса была небольших габаритов, а высота жилища была равна 300 см. Сооружение имело одну дверь и одно окно (20х20 см), внутри жилища в центре был очаг, к двум стенам были пристроены нары (спальные места). Интерьер был весьма прост и не имел богатого оформления, как у традиционной берестяной урасы. Бревенчатая ураса была распространена в ХУШ веке, гипотетически появившись благодаря методам строительства русскими (рубка «в обло», «в чашу» с остатком) жилых домов - изб [5].

На рубеже XIX века в отдаленных поселениях появились летние срубные жилища якутского типа с прямоугольной планировкой, земляной крышей и небольшими окнами, как у традиционной юрты-балагана (40х35; 30х30; 30х20). Над входной дверью появился навес, защищающий от природных осадков, и, несмотря на то, что данное жилище было летним, оно имело очаг (камелёк). Можно предположить, что в таком срубном жилище якуты жили весной (в конце апреля - начале июня). В интерьере жилища сохранялось традиционное расположение нар (спальных мест) и присутствие очага (в центре помещения либо с правой стороны входной двери), т.е. в деревянном зодчестве XIX века при новизне планировки, применении строительного материала дерева, нехарактерного для исторического типа жилья, все-таки функциональные зоны в интерьере были сохранены.

В конце XIX - начале XX в. в поселениях срубные дома якутского типа стали принимать более привычный вид сибирской избы. Новшеством в строительстве якутских жилищ стало:

а) постепенное оформление экстерьера срубных домов. Якуты стали оформлять внешний облик своих домов, что было нехарактерно для якутских построек. Появились резные элементы, украшающие фасады жилищ, это стало новшеством в деревянном зодчестве якутов;

б) при оформлении срубных домов якутские мастера использовали дерево, украшая оконные наличники, веранды резными национальными орнаментами, имеющими семантический смысл;

в) окна срубных домов были больше (120х80 см), чем у зимнего жилища - юрты-балагана (30х30 см), и вместо льда изготавливали оконные деревянные рамы со стеклом, как в домах русских;

г) вместо традиционной печи-камелька пришла кирпичная русская печь, которая надолго сохраняла тепло внутри жилья;

д) срубные дома имели деревянные полы, которые отсутствовали в традиционных якутских жилищах (юрта-балаган, ураса);

е) вместо земляной кровли появилась крыша (двускатная, четырехскатная и т.д.).

До конца XIX века деревянное зодчество, созданное якутскими мастерами, было простым и самобытным, даже брутальным, так как строительство велось из крупных в диаметре деревьев, из которых якутами возводилось большое количество жилья.

В XIX-ХХ вв. в Якутске строили только срубные дома русского типа, это было частично связано с поселениями скопцов, которые стали развивать на территории Восточной Сибири землепашество, ставшее в ХХ веке для Якутии развитым видом деятельности.

До начала ХХ века Якутск был полностью деревянным, все жилые, общественные здания строились из дерева, кроме каменных церквей, канцелярии, гостиного двора и т.д. Так, в 1862 году в Якутске насчитывалось 345 деревянных зданий и одно каменное сооружение. Преобладание деревянного зодчества было характерно и для других городов Якутии.

Примечательным для нашего исследования является то, что деревянные дома украшались пропильной объемной резьбой, почти во всех домах окна делали со ставнями.

Характерной особенностью срубных домов в Якутске является вынесенный карниз, широкий гладкий или резной подкарнизный пояс (фриз) и выразительные оконные наличники. В декоре оконных наличников наблюдаются прорезные орнаменты, накладные розетки, пояски и пр. Богатые дома оформлялись объемной резьбой, а не пропильной, оконные рамы с лучковыми очертаниями. В резном декоре мастера использовали традиционные якутские орнаменты, распространенные в изделиях из бересты и дерева. А также оформление в деревянных домах распространилось на крыльца, угловые лоджии-веранды. Навесы крылец также украшались пропильной резьбой [Там же].

Якуты считались искусными плотниками и кузнецами, они быстро восприняли методы русских мастеров и стали использовать в резьбе свои мотивы и орнаменты. Наиболее распространенные типы орнаментики стали геометрические и растительные - это было совершенно уникально для традиционного зодчества якутов, так как ранее эстерьер якутских жилищ был прост и сдержан, сливаясь с окружающей средой. Но внедрение новых элементов в оформление экстерьера жилищ выделяло ранее незаметные детали жилища, сделав его более привлекательным на фоне окружающего ландшафта.

Начало ХХ века является временем развития деревянного зодчества якутов, так как деревянное зодчество Якутии формировалось на основе синтеза двух культур - русской и якутской. Сочетание двух культур принесло зодчеству Сибири разнообразие типов историческо-культурных объектов, в которых заключены традиции и преемственность народов, живущих на территории Восточной Сибири.

Этнос оставил современным потомкам ценнейшее историко-культурное наследие, в котором архитектурно-художественное и декоративно-прикладное искусство, его традиции необходимо изучать, сохранять, пролонгируя преемственность в современной материальной культуре народа.

Список литературы

1. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М.: Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1953. 288 с.

2. Вольская Л. Н. Архитектурно-градостроительная культура Сибири: монография: в 2-х ч. Новосибирск: НГУАДИ, 2015. Ч. 1. 236 с.

3. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX - начало XX в.): историко-этнографическое исследование. Новосибирск: Наука, 1986. 101 с.

4. Окладников А. П. История Якутии: в 3-х т. Якутск: Якутгосиздат, 1949. Т. 1. Прошлое Якутии до присоединения к Русскому государству. 428 с.

5. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Деревянное зодчество Якутии. Якутск, 1983. 117 с.

6. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. Изд-е 2-е. М., 1993. 736 с.

7. Ушницкий В. В. Вопросы изучения ранней этнической истории и родового состава народов Якутии. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2014. 144 с.

YAKUT WOODEN ARCHITECTURE

Vol'skaya Larisa Nikolaevna, Doctor in Architecture, Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts riran@ngaha. ru

D'yakonova Sargylana Antonovna

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University sargyland@yandex.ru

The article examines development and specific features of Yakut wooden architecture, which is an element of material culture of the Sakha ethnos resettled in Eastern Siberia in the XIII century. Development of this architecture was influenced by many factors including relations with the aboriginal culture, and from the end of the XVI century - with Russian culture, which influenced creation of a new type of the Yakut wooden house - izba (the five-wall and six-wall house). It is fair to say that the Yakuts constructed wooden buildings, but in limited quantities, even before the Russians' arrival, when the tribal feuds motivated them to construct defensive wooden towers.

Key words and phrases: Sakha ethnos; Eastern Siberia; traditional and new types of houses; building methods; decorative and applied art; sawed carving; three-dimensional carving; ornamentation types.

УДК 784.1 Искусствоведение

Статья посвящена циклу «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия, ор. 88, для смешанного хора без сопровождения» Д. Д. Шостаковича. В центре внимания авторов - вопрос организации музыкальной драматургии, в процессе последовательного анализа которой выявлены особенности музыкально-выразительных средств и особенности развития двух контрастных образных сфер грандиозного по масштабам хорового цикла.

Ключевые слова и фразы: Дмитрий Шостакович; произведения для хора без сопровождения; «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия, ор. 88»; музыкальная драматургия; лирико-драматическая образная сфера; гимническая образная сфера; симфонизм; хоровая сюита; драматическая кантата; интонационные обороты; революционная песня.

Гаврилова Вера Сергеевна, к. искусствоведения, доцент Королева Анна Валентиновна, к. искусствоведения

Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова vsg-vsg@rambler.ru; annkorol77@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В ЦИКЛЕ «ДЕСЯТЬ ХОРОВЫХ ПОЭМ» Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

Цикл «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала ХХ столетия для смешанного хора без сопровождения» занимает особое место в творческом наследии Д. Д. Шостаковича. Впервые за свою долгую творческую практику композитор создает масштабный цикл для хора без сопровождения, сравнимый по сложности и глубине трактовки образов с лучшими опусами русских композиторов дореволюционного времени.

Однако музыковедческих работ, посвященных циклу, сравнительно немного. Так, в 1952 году в журнале «Советская музыка» появилась статья Л. О. Лебединского «"Поэмы о революционной борьбе" (о хоровых поэмах Д. Шостаковича)», а в 1957 году выпущена брошюра, посвященная произведению, в которой содержится его краткий анализ. В названных публикациях автор высказывал ряд интересных идей, в частности о роли полифонии в цикле, психологической трактовке текстов и связи с традициями Мусоргского,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.