УДК 152.32
И.И. Гришина, Л.М. Дальхеева
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОДОСТАТОЧНОЙ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ
Иркутский государственный лингвистический университет (Иркутск)
В статье рассматривается, влияние сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском, возрасте. Ребенок при. знакомстве со сказкой попадает, в виртуальный мир, наполненный
разнообразными событиями и ситуациями, он проживает их в выдуманном сказочном мире, несоприкасающимся с действительностью. Столкнувшись с подобными элементами ситуаций, ребенок способен найти адекватное и наиболее рациональное решение возникшей проблемы. Таким, образом., сказка формирует, у ребенка способность самостоятельного принятия решения.
Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, самодостаточная личность, ценность, физический и психологический компонент
FAIRYTALE THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPING OF SELF-RELIANT PERSONALITY IN CHILDREN
I.I. Grishina, A.M. Dalkheyeva
Irkutsk State Linguistic University, Irkutsk
Fairytale therapy as one of the means of developing self-reliant personality are examined, in this work. In the report some problems connected, with the study of self-appraisal, self-identity, self-acting; some problems of making decision, making choice. It is devoted, to the great role of fairytale units which are considered, as a guide to adult life. Methods of fairytale analysis are applied in the research.
Key words: fairytale, fairytale therapy, self-reliant personality, value, physical and psychological component
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. Сказку, как отражение глубинной психики человека, исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и детскими психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. В последнее время появились сказкотерапевтические программы, которые успешно применяются в ДОУ, школах, центрах реабилитации, в работе с проблемными детьми, трудными подростками, онкологическими больными.
Актуальность использования и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, лингвистических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике детей для формирования самодостаточной личности, то есть личности, которая уверена в себе, полагается на свои силы и не зависима от других в своих суждениях и принятии решений.
Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием?
В сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Человек часто замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие как на
поведенческом, так и на глубинном нравственноценностном уровне. В рамках общих ценностей, свойственных культуре, где живет человек, только он сам осуществляет выбор той или иной ценности. Он все время делает и переделывает себя сам, то есть сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, выборе ценностей.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, выраженной физической и психологической зависимостью и неуверенностью в себе. Недостаток веры в свои силы влечет за собой чувство недооцененности и сопровождается состоянием опустошенности и одиночества. Вера в свои силы является необходимым компонентом самодостаточной личности, и именно сказочная среда усиливает потенциальные возможности человека в преодолении того, что на данном этапе тормозит его развитие, например, страх, беззащитность, слабость и предрасположенность к болезням.
Человек не рождается независимым, автономным или ответственным, так же, как он не рождается личностью. Он становится личностью в процессе роста и развития в социуме, или, как утверждают психологи, «психологическое рождение в полном смысле происходит намного позже биологического рождения» [5]. Рост и развитие — это естественное движение от зависимости к независимости, самостоятельности, ответственности, и это движение состоит из нескольких стадий. Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования.
Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступ-
ки героев — мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Дети рано или поздно все равно сталкиваются с различного рода проблемами, и чем раньше они познают трудности, научатся противостоять, бороться с ними и находить выход, тем легче и продуктивнее они будут решать социальные и личные проблемы во взрослой жизни [1].
Хотелось бы остановиться на тех методах, которые успешно могут быть использованы в работе любым учителем, воспитателем и психологом. Для полноты картины необходимо выделить 5 видов сказок: художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные [3].
В каждом случае ставятся конкретные задачи и достигаются определенные цели, формирующие самодостаточную личность; это может быть раскрепощение, творчество, коррекция, отработка, самореализация, самооценка, способности совершать поступки, делать свои собственные выводы, суждения и выбор. Мы рассмотрим только некоторые из вышеперечисленных видов сказок и методов работы с ними.
I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказать свое мнение и агрументированно доказывать правильность своего суждения. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам. Формула для составления вопросов следующая:
1) Что и почему происходит? Как вам показалось, о чем эта сказка? Как вы думаете, чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? Почему герой потерял (приобрел) что-то важное? Поставьте себя на место героя. Как бы вы поступили на месте этого героя? И т.д.
2) Что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? Какой была бы сказка, если бы не было плохих героев? Мог ли быть у сказки другой конец? Если да, то какой? И т.д.
3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление с множества сторон, также служат для самостоятельного нахождения нескольких решений внутренних проблем и выбора единственного верного пути, по мнению ребенка, и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке «Царевна-несмеяна» ставится задача — почему ца-
ревна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Отвечая на этот вопрос, ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ, как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, «процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации» [2], а учителю, воспитателю и психологу позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы. Сказочные задачи должны отвечать следующим требованиям:
— задачу задает сказочное существо;
— сказочные задачи могут являться испытаниями в сказочных играх и путешествиях;
— ситуация не должна иметь правильного ответа;
— образы героев должны заинтриговывать.
III. Рассказывание сказки. Различные формы
рассказывания сказок позволяют решить следующие задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого и пристраивать свои мысли к общему контексту; сплочение группы. Метод основан на том, что рассказчик либо сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему [4, 5]. Рассказывание сказок может иметь следующие формы:
1) рассказчик-педагог от 3 лица — группе детей;
2) рассказчик-педагог — одному ребенку;
3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу;
4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;
5) рассказчик-педагог от первого лица — группе детей;
6) рассказывание сказки от 1 лица детьми;
7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.
При рассказывании в группе по кругу известной сказки каждый из участников рассказывает маленький кусочек сказки, перевоплощаясь в того или иного сказочного героя. Занятие с детьми лучше строить в сказочный контекст. При рассказывании сказки от 1 лица выбирается сказка, и распределяются ее персонажи между собой. Персонажи могут быть от героев сказки до неодушевленных предметов (речка, камень, лесная дорога и т.д.). Рассказывание ведется от имени героя (или одушевленного в рассказе предмета) с его точки зрения. Таким образом, сказка обрастает множеством подробностей, проявляется отношение ребенка к различным сказочным ситуациям. Сказка рассказывается с другой точки зрения, что помогает ребенку децентрироваться, встать на место другого. Например, сказка, рассказанная от имени Василисы премудрой и Бабы-яги, будет звучать по-разному. Сказку полезно записывать на магнитофон. От занятия к занятию у детей обогащается речь, они становятся более раскрепощенными, учатся помогать друг другу и понять другого человека, встав на его место.
IV. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сочинение сказки благотворно влияет на психическое здоровье, делая человека более уравновешенным и уверенным в себе, преодолевая психологические преграды и физиологические проблемы. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Перед началом необходимо разрядить обстановку, создать эмоциональный настрой. Можно использовать спокойную музыку и соответствующий интерьер. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной сказке» тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы. Всего можно выделить 7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета), формирующих самодостаточную личность:
1) происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;
2) расставание с родительским домом;
3) выбор пути, проверка на «доброе сердце»;
4) борьба и победа;
5) возвращение домой, трудности обратного пути;
6) прибытие домой;
7) свадьба, коронование.
Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах — осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью. Пересказывание и интерпретация сказок позволяют максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его восприятие, получить новые знания, научиться самостоятельно ставить перед собой цели, находить правильное решение и стремиться к реализации своей цели благодаря своим умственным способностям и усилиям. Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапии изучены недостаточно полно, исследуются новые возможности, дорабатываются приемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Асмолов.
- М., 2001. - 416 с.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене: книга для учителя и родителей / А.Б. Добрович. — М., 1987. — 205 с.
3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки (собрание сочинений) / В.Я. Пропп. — М., 1998. — 512 с.
4. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития. — М., 2005. — 411 с.
5. Branden N. Taking Responsibility: Selfreliance and the Accountable Life / N. Branden. — N-Y: Fireside Rockefeller Center, 1996. — 290 р.