Научная статья на тему 'Системный подход к дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики'

Системный подход к дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИОННЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА / TRADITIONAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES (FACE-TO-FACE TEACHING) / ELECTRONIC-INFORMATIONAL LEARNING TECHNOLOGIES(E-LEARNING) / MODULAR STRUCTURING OF TRAINING MATERIAL / SCALE-NUMBER-RATING SYSTEM / TESTING / MONITORING THE TRAINING ACHIEVEMENTS OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пресс Ирина Александровна, Рябова Марина Николаевна

В статье рассматриваются дидактические обоснования и принципы построения педагогической модели обучения студентов в техническом университете. В качестве базовых принципов выбраны переход от «учения» к «обучению» и от передачи знаний к методологии их самостоятельного приобретения. Затрагиваются аспекты стимулирования регулярной самостоятельной работы студентов, повышения их мотивации к освоению образовательных программ. Результаты апробации предлагаемой модели в студенческих группах показали ее эффективность в процессе достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пресс Ирина Александровна, Рябова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex pedagogical model development and testing

In the article didactic substantiations and principles of constructing pedagogical model of students' instruction at a technical university are examined. Passing from "teaching" to "learning", from the transfer of knowledge to the methodology of their independent acquisition is regarded as a basic principle. The aspects of stimulating regular independent work of students, increase in their motivation to mastery of educational programs are discussed. The results of testing the proposed model in student groups showed its effectiveness in the process of achieving established goals.

Текст научной работы на тему «Системный подход к дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики»

И. А. Пресс, М. Н. Рябова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

Образовательная система требует ныне фундаментальной реформации и глубокой модернизации. Необходимость смены парадигм образования, поиска новых образовательных моделей и путей их реализации, трансформация понятия качества образования диктуются временем, тенденциями развития человеческого общества.

Современный уровень состояния промышленного производства и постоянный его рост требуют все более и более квалифицированного кадрового обеспечения. Уровень квалификации кадров определяется многими параметрами, главными из которых являются широкий спектр базовых компетенций, высокий творческий потенциал, мобильность, стремление к постоянному совершенствованию и пополнению знаний, умение самостоятельно их приобретать. Объем технической, экономической, научной информации нарастает лавинообразно, поэтому базовый уровень полученных в вузе знаний сегодня может рассматриваться как основа для их последующего пополнения и развития, для постоянной мобильной коррекции профессиональных компетенций. Таким образом, обучение в течение всей жизни (“life-long learning”) становится насущной необходимостью.

Современный этап развития государственных образовательных систем осуществляется на фоне коренных изменений информационной среды, формирования нового, информационного человеческого общества — общества, в котором главными продуктами производства становятся информация и знания. Умение адаптироваться к изменчивой информационной среде, оперировать быстро меняющейся информацией, анализировать и принимать обоснованные решения — качества, актуально необходимые современному человеку, живущему в условиях все нарастающей степени информатизации общественной жизни.

Существующая ныне образовательная система уже не соответствует тому высокому уровню требований, который предъявляет к ней сама жизнь. В качестве основных недостатков системы можно указать следующие: репродуктивное (в основном) воспроизведение информации в качестве цели обучения, недооценка роли самостоятельной работы студента, почти полное отсутствие контроля систематичности этой работы, преобладание линейной схемы организации учебного процесса.

Известно, что знания, приобретенные человеком самостоятельно, в результате преодоления определенных интеллектуальных барьеров и препятствий, в буквальном смысле добытые своим собственным трудом, составляют фундамент его образования, являются базисом для последующего интеллектуального самосовершенствования, профессионального роста, становления и развития человека как личности. Обучение в вузе должно способствовать и содействовать этому. Репродуктивный характер передачи знаний, характерный для существующей системы образования, никак не соответствует подобным задачам.

© И. А. Пресс, М. Н. Рябова, 2009

Как построить учебный процесс, чтобы результативность и эффективность обучения в вузе стали его главным результатом? Как перейти от передачи знаний к обучению методике их самостоятельного приобретения? В настоящее время эти вопросы широко обсуждаются педагогической общественностью [1—4]. Мы попытались хотя бы частично ответить на них на примере конкретной учебной дисциплины естественнонаучного цикла.

Нами спроектирована, выстроена и апробирована в студенческих группах педагогическая модель, использование которой в учебном процессе вуза дало ощутимые результаты. В качестве учебной дисциплины была выбрана химия, входящая в учебные планы студентов I курса большинства направлений подготовки высшего профессионально образования нашего вуза. Для студентов очной формы обучения объем этой дисциплины составляет 40 час. лекций, 8 час. практических занятий, 24 час. лабораторных работ, экзамен. В апробации модели участвовали около 80 студентов специальностей «Приборы и системы таможенного, экспортного и импортного контроля», «Автомобили и автомобильное хозяйство». Мотивация к изучению химия у студентов, поступивших на обучение в технический вуз, традиционно невысока. Кроме того, для них характерен довольно низкий уровень базовой довузовской подготовки, а также четко установившийся психологический барьер относительно непреодолимой трудности изучения этой дисциплины.

В качестве базовой модели была выбрана модульно-рейтинговая модель. Главными преимуществами такой модели являются стимулирование регулярной самостоятельной работы студентов, повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, возможность организовывать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра.

Модульно-рейтинговая модель подразумевает модульную структуру изучаемых курсов, интегральную рейтинговую систему оценки знаний студентов в течение всего периода обучения (балльно-рейтинговая система).

Модульный принцип построения учебной дисциплины предполагает структурирование учебной информации, фрагментацию содержания каждой темы курса в соответствии с четко поставленными дидактическими целями и задачами обучения, отбор наиболее целесообразных средств и методов обучения для каждого компонента системы, согласование их по времени и интеграцию в едином комплексе. Именно дидактическое единство всех обучающих средств и педагогических воздействий является залогом эффективности применения этой обучающей технологии в образовательной системе.

На первом этапе работы нами проведено модульное структурирование учебного курса химии на основе тщательного системного анализа понятийного аппарата дисциплины. Будучи разделом или темой курса, модуль включает в себя некоторое фундаментальное понятие или группу взаимосвязанных понятий данной дисциплины. Так, раздел «Строение вещества» в курсе химии представлен модулями «Строение атома», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Химическая связь и строение молекул», что позволяет представить студентам общую картину теории строения материи — базовой составляющей современного естественнонаучного мировоззрения.

Каждый обучающий модуль, являющийся самостоятельной структурной единицей, требует полного информационного обеспечения. С этой целью нами созданы необходимые учебно-методические материалы, в том числе — опорный конспект, методические указания по изучению дисциплины, методические указания к лабораторным работам, тренировочные и контролирующие тесты, задачи для самостоятельного решения, перечни тех умений и навыков, которые предстоит приобрести студентам в процессе изучения каждой темы, списки тем рефератов, тематики выступлений на семинарских и практических занятиях

и т. д. Материалы разработаны с учетом конкретного направления педагогического воздействия. При этом акцент делается на необходимость овладения методологией предмета, а не на запоминание отдельных фактов, которыми изобилует химическая наука. Так, с помощью перечня умений и навыков перед студентом ставятся вполне конкретные задачи по изучению дисциплины, формулируется конечная цель обучения — формирование системы конкретных умений. Это создает основы для осмысленной, активной и планомерной работы студента, обосновывает пути перехода от теоретических знаний к практическим умениям и навыкам и далее к творчеству.

Главным педагогическим принципом построения дисциплины является не передача содержания знаний, а обучение методам их овладения. От студента ожидается не запоминание многочисленных формул, схем, уравнений, а умение их вывести, владея методом, понимая логическую связь отдельных фрагментов единой системы. Совершенно очевидно, что научиться этому в ночь перед экзаменом (как это часто практикуется в студенческой среде) принципиально невозможно. Отсюда следует, что необходимым условием успешного овладения дисциплиной является систематический труд и постепенное преодоление отдельных рубежей, которые и формируются в виде обучающих модулей. При этом и содержание экзамена как формы итогового контроля по дисциплине коренным образом изменяется.

Совокупность всех необходимых для изучения дисциплины учебно-методических материалов составила содержание специально изданной брошюры (Пресс И. А. Химия: учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007). Базовым учебным материалом послужило разработанное на базе курса телевизионных лекций по химии учебное пособие (ПрессИ. А. Основы общей химии: учебное пособие. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2006).

Большое внимание уделено разнообразию и эффективности применяемых в учебном процессе обучающих технологий. В едином комплексе с традиционными классическими технологиями обучения в учебном процессе широко задействованы и современные информационные обучающие технологии. В лекционном курсе используется экранный способ подачи учебной информации (с помощью медиапроектора), для каждой лекции разработаны учебные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Принцип наглядности учебной информации, реализация которого легко доступна при использовании таких технических средств, находит свое воплощение в полном объеме. Этому способствует и специфика самой дисциплины, ибо химия — наука экспериментальная. Использование демонстрационного химического эксперимента (в формате видео-вставок) позволяет в значительной степени усилить эмоциональность восприятия учебного материала.

Одним из принципов рассматриваемой модели является принцип открытости информационных ресурсов. Каждый студент может выбирать наиболее удобный и доступный для него путь получения необходимой информации. Все необходимые учебно-методические материалы представлены на сайте университета (www.nwpi.ru). Лекции по ключевым моментам курса доступны пользователям Интернета на видеопортале YouTube и IP-TV канале Corbina. Краткий лекционный курс химии тиражирован в DVD-формате и распространяется через медиатеку университета. Широко практикуются индивидуальные консультации студентов по e-mail. Непосредственно на сайте университета в любое удобное для студента время можно пройти тренинг-контроль и проверить степень своей готовности к лабораторным работам.

В условиях балльно-рейтинговой системы первостепенное значение приобретает контроль учебных достижений студентов. Технологии тестирования позволяют проводить

его оперативно и объективно, охватывая всю учебную программу. Нами разработана база тестовых заданий по дисциплине, позволяющая проводить все виды контроля: текущий, рубежный и итоговый — в рамках данной дисциплины. Контроль сопровождает все виды учебных занятий.

Так, каждая лекция завершается той или иной формой оперативного контроля. Контрольные тесты и индивидуальные задания предъявляются в конце лекции за 15-20 мин. до ее окончания. Такой оперативный текущий еженедельный контроль способствует резкому повышению посещаемости и уровня дисциплины на лекциях, студентам «выгодно» посещать занятия, т. к. каждая лекция дает им возможность заработать баллы. В ходе лекций наблюдается значительное повышение внимания аудитории, активности восприятия учебной информации. Становится очевидным, что хороший результат тестирования по теме лекции можно получить лишь при условии внимательного ее прослушивания и активного восприятия лекционного материала. В начале каждой последующей лекции подводятся итоги предыдущей: на экране демонстрируется слайд, на котором изображен своеобразный пьедестал почета, показывающий фамилии лидеров на данной теме — студентов, набравших наибольшее количество баллов. Неизменный интерес аудитории к этой информации подтверждает, что такая методика усиливает соревновательный характер учебы, а следовательно, и повышает эмоциональную составляющую учебного процесса. Следует добавить, что стремление не пропустить демонстрацию очередного «пьедестала почета» резко сократило число опозданий к началу лекции.

По завершении каждого модуля проводится рубежный контроль, позволяющий подвести промежуточные итоги работы студентов.

Мониторинг учебных достижений студентов проводится и на учебных занятиях, проводимых в других формах. Контрольное тестирование предшествует каждой лабораторной работе. Сдача коллоквиума по соответствующей теме дает студенту возможность перейти к выполнению экспериментальной части работ. В противном случае студент к лабораторной работе не допускается и вынужден проходить тестирование повторно после дополнительной подготовки по теме. Это вынуждает студентов готовиться к тестированию заранее, т. к. они теряют драгоценные баллы еще и в результате нарушения плановых сроков выполнения данного вида работы.

Сценарий практических занятий предусматривает активное обсуждение ключевых моментов темы занятия, дискуссии, выступления с персональными сообщениями, докладов на темы рефератов, выполнение индивидуальных контрольных заданий (в том числе расчетных задач). Каждый вид такой работы студента также оценивается в баллах, причем за творческий характер работы студенты получают дополнительное поощрение.

Таким образом, в течение семестра проводится постоянный контроль текущей успеваемости студентов. Результаты контроля по каждой форме учебных занятий обрабатываются, суммируются и анализируются по общим правилам балльно-рейтинговой системы. В итоге определяется индивидуальный рейтинг каждого студента.

Под рейтингом понимается некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной (например, стобалльной) шкале и интегрально характеризующая учебные достижения студента в ходе изучения данной учебной дисциплины, а впоследствии и всего периода обучения.

Рейтинговая технология включает определение рейтинговой оценки студента после каждого контрольного мероприятия, учет накапливаемых студентом оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, тестов и др.) и последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине. При этом базовым документом

Лекции

51%

Лабораторные работы

19%

Самостоятельная работа

10%

20%

Рис. 1. Распределение баллов рейтинговой оценки по видам учебной работы

является рейтинг-план, который определяет соотношение видов учебной деятельности студента, шкалы текущих оценок, календарный план контрольных мероприятий по дисциплине. Студенты знакомятся с содержанием рейтинг-плана на первом же занятии по дисциплине. Перед ними ставится конкретная цель, сообщается о возможной стратегии и многообразии средств ее достижения. Каждому студенту выдается алгоритм изучения дисциплины — своеобразная карта предстоящего пути.

Таким образом, в ходе изучения учебной дисциплины студент получает то или иное количество баллов по дисциплине не только на экзамене, но и на протяжении всего периода обучения. В течение семестра студентам начисляются баллы за различные виды успешно выполненных работ — самостоятельные, домашние, а также выступления на семинарах, написание рефератов, эссе, портфолио. За выполнения учебного плана в срок, за активность, проявленную в ходе лекции, за качество выполнения экспериментальной работы в рамках лабораторного практикума, за участие в студенческих конференциях и олимпиадах начисляются бонусы, позволяющие студенту значительно повысить свой рейтинг.

В итоге функционирования рассматриваемой модели работа студента приобретает планомерный и систематический характер. Переходя от модуля к модулю, стремясь заработать максимальное количество баллов (а это возможно лишь при условии активного труда) студент оказывается поставленным перед необходимостью постоянной работы в течение всего учебного года. Это приучает его к регулярной самостоятельной работе, что способствует выработке навыков поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний. Студент получает четкое представление о своем месте по уровню знаний в составе группы и потока, это стимулирует его к работе по повышению своего статуса, придает учебе соревновательный характер. Рейтинговая система позволяет каждому анализировать успешность своего продвижения, выявлять возможные ошибки, пробелы, а также регулировать собственную учебную деятельность (распределять время, отводимое на различные этапы работы, выбирать виды деятельности), что требует определенной самостоятельности. Студент начинает понимать (а для первокурсника это немаловажно!), что словосочетание «учебная работа» действительно подразумевает трудовые затраты и представляет собой активную деятельность. Результат нужно в буквальном смысле заработать.

Таблица 1

Примерное распределение баллов по темам дисциплины «Химия»

Тема Вид занятия Форма контроля знаний Коли- чество баллов

Тема 1. Введение. Строение атома Лекция Тестирование 3

Тема 2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Лекция Тестирование 5

Практическое занятие Коллективные отчеты малых групп с докладом, обсуждение, дискуссия 10

Тема 3. Химическая связь. Лекция Тестирование 3

Тема 4. Свойства растворов электролитов Лекция Тестирование 5

Лабораторная работа № 2. Растворы электролитов. Лабораторный отчет 2

Тема 5. Химическая кинетика и равновесие Лекция Тестирование 5

Лабораторная работа № 1. Химическая кинетика и равновесие Лабораторный отчет 2

Тема 6. Химическая термодинамика Лекция Тестирование 3

Самостоятельная работа. Расчетное задание. Расчет термодинамических параметров химической реакции. Отчет — решение задачи 3

Тема 7. Окислительно - восстановительные реакции Лекция Тестирование 5

Практическое занятие. Метод электронного баланса Отчет — решение задачи 3

Лабораторная работа № 3. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторный отчет 2

Тема 8. Электрохимия Лекция Тестирование 5

Самостоятельная работа. Расчетное задание. Вычисление ЭДС гальванического элемента. Отчет — решение задачи. 3

Лабораторная работа № 4. Коррозия металлов. Лабораторный отчет 2

Лабораторная работа № 5. Электролиз Лабораторный отчет 2

Тема 9. Общие свойства металлов и неметаллов. Лекция Тестирование 5

Лабораторная работа № 6. Химия металлов Лабораторный отчет 2

ИТОГО 70

Нельзя не отметить и очевидное повышение уровня мотивации к изучению дисциплины. Сами того не замечая, студенты, увлекшиеся на первых порах чисто соревновательным характером учебного процесса и со спортивным азартом сравнивающие свои достижения

с достижениями своих товарищей, начали проявлять все возрастающий интерес и к предмету обучения. Фраза, произнесенная, как правило, с неподдельным изумлением: «А я и не знал, что химия — такая интересная наука!» — звучала на занятиях достаточно часто.

В заключение следует отметить, что созданная модель показала свою эффективность и результативность, что позволяет рекомендовать ее для широкого внедрения в учебный процесс.

Литература

1. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4.

2. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы СПб., 2001. 511 с.

3. Ефремова Ж. Д. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе (из опыта работы) // Материалы регион. науч.-практ. конференции «Новые технологии — основа развития профессионального образовательного пространства учебно-научно-производственного комплекса», г. Ливны, 16 марта 2007 г. Орел, 2007. С. 49-54.

4. Капустин Ю. И. Рейтинговый контроль качества подготовки специалистов в высшей школе на современном этапе: монография. М., 2005. 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.