Научная статья на тему 'Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе'

Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИОННЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА / TRADITIONAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES (FACE-TO-FACE TEACHING) / ELECTRONIC-INFORMATIONAL LEARNING TECHNOLOGIES(E-LEARNING) / INTEGRATED FORM OF TEACHING / SCALE-NUMBERRATING SYSTEM / TESTING / MONITORING THE TRAINING ACHIEVEMENTS OF THE STUDENT / MODULAR STRUCTURING OF TRAINING MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пресс Ирина Александровна, Рябова Марина Николаевна

В статье рассматривается интегрированная форма обучения студентов в вузе. Базовыми принципами избраны: комплексирование традиционных классических методик и новых электронных технологий. Оцениваются преимущества и недостатки всех форм обучения студентов в вузе. Затрагиваются аспекты стимулирования регулярной самостоятельной работы студентов, повышения их мотивации к освоению образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пресс Ирина Александровна, Рябова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the organization of the integrated form of teaching the students in high school

The article focuses on the integrated form of teaching the students. The basic principles is: combination of traditional classical techniques and new electronic technologies. It evaluates advantages and disadvantages of all the forms of student instruction. It considers the aspects of the stimulation of the regular independent work of students, increasing their motivation to pursue educational programs.

Текст научной работы на тему «Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе»

УДК 378:001.891

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

И. А. Пресс, М. Н. Рябова

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Современное общество характеризуется важнейшими тенденциями в своем развитии: глобализацией и информатизацией. Экономика, бизнес, наука и образование развиваются по единой траектории. При этом образование приобретает статус важнейшего фактора формирования нового уровня развития экономики и общества в целом.

Запросы общества к образовательной системе обусловлены прежде всего необходимостью кадрового обеспечения экономики и науки, воспроизводства кадров высшей квалификации — кадров, способных обеспечить инновационный путь развития экономики, а также роста интеллектуального потенциала общества в целом и каждой личности в отдельности. Личностные запросы каждого члена общества направлены на рост квалификации, социального статуса, качества жизни, построение индивидуальной карьеры.

В свою очередь социальная сфера общества ожидает от системы образования решения широкого спектра социальных проблем, прежде всего задач вовлечения в образовательный процесс широких слоев населения и формирования у них социально обусловленных качеств. Это характеризует образование как социально ориентированную систему.

Сегодня образовательная система претерпевает период глубокой модификации и реформации, смены парадигм, устоявшихся законов и правил. Новые образовательные стандарты (ФГОСы) настоятельно требуют перехода на практико-ориентирован-ный, компетентностный подход. При этом основной акцент делается на необходимость выработки у обучаемых определенных общекультурных и профессиональных компетенций. Современный работодатель предпочитает принять на работу человека, не только обладающего прочным запасом знаний в данной профессиональной области, но и эрудированного, владеющего знаниями из смежных областей, мобильного, умеющего обращаться с информацией, способного литературным языком выразить свои мысли, стремящегося к саморазвитию, к приобретению новых знаний, способного обучаться и находить общий язык с коллегами.

В условиях информационного общества важнейшими факторами его прогрессивного развития становятся информация и знания. В таких условиях модернизация образовательной системы возможна лишь при условии применения современных информационных образовательных технологий.

Знаниевая модель обучения предполагает ретрансляцию преподавателем готового знания, непосредственную и прямолинейную передачу учебного материала. Она была плодотворна на определенном этапе развития общества и поставляла профессиональные кадры, ориентированные на высокую исполнительскую дисциплину, умение работать по заданному алгоритму. Очевидно, что знаниевая модель исчерпала себя, она уже не в состоянии адекватно ответить на запросы общества.

© И. А. Пресс, М. Н. Рябова, 2012

Тенденциями развития современного образования являются:

• переход к личностной парадигме;

• концепция индивидуализации обучения;

• компетентностная модель;

• практико-ориентированный подход;

• от «знаю, что ...» к «знаю, как ...»;

• от передачи готовых знаний к освоению методов добывания знаний;

• существенное повышение роли самостоятельной работы для студентов всех форм обучения.

В настоящее время на смену знаниевой модели приходит практико-ориентиро-ванная, результато-центрированная, компетентностная модель обучения. Целью обучения становится развитие у обучаемых умений самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения во внештатных ситуациях, решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, способности к творчеству.

Как нельзя лучше отвечает требованиям этой модели электронное обучение (г-1гагп1щ), поскольку оно может обеспечить высокую степень интерактивности процесса обучения.

Если техническая компонента электронного обучения в состоянии обеспечить учебный процесс в формате е-1еагп1щ, то педагогическая составляющая явно отстает. Это в известной мере тормозит развитие электронного обучения, снижает его эффективность. Лишь при условии глубокой педагогической проработки и профессионального методического сопровождения учебного процесса можно рассчитывать на высокую результативность электронного обучения.

Однако электронное обучение не должно отрицать классические методы и технологии обучения. Именно комплексирование традиционных классических методик и новых электронных технологий способно дать высокий ожидаемый педагогический результат, способствовать решению поставленных дидактических целей и задач. Очные лекции, лабораторные практикумы, семинары, живые дискуссии не устаревают в условиях электронного обучения, а лишь видоизменяются, благодаря новым технологическим решениям. При этом особое внимание должно уделяться самостоятельной работе, ибо знания, добытые самостоятельно, составляют главную ценность образования.

Как известно, в нашей стране существует несколько форм обучения студентов в вузе: очная, очно-заочная и заочная, которые различаются как временными, так и содержательными параметрами организации учебного процесса и ориентированы на различный вклад самостоятельной работы студента.

Очную форму обучения называют также классической. Студент очной формы обучения имеет весьма насыщенный учебный график, он обязан ежедневно посещать лекции, семинары и другие виды учебных занятий, а по окончании семестра сдавать зачеты и экзамены. Лекционные пары начинаются ранним утром, каждая длится два академических часа. На лекциях студенты получают необходимый теоретический материал, который позже закрепляется на семинарах, практических и лабораторных занятиях. Лишь малая часть учебного материала выносится на самостоятельное изучение. Методы проведения практических занятий варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач, обсуждение тем курса, проведение лабораторных работ. Как в школе, студентам дают задания на дом.

Образовательный процесс на дневном отделении базируется на личном контакте преподавателя и студента, что способствует приобретению глубоких знаний. Ежедневно находясь в вузе, студент погружается в его интеллектуальную образовательную среду, ощущает на себе результаты личностного воздействия педагогов — истинных профессионалов в определенных областях науки. Сама атмосфера вуза располагает к творчеству и саморазвитию. Разумеется, это не может не отразиться на качестве знаний. Очную форму обучения характеризует высокая степень академической активности студентов и систематичности их учебной работы. Однако, в связи с явно недостаточным на сегодняшний день уровнем взаимодействия дневных вузов с производством и бизнесом, при хорошей теоретической подготовке выпускнику такого вуза явно не достает практического опыта. В итоге ему приходится начинать карьеру «с нуля» и долго адаптироваться к условиям реального производства.

Социальные условия в нашей стране таковы, что немалое число студентов-очников вынуждены вечерами работать, так как размеры студенческой стипендии не позволяют им обеспечить достаточный уровень качества жизни. Тем более это относится к платному обучению. Определенные материальные проблемы имеют семейные молодые люди, особенно если у них есть маленькие дети. Студенту очной формы обучения весьма затруднительно совмещать учебу с работой без ущерба качеству образования.

Формат очного обучения создает определенные трудности взрослым студентам (> 25 лет). Им далеко не всегда удается найти общий язык с 16-17-летними однокурсниками — вчерашними школьниками, а это создает значительный психологический дискомфорт в студенческих группах.

Подводя итоги, можно заключить: очная форма обучения доступна не каждому.

Возможность получения высшего образования без отрыва от профессиональной деятельности дает очно-заочная (вечерняя) форма обучения, которая предполагает систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) в течение всего учебного года (а не только в периоды установочных и экзаменационных сессий, как это происходит при заочной форме обучения). У этой формы обучения есть свои минусы, и свои плюсы.

Занятия по этой форме проходят в вечернее время и в выходные дни, днем студент может работать. Правда, учеба вечером после интенсивного рабочего дня весьма затруднительна. Существенным минусом этой формы обучения становятся невозможность полностью сосредоточиться на учебе и отсутствие свободного времени на подготовку к сессии, что не только очень утомительно, но и снижает качество знаний. Однако работодатели ценят специалистов, повысивших свою квалификацию без отрыва от производственного процесса, так как такие выпускники вуза хорошо знают производство «изнутри», им не нужен тяжелый период адаптации к производственным условиям. Студенты-вечерники, совмещая работу и учебу (особенно если они учатся по той же специальности, по которой работают на производстве), имеют возможность сразу применять полученные знания и навыки на практике, что обеспечивает им условия для профессионального и карьерного роста.

Исторически система заочного обучения зародилась в период индустриализации Советской России — в период, когда потребность в квалифицированных инженерных кадрах стала чрезвычайно высокой. Обучение без отрыва от производства позволило с минимальными затратами обеспечить кадрами развивающуюся экономику.

Заочная форма обучения предполагает большую степень самостоятельности студента, предусматривающую высокий уровень самоорганизации и самодисциплины. Учебный процесс при классической заочной форме организован в две фазы: установочную сессию (студентам дается установка на учебный семестр, его снабжают списком необходимой для самообучения литературы) и зачетно-экзаменационную сессию (студенты должны выполнить лабораторные работы, сдать зачеты и экзамены). При этом фазы значительно разнесены во времени, а экзамены проходят два раза в год — зимой и летом. Как правило, длительность сессии составляет 20-25 календарных дней.

Разумеется, обучаться самостоятельно непросто, трудно заставить себя систематично прорабатывать учебный материал в течение семестра. Самостоятельное обучение под силу только волевым и организованным людям. Способность к самоорганизации развивается с возрастом, да и то далеко не у всех. Видимо, это является причиной преобладания в среде вечерников и заочников взрослых людей (старше 20-30 лет). Таких студентов характеризует высокий уровень мотивации к обучению. Они четко осознают необходимость высшего образования для личностного саморазвития, понимают его роль в обеспечении условий для успешного продвижения по карьерной лестнице, осознанно выбирают свою специальность и планируют свою послевузовскую деятельность. Однако достаточно часто эта категория студентов отличается низким уровнем довузовской подготовки вследствие значительного перерыва в учебе.

Быть «самому себе преподавателем» очень трудно. Высокая занятость на производстве и в быту не позволяют уделять должное время учебе. В дополнение ко всему у студентов отсутствуют возможности проконсультироваться у преподавателя или обсудить возникающие проблемы с однокурсниками. Именно отсутствие очного контакта с преподавателями в течение семестра многие исследователи считают главной причиной невысокого уровня качества классического заочного обучения.

С появлением технической возможности дистанционного взаимодействия со студентами возникла и новая форма обучения — дистанционная. Дистанционное обучение завоевывает все более прочные позиции в российской системе образования. Приказ № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» регламентирует правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе образовательных учреждений. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Дистанционное обучение предполагает «доставку» студентам изучаемого материала и их удаленное общение с преподавателями с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и иными способами. Инструментарий ДОТ включает:

• системы по организации и управлению обучением (LMS: MOODLE, Blackboard, SAKAI и др.)

• интерактивные Web-конференции (Adobe Connect Pro, Elluminate и др.)

• Web 2.0.и Web 3.0: блоги, wiki, подкасты, виртуальные миры.

Обучающиеся при этом сами выбирают время для самостоятельной работы, а

с возникшими вопросами могут в любой момент обратиться к преподавателю.

Для студентов, имеющих сменный или вахтовый режим работы, частые командировки, дефицит времени для посещения учебных занятий в университете, проживающих вдали от университетских центров, обладающих ограниченными физическими

возможностями, единственной возможностью получить высшее образование становится дистанционное обучение.

У дистанционного обучения есть целый ряд преимуществ. Дистанционное обучение достаточно дешево (администрации вуза не нужно тратить дополнительные средства на аренду помещений, студенты работают дома и экономят на плате за проезд к месту учебы и т. п.) и довольно качественно, поскольку студентам доступны и крупные электронные библиотеки, и лично преподаватели. Однако полностью дистанционная форма обучения неприменима в условиях технического вуза, в котором учебный процесс не может не включать очные формы занятий: лабораторные работы, учебную и производственную практику и т. п.

Проводя поиск наиболее эффективных форм и методов обучения студентов на базе информационно-коммуникационных технологий [1-3], мы попытались совместить все положительные черты каждой из форм обучения, построив и апробировав на примере учебной дисциплины «Химия» некую усредненную модель — интегрированную форму обучения. Цель исследования — повышение качества очно-заочного и заочного обучения за счет применения информационно-коммуникационных обучающих технологий.

Название «интегрированная» обусловлено тем, что по определению процесс интеграции (от лат. Integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Общая трудоемкость дисциплины «Химия» в Основной образовательной программе бакалавров, реализуемых в ФГБОУ ВПО «СЗТУ», составляет 3 зачетных единицы или 108 часов для всех форм обучения (табл. 1). Работа под руководством преподавателя — 65 часов с разным вкладом ДОТ для каждой из форм обучения. В это число часов входит разный объем очных аудиторных занятий. На самостоятельную работу отводится единое число часов — 43 часа.

Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Всего часов

Вид учебной работы Форма обучения

очная очно-заочная заочная

Общая трудоемкость дисциплины 108

Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ) 65 65 65

В том числе аудиторные занятия: лекции практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) 16 10 16 8 4 8 4 2 4

Самостоятельная работа студента 43 43 43

Промежуточный (рубежный) контроль, количество тестов 8 8 8

Контрольная работа — 1 1

Вид итогового контроля Балльно-рейтинговая оценка

Модель интегрированного обучения подразделяет процесс обучения на два этапа: асинхронный Web-базированный этап и интерактивный этап с применением различных форматов коммуникации. Цель — обеспечение планомерной и систематической самостоятельной работы студента под руководством преподавателя в течение всего семестра.

На первом этапе исследования был составлен рейтинг-план студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, включающий различные виды текущего и рубежного контроля, а также количественные параметры оценки их учебных достижений (табл. 2).

Организация учебного процесса при интегрированной форме обучения подразумевает:

— лекционный курс,

— Web-базированный этап (MOODLE),

— интерактивный этап (очный режим, AdobeConnectPro),

— консультации и оперативное общение преподавателя со студентами через e-mail, Skype, чаты, форумы, блоги.

Лекционный курс

На первой лекции студентам дается подробная информация о предстоящей учебной работе: рабочей программе по дисциплине, видах учебной работы, формах отчетности и уровне требований, рейтинг-плане и временном графике изучения модулей во время Web-базированного этапа. Обязательно сообщается адрес электронной почты и Skype-адрес преподавателя для последующей оперативной связи.

Лекционный курс для студентов очной формы обучения включает аудиторные лекции на темы: «Строение атома» (4 часа), «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (4 часа), «Растворы» (4 часа), «Основы электрохимии» (4 часа). Студентам очно-заочной и заочной форм обучения читаются установочные лекции, на которых проводится обзор учебного материала дисциплины с акцентированием внимания на наиболее важных и сложных вопросах тем разделов «Строение вещества» и «Превращение вещества». Установочные лекции читаются в формате видеоконференции, что дает возможность одновременного участия в занятии студентам, находящимся в различных географических точках. Лекции носят интерактивный характер — наличие обратной связи обеспечивает всем студентам возможность задавать вопросы по ходу лекции, участвовать в экспресс-опросах, обсуждениях и дискуссиях.

Информационным сопровождением лекционного курса является учебная литература по химии, которая в электронном формате легко доступна студентам на сайте кафедры химии (http://nwpi.rU/kafedri/x/x-metodich-literatura) и через электронную библиотеку университета (http://elib.nwpi.ru/).

Студенты могут также воспользоваться видео-лекциями по химии, размещенными на видеопортале YouTube (http://www.youtube.com/user/NWTU).

Web-базированный этап

Цель Web-базированного этапа — организация систематической и контролируемой самостоятельной работы студентов над учебным материалом в течение семестра, повышение уровня интерактивности и индивидуализации этой работы. Учебная ин-

Таблица 2. Рейтинг-план студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения

н н н Он н н н Ol н н н н Он н н н Ol н н н н н Oi

Вид теста или ^ (N ^ m ш <N ю (N m 00 о (N о - (N m m Ш

и И го И И н И и И и Рч го И И н Ol и Ol H

работы н н U Ol н н н Ol н н « U Ol н н « Ol н н н н « Ol

Мах баллов

1 1 2 3 1 1 1 3 1 1 2 2 3 1 1 2 3 1 1 1 1 2 3

Min баллов

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5

Тип контроля н н н н н н н н н н н Oi Oi С

Вид теста или работы TT 14 TT 15 TT 16 пзз ЛР 4 РТ 6 TT 17 TT 18 ТТ19 TT 20 TT 21 РТ 7 РТ 8 н с

Мах баллов 1 1 1 2 2 3 1 1 2 1 1 3 3 60 10 70 30 100

Min баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 9 45 15 60

Модуль 6 Модуль 7 Модуль 8

1 ПК включает: ПТ (10-20 баллов) и зачет за реферат (5-10 баллов) для студентов очной формы обучения или зачет за контрольную работу (5-10 баллов) для студентов очно-заочной и заочной форм.

Примечания: ТК — текущий контроль; ТТ — текущий тест; ЛР — лабораторная работа; РК — рубежный контроль (тест, реферат, контрольная, курсовая работа); РТ — рубежный тест; ЛК — личностные качества; ПК — промежуточный контроль; КР — курсовая (контрольная) работа; ПТ — промежуточный (зачетный) тест.

формация размещается на учебном сайте (http://student1.nwpi.ru) в программной среде MOODLE в модульно-структурированном формате — в виде обособленных информационных модулей для пошагового изучения учебной дисциплины. Каждый модуль завершается контролирующим тестом — студент сразу видит результаты своей работы. Накопительная система баллов позволяет студенту приобрести к концу семестра определенный «запас прочности». Систематичность и планомерность работы студентов, проявляющиеся в неукоснительном следовании временному графику, обеспечивает студенту дополнительные баллы.

Учебные планы студентов очно-заочной и заочной форм обучения предусматривают выполнение контрольной работы по химии, содержащей 10 задач по всему курсу. Учебные достижения студента в процессе решения задач оперативно контролируются преподавателем. Студентам предлагается электронная тетрадь для контрольной работы, представляющая собой интерактивное учебное пособие в электронном формате. В тетради приведены теоретический материал и все необходимые для решения задач справочные данные. По мере выполнения контрольной работы студент высылает преподавателю по электронной почте очередную решенную задачу в установленные сроки. Своевременность решения каждой задачи учитывается в виде начисления дополнительных баллов.

Интерактивный этап

Изучив теоретический материал учебной дисциплины, студент получает возможность участвовать в семинарах, практических занятиях, выполнять лабораторные работы. В зависимости от формы обучения семинары и практические занятия проводятся в традиционном, очном режиме, в формате вебинаров или видео-конференций (AdobeConnectPro). Широкое применение виртуальных лабораторных практикумов позволяет подготовиться к реальным лабораторным работам, проводимым очно в лаборатории (для заочников во время установочных сессий). Лабораторные работы по химии выполнены в формате DVD-видео, могут проводиться в режиме реального телерепортажа из лаборатории кафедры или видеоконференции с использованием документ-камеры.

Консультации и оперативное общение

Студент имеет возможность в любой момент обратиться за советом или консультацией к преподавателю или методисту-тьютору через учебный сайт, посредством e-mail или Skype. Интересен тот факт, что студенты очной формы обучения, имеющие возможность очных контактов с преподавателями, предпочитают общение через e-mail как наиболее оперативный вариант. Причина проста: общение через Интернет давно стало для них нормой жизни.

Подводя итоги, можно заключить, что в условиях рассмотренной модели студенты всех форм обучения — очной, очно-заочной и заочной:

— работают систематически в течение всего семестра,

— их работа постоянно контролируется и оценивается преподавателем,

— студенты имеют возможность оперативно связаться с преподавателем независимо от степени своей удаленности от вуза,

— студенты непосредственно включены в информационно-образовательную среду вуза: они используют электронные образовательные ресурсы, находящиеся в свободном доступе, применяют различные средства коммуникации (в процессе общения как с преподавателями, так и между собой), проходят процедуру тестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Пресс И. А., Рябова М. Н. Системный подход в дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 3. Ч. II. С. 112-119.

2. Пресс И. А., Рябова М. Н. Комплексная педагогическая методика обучения химии студентов технического университета // Инновационные технологии в образовании: сб. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. С. 77-83.

3. Пресс И. А. Поиски эффективных способов организации работы студентов на базе современных информационно-коммуникационных технологий // Материалы третьей Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2011». Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2011. С. 151-154.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.