Научная статья на тему 'Системно-структурный подход к анализу информационных процессов в образовании'

Системно-структурный подход к анализу информационных процессов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATION PROCESSES / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Василий Евдокимович, Козыревская Анна Владимировна

Рассматриваются негативные и позитивные стороны информатизации образования. Информационный образовательный процесс представляет собой открытую систему, в которой происходит взаимодействие элементов и осуществляется внешнее воздействие за счет практики повседневной и творческой деятельности педагогов и их учеников. Все описанные процессы представляют собой единое целое и должны рассматриваться во взаимосвязи, что приведет к проявлению синергетического эффекта информационных процессов в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Василий Евдокимович, Козыревская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC-STRUCTURAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE INFORMATION PROCESSES IN EDUCATION

Negative and positive sides of informatization of education are considered. Information educational process represents open system in which there is an interaction of elements and external influence at the expense of practice of daily and creative activity of teachers and their students is carried out. All described processes represent a whole and have to be considered in their interconnection that will lead to manifestation of synergetic effect of information processes in education.

Текст научной работы на тему «Системно-структурный подход к анализу информационных процессов в образовании»

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

m

УДК 378:303.732 Осипов Василий Евдокимович,

д. филос. н., профессор ИрГУПС, тел. 89140024521 Козыревская Анна Владимировна,

аспирант ИрГУПС, e-mail: annko@irgups.ru

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

V.E. Osipov, A. V. Kozyrevskaya

SYSTEMIC-STRUCTURAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE INFORMATION PROCESSES IN EDUCATION

Аннотация. Рассматриваются негативные и позитивные стороны информатизации образования. Информационный образовательный процесс представляет собой открытую систему, в которой происходит взаимодействие элементов и осуществляется внешнее воздействие за счет практики повседневной и творческой деятельности педагогов и их учеников. Все описанные процессы представляют собой единое целое и должны рассматриваться во взаимосвязи, что приведет к проявлению синергетического эффекта информационных процессов в образовании.

Ключевые слова: образование, информационные процессы, информационно-образовательная система, информационные технологии, информатизация образования.

Abstract. Negative and positive sides of informatization of education are considered. Information educational process represents open system in which there is an interaction of elements and external influence at the expense ofpractice of daily and creative activity of teachers and their students is carried out. All described processes represent a whole and have to be considered in their interconnection that will lead to manifestation of synergetic effect of information processes in education.

Keywords: education, information processes, information and educational system, information technologies, education informatization.

В современном мире информационные процессы проникают во все составляющие деятельности людей. Трансформируется весь уклад жизни, система ценностей, производятся и потребляются интеллект, знания, используются системы на базе компьютерной техники, информационных технологий, телекоммуникационной связи. Основой развития общества становится информационный продукт.

Информационные процессы проникают во все сферы человеческой жизни, материальное

производство, науку, духовную жизнь. По существу, мы имеем новый этап научно-технической революции XX столетия. Особое значение информационные процессы приобретают в образовании, воспитании, начиная с самого раннего возраста и заканчивая вузовским, поствузовским и дополнительным образованием.

Благодаря новым технологиям информация стала более доступна, появилась возможность быстро обрабатывать огромные объемы данных. Активно развиваются наука и техника. В то же время нельзя не видеть некоторые негативные моменты информационных процессов. Все эти процессы рассматриваются изолированно друг от друга, вне их взаимной связи, поэтому задача состоит в том, чтобы рассмотреть их комплексно как элементы системы. Позитивные изменения почти всегда несут с собой и негативные последствия. Необходимо найти тот баланс, который бы вел к устойчивому и поступательному развитию общества и личности.

Анализ информационных процессов и их влияния на жизнь человека, на образование представляет собой комплексную междисциплинарную проблему. Она включает в себя специальные знания, философию науки и философию техники, теорию познания и философию образования, антропологию и социальную философию. Поэтому рассмотрение этой проблемы, на наш взгляд, плодотворно только в рамках системно-структурного подхода.

В центре этой системы находится антропология, учение о человеке, его происхождении, развитии, существовании в природной (естественной) и культурной (искусственной) среде. Следующий уровень - это теория познания и социальная философия, на третьем уровне располагаются философия науки и техники, философия образования.

иркутским государственный университет путей сообщения

Схематично информационно-

образовательную систему можно представить в виде концентрических кругов (рис. 1).

Рис. 1. Информационно-образовательная система

Информационный образовательный процесс представляет собой открытую систему, в которой происходит взаимодействие элементов и осуществляется внешнее воздействие за счет практики повседневной и творческой деятельности педагогов и их учеников.

Так как же внутренние и внешние факторы информационной системы влияют на духовную сферу жизни человека? Если рассматривать все эти вопросы в контексте значения образования, то центральное место здесь должны занимать философия и практика образования.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс стало приоритетным. Информатизация образования - это сложный многоуровневый процесс, в котором важно не только снабжение образовательных учреждений компьютерами, электронными учебниками и подключением к Интернету, но и содержательная сторона самой информации.

Весьма плодотворно, на наш взгляд, использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся непосредственному восприятию. Например, преподаватель может наглядно продемонстрировать большинство физических или химических процессов с помощью компьютерного моделирования.

С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Для этого используются специальные компьютерные самоучители, всевозможные тренажеры и другие программы.

Однако, на наш взгляд, не допустима ситуация, когда компьютерные тесты полностью заме-

няют преподавателя, как на стадии обучения, так и на стадии оценки знаний. Это порождает развитие у обучающихся так называемого «галочного синдрома», когда ученики натаскиваются на конкретные задания и не могут мыслить самостоятельно даже при легком изменении формулировки теста.

Чрезмерная увлеченность обучающими программами, в которых каждое действие расписано как последовательность нажатий клавиш, т. е. механическая работа мозга, приводит к освобождению ума от необходимости развиваться. Допустима следующая аналогия: внедрение машин приводит к гиподинамии и угасанию некоторых физиологических функций человека. Не может ли увлечение компьютером привести к деградации homo sapiens как целостного биопсихосоциального существа, его способности к творческой, умственной деятельности? А может, неслучайно наблюдается рост коррекционных групп и количества детей с задержкой развития?

Иногда встречаются такие случаи в преподавательской деятельности, когда некоторые студенты настолько натренированы, что по номеру вопроса легко выдают правильный ответ, но совершенно никак не реагируют на саму формулировку вопроса, поскольку не вникают в смысл, а просто пытаются воспроизвести информацию совершенно не думая, на автомате.

Интересно, что такие неглубокие знания по основным предметам все чаще проявляются у студентов-первокурсников, успешно сдавших ЕГЭ, подготовленных по натаскиваеющей на тесты системе. Преподаватели иногда отмечают тревожную тенденцию: приходится упрощать содержимое экзаменационных билетов, т. к. студенты не в состоянии выполнить задания, с которыми легко справлялись их предшественники.

Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование, где компьютер является связующим звеном между учеником и учителем. Но, на наш взгляд, это вынужденная мера в силу разных обстоятельств, таких как удаленность учебного заведения, невозможность учеником посещать занятия из-за проблем со здоровьем. Никакая, даже самая уникальная, программа не сможет заменить живого общения с учителем и обществом.

По мнению британского философа М. Пола-

ни:

• науку делают люди, обладающие мастерством;

• искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно передается лишь в непосредственном общении с мастером;

• люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания;

• в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность [1].

В этой связи интересно отметить и точку зрения одного из основоположников социологии знания К. Манхейма. Он рассматривает образование как социальный феномен на уровне личных отношений, а не как взаимный обмен между двумя индивидами, учителем и учеником. По его мнению, образование «представляет собой часть общего социального прогресса», и социологический подход к образованию должен базироваться на признании этого обстоятельства [2].

Существует много примеров, когда воспитанные на дому, даже высокоинтеллектуальные дети не смогли научиться жить в согласии с окружающим обществом, что приводило не раз к личным трагедиям. Литературным примером этого может служить главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов», который не смог научиться жить в обществе и провел всю свою жизнь в одиночестве.

В концепции неявного знания М. Полани подчеркивает, что большая часть визуальной информации воспринимается «боковым зрением». Человек и не догадывается, что использует неявное знание, полученное с помощью неосознанного восприятия ^иЬсерйоп), существенно воздействующее на его поведение [1].

В поддержку этой теории надо отметить, что вывод каких-либо результатов на доске преподавателем и его образные последовательные комментарии гораздо лучше усваиваются учащимися, чем просто сухое декларативное знание, данное в готовом виде. Современное образование часто направлено на простое увеличение объема информации. При этом теряется нить вывода знаний, от чего страдает развитие логики учащихся, способность самостоятельно приходить к заключению.

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны: от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей.

Однако современный пользователь может захлебнуться в бескрайнем информационном море, т. к. имеет доступ к огромному количеству «шумовой» информации, не имеющей конкретного смысла, значения, чаще носящей рекламный

характер. В этой связи возникает проблема информационного голода, поиска ценных и полезных данных. При этом особое значение приобретает ограничение ребенка с его неокрепшей психикой от информации агрессивного и аморального содержания. Происходит перегрузка человека, который должен среди этого компьютерного шума уметь отобрать нужную информацию, что и становится одной из задач современного образования.

Для достижения этой цели большинство учебных заведений имеет собственные сайты, локальные сети. С помощью внутренней сети в образовательном учреждении возможна обработка баз данных учащихся, сотрудников, мониторинг успеваемости, учебные планы, расписание, программно-методическое обеспечение, нормативные документы, дополнительное образование. В процесс информатизации вовлекаются все заинтересованные стороны: учащиеся, родители, преподаватели, администрация, библиотекари, психологи и другие работники образовательных учреждений.

Это позволяет создать единый блок данных, осуществлять выборку по запросу, получать полную и достоверную информацию, решать задачи планирования, отслеживать результаты, обеспечивать контроль организации учебно-воспитательного процесса, унифицировать процесс формирования штатного расписания и составления тарификации, выполнять стандартные формы отчётов.

Такое применение информационных технологий, на наш взгляд, является весьма уместным и продуктивным, т. к. влечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления, интеграцию с внешней средой. Но при этом наблюдается тенденция к сокращению рабочих мест, что порождает социальную напряженность в обществе.

В то же время чрезмерное увлечение Интернетом, агрессивными компьютерными играми может перерасти и в реальную опасность. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к полному индивидуализму человека. Люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в виртуальную действительность, перестают замечать свои заботы, дела, работу и даже семью.

По мнению философов П. Бергера и Т. Лук-мана, человек (индивид) не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности. Гражданином он становится в ходе длительного процесса социализации. В силу этого знание трактуется как совокупность

информации о социальном мире: правила поведения, моральные принципы, предписания, ценности, верования и т. д. [3].

Поэтому, когда личное общение заменяется виртуальным, утрачивается возможность обмена опытом и впечатлениями, человеческая близость меняет свои формы и утрачивается чувство соучастия людей в жизни друг друга, возникают стрессовые ситуации, депрессии, срывы, которые нередко заканчиваются нежелательными проявлениями в обществе.

Научно-технический прогресс неумолимо ведет к тому, что уменьшается доля физического труда, отпадает необходимость в большой двигательной активности. Это может привести к физической деградации человека. Поэтому сейчас очень остро стоит вопрос о спортивном развитии молодого поколения. Наряду с этим необходимо возрождать доступные кружки, секции, клубы по интересам, чтобы люди имели возможность об-

щаться лично, а не виртуально в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что все описанные процессы представляют собой единое целое и должны рассматриваться во взаимосвязи, что приведет к проявлению синергетического эффекта информационных процессов в образовании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии // под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова; пер. с англ. М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина. М., 1995. 344 с.

2. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. М. СПб., 2000.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.