Научная статья на тему 'Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов'

Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION FIELD / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF FORMATION / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурзод Тагойбобои Абдуалим, Шарипов Фаридун Файзуллаевич

Статья посвящена модернизации системы высшего профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшим компонентом педагогического процесса становится использование современных информационных технологий в образовательном процессе вузов. Информационно-коммуникационные технологии являются средством повышения мотивации учения и развития мышления студентов и позволяют со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок добиться более высокого уровня усвоения информации. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза ведет к повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL AS THE BASIS OF UPGRADING FUTURE EXPERTS QUALITY IMPROVEMENT

The article is devoted to the modernization of higher vocational training system focused on the entering the world information field. The use of modern information technology in educational process in higher educational institutions becomes the major component of pedagogical process. Information-communication technologies in teaching and educational process are means of increasing motivation of doctrine and developing students thinking and allowing with much smaller loadings and in shorter times to receive higher level of mastering information. Introduction of informationcommunication technologies in educational process in higher educational institutions leads to the education quality improvement.

Текст научной работы на тему «Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА -ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL AS THE BASIS OF UPGRADING FUTURE EXPERTS QUALITY IMPROVEMENT

Т. А. Шукурзод, Ф. Ф. Шарипов

Статья посвящена модернизации системы высшего профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшим компонентом педагогического процесса становится использование современных информационных технологий в образовательном процессе вузов. Информационно-коммуникационные технологии являются средством повышения мотивации учения и развития мышления студентов и позволяют со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок добиться более высокого уровня усвоения информации. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза ведет к повышению качества образования.

Ключевые слова: информатизация, модернизация, система образования, информационное пространство, качество образования, информационно-коммуникационные технологии.

T. A. Shukurzod, F. F. Sharipov

The article is devoted to the modernization of higher vocational training system focused on the entering the world information field. The use of modern information technology in educational process in higher educational institutions becomes the major component of pedagogical process. Information-communication technologies in teaching and educational process are means of increasing motivation of doctrine and developing students thinking and allowing with much smaller loadings and in shorter times to receive higher level of mastering information. Introduction of information-communication technologies in educational process in higher educational institutions leads to the education quality improvement.

Keywords: informatization, modernization, system of education, information field, quality of formation, information-communication technologies.

В настоящее время в Таджикистане идет модернизация системы высшего профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса в вузе становится личностно ориентированное взаимодействие преподавателя со студентом с использованием современных информационных технологий. В центре всей образовательной системы ставится личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация его природного потенциала. По мнению преподавателей и студентов, учебное заведение в первую очередь должно учить умению мыслить самостоятельно, опыту общения, расширять общекультурный кругозор. Все это достигается с большей эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс информационных технологий.

Информационная насыщенность общества постоянно растет, она удваивается каждые два года. В настоящее время главное - обладать не столько энциклопедическими знаниями, сколько возможностями и умениями найти то, что необходимо, и применить. Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая

бы обеспечила студенту развитие его самостоятельности, коллективизма, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «тех-нологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом обучения [1].

В современных условиях информационного общества роль информационных технологий в образовательном процессе исключительно велика. Применяя информационные технологии в образовательном процессе, можно значительно повысить интерес студентов к различным дисциплинам, расширить знания и помочь им влиться в мировое информационное пространство.

Информация является важнейшим жизненным ресурсом, который практически понимается как необходимые и полезные данные, представленные в удобном виде, в соответствии с требованиями пользователя. Любую информационную систему (ИС) можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и специалистов, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации [2].

Образовательная информационная система - совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обрат-

ной информационной связи образовательного объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в организации образовательного процесса, в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Технологическое обеспечение автоматизированной информационной технологии (АИТ) управления образовательным учреждением состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание решения управленческих задач образовательного учреждения в установленных режимах работы. В его состав может входить:

- информационное обеспечение (ИО), совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации;

- лингвистическое обеспечение (ЛО), которое объединяет языковые средства для формализации естественного языка;

- техническое обеспечение (ТО), которое представляет собой комплекс технических средств для обеспечения выполнения основных процедур обработки информации;

- программное обеспечение (ПО), которое включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу технических средств;

- математическое обеспечение (МО), совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации;

- организационное обеспечение (ОО), комплекс документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в условиях функционирования автоматизированной ИС;

- правовое обеспечение (ПрО), совокупность правовых норм, нормативных актов, определение статуса, права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса;

- эргономическое обеспечение (ЭО), которое предназначено для создания оптимальных условий эффективной деятельности человека в АИТ.

Информация, поступающая в образовательное учреждение, подвергается всем процедурам преобразования, но иногда некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения может быть различной, некоторые могут вообще отсутствовать. Состав процедур и их последовательность зависят от управляемого объекта. Рассмотрим особенности выполнения основных процедур преобразования информации.

Сбор и регистрация информации - наиболее трудоемкий процесс, сбор фактической информации в основном осуществляется вручную, необходимо расширять применение технических средств сбора и регистрации первичной информации, совмещать операции количественного измерения, регистрации, накопления полученных данных в компьютерной системе и передачи их по каналам связи.

Передача информации происходит дистанционно, посредством современных коммуникационных технологий. Может передаваться как первичная информация с мест ее получения, так и результирующая информация нового качества, что в целом позволяет значительно уско-

рить прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время для принятия оперативного управленческого решения.

Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах данных, на различных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному порядку, необходимому для многократного применения, что обеспечивает процедуру эффективного автоматизированного поиска данных.

После обработки информации в ходе решения поставленной управленческой задачи в соответствии с программой формируются результирующие сводки.

Принятие решения производится на основе тщательного анализа результирующей информации, полученной после ее обработки, что обеспечивает автоматизацию выбора оптимального решения в процессе диалога пользователя и вычислительной системы [3, с. 47].

Процесс внедрения новых информационных технологий в обучение немыслим без средств компьютерных телекоммуникаций. Использование этих средств в учебно-воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления студентов и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. Использование Интернета может иметь не только практическое значение для жизни человека, его образования и самообразования. При просмотре сетевых ресурсов студенты имеют возможность познакомиться с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. В связи с этим большой интерес представляют направления использования интернет-технологий в учебной и внеучебной деятельности вуза.

Интернет предоставляет большие возможности. Эти возможности с ростом потока информации, восприятия огромного количества знаний и умений требуют изменений в образовательном процессе. Интернет - универсальная среда, в которой наши таджикские преподаватели чувствуют себя пока недостаточно комфортно. Помочь преподавателям изучить и научиться применять в преподаваемой дисциплине интернет-технологии - задача научно-методических центров и методической службы вузов.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают совершенно новые возможности для студентов и преподавателей. Кроме повышения успеваемости и интереса к учебе, улучшения грамотности и общей эрудированности обучающихся, через телекоммуникационное общение происходит активизация разных типов мышления, развитие творческого и интеллектуального потенциала; наблюдения показывают, что работа в компьютерных сетях актуализирует у студентов потребность быть членами социального общества.

Широкое внедрение информационных технологий в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности, что можно рассматривать как существенное развитие психолого-педагогических процессов. Информатизация вы-

нуждает на новом уровне ставить и решать непростые и еще более усложнившиеся сегодня задачи высшего образования -повышение уровня традиционной подготовки студентов.

Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. Основная схема овладения компьютером как средством обучения будет заключаться в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых компьютером, а затем - целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении ее результатов. С одной стороны, компьютер выступает предметом учебной деятельности. С другой - превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека. Любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:

- тренажерные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков;

- репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с компьютером в реальном масштабе времени;

- обучающие системы.

Использование компьютера необходимо органично вписать в образовательный процесс как новое, мощное средство обучения. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей. Компьютер, как подчеркивает П. Нортон, является мощным средством оказания помощи в осмыслении людьми многих явлений и закономерностей, однако нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, который пользуется лишь набором заученных фактов и навыков [4, с. 9].

Учитывая процесс реформирования системы высшего образования в Республике Таджикистан, информатизацию следует считать основным инструментом в повышении качества образования [5]. Представим ряд примеров информатизации процесса обучения в вузе.

Так, например, Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ) наряду с другими вузами республики ведет активную политику интеграции в единое образовательное пространство путем адаптации основных принципов Болонского процесса - внедрения кредитной системы обучения. В плане внедрения достижений информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс наш опыт показывает, что именно ИКТ создают надежные основы совершенствования подходов подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным запросам рынка труда.

С целью реализации стратегии информатизации процесса обучения в РТСУ были поставлены и решены задачи создания электронных систем внутреннего оборота дан-

ных. Внедрение новых достижений ИКТ на примере РТСУ показало реальный эффект повышения эффективности работы всех основных подразделений вуза, вовлеченных в образовательно-воспитательный процесс.

Примером может служить комплекс информационно-электронных модулей для управления основными потоками информации в образовании под названием «ИСУ ВУЗ» - информационная система управления вузом.

Повышение эффективности адаптации кредитной системы обучения является основным поводом разработки и реализации программы ИСУ ВУЗ в РТСУ. Электронная программа ИСУ ВУЗ предполагает контроль и управление работой всех основных структур и подразделений вуза: ректорат, учебная часть, отдел кадров, деканаты факультетов и кафедры. Результатом реализации программы ИСУ ВУЗ в РТСУ стало:

- создание электронного документооборота между подразделениями вуза;

- создание электронной системы тестирования студентов;

- разработка электронного расписания;

- создание базы данных с возможностью учета данных о кафедрах, факультетов, аудиторном фонде вуза и пр.;

- создание базы данных учета академической успеваемости студентов и многое другое.

Внедрение ИСУ ВУЗ в РТСУ позволило создать платформу гибкости учебных программ и мобильности студентов, что в свою очередь ведет к повышению конкурентоспособности и в итоге к повышению качества образования.

В заключение хотелось бы отметить, что недостаточно просто внедрить информационные технологии в традиционный образовательный процесс и надеяться, что таким образом будут произведены революционные преобразования в вузе, их необходимо рассматривать как составную часть всей технологии обучения.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заславская О. Ю. Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательным процессом // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах. Межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж, 2004. - С. 59-63.

2. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С. В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 242 с.

3. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. - М.: Экономическое образование, 1993. - 148 с.

4. IBM PC и PS/2. Руководство по программированию: Пер. с англ. / П. Нортон, Р. Уилтон; пер. В. Н. Григорьев. - М.: Радио и связь, 1994. - 336 с.

5. Комилов Ф. С., Исмоилов А. А., Рахмонов З. Ф. Компьютерные технологии как средство повышения качества обучения // Паём (научно-теоретический журнал). - Душанбе, 2008. - № 18. - С. 125-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.