Научная статья на тему 'Системно-синергетическая парадигма в культуре – научное направление кафедры культурологии'

Системно-синергетическая парадигма в культуре – научное направление кафедры культурологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
331
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волошинов А. В.

Рассматривается история возникновения и основные идеи системно-синергетической парадигмы как междисциплинарной методологии, связующей естественные и гуманитарные науки. Излагаются основные научные результаты кафедры культурологии СГТУ, принимающей системно-синергетическую парадигму в культуре как основной рабочий инструмент в научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-SYNERGETIC PARADIGM IN CULTURE AS THE SCIENTIFIC DISCOURSE OF THE DEPARTMENT OF CULTURAL STUDIES

The history of origin and the basic concepts of system-synergetic paradigm as the interdisciplinary methodology uniting science and humanities are considered. There are given the principal results of the research conducted by the department of the cultural studies that accepts the system-synergetic paradigm in culture as the main tool of scientific investigations.

Текст научной работы на тему «Системно-синергетическая парадигма в культуре – научное направление кафедры культурологии»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА___________

УДК 008.001

А.В. Волошинов

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В КУЛЬТУРЕ -

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Рассматривается история возникновения и основные идеи системносинергетической парадигмы как междисциплинарной методологии, связующей естественные и гуманитарные науки. Излагаются основные научные результаты кафедры культурологии СГТУ, принимающей системносинергетическую парадигму в культуре как основной рабочий инструмент в научных исследованиях.

A.V. Voloshinov

SYSTEM-SYNERGETIC PARADIGM IN CULTURE AS THE SCIENTIFIC DISCOURSE OF THE DEPARTMENT OF CULTURAL STUDIES

The history of origin and the basic concepts of system-synergetic paradigm as the interdisciplinary methodology uniting science and humanities are considered. There are given the principal results of the research conducted by the department of the cultural studies that accepts the system-synergetic paradigm in culture as the main tool of scientific investigations.

Какую бы точку отсчета в истории науки мы ни принимали - VI в. до н.э., время Пифагора (эта точка отсчета импонирует автору) или XVII в. н.э., век научной революции, время Галилея, Кеплера и Ньютона, бесспорным является то, что история науки шла по пути дифференциации знания. Это разделение науки на мелкие «огородики» достигло своего апогея к середине ХХ в., когда стала популярной шутка «сколько математиков - столько и математик» (эта шутка французского происхождения более понятна на родном языке, где les mathematiques - существительное множественного числа) и когда Чарльз Сноу прочел знаменитую лекцию о пропасти между «научной» и «художественной» культурами [1].

К этому же времени после механики, физики и химии вышли на передовые рубежи науки исследования по биологии, которая имеет дело с живыми системами, а живые системы недоступны методам традиционного анализа, ибо анализ (по-русски - расчленение) их про-140

сто убивает. Так возникла потребность в изучении целостных сложных и сверхсложных систем, где целое есть нечто большее, чем сумма составляющих частей. Так в биологии (Людвиг фон Берталанфи в США, Петр Анохин - в СССР) родился системный подход. С 1969 г. в Москве стал выходить ежегодник «Системные исследования».

Чуть позже и физика подошла к необходимости изучения процессов организации, самоорганизации и реорганизации в сложных и сверхсложных системах - это работы по теории лазера Германа Хакена (Германия), по неравновесной термодинамике Ильи Пригожина (Бельгия), по гидродинамике, теории плазмы и теории горения Сергея Курдюмова (Россия). В 1977 г. Хакен ввел в научный обиход термин синергетика, который стал обозначать интегральную науку, изучающую процессы самоорганизации в сложных системах. Хакен же основал шпрингеровскую серию книг по синергетике, которая к настоящему времени насчитывает более 70 томов.

А еще чуть позже стало ясным, что системный подход - это более, чем «подход», но новый универсальный метод, применимый не только к биологическим, но и к любым сложным, в том числе и социальным системам. Так же и законы синергетики проявили свою универсальность не только в естественных, но и гуманитарных науках. Так к концу ХХ в. сложилась новая системно-синергетическая парадигма, с которой связывают надежды на новую универсальную методологию, объединяющую естественно-научное и гуманитарное знание, надежды на новый интегральный междисциплинарный и трансдисциплинарный метод исследования, который объединит современное научное знание. Популярный в годы советского идеологического прессинга афоризм Нобелевского лауреата Льва Ландау о разделении наук на сверхъестественные (математика), естественные (физика, химия, биология) и противоестественные (гуманитарные науки) не просто потерял свою остроту с крахом советской системы, но стал архаичным по своей сути.

Интегральные процессы не оставили в стороне и гуманитарное знание. В 90-е годы на постсоветском пространстве рождается новая наука культурология, которая была призвана не только заполнить вакуум, образовавшийся на месте умерших «противоестественных наук» типа истории КПСС и научного коммунизма, но и выступить в роли междисциплинарной науки, объединяющей гуманитарные знания. Естественным для новой интегральной науки культурологии было воспринять новую интегральную методологию, основанную на системно-синергетической парадигме.

Однако новое, как известно, всегда пробивает себе дорогу в трудной борьбе со старым, в особенности, если этим старым выступает воинствующе-ортодоксальное, насквозь идеологизированное постсоветское гуманитарное мышление. В силу ряда причин кафедра культурологии СГТУ явилась в этом процессе проводником новой интегральной методологии в гуманитарных исследованиях, адептом и пионером новой системно-синергетической парадигмы не только в г. Саратове, но и в России. На этом пути у кафедры культурологии есть определенные успехи.

С позиций объединения естественно-научного и гуманитарного знания, преодоления пропасти между научной и художественной культурой (по Сноу) написана книга зав. кафедрой культурологии А.В. Волошинова «Математика и искусство» [2]. Как отмечается в аннотации, в книге на обширном материале от античных времен до наших дней прослеживаются пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер культуры - науки и искусства, развивается стержневая идея книги - идея единства науки и искусства, единства истины и красоты.

Методология точных наук, в частности, информационно-синергетические и симмет-рологические методы анализа художественной культуры, являются методологическим стержнем исследований, осуществляемых на кафедре под руководством А.В. Волошинова. Основные результаты этого направления отражены в статьях [3-10]. Результаты этих исследований докладывались также на многих международных съездах, конгрессах и симпозиу-

мах (Москва, Клермон-Ферран, Рим, Прага, Токио, Стокгольм, Дрезден, Копенгаген, Лиссабон и др.).

Одним из ключевых понятий синергетики является понятие фрактала. Фрактальные структуры также являются и важнейшим морфогенетическим законом природы, изучение которых породило на рубеже веков настоящий «фрактальный бум». В работах последних лет, выполненных под руководством А.В. Волошинова, предпринимается попытка доказательства фрактальной морфологии искусства или, в парафраз известному высказыванию Галилея, доказательства того, что книга искусства написана на языке фракталов. Основные результаты этого направления отражены в статьях [11-15].

Проводимые на кафедре исследования отмечались грантами Российского фонда фундаментальных исследований (№ 97-06-80209), Российского гуманитарного научного фонда (№ 98-03-14050), научной программы МО РФ «Университеты России» (УР.10.01.009).

Особенно приятно, что системно-синергетическая парадигма стала рабочим инструментом для кафедральной молодежи (хотя и не для всей). В этой парадигме под руководством А.В. Волошинова защищены кандидатские диссертации аспирантами кафедры: А.В. Малышевым «Принцип симметрии в художественном тексте» (1997), М. А. Абрамовым «Структурно-статистический анализ паттернов золотого сечения и зеркальной симметрии в стихотворениях А.С. Пушкина (опыт квантитативной культурологии» (1999), Е.В. Байковой «Антропоморфные структуры в художественной культуре» (2000), Г.Д. Забродиной «Синергия архитектуры и костюма в пространстве культуры» (2002), Ю.В. Кирбабой « Генезис синергетической парадигмы: культурологические аспекты» (2004). Принята к защите диссертация М.В. Ладухиной «Культура как «вторая природа»: опыт культурологического анализа». Успешно работают над диссертацией «Компьютерный анализ колористической гармонии в живописи» аспирант В.В. Фирстов и диссертацией «Гармония как константа культуры» аспирантка О.В. Хотеева.

В системно-синергетической парадигме молодыми доцентами кафедры М.А. Абрамовым и С.И. Труневым написаны монографии [16, 17].

Таким образом, продуктивный и перспективный метод междисциплинарного анализа подхвачен молодыми силами кафедры, и это вселяет уверенность в успешности будущих научных разработок кафедры культурологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Snow C.P. The Two Cultures and the Scientific Revolution: The Rede Lecture / C.P. Snow. 1959. Cambridge: Cambridge University Press, 1961. 230 p.

2. Волошинов А.В. Математика и искусство. 2-е изд., испр. и доп. / А.В. Волошинов. М.: Просвещение, 2000. 400 с.

3. Voloshinov A. Symmetry as a Superprinciple of Science and Art / A. Voloshinov // Leonardo. 1996. Vol. 29. № 2. Р. 109-113.

4. Волошинов А.В. Троица Андрея Рублева: геометрия и философия / А.В. Волошинов // Человек. 1997. № 6. С. 52-74.

5. Абрамов М.А. Пушкин и законы симметрии / М.А. Абрамов, А.В. Волошинов // Человек. 1999. № 3. С. 75-86.

6. Voloshinov A. “The Old Testament Trinity” of Andrey Rublyov: Geometry & Philosophy / A. Voloshinov // Leonardo. 1999. Vol. 32. № 2. Р. 103-112.

7. Байкова Е.В. Антропоморфные паттерны как метаязык искусства / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов // Языки науки - языки искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 322-329.

8. Voloshinov A. Alexander Pushkin and the Laws of Symmetry / A. Voloshinov // Symmetry-2000. Ed. by I. Hargittai & T. Laurent. Part 2. London: Portland Press, 2002. Р. 597-607.

9. Волошинов А.В. Математические начала формообразования в искусстве / А.В. Волошинов // Нелинейный мир науки, образования, культуры. М.: Прогресс-Традиция, Астрахань: Факел, 2003. С. 19-28.

10. Болдова С.М. Симметрийные структуры романа А.И. Солженицына «В круге первом» / С.М. Болдова, А.В. Волошинов // А.И. Солженицын и русская культура: науч. докл. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С. 55-67.

11. Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства / А.В. Воло-шинов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 213-246.

12. Voloshinov A. Beauty: Cosmos and Chaos / A. Voloshinov // Aesthetics & Chaos: Investigating a Creative Complicity. Ed. by Grazia Marchiano. Torino: Trauben, 2002. Р. 163-178.

13. Волошинов А.В. Фракталы зеркальной симметрии: от Гомера до Солженицына / А.В. Волошинов, М.В. Ладухина // Эстетика научного познания: материалы Междунар. науч. конф. М.: Современные тетради, 2003. С. 75-78.

14. Волошинов А.В. Гомер - Данте - Солженицын: фракталы искусства / А.В. Воло-

шинов // Языки науки - языки искусства. М.-Ижевск: Институт компьютерных

исследований, 2004. С. 153-160.

15. Voloshinov A. Fractals in Art: from Homer to Solzhenitsyn / A. Voloshinov // Art and Science. Proceedings of the XVIII Congress of International Association of Empirical Aesthetics. Ed. J.P. Frois et all. Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004. Р. 517-521.

16. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма / М. А. Абрамов. Саратов: СГТУ, 2003. 280 с.

17. Трунев ^И. Цивилизация, отходы, власть: опыты философского осмысления / СИ. Трунев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 132 с.

Волошинов Александр Викторович -

доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Культурология»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.