Научная статья на тему 'Система здоровьеформирующей деятельности в условиях инновационной образовательной среды образовательного учреждения'

Система здоровьеформирующей деятельности в условиях инновационной образовательной среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ ФАКТОР РИСКА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTHMAKING ACTIVITY / SCHOOL RISK FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Любовь Александровна

Статья посвящена проблеме здоровьяформирования в условиях инновационной школы. В статье рассматриваются «школьные факторы риска», оказывающее негативное влияние на здоровье школьников. Описывается классификация здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Приводится практический опыт здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-forming activity system under conditions of educational institution innovative educational environment

The article is devoted to problem of formation of health in the conditions of innovative school. «School risk factors», having negative impact on health of schoolboys are considered in the article. Classification of the savings health technologies directed on preservation of health of the trained is described. Practical experience of activity forming health in educational institution is resulted.

Текст научной работы на тему «Система здоровьеформирующей деятельности в условиях инновационной образовательной среды образовательного учреждения»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 371.4

Морозова Любовь Александровна

Заслуженный учитель Российской Федерации средняя общеобразовательная школа № 331, г. Санкт-Петербург

school331@mail.ru

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена проблеме здоровьяформирования в условиях инновационной школы. В статье рассматриваются «школьные факторы риска», оказывающее негативное влияние на здоровье школьников. Описывается классификация здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Приводится практический опыт здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: образовательная среда, здоровьеформирующая деятельность, школьный фактор риска.

Любые изменения в обществе обязательно сказываются на структуре и содержании системы основного (базового) образования, меняя ее приоритеты, задачи, требования к учителю и ученику. Но как бы, ни менялось время, как бы, ни менялись задачи реформирования современного образовательного учреждения, одна проблема остается неизменно актуальной - проблема здоровья детей, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создания соответствующих условий для их нормального роста и развития.

В современных условиях в нашей стране актуальной проблемой становится обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся, которая решается в рамках приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», а также федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 года и федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы [3]. Совместно с заинтересованными ведомствами реализуется комплекс мер по созданию условий для охраны здоровья обучающихся, ведется работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Почему и сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и не теряет своей принципиальной значимости? Основная причина в низком уровне валеологической культуры населения вообще и воспитанников, их родителей, педагогов в частности. До сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здо-

ровье, о том, как его сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, практических навыков заботы о собственном здоровье.

Анализ состояния здоровья населения России показывает, что оно значительно хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран мира, и объективно следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если кардинально не будут изменены в сторону улучшения экологические и социальные условия жизни, влияющие на здоровье человека. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30% детей приходящих в 1-й класс школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5% до 18%, с нервно-психическими расстройствами с 1,6% до 2,8%, нарушениями осанки с 19% до 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов 30-40%.

Известно, что формирующийся организм ребенка в силу особенностей своего развития особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных природно-социальных факторов окружающей среды. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее поколение нашей страны оказывают неблагоприятное воздействие множество так называемых «школьных факторов рис-

ка», имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые способствуют дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

К числу школьных факторов риска относятся:

- острый дефицит двигательной деятельности, чрезмерное статическое напряжение (хроническая гипокинезия);

- стрессовая тактика педагогических воздействий;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;

- интенсификация учебного процесса;

- нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);

- низкая валеологическая грамотность и ва-леологическая культура педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Опасность влияния школьных факторов риска заключается в том, что их воздействие на рост, развитие, состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья ребенка не привлекает должного внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Хроническая гипокинезия, является первым по значимости школьным фактором риска. Режим обучения в современной школе связан с критическим для организма детей и подростков дефицитом двигательной активности и возрастанием статического напряжения, что приводит к нарушению осанки, чрезмерному напряжению зрительного анализатора, накоплению избыточной массы тела и, как следствие, к значительному увеличению риска заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возникновения нарушений обмена веществ, к снижению уровня развития двигательных качеств, к ухудшению психоэмоционального состояния.

Стрессовая тактика педагогических воздействий является вторым по значимости школьным фактором риска. Ведущим стрессовым фактором в процессе школьного обучения является ограничение времени учебной деятельности. Речь идет, прежде всего, о продолжающихся в начальной школе так называемых «испытаниях секун-

домером», когда в качестве критерия успешности учебной деятельности рассматривается приобретение навыка письма и чтения с определенными скоростными характеристиками. Данные психофизиологических исследований показывают, что форсирование темпа письма и чтения тормозит формирование этих базисных навыков, приводит к значительному мышечному напряжению и напряжению сенсорных систем, к переутомлению. При чтении со скоростью 80-90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается.

Третьим по значимости школьным фактором риска, вызывающим чрезмерное функциональное напряжение, нарушение здоровья, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям учащихся. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения в школе при поступлении в первый класс. По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу школьного обучения у подавляющего большинства современных детей 67 лет еще не сформированы школьно-значимые функции [1]. От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность моторной и речевой функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, которые являются основой формирования базовых навыков письма, чтения, счета.

Следующим школьным фактором риска, приводящим к резкому ухудшению состояния здоровья современного школьника, является интенсификация учебного процесса за счет увеличения количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.), а также за счет реального уменьшения количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

С интенсификацией учебного процесса тесно связан и такой школьный фактор риска, как нерациональная организация учебного процесса. Учащиеся всех классов недосыпают 1,5-2 часа в 80-90% случаев, средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 минут, что, безусловно, отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма.

Еще одним школьным фактором риска, является недостаточная валеологическая грамотность педагога, работающего в школе. Учитель может блестяще знать свой предмет, но может не знать возрастные индивидуальные особенности и возможности учащегося. К сожалению, современная система подготовки и переподготовки педагогических кадров у нас в стране предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии и психологии, педагогической валеологии, психофизиологии учебного процесса и психопедагогике школьных трудностей, не позволяющих выстроить научно обоснованный здоровьесберегающий учебный процесс.

Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса и соответственно решение следующих задач:

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитание культуры здоровья;

- развитие творческих способностей;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

- внедрение инновационных педагогических технологий;

- принятие участия в научно-практических конференциях.

Что же необходимо сделать, чтобы, если не полностью исключить, то существенно минимизировать негативное влияние вышеперечисленных школьных факторов риска на здоровье школьника в условиях современной российской общеобразовательной системы? Единственно верным является один путь: необходим комплекс действенных научно обоснованных мер по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации образовательного процесса в современном образовательном учреждении.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

- медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

- образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологичес-кие);

- педагогические технологии, содействующие здоровью;

- технологии, формирующие ЗОЖ.

Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает школьнику возможность сохранить здоровье в период обучения в школе.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе по формированию здорового образа жизни зависит не только от взаимодействия педаго-га-психолога и социального педагога, но и требует от них четкой организации и системы работы с педагогами и родителями, как участниками целостного учебно-воспитательного процесса.

Здоровьеформирующее образование в современном образовательном учреждении невозможно без создания культурологического пространства: системы дополнительного образования детей (широкой сети кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления на уровне класса и всей школы; системы социального воспитания подрастающего поколения.

Создание культурологического пространства образовательного учреждения невозможно без целенаправленных совместных и систематичес-

ких усилий педагогического коллектива и обучающихся по оздоровлению эмоционально-поведенческого пространства школы. Характеристиками эмоционально-поведенческого пространства школы являются:

- уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

- особенности эмоционально-психического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также в педагогическом коллективе школы;

- стиль поведения учителя и учащихся на уроке, формы и характер поведения учащихся на переменах;

- степень проявления заботы учащихся и педагогов и психологических последствиях своего влияния на окружающих в процессе взаимодействия и т. п.

Психологическое направление организации здоровьеформирующего образования в первую очередь предполагает комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.

На каждом возрастном этапе перед ребенком стоят сложные жизненные задачи. Если у ребенка своевременно не сформированы психологические способности, позволяющие находить правильные решения этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, общества.

На разных ступенях образования ребенка задачи психолого-педагогического сопровождения различны. В дошкольном образовании - диагностика и коррекция нарушений развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы

- определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учеб-

ной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

Эти проблемы, не будучи разрешенными, в младшем школьном возрасте, могут служить основой для различных отклонений психосоциального развития, с особой остротой обнаруживающихся в подростковом возрасте.

Одним из примеров организации системы психологического сопровождения образовательного процесса на основе здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности является программа «Школа без обид», реализуемая в ГОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербурга [2].

Целью программы является разработка и внедрение системы эмоционального здоровьесбере-жения в школе.

Задачи программы:

- создание креативной среды как необходимого условия комфортной безопасной обстановки;

- разработка эффективных способов укрепления эмоционального здоровья детей;

- создание модели взаимодействия учителей, учащихся и родителей;

- организация работы волонтеров по проекту из учителей, родителей и учащихся старшей школы.

Программа «Школа без обид» рассматривается как система работы в начальной, средней и старшей школе.

Содержание программы «Школа без обид»

Начальная школа

Цель: социализация детей в школе.

Задачи:

- воспитание позитивного отношения к окружающим;

- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;

- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;

- создание банка данных «зон озабоченности» на каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня напряженности в адаптации первоклассников;

- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;

- обеспечение эмоционального благополучия учащихся.

Формы и методы работы:

1 класс - социализация в классе через психологические тренинги, этно-спектакль «Теремок» и сюжетно-ролевые игры, проект «Вместе дружная семья!» (уровень - мой класс);

2-3 классы - создание проектов «Мой мир», «Я люблю, я радуюсь, я обижаюсь, я грущу», «Вместе - дружная семья!» (уровень - параллель 2 и 3 классов);

4 класс - проекты «Я и мой мир», «Новый друг», акции «Напиши письмо новому другу», «Подари другу радость»;

Социализация учащихся методом сократического диалога-полилога по программе дополнительного образования «Философия для детей» (3 года обучения).

Основная школа

Цель: социализация учащихся в школьном коллективе и окружающем их мире.

Задачи:

- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения и умение эти знания применять в повседневных отношениях;

- укрепление навыка конструктивного поведения детей в конфликтных ситуациях;

- воспитание толерантных отношений в среде одноклассников и в школе.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня напряженности в адаптации пятиклассников;

- толерантные отношения в среде одноклассников и в школе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие познавательного интереса в области межкультурных отношений;

- сохранение и укрепление эмоционального здоровья подростков.

Формы и методы работы:

5-6 классы - проекты «Человек, на которого я хотел бы быть похожим», «Мосты дружбы», психологические игры, акции «Новый друг», «Напиши письмо новому другу», «Подари другу радость», проект по этнографии народов мира «Вместе дружная семья!»;

7-8 классы - волонтерская работа в начальной школе, психологические игры «Возьмемся за руки», участие в пополнении странички сайта «Школа без обид»; участие в акциях «Письмо новому другу», «Общайся!», «Урок европейской

культуры», флешмобы;

9 классы - работы по программам профориентации, социальные и краеведческие проекты «Виртуальный музей школы», акции по воспитанию толерантности «Подари другу радость».

Старшая школа

Цель: социализация учащихся в социуме.

Задачи:

- повышение уровня психологической культуры старшеклассников в преодолении кризиса подросткового возраста;

- повышение адаптации учащихся к современным требованиям жизни;

- организация работы волонтеров из учителей, родителей и учащихся старшей школы.

Ожидаемые результаты:

- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения в обществе;

- повышение уровня психологической культуры старшеклассников;

- выпускник адекватно своим способностям и психологическим особенностям выбирает свою будущую профессию, он способен интегрироваться в современное гражданское общество.

Формы и методы работы:

10-11 классы - проекты «Лидер XXI века», «Мой мир», «Как быть счастливым?»; «Уроки Европы», акции «Общайся!», «Подари другу радость»; флешмобы; социальный театр, волонтерская работа, Интернет-конференции по вопросам толерантности и культурных традиций разных стран.

Ожидаемые результаты программы:

- снижение уровня напряженности в адаптации первоклассников и пятиклассников;

- участие младших школьников в создании индивидуальных и групповых проектов «Мой мир», «Я люблю, я радуюсь, я обижаюсь, я грущу»;

- формирование и воспитание толерантных отношений в среде одноклассников в школе;

- снижение конфликтов в семье через просвещение родителей по вопросам психологических особенностей детей разных возрастных групп;

- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;

- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения;

- повышение уровня психологической культуры старшеклассников;

- выбор профиля и будущей профессии учащимися старшей школы, которые совпадают с типами взаимодействия и профессиональной направленностью личности;

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении своего эмоционального здоровья и эмоционального здоровья школьников.

Реализация данной программы психологического сопровождения и результаты ее внедрения свидетельствуют о том, что она способствует созданию системы необходимых психологических условий для личностного роста учащихся в школьной образовательной среде, их обучения и развития, значительно повышает эффективность педагогического взаимодействия.

Библиографический список

1. БезрукихМ.М., Сонькин В.Д., ФарберД.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Academia, 2009. - 416 с.

2. Морозова Л.А. Организация системы психологического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении // Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России (Москва, 8-12 декабря 2008 г.). - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. - 554 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 года N° 803, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года № 172.

УДК 37.018.761

Тимакин Александр Вячеславович

Московский педагогический государственный университет

alextimakin@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье отражаются ключевые структуры социального партнерства по воспитанию здорового образа жизни старшеклассника. Через модель воспитания раскрываются направления работы участников социального партнерства на основе технологического обеспечения с использованием современных педагогических технологий. Обозначается содержание этапов работы по воспитанию здорового образа жизни старшеклассников. Представлены результаты процесса воспитания.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, воспитание, социальное партнерство, старшеклассник, семья, педагогическая технология.

Необходимой задачей школы как одного из важнейших социально-культурных институтов является подготовка людей, способных развивать общество и жить в нем, ориентируясь на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности.

Перспективы становления здорового поколения строятся уже не только на семейном воспитании ценностных ориентаций и навыков поведения у ребенка, но также на привлечении потенциала участников внесемейных институтов в образовательный и воспитательный процесс.

Внимание к социальному партнерству общеобразовательных учреждений, социальных центров, негосударственных психологических служб обусловлено возможностью использовать его

совокупный ресурс в решении воспитательных задач. В процессе воспитания здорового образа жизни старшеклассников в ситуации социального партнерства могут участвовать три подструктуры: Семья, Школа, Социальные службы.

Они представляют собой первое устойчивое «оцепление», целью которого является защита и помощь старшекласснику в процессе развития личности и реализации ее потребностей.

Практическая реализация процесса воспитания проходила в рамках сотрудничества Комплексного центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Пензы, Регионального Психологического Центра им. А.Р. Довженко «Д. А.Р.» и общеобразовательных школ в г. Пенза.

Воспитание здорового образа жизни посредством объединения общественных и государственных структур/служб корректирует процесс воспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.