Научная статья на тему 'Реализация педагогом здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе начальной школы'

Реализация педагогом здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынкина Мария Павловна

В статье уточняются понятия «здоровьесберегающие ресурсы», «здоровьесберегающая деятельность педагога», «здоровье учащихся», реализация здоровьесберегающих ресурсов достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами школы своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогом здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе начальной школы»

УДК 373

Добрынкина Мария Павловна

Заведующая учебной частью Нижнетагильского филиала Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального развития образования Свердловской области», аспирант ИРРО, г. Екатеринбург, dobrnt@mail.ru, Нижний Тагил

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Dobrynkina Maria Pavlovna

Head of the teaching department of the Nizhniy Tagil affiliated branch of the State educational institution of additional education «The Sverdlovsk region Institute of the development ofregional education», postgraduate student, Yekaterinburg, dobrnt@mail.ru, Nizhniy Tagil

REALIZATION BY A TEACHER HEALTH KEEPING RESOURCES IN PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

В соответствии с принципами государственной политики в области образования (приоритет жизни и здоровья человека), сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием и целью образования. Возложение на школу и учителя такой задачи как забота о здоровье учащихся,сегодня определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и оставаться равнодушными к сохранению здоровья учащихся было бы проявлением педагогического бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.

В-третьих, как уже отмечалось, современная медицина занимается не здоровьем, а заболеваниями человека, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же современной школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Не случайно социальной потребностью личности и семьи становится «следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний» [2, с. 9]. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог, согласующий свою педагогическую деятельность со школьным врачом и средним медицинским персоналом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ...

В проекте «Наша новая школа» одна из президентских инициатив -сохранение здоровье субъектов образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников [3, с. 13].

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования - «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?» [1, с. 95]. С точки зрения здоровьесбережения, мы ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов.

Термин «здоровьесберегающие ресурсы» рассматривается нами и как качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Целесообразно признать, что «здоровьесберегающие ресурсы» наиболее значимые по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей ответственности за сохранение здоровья учащихся.

Мы выделяем следующие основания для определения «здоровьесберегающих ресурсов». По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

- Защитно-профилактические, к которым относят приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекции, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортивных залах с целью профилактики травматизма и др.;

- Компенсаторно-нейтрализующие. Их задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или

хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить от них человека не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона и т. п.;

- Стимулирующие. К ним относятся приемы, методы, технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки, химические стимуляторы;

- Информационно-обучающие обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье - своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

Руководство процессом организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования требует от этих педагогов высокой личной культуры, наличия специальной методологической, психолого-педагогичес-кой подготовки по формированию у обучающихся культуры физической, культуры физиологической, культуры психологической, культуры интеллектуальной. Именно они должны дать учащимся общее знакомство с возможностями здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих ресурсов в работу школы можно выделить три степени приверженности школы идеям здоровьесбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т. п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!»

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе.

3. Комплексное использование технологий в содержательной взаимосвязи на единой методологической основе.

В связи с вышесказанным в Нижнетагильском филиале государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области» проводится обучение педагогов на образовательной программе «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» и семинаре

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ...

«Организация здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования в образовательном процессе». Одной из целей организации обучения является развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере сохранения, укрепления и формирования здоровьесберегающих ресурсов субъектов образовательного процесса, а также подготовка педагога к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе рассматривается нами как задача-минимум, которая отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Ко посеге!» («Не навреди!») и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившемся в нашей стране еще в советское время, охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома принесет желаемый результат - даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить свое здоровье.

Одним из главнейших направлений работы школы является оптимальное использование здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе. Данный подход, на наш взгляд, меняет установку всей школьной системы: не знания и умения являются доминантой, а условия для радости самопознания и саморазвития ребенка. На первый план выходит обучение ребенка методологии творческого поиска, организации обучения и самообучения.

Практика обучения показывает, что в благоприятной психической атмосфере, при правильной организации режима дня и посильной нагрузке дети хорошо себя чувствуют и могут много и плодотворно работать. Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. Под работоспособностью мы понимаем способность человека развить максимум энергии

и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной работы. Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности зависят от физического развития ребенка, функционального состояния организма, индивидуальной особенности высшей нервной деятельности, состояния здоровья, эмоционального состояния.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих ресурсов - это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при

которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся сопровождается сохранением их здоровья. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у учащихся.

Библиографический список

1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - С. 95.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (проект), 2009. - 17 с.

УДК 37.09

Киселева Татьяна Юрьевна

Музыкальный руководитель ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», abakirova@ngs.ru, ocdk54@mail.ru, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педогогики и психологии ФНКНГПУ, vabelovolov@mail.ru, Новосибирск

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ «АРТ-ГАРМОНИЯ»

Kiselyova Tatyana Yuryevna

Musical supervisor of the Regional centre of diagnostics and consultation, abakirova@ngs.ru, ocdk54@mail.ru, Novosibirsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor of pedagogy, professor, head of the Chair of Pedagogics and Psychology of the Novosibirsk State Pedagogical University, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PEDAGOGICAL ART THERAPY PROGRAM “ART HARMONY”

Мир, окружающий ребенка, загадочен, интересен, непредсказуем. Но иногда он бывает к нему несправедлив и даже жесток, особенно к ребенку с ограниченными возможностями здоровья или оказавшемуся в трудной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.