УДК338.43:631.1
H.A. Тимошепко, ассистент кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
СИСТЕМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье показана схема системы внутрихозяйственного экономического управления экономикой предприятия, а также рассмотрены все механизмы данной системы.
Ключевые слова: внутрихозяйственное управление, экономика предприятия, механизм управления.
Зачастую в формулировке «экономика предприятия» применяются более широкие, на наш взгляд, понятия хозяйственной деятельности, которые включают в себя кроме экономических, организационные, правовые и социальные отношения, а так же формы их проявления. Все отношения в предприятии регулируются отдельными механизмами, а именно: экономическим, организационно-административным, правовым и социальным. В комплексе все отмеченные механизмы
In article the scheme of system of intraeco-nomic management is shown by enterprise economy, and also all mechanisms of this system are considered.
Keywords: intraeconomic management, enterprise economy, management mechanism.
составляют хозяйственный механизм предприятия. В задачу данного исследования входит изучение управления экономикой, т.е. экономического механизма, который по признанию многих ученых является ведущим звеном в системе хозяйственного механизма предприятия [1,2].
Внутрихозяйственный механизм управления экономикой будет системным (рис. 1).
/-il
Система внутрихозяйственного экономического механизма управления экенемикей предприятия
ШВВЖ .. . / • . ' ; -
ПМшйвг
Подсистемы [механизмы)
■ВИННИ
Рисунок 1 - Схема системы внутрихозяйственного управления экономикой предприятия
Исследуя систему механизмов управления экономикой сельскохозяйственного предприятия, как предпринимательской организацией, следует выделить такую её составную часть как «инновационный механизм предпринимательства».
Инновационный механизм - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности, способствующая осуществлению этой деятельности, поиску инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. Выделяют три уровня инновационных механизмов. Кроме инновационного механизма на уровне предприятия, который нами рассматривается, необходимо указать на инновационные механизмы на макроуровне и региональном уровне. Исходя из теории систем все вышеотмеченные инновационные механизмы в целях эффективного производства должны действовать согласованно, сопряжено и последовательно. На уровне предприятия инновационный механизм в основном работает в рамках подсистемы использования ресурсного потенциала. Резюмируя теоретические исследования в области инновационного механизма с точки зрения систем, можно сделать вывод о невозможности успешного ведения экономики предприятия без инновационной составляющей механизма управления предприятием.
Механизм управления затратами является важной составляющей системы внутрихозяйственного механизма управления экономикой предприятия. Управление должно осуществляться по расходу материальных ресурсов, затратам трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. По экономическому содержанию и в целях управления затраты предприятий подразделяю на три группы: затраты на производство и реализацию продукции; затраты на расширение производства; затраты на развитие непроизводственной сферы (социально-культурных мероприятий и объектов).
Первая группа представляет себестоимость продукции и отражает затраты простого воспроизводства. Вторая - расход на прирост основного и оборотного капитала, т.е. затраты в инвестиции. Третья - расходы на поддержание и создание объектов социально-культурного назначения.
Затраты разграничиваются по источникам финансирования, по формам и методам предоставления средств: а) эксплуатационные отражают расход ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия; б) текущие включают в себя всю совокупность затрат на
производство и реализацию продукции; в) капитальные - затраты на прирост основного капитала; г) на управление - расходы на содержание аппарата управления; д) предельные - максимально допустимый уровень затрат; е) сопряженные - дополнительные затраты в смежных производствах, непосредственно связанные с развитием основного производства; ж) на рубль товарной продукции - отношение полной себестоимости товарной продукции к её объему в отпускных ценах предприятия.
Механизм управления финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступлений от ценных бумаг и др. Важнейшими задачами управления финансами являются также оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и тд.); выплата заработной платы работникам предприятия; уплата налогов и осуществление других обязательных платежей в бюджет, и внебюджетные фонды.
Механизм планирования - важная функция менеджмента. Это процесс определения (проектирования) заданий на будущее, условий и средств их выполнения. Планирование деятельности предприятия имеет два аспекта - внешний и внутренний. Важной особенностью внутренних планов является их ориентация на решение тактических заданий в пределах краткосрочного периода (года). Долгосрочные (перспективные) планы стратегического развития разрабатываются и реализуются на уровне предприятия. Механизм внутреннего планирования на предприятии условно делят на два вида: технико-экономические и оперативно-календарные.
Мотивацнонный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических результатов предпринимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Материальное стимулирование в настоящее время приобретает разнообразные формы: стимулирование через оплату труда (основная и дополнительная), выплаты из прибыли, за участие в капитале, за результаты работы и др.
В системе управления предприятием и его подразделениями важную роль играет механизм контроля и учета.
В широком понимании контроль - это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничениям). Контроль является обязательной функцией управления какой-либо сложной системой. На предприятии контролю подлежат все материальные и денежные потоки, производственные процессы, деятельность людей, расходы ресурсов и результаты. Такой глобальный контроль дает возможность выяснить, насколько деятельность подразделений всех иерархических уровней отвечает действующему регламенту, установленным заданиям и насколько она эффективна.
В процессе контроля собирается и анализируется необходимая информация, выявляются отклонения фактических показателей от установленных (плановых, стандартных) и их причины. Наряду с понятием «контроль» достаточно распространено понятие «контролинг», которое, будучи близким по содержанию, охватывает больше функций. Однако эти функции четко определены лишь на отдельном предприятии (контроль, анализ, обеспечение информацией всех заинтересованных менеджеров, координация, а часто и планирование).
Контроль на предприятии имеет разные направления и формы. Это, прежде всего, контроль материалов и продукции на всех стадиях ее обработки, а также технологических процессов. Этот вид контроля тесно связан с технологическим процессом, поэтому у нас он имеет традиционное название технического контроля. Технический контроль является важной составляющей системы управления качеством продукции на каждом предприятии.
Важное дисциплинирующее значение имеет контроль трудовой дисциплины, соблюдения организационного регламента и качества выполнения своих функций работниками (качества труда).
Особенную роль в системе внутреннего контроля выполняет контроль результатов производ-ствя и зятпаченных песупсов. котопые вместе ха-
-—-;—--4--*-*---Л
растеризуют эффективность деятельности. Для внутрикооперационных подразделений, которые являются расходными центрами ответственности (местами расходов), результаты выражаются в количестве изготовленной продукции определенной номенклатуры, а расходы ресурсов - в смете. В подразделениях - центрах прибыли, эти два показателя трансформируются в единый целевой показатель результата - прибыль.
Технология контроля расходов и результатов заключается в сравнении фактических показателей с плановыми, выявлении причин отклонений и их анализе, что является основой для принятия определенных решений ответственными работниками.
Следовательно, контроль тесно связан с планированием и через функцию регулирования влияет на него. Так отклонения фактических показателей от плановых, выявленные в процессе контроля, могут привести к двум разным регулирующим действиям. В большинстве случаев проводятся мероприятия по приведению фактических результатов в соответствие с планируемыми показателями. Но, поскольку плановые показатели всегда являются в известной мере вероятными величинами, результаты контроля могут быть основанием для их коррекции с приближением к фактическому уровню (например, некоторые расходы, которые трудно нормировать, потери от брака и др.), таким образом, контроль является важным элементом в системе управления с обратной связью.
Механизм управлении маркетингом является одной из важнейших подсистем управления предприятием. От него зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой - эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли. Этот механизм больше других механизмов управления экономикой предприятия связан с внешней экономической средой.
Подводя итоги теоретическим исследованиям по основам механизма управления экономикой предприятия, следует отметить главную его особенность - данный механизм должен строиться на системной основе, с включением в него основных элементов, показанных выше. Механизм управления предприятием должен работать в двух направлениях. Первое направление - обеспечение внешних связей, как обязательное условие получения дохода. Второе направление деятельности механизма управления экономикой предприятия - развитие экономико-инновационной деятельности и производственных отношений в предприятии. Кроме этого, необходимо отметить существенную роль государственного управления, как фактора экономической среды деятельности механизма управления экономикой предприятия, что особенно важно для сельскохозяйственного предприятия.
Литература
1. Ленд П.Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента: Пер. с англ. -М.:ИНФРА-М, 1995.
2. Великий П.П. Социальная политика на селе: новые вызовы, старые ограничения // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. №2. С. 231-244.