Научная статья на тему 'Система управления профориентационной работой в Курганской области'

Система управления профориентационной работой в Курганской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION / ПРО-ФОРИЕНТАЦИОННАЯ РА-БОТА / СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / NET PROJECT / АССОЦИАТИВНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / THE ASSOCIATIVE RESOURCE OF THE PROFESSIONAL SAMPLES (TESTS) / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕК-ТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / THE INDIVIDUAL TRAJECTORY OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ САЙТ / THE CAREER-ORIENTED WEBSITE / CAREER-ORIENTED WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куган Борис Алексеевич, Криволапова Нина Анатольевна

В статье говорит-ся об эффективном механизме управления профориентационной работой в Курганской области. В качестве ключевых элементов профориентации опре-делены: ассоциативный ресурс учебных мест, согласованный единый план-график профори-ентационных меропри-ятий, индивидуально-групповая траектория профессионального самоопределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куган Борис Алексеевич, Криволапова Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The control system of the career-oriented work in the Kurgan region

The effective control-gear of the career-oriented work in the Kurgan region includes the interdepartmental cooperation of the government bodies, the educational institutions and employers, the department services and institutions, non-government (publics) organizations. The key elements of the career-guidance are: the associative resource of the training places; the coordinated general plan of the career-oriented actions; the individual and group trajectory of the professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Система управления профориентационной работой в Курганской области»

Система управления профориентационной работой в Курганской области

КУГАН

Борис Алексеевич,

доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования и социальных технологий, Курган

КРИВОЛАПОВА Нина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор — проректор по науке и инновационной деятельности ИРОСТ, Курган

В последнее десятилетие проблема развития кадрового потенциала для социально-экономического развития Курганской области является особенно актуальной. Для согласованной деятельности всех ведомств в организации профориентационной работы и ее научно-методического сопровождения разработан региональный межведомственный проект «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор». Его основная задача — определение механизмов межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций для создания системы профориентационной работы в регионе.

Аннотация

В статье говорится об эффективном механизме управления профориентационной работой в Курганской области. В качестве ключевых элементов профориентации определены: ассоциативный ресурс учебных мест, согласованный единый план-график профори-ентационных мероприятий, индивидуально-групповая траектория профессионального самоопределения

Ключевые слова:

межведомственное взаимодействие, про-фориентационная работа, сетевой проект, ассоциативный ресурс профессиональных проб, индивидуальная траектория профессионального самоопределения, профориентационный

Анализ состояния кадрового потенциала Курганской области относительно требований инновационного социально-экономического развития региона позволил выделить ряд проблем профориентационной работы:

— несогласованность действий учреждений разного уровня в области профориентации, отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

— дефицит квалифицированных кадров, занимающихся профориентационной работой;

— недостаточность образовательных программ в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования, а также в процессах педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся.

Именно необходимостью согласованной деятельности всех ведомств и потребностью в организационном и научно-методическом сопровождении этой деятельности обосновывается реализация регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор». Его основная задача — определение механизмов межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций для создания системы профори-ентационной работы в регионе, обеспечение возможности создания единого интегрирован-

ного ресурса на разных уровнях этой системы. Структура проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор» представлена на рис. 1.

Рассмотрим подробнее ключевые направления реализации проекта.

Обеспечение межведомственного взаимодействия

Координатором проекта выступает Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области с целью объединения усилий и обеспечения координации межведомственного взаимодействия органов власти, образования, работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций.

Управленческая модель профориентацион-ной работы, основанная на межведомственном взаимодействии и согласованности действий органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций, представлена на рис. 2.

Определение координаторов

Координатором работы выступает отраслевой департамент или управление (рис. 3). Научно-методическое, организационное, информационное сопровождение осуществляет Институт развития образования и социальных технологий.

Определение регионального координатора, координаторов подпроектов, распределение

сайт

10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 4/2015

направлений и содержания деятельности между участниками проекта для системного организационно-методического и научно-методического сопровождения профориентационной работы в регионе, показано в таблице.

Ключевым элементом проекта является создание ассоциативного ресурса учебных мест на основе объединения потенциала учреждений дополнительного, профессионального образования и работодателей. Данный ресурс является универсальным и используется как объект профориентационного туризма, обучения студентов техникума и место профессиональных проб для учащихся базовых школ. Индивидуально-групповая траектория профессионального самоопределения может включать разные виды деятельности: пробы, профориентацион-ные туры, практики и др.

В качестве связующего элемента выступает согласованный единый план-график профо-риентационных мероприятий и содержание деятельности участников каждого сетевого подпроекта: профориентационная диагностика и карьерное консультирование; курсы по выбору, элективные курсы, спецкурсы, кружки; профессиональные пробы; социально-профессиональные практики; профориентационные туры (экскурсии) педагогов, родителей, учащихся; профессиональные конкурсы, проекты, выставки, научно-практические конференции, встречи, деловые игры; обучение учащихся, молодежи и специалистов.

Система психологической поддержки учащихся

Целью создания системы психологической поддержки учащихся, молодежи, населения является координация деятельности всех служб: центров занятости, центров профориентации, психологических служб учреждений и организаций, в том числе с использованием интернет-ресурсов.

На начальном этапе для обеспечения системы психолого-педагогической поддержки был определен единый подход к организации диагностики профессиональных предпочтений обучающихся, молодежи (населения — по потребности), в том числе с использованием интернет-ресурсов, и организована массовая диагностика учащихся 8-11 классов для определения их профессиональных предпочтений.

В исследовании в 2014/15 учебном году приняли участие 11067 учащихся из 19 муниципальных образований, в том числе 5797 учащихся школ г. Кургана.

В качестве критериальной методики для определения профессиональных предпочтений была выбрана методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии», позволяющая выявить предрасположенность учащихся к тому или иному типу профессиональной деятельности: П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек).

Координаторы проекта «Промышленный навигатор» — Курганский технологический колледж, Курганский промышленный техникум, Шадринский политехнический колледж

Правительство Курганской области

Рис. 1. Структура проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»

Координационный еооетпо научной научно-технической и инновационной деятельности при Губернаторе Курганской области

Департлиызт акенамнчееквгв роднитл, тартар пи и труда Курган екай а Власти

Департаменты;

-отрситальсти, г?с$иепе(У7М54н и

-плгм Ш!плм1№яг -ре шппргя. г:яяп.1 изг (пргптнкл;

и и уидо ш ен 1 ь и 1ь-1ы>. а иии-тпнн -сглккпйпй нппяДггм н гкргрдЬлт ¿якпщпА I р-икыш г-шисм; -«дозеоосфанаш;

-"ш-'рлдп ¿у. рсз>рма пакэан^ спр-^каоцаЯ срсди;

Упрашпснии;

- культям;

-гйфнличпенпй куппт.рл. «трту л тулиггиу:

-ггдчигл упяаптспиг: гю -руду к Лп! гитстк и и ¡мние >пиаЕ. кккк* ьбээалга-мк.

-ггазнсеутшегини? авт-эмо Сильные дозес

Субъекты региональной инновационной инфраструктуры

(КРССТ. вигнегнмгЯйгго.зь I ц»гры: кластерного рмвиткя. ыопадаяного нниэаацис+нсго творвспея;

X

Организации среднего и высшего профессионального образования

X

Сеть базовых образовательны*: организаций

челж* • шиш вд чакос* • J, их «ям я: ■ | |ХТЭ< а, имежг ХКЙП жим ?

ОПК {СОЭДОВ&ТбГЪНг-

ГрЛИЛПЛртЗГРГ! I 11.Ю |'0'.ЧПГЬ": !П1

КОЦ Ь'/лы уиные

счрмсмпвльнь» центр и

НПО (терр.тгар'олььы!: иЛИГЪНЬй йбЬйрШйНМ!

X

ресурсные центры

прслрариш-ггш^ш: Курог.шшсмлн ран 1:1.1 ЙСЯНИВОМ* Шы^рт: -Ц^ЫНСКИЯ ран С* Ыи л от пнйпн

Рис.2. Схема управленческой модели профориентационной работы на основе межведомственного взаимодействия

Таблица

Институт развития образования и социальных технологий научно-методическое сопровождение проекта, координация деятельности, составление единого плана-графика, мониторинг его реализации, обучение учителей молодежи и специалистов: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, профессиональное обучение, переподготовка

Центры занятости, учреждения профессионального образования, ИРОСТ Учреждения профессионального образования (КПТ, КТК, ШПК, КГУ) Предприятия, организации

Профориентационная диагностика и индивидуальное консультирование Формирование групп Координация деятельности, формирование групп обучающихся, разработка программ, организация профессиональных проб, профессиональных практик Укрепление материальной базы УПО Профориентационные туры (экскурсии) педагогов, родителей, учащихся

Проект «Малая Академия наук» Конкурсы, олимпиады по профориентации, робототехнике Выставки, научно-практические конференции, встречи, деловые игры Создание ассоциативного ресурса профессиональных проб (учебных рабочих мест по профессиям, востребованным на региональном рынке труда) Профессиональные конкурсы

СОЦС^ЖЛТСЛЬПаП модель М Г.КЬ Г II1М1Г1Ц-П П<М1 > И (.1НМ<>. П'ЙI I ИН1Г 11| I' к|>- >11 п 14111111 и ч

кнгкип »{¡ишми

:Ё О

2 £

:Е О.

3 и?

4-

с р

Отрас.ттеной Департамент (идти "Упраплтеиио) -±-:--

ОГиитОри.юн; Я 111.111,1« учуМ"*",^

Про фО&р й БйНПЯ

<ВПО, СПО)

11]'1Г.1! 11рп-нт

-Профориентациониая диагностика и карьерное консультирование •Курсы по выбору, элективные курсы, спецкурсы, кружки •Профессиональные пробы •С оциап ь но-п рофе ссйо н а л ьны е п р акти ки

•Профориентэционные туры (экскурсии) пеадэгогов, родителей, учащихся

-Профессиональные конкурсы, проекты, выставки, научно-практические конференции, встречи, деловые игры •Обучение учащихся, молодежи и специалистов: семинары, тренинги. курсы повышения квалификации, профессиональное обучение, переподготовка

Икстнтут |'1кпт ни оЗнймиитпн п слтиилькьк т> 1 иII i.il пП 4 НРОСТ)

а

4

-ГI

з:

со =

га

I

Рис.3. Содержательная модель межведомственного взаимодействия

Рис. 4. Распределение выпускников 9-х, 11-х классов по предпочитаемым типам профессий, %

Промышленный навигатор

Департамент пр эмы тленности, транспс Курганской облас! Профессиональное образование 1Сур1 »некий 1 см:у/ |ир1: 1 нем ими университет колледж Kypi.ii 1с:кий мроглы!шки 1ный Техникум >рта. связи и энергетики ги

Предприятия: ОАО Курган м а шза вод» ОАО «Курганпрмбор» ОАО « Курганский завод дором<ных машин» ОАО «Ростелеком»____ Общественные объединения: Союз промышленников и п редг ринимателей Курганское региональное отделение Союза машиностроителей России

Субъекты региональной инновационной инфраструктуры: ПРОСТ, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития, молодежного инновационного творчества Региональная модель профориентационной работы Инновационные сетевые проекты: «Малая академия наук», «Инженерные кадры Зауралья»...

Базовые общеобразовательные учреждения г. Кургана и Курганской области: кружки, курсы по выбору, элективные курсы профессиональные пробы, внеклассные мероприятия, социальные практики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

I-

'I л

Л .

О !'

П рофо риянта 11 ион -нйя диагностика Единый план-график профориентационных мероприятий: профессиональные пробы, практики, дни открытых дверей, встречи, экскурсии, конкурсы Обучение слйциэлистов

Инмеракшвный форум «Человек в мире профессий»

Рис. 5. Региональный проект «Промышленный навигатор»

Как видно из диаграммы, представленной на рис. 4, наиболее предпочитаемыми типами профессий у учащихся 9-х классов школ области являются «человек» (31%) и «техника» (24%). 17% учащихся выбирают сферу профессиональной деятельности «художественный образ». Профессии типа «природа» и «знак» привлекают примерно одинаковое количество учащихся (13% и 12% соответственно).

Выпускники 11-х классов отдают предпочтение типу профессиональной деятельности «человек» (37%). Существенно по сравнению с 9-ми классами снижается количество учащихся, выбирающих профессии типа «техника». Наряду с этим 3% выпускников 9-х классов и 4% выпускников 11-х классов продемонстрировали предпочтения к двум и/или более типам будущей профессии.

Проведенная диагностика позволила сформировать группы учеников, ориентированных на определенный тип профессии. С ними организуется предметная работа по осознанному выбору направления обучения будущей профессии (профтуры, пробы, практики). Таким образом, для каждого ученика выстраивается научно обоснованный индивидуальный маршрут про-фориентационной деятельности, включающей следующие шаги: диагностика профессиональных предпочтений; индивидуальное консультирование; определение целей, задач и содержания программы (плана); составление маршрута реализации программы; диагностика, оценка результатов и корректировка целей для следующей программы и ее разработка.

Разработка сетевых проектов по профессиональным предпочтениям

Алгоритм разработки сетевых проектов по профессиональным предпочтениям представлен на рис. 5. Общую координацию проекта осуществляет Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики с целью объединения усилий и обеспечения координации межведомственного взаимодействия органов власти, образования, работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций.

С 2014/15 учебного года началась реализация проектов «Промышленный навигатор» и «Педагогический навигатор», включающих следующие направления деятельности:

— определение участников сети (учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций);

— формирование команд и их обучение;

— составление единого согласованного плана-графика всех мероприятий профориентаци-онной направленности;

— использование деятельностных технологий и форм профориентационной работы;

— организация предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся;

— разработка сети профориентационных

маршрутов, организация и проведение экскурсий, профессиональных проб, социально-профессиональных практик.

С 2009 года в образовательных учреждениях реализуется региональная модель профориен-тационной работы с учащимися школ, а с 2010 года — проект «Малая Академия наук», ориентирующий детей на выбор профессий технической направленности. В его реализацию вовлечено около 8000 учащихся. Вместе с тем эти проекты носят ведомственный характер и исчерпали свои ресурсы внутри системы образования.

«Промышленный навигатор»

В условиях дефицита трудовых ресурсов профориентационная работа должна фокусироваться на осознанном мотивированном выборе профессий, востребованных на региональном рынке труда, подготовке кадров по наиболее дефицитным профессиям и специальностям, востребованным экономикой региона. На подготовку к выбору профессий, отвечающих потребностям промышленной сферы регионального рынка труда, направлен проект «Промышленный навигатор».

Координаторами проекта «Промышленный навигатор» выступают Курганский технологический колледж, Курганский промышленный техникум, Шадринский политехнический колледж. Каждое из учреждений профобразования взаимодействует с работодателями и сетью общеобразовательных учреждений г. Кургана и Курганской области.

Механизм реализации проекта строится следующим образом: определяется план работы проекта на период его реализации; составляется скоординированный план реализации соответствующего подпроекта на данный период, составляется ежегодный план работы по координации и научно-методическому сопровождению (ИРОСТ) в соответствии с госзаданием, общий план координаторов (ОСПО) подпроектов.

«Агропромышленный навигатор»

Для Курганской области, где более 50% предприятий ориентированы на сельскохозяйственное производство, актуальным является формирование мотивации школьников на выбор профессий агротехнологической направленности. Между тем, как показывает анализ, обучающиеся имеют низкий уровень мотивации к труду на селе, выбору профессий сельскохозяйственной направленности, возвращению на малую родину, закреплению на селе и развитию в сельской территории эффективного агропроизводства. Интеграция усилий общественности, возможностей государства и бизнеса на основе межведомственного, межобщественного взаимодействия позволит, с нашей точки зрения, обеспечить решение этой региональной проблемы. Проект «Агропромышленный навигатор» будет запущен в 2015/16 учебном

году. Он будет ориентирован на развитие предпринимательских способностей школьников и студентов, создание областной системы непрерывного агробизнес-образования, подготовку и вовлечение в агробизнес молодых квалифицированных кадров.

Единая информационная среда

Единая информационная среда профори-ентационной работы включает в себя сайт 45profor.ru, сайты учреждений, интерактивные, виртуальные профориентационные кабинеты предприятий, организаций. Ежегодной коммуникативной площадкой выступает профориен-тационный форум.

Профориентационной сайт 45profor.ru был создан в институте в 2010 году. Сегодня имеется возможность создать на его основе единый информационный ресурс Курганской области, где будут размещаться видеоролики, виртуальные экскурсии, информация о предприятиях, профессиях, учреждениях, проводиться конкурсы, онлайн диагностика, профконсультации для учащихся, родителей, педагогов, выкладываться методические материалы для руководителей образовательных организаций, профори-ентологов, педагогов.

В 2014 году на сайтах образовательных организаций среднего профессионального образования созданы виртуальные кабинеты профориентации, где, в частности, размещаются профориентационные выставки, ЭБ-туры, виртуальные экскурсии, проекты и др.

Таким образом, реализация проекта позволит создать интегрированную систему профо-риентационной работы на основе межведомственного взаимодействия. Данная система позволит уравновесить потребность экономики в кадрах и образовательные потребности молодежи, создать единое региональное образовательное пространство на основе интеграции ресурсов общественных организаций, органов власти, учреждений системы образования, работодателей, ведомственных служб.

Литература

1. Криволапова Н. А. Развитие территориального школьного округа в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты: Метод. рекомендации. — Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2012. — 56 с.

2. Криволапова Н. А. Региональные подходы к организации профориентационной работы // Служба занятости. — № 2. — 201Э. — С. 50-58.

3. Куган Б. А., Криволапова Н. А., Тебенькова Е. A. Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации // Непрерывное образование: XXI век. — Вып. 2 (6). — 2014. — DOI: 10.15393/j5.art.2014.2366.

4. Формирование социальной компетентности обучающихся: Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. Б. А. Кугана, Н. А. Криволапо-вой, Е. А. Тебеньковой. — Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2011. — 1Э6 с.

Проект «Агропромышленный навигатор» ориентирован на подготовку квалифицированных кадров, создание областной системы непрерывного агробизнес-образования

Интегрированная система профориентационной работы позволит уравновесить потребность экономики в кадрах и образовательные по-требности молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.