Научная статья на тему 'Инновационные решения в профориентационной работе профессиональных образовательных организаций'

Инновационные решения в профориентационной работе профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криволапова Нина Анатольевна, Михалищева Марина Александровна

В статье представлен опыт профориентационной работы профессиональных образовательных организаций Курганской области в рамках регионального межведомственного проекта «Профориентационный техно-парк „Зауральский навигатор“». Рассматривается технология организации профориентационной работы на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative solutions in vocational guidance of kurgan region’s professional educational organizations

The experience of the Kurgan region professional educational organizations’ vocational guidance work (within limits of regional interdepartmental project «The vocational guidance technology park «Zaural navigation») is discussed in the article. The vocational guidance work organization technology (on the basis of professional educational and educational institutions’ cooperation) is described below.

Текст научной работы на тему «Инновационные решения в профориентационной работе профессиональных образовательных организаций»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

| 71

Инновационные решения в профориентационной работе профессиональных образовательных организаций

ГА

КРИВОЛАПОВА Нина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности Института развития образования и социальных технологий, Курган

МИХАЛИЩЕВА Марина Александровна,

кандидат педагогических наук, руководитель Центра развития профессионального образования Института развития образования и социальных технологий, Курган

с:

Ое

Аннотация

В статье представлен опыт профориентационной работы профессиональных образовательных организаций Курганской области в рамках регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"». Рассматривается технология организации профориента-ционной работы на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений

Ключевые слова:

проект «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»», система профессиональных проб, профориентационные компетенции

Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники, молодежь. Профессиональное самоопределение — длительный процесс, завершенность которого можно констатировать тогда, когда у человека формируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Для решения задач профессионального самоопределения обучающимся необходимы определенные знания о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, умение объективно оценивать свои запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями к профессиональному труду и психологическими характеристиками, значимыми для трудовой деятельности.

Проблема выбора профессии связана с тем, что многие старшеклассники не знают содержания профессии, не понимают, чем занимается специалист, каков характер и условия труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности.

Поэтому сегодня формируются новые подходы к проф-ориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности.

Анализ состояния кадрового потенциала Курганской области относительно требований инновационного социально-эко-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

^ Региональный межведомственный проект

«Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»

Единый план-график мероприятий

Рис. 1. Структура проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"»

номического развития региона в 2014 году позволил выделить ряд проблем профориентационной работы:

- несогласованность действий учреждений разного уровня в области профориентации, отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

- дефицит квалифицированных кадров, занимающихся профориентаци-онной работой;

- недостаточность образовательных программ в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования, а также в педагогическом сопровождении профессиональной ориентации, профессионального становления и развития личности обучающихся.

Именно необходимостью согласованной деятельности всех ведомств и потребностью в организационном и научно-методическом сопровождении этой деятельности обосновывается реализация регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"». Его основная задача — определение механизмов межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений общественных организаций для создания системы профориентационной работы в регионе, обеспечение возможности создания единого интегрированного ресурса на разных уровнях этой системы. Структура проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"» представлена на рис. 1.

Институт развития образования и социальных технологий осуществляет научно-методическое, организационно-технологическое и информационное сопровождение межведомственного сетевого проекта «Профориента-ционный технопарк "Зауральский навигатор"» (2014-2019), утвежденно-го Приказом Главного управления образования Курганской области от 31.03.2015 №256.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

В настоящее время реализуются четыре направления проекта «Зауральский навигатор»»: «Промышленный навигатор», «Педагогический навигатор», «Агробизнесобразование Зауралья», «Медицинский навигатор», в рамках которых осуществляется координация деятельности образовательных учреждений и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций (см. табл.).

Количественный состав участников проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"»

Проекты Кураторы проекта Координаторы проекта Участники проекта

Промышленный навигатор Департамент экономического развития, торговли и труда Главное 4 37

Педагогический навигатор Департамент образования и науки управление по труду и занятости 6 98

Агробизнес-образование Зауралья Департамент АПК Курганской области населения Департамент образования и науки 20 49

Медицинский навигатор Департамент здравоохранения 4 50

Итого 34 234

В реализации проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"» важную роль играют профессиональные образовательные организации, которые обеспечивают координацию профориентационной работы, взаимодействие с работодателями и общеобразовательными учреждениями.

Колледжи и техникумы Курганской области реализуют дорожные карты по профессиям и специальностям, на их базе созданы структуры (проф-ориентационные службы, центры профориентации, маркетинговые службы), специалисты которых проводят различные мероприятия, связанные с профориентацией и профессиональными пробами. Для привлечения абитуриентов в колледжи специалисты профориентационных служб проводят Дни открытых дверей, профориентационные туры, организуют виртуальные коммуникативные площадки, создают банки «Мир профессий».

Профессиональные образовательные организации Кургана активно используют интерактивные ресурсы, сайты профессиональных организаций, где абитуриенты могут познакомиться с миром профессий.

На сайтах профессиональных образовательных организаций Кургана и Курганской области действует 3Б панорама — виртуальный тур по колледжу или базовому предприятию. Виртуальная экскурсия может размещаться не только на сайте учреждения, но и использоваться на выставках, презентациях, конференциях и других мероприятиях.

Между тем в мае 2017 года, на заседании организационного общественного некоммерческого формирования Региональный профориентационный клуб «Зауральский навигатор» (рис. 2), который действует в рамках межведомственного сетевого проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор"», были выявлены и проблемные моменты в организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 2. Целевые установки профориентационного клуба

Так, прослеживается недостаточная согласованность действий между общеобразовательной организацией и учреждениями СПО в процессе организации прохождения обучающимися профессиональных проб.

Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима система профессиональных проб, требующая организации социального партнерства общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций на основе договорных отношений, предусматривающих набор профессиональных проб, формируемый на базе каждой профессиональной образовательной организации.

Вводно-ознакомительный и подготовительный этапы профессиональных проб реализуются субъектами профориентации (профконсультанты, школьные психологи, классные руководители, социальные педагоги и др.) на базе общеобразовательных организаций по месту учебы обучающихся. Далее наступает этап организации полноценных профориентационных проб, требующий определенных ресурсов (материально-технических, кадровых, информационно-методических), полным набором которых, как правило, школа не располагает. Поэтому необходимо использовать механизмы сетевого взаимодействия и социального партнерства.

Оптимальным партнером школы в организации профессиональных проб являются профессиональные образовательные организации. Технология взаимодействия общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными организациями представлена на рис. 3.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов в форме беседы с обучающимися, в ходе которой выявляется, изменились ли их профессиональные намерения, какие трудности они испытывали при выполнении пробы. Кроме того, ребята выполняют итоговую работу в соответствии с учебной программой. Так, обучающиеся, прошедшие пробы по профессии «повар, кондитер», самостоятельно изготавливают и презентуют кондитерские изделия, будущие автомеханики демонстрируют владение первоначальными приемами технического осмотра и обслу-

о

'S

—I

fi)

-в-

о

в!

и —

О X

00 fi)

CD »

CD

è CD

О

-в-

»Вишни иэинясшзо

ЭОН'МНОИЛЖЩ

sil aun

3HH3l/3ÏÏ3dU00HV3 ЭОНЯШОИЗЗЭФОсШ 'BMTlViH3Md0(D0dU

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

живания автомобилей. Обучающиеся, успешно выполнившие итоговую работу, получают сертификат о прохождении профессиональных проб на базе того или иного техникума для включения в портфолио личных достижений.

Итак, для формирования практико-ориентированной системы профориентации в техникумах и колледжах должны быть реализованы программы профессиональных проб для школьников старших классов. Возможна реализация таких программ на базе ресурсных центров профессиональных образовательных организаций, где ребята имеют возможность осваивать профессию на современном оборудовании в рамках сетевого взаимодействия со школой. Эффективность такой формы профориентации доказана во многих регионах и подтверждается тем, что более 80% школьников после окончания школы продолжают обучение по выбранной профессии.

Помимо этого деятельностный подход в проведении профориентацион-ной работы применяется в рамках взаимодействия с профильными предприятиями и организациями. Совместное участие педагогов профшколы и специалистов предприятий в профориентации школьников приобретает особую значимость. Кроме производственных экскурсий на предприятия сегодня этому способствует заключение договоров на целевую подготовку, организация системы дуального обучения, меры социальной и стипендиальной поддержки. Для современного школьника важно самому включиться в деятельность. Поэтому сегодня учреждения профессионального образования ориентированы не столько на проведение традиционных Дней открытых дверей и классных часов в школах, сколько на организацию мастер-классов, проведение профессиональных проб и совместных мероприятий, привлечение школьников для участия в конкурсах профессионального мастерства,

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина в декабре 2014 года именно конкурсы профессионального мастерства в формате ШогЫЗкПк обозначены как важный инструмент повышения престижа рабочего труда и подготовки высококвалифицированных кадров по востребованным и перспективным профессиям.

В 2016-2017 годах школьники Кургана участвовали в различных конкурсах, а чемпионат ШогЫЗкПк стал региональной площадкой мастер-классов, на которых ребята смогли получить первые профессиональные пробы. Для большинства из них такие мастер-классы стали первым шагом к будущей профессии.

В соответствии с посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина и распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г., утвердившего Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, главное внимание уделяется ориентации на 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей.

В рамках Координационного совета по подготовке квалифицированных кадров для хозяйственного комплекса Курганской области в ноябре 2016 года был сформирован и утвержден перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, ТОП-РЕГИОН, и скорректированы задачи профориентационной работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Качество будущего специалиста во многом зависит от того, кто придет сегодня учиться в техникумы и колледжи, насколько осознанно абитуриенты выберут свой профессиональный путь. Задача профессиональных образовательных организаций заключается в том, чтобы помочь им стать успешными в жизни.

Литература

1. Криволапова Н.А. Региональные подходы к реализации профоориента-ционной работы // Служба занятости. — 2013. — № 2. — С. 50-58.

2. Криволапова Н.А., Михалищева М.А. Организация профоориентацион-ной работы в Курганской области «Профессии будущего в настоящем» (региональный межведомственный проект «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»»): Сборник тезисов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». — Курган, 2017. — С. 115-120.

3. Куган Б.А., Криволапова Н.А. Система управления профориентацион-ной работой в Курганской области // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 4. — С. 10-14.

4. Килина И.А., Рылова Н.Т., Вершинин И.Ю., Белов В.Ф. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях: Методические рекомендации / Под общ. ред. Е.Л. Рудневой. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. — 88 с.

5. Сергеев И. С., Кузнецова И. В., Никодимова Е. А Профессиональные пробы в вопросах и ответах // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 6. — С. 2-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.