Научная статья на тему 'Система управления корпоративными знаниями в условиях конкурентного рынка'

Система управления корпоративными знаниями в условиях конкурентного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / БИЗНЕС / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Людмила Николаевна, Искиндирова Аниса Витальевна, Степанова Юлия Александровна

В научной статье рассматривается процесс превращения знания в корпоративный капитал. Рассматриваются западный и восточный подходы к исследуемой проблеме, проводится сравнительная характеристика. Обозначены принципы управления знаниями. В качестве основных методов анализа были использованы институциональный, системный и структурно-функциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления корпоративными знаниями в условиях конкурентного рынка»

УДК 338.2

система управления корпоративными знаниями в условиях конкурентного рынка

SYSTEM OF CORPORATE KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE COMPETITIVE MARKET

Мамаева Людмила Николаевна

Mamaeva Lyudmila Nikolayevna

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: L.Mamaeva2014@yandex.ru.

Искиндирова Аниса Битальевна

Isindirova Anisa Vitalievna

студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: anisawenzel@mail.ru

Степанова Юлия Александровна

Stepanova Yulia Alexandrovna

студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: anisawenzel@mail.ru

В научной статье рассматривается процесс превращения знания в корпоративный капитал. Рассматриваются западный и восточный подходы к исследуемой проблеме, проводится сравнительная характеристика. Обозначены принципы управления знаниями.

В качестве основных методов анализа были использованы институциональный, системный и структурно-функциональный.

Ключевые слова: корпоративные знания, эффективность, конкуренция, бизнес, трансформация, интернализация.

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

The article discusses the process of transforming knowledge into corporate capital. The authors consider the Western and non-Western approaches to the problem, present their comparative analysis, identify basic principles of knowledge management.

The research involves institutional, systemic and structural-functional methods.

Keywords: corporate knowledge, efficiency, competition, business, transformation, internalization.

В условиях господства рыночных отношений и ожесточенной конкуренции на рынке сейчас как никогда процветает борьба предприятий, фирм и корпораций за выживание. Для того чтобы эффективно развиваться и опережать своих конкурентов, современным компаниям необходимо активизировать весь свой внутренний потенциал. Выявить и превратить знания в корпоративный капитал помогает такая основанная на знаниях область экономики, как управление знаниями.

Интерпретируя слова Б. Гейтса, М.К. Ма-ринчева констатирует: «управление знаниями -это выполнение принципа «четырех Н»: создание условий, при которых нужные люди смогут получать нужную информацию и знания в нужное время для выполнения нужных задач» [3].

Как и многие другие направления современной экономики данная область вызывает острые дискуссии, в частности, между представителями западного и восточного подхода к исследуемой проблеме.

Так, представители восточной школы считают, что организация не просто перерабатывает поступающую информацию извне с целью решения актуальных проблем и адаптирования к изменяющемуся окружению, она своим трудом создает новое знание, с помощью которого не только увеличивает эффективность своей работы, но и влияет на окружение. В основу данной концепции положено различие между формализованными и неформализованными знаниями, а также двуха-спектная схема создания знаний в организации (онтологический и эпистемологический аспекты) с выделением нескольких уровней: индивидуального, группового, организационного и межорганизационного.

Рассматривая онтологический аспект, можно сказать, что знания создаются отдельными людьми. Исходя из этого, организация не может располагать какими-либо возможностями, без участия работающих в ней людей. Она предоставляет поддержку создателям знания и создает им необходимые условия для работы. Создание знания включает в себя не только инновации, но также и обучение [4].

Эпистемологическая точка зрения основана на различиях между неформализованным и формализованным знанием. Однако большинство исследователей уделяют особое вни-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

мание именно неформализованным знаниям, явно не выраженным, личным, трудно поддающимся распространению. Вероятнее всего, это происходит потому, что люди получают знания с помощью создания и систематизации собственного опыта, а формализованные знания - это всего лишь часть общего комплекса знаний.

Следует отметить, что западные исследователи ориентируются на формализованные знания, а восточные - на неформализованные. Тем не менее, они схожи в том, что оба вида знаний необходимо рассматривать как единое целое. И. Нонака и Х. Такеучи утверждают: «восточная модель исходит из того, что знания создаются и распространяются через социальное взаимодействие обоих видов, то есть через трансформацию знания, в результате чего оно увеличивается в качественном и количественном отношении» [6].

Отметим, что по некоторым позициям представителей восточной и западной школ наблюдается сближение, но есть и ряд существенных различий.

На Западе превалирует точка зрения, что процесс трансформации знания происходит в одном направлении: от формализованного знания к неформализованному. Японские специалисты считают, что данный процесс двусторонний и развивается по спирали. Вследствие чего они выделяют следующие способы трансформации знаний:

а) социализация - из неформализованного в неформализованное;

б) экстернализация - из неформализованного в формализованное;

в) комбинация - из формализованного в формализованное;

г) интернализация - из формализованного в неформализованное.

Социализация - это процесс, при котором создание неформализованного знания является следствием соединения знаний и навыков всех членов коллектива. В данном случае опыт является ключом к восприятию неформализованного знания одного человека от другого и способствует проникновению в мыслительный процесс того, кто передает знание. Японские авторы в работе «Компания - создатель знания» приводят замечательный пример социализации, ставший легендарным в компании Matsushita. В данной фирме проводились

разработки по созданию домашней минипе-карни. Для ее конструирования специалисты использовали детальные формальные описания процесса выпечки хлеба, которые были составлены выдющимися пекарями ресторанов Осаки. Однако хлебные изделия, выпекаемые в данном устройстве, продолжали оставаться невкусными и неравновмерно пропеченными. Тогда менеджер отдела по исследованиям, нанялась учеником к старейшему пекарю и, работая вместе с ним, заметила, что в конкретный момент пекарь изменяет положение теста.

Таким образом, анализ воспринятого неформализованного знания способствовал тому, что менеджер раскрыла секрет изготовления равномерно пропеченного хлеба. Модифицировав технологию производства выпечки, компания смогла существенно увеличить свой доход [5].

Как отмечает А.Ф. Бунина, «экстернализа-ция - это квинтэссенция процесса создания знания, в результате которого неформализованное знание становится формализованным в виде метафор, аналогий, гипотез и моделей» [1]. На данном этапе появляется возможность распространения знаний по организации. Здесь очень важную роль выполняют когнитивные механизмы, которые позволяют генерировать целые модели и образы с помощью метафор и аналогий.

Метафора позволяет понять одно посредством создания символического образа другого. Аналогии помогают понять неизвестное при помощи известного. Таким образом, и аналогия, и метафора помогают сформировать образ неизвестного объекта посредством указания его связей с известным объектом. Метафора устанавливает интуитивные связи, а аналогия - рациональные логические (общие свойства).

Комбинация подразумевает процесс создания нового знания на основе уже имеющегося формализованного. данный процесс наиболее часто наблюдается во время активной работы менеджеров среднего звена, направленной

на изменение механизмов реализации корпоративной политики и концепции бизнеса.

Последний процесс связан с переходом формализованного знания в неформализованное. Посредством социализации, экстерна-лизации и комбинации знание индивидуума становится неформализованным и приобретает ценность. Интернализация тесно связана с «обучением на практике». Например, если индивид изучает какие-либо инструкции и рекомендации, то впоследствии он может выполнять требуемые действия автоматически, так как у него уже сформировались навыки на уровне неформализованного знания.

Исследуя западную модель управления знаниями, следует выделить американского ученого К. Виига. Он впервые применил термин «управление знаниями» в 1986 г. Он выделил несколько основных направлений, по которым на Западе развивается теория и практика управления знаниями [7].

Формализация знаний по характеру является операционной и представляет собой перевод неявных, скрытых и личностных знаний во внешнее выражение с использованием формальных языков. Управление формализацией знаний направлено на выполнение определенных принципов, правил и процедур (создание внутрифирменных рабочих инструкций, стандартов, информационных баз данных, моделей бизнес-процессов). Кроме того, разработка правил, принципов и процедур будет являться проектным этапом, а их исполнение будет составлять содержание управления.

В современном мире систематический обмен знаниями становится все более важным, особенно в форме сообществ практики, выставок, конференций и коллективного принятия решений. Система управления знаниями способна повысить производительность труда, эффективность принятия управленческих решений, а также улучшить обслуживание клиентов.

В системе управления знаниями в организации сейчас активно развивается ресурсное

Теоретические подходы к системе управления знаниями в организации

Доминирующий подход Организационный подход Инновационный подход

Управление знаниями - это управление информационными потоками, а также создание информационных систем, повышающих скорость, качество и эффективность сбора, хранения, обработки и распределения информационных потоков В рамках данного подхода центральное место занимает информатизация образования Рассматривается создание и развитие интеллектуального капитала, к которому относится разработка и патентование новых знаний, а также формирование нематериальных активов фирм

Информационная безопасность регионов. 2017. № 3-4(28-29)

направление. Как отмечает В.С. Ефремов, «основой для этого послужила школа ресурсов, способностей и компетенций» [2].

Дж. Сталк, Л. Шульман и П. Эванс считают, что способности составляют основу конкуренции: «в современной экономике успех компании зависит от способности предвидеть тенденции рынка и оперативно реагировать на изменение запросов потребителей. Успешно конкурирующая компания быстро меняет продукцию, рынки, целые предприятия, то есть все больше напоминает интерактивные компьютерные игры. Учитывая сложившуюся обстановку, смысл стратегии не в структурировании рынков и продукции компании, а в динамизме ее поведения» [8].

Фундаментом данной школы стала теория организации как взаимосвязи специализированных ресурсов, используемых для достижения устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Ресурсы, присущие компаниям, различаются, поскольку путь развития каждой компании строго индивидуален. Следовательно, стратегия каждой организации фор-

мируется для использования того набора ресурсов, который у нее имеется.

Немаловажное значение для построения системы управления знаниями в организации занимает содержание создаваемого знания. В соответствии с процессом социализации знание не может быть распространено в организации, пока оно не превратится в формализованное из неформализованного. Однако взаимодействие двух видов знаний нередко приводит к инновациям. Поэтому, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что процесс создания знания - это постоянное динамическое взаимодействие формализованного и неформализованного знания, в процессе которого используются различные формы трансформации знания.

Таким образом, анализ теоретических подходов к системе управления знаниями позволяет сделать следующие выводы. В целом управление знаниями - это общее название для методик, с помощью которых организуется процесс коммуникации в корпорациях, посредством которого, извлекаются новые и обновляются существующие знания.

Библиографический список (References)

1. Бунина А.Ф. Формирование системы управления знаниями в организации: сравнение опыта различных моделей зарубежного менеджмента // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 10.

Bunina A.F. (2008) Formirovaniye sistemy upravleniya znaniyami v organizatsii: sravneniye opyta razlichnykh modeley zarubezhnogo menedzhmenta [Developing a system of corporate knowledge management: a comparative study of various models throughout the world] // Nauchnyye problemy gumanitarnykh issledovaniy. № 10.

2. Ефремов В.С. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах. М. : Финпрес, 2001.

Yefremov V.S. (2001) Kontseptsiya strategicheskogo planirovaniya v biznes-sistemakh [Concept of strategic

planning in business systems]. Moscow : Finpres.

3. Маринчева М.К. Управление знаниями на 100 % : Путеводитель для практиков. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

Marincheva M.K. (2008) Upravleniye znaniyami na 100 % : Putevoditel' dlya praktikov [Knowledge management at 100% : A practical guide]. Moscow : Al'pina Biznes Buks.

4. Мамаева Л.Н. Конкурентоспособность человека в институционализированной структуре общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2014. № 4. Т. 2.

Mamayeva L.N. (2014) Konkurentosposobnost' cheloveka v institutsionalizirovannoy strukture obshchestva [Competitiveness of a person in the institutionalized structure of society] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Ekonomika i upravleniye». № 4. Vol. 2.

5. Манахова И.В. Трансформация потребления в информационной экономике : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2014.

Manakhova I.V. (2014) Transformatsiya potrebleniya v informatsionnoy ekonomike : avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Transformation of consumption in the information-based economy: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Science in Economics]. Moscow.

6. Нонака И., Такеучи Х. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2003.

Nonaka I., Takeuchi Kh. (2003) Zarozhdeniye i razvitiye innovatsiy v yaponskikh firmakh / per. s angl [Inception and evolution of innovation in Japanese firms]. Moscow : Olimp-Biznes.

7. Руденко И.В. Винжегин О.М. Эволюция и основные концепции управления знаниями в современных условиях // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3.

Rudenko I.V. Vinzhegin O.M. (2009) Evolyutsiya i osnovnyye kontseptsii upravleniya znaniyami v sovremennykh usloviyakh [Evolution and basic concepts of knowledge management in current economy] // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». № 3.

8. Stalk G., Evans P., Shulman L. (1992) Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy // Harvard Business Review. March - April.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.