Научная статья на тему 'Повышение качества процессов генерации корпоративных инноваций'

Повышение качества процессов генерации корпоративных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / INNOVATIONS / CORPORATE KNOWLEDGE / INTELLECTUAL CAPITAL / ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрогобыцкий А. И.

В статье рассматриваются основные этапы трансформации корпоративного знания в процессе генерации инноваций; предлагаются рекомендации по повышению качества процессов генерации корпоративных инноваций на основе выполнения соответствующих организационных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF PROCESSES OF CORPORATE INNOVATIONS GENERATION

The article considers the main stages of transformation of corporate knowledge in the process of generation of innovations; suggests recommendations on improving the quality of processes of corporate innovations generation on the basis of implementing certain organizational conditions.

Текст научной работы на тему «Повышение качества процессов генерации корпоративных инноваций»

3. Низкий уровень ведения рекламационной работы.

Следует отметить, что данная работа реализуется в рамках соответствующей документально закрепленной процедуры, которая, обобщенно, имеет следующую последовательность: 1) регистрация обращения; 2) определение предметной области сертификации; 3) рассмотрение обращения компетентным лицом (независимого от исполнителя); 4) выработка и документальная фиксация решения; 5) доведение принятого решения до заявителя; 6) в случае выявления некорректных операций в ходе проведения сертификации принимаются меры к их устранению. Безусловно, работа с апелляциями играет важную роль при предоставлении услуг сертификации на высоком качественном уровне, однако и сам орган должен предъявлять определенные требования к заказчику. Например, к таким требованиям относятся: фиксация поступающих от органа по сертификации претензий по соответствию представленной продукции профильным стандартам; осуществление мероприятий по устранению выявленных недостатков. Кроме того, сюда же следует отнести и вопрос обеспечения контроля корректности использования сертификатов и знаков соответствия. Например, в случае неправомерного использования знаков в рекламных целях выносится предупреждение с предписанием ликвидировать информацию, вводящую потребителей в заблуждение, в случае невыполнения предписаний организация может быть лишена сертификатов. Следовательно, как орган по сертификации, так и франчайзи для полноценного осуществления описанных мероприятий должен обладать необходимыми силами, средствами и ресурсами.

4. Отсутствие в ряде случаев среди руководящих документов аккредитованного органа по сертификации и, как следствие, франчайзи, описания функционирования системы менеджмента качества, т.е. руководства по качеству. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, пункты 4.5.3 в) и 4.2 среди прочих данное руководство должно включать следующие параметры: в) установить лицо (руководитель группы, комитета), которое будет нести полную ответственность за: 6) передачу полномочий подразделениям для осуществления определенных видов деятельности от своего имени, т.е. ответственность ложится на руководителя органа по сертификации; пункт 4.5.3 к) перечень утвержденных субподрядчиков и процедур оценки, регистрации и контроля их компетенции, к особенностям данного положения следует отнести его динамический характер, требующих

от головной организации (органа по сертификации) непрерывной реализации отмеченного пункта.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что основным интегральным условием успешного распространения франчайзинга в сфере сертификации продукции является строгое соблюдение повышенных и уникальных требований, предъявляемых Рос-стандартом, как к организациям, осуществляющим сертификацию, так и их подрядчикам. В этой связи следует обратить внимание на необходимость тесной взаимосвязи и взаимоответственности задействованных в договоре коммерческой концессии сторон, поскольку ввиду того, что данное взаимодействие в системе сертификации в рамках договора осуществляется на более высоком уровне, нежели в иных видах договоров, то ответственность в случае возникновения конфликтных ситуаций с заказчиком либо потребителем является обоюдной и в полной мере затрагивает как франчайзи, так и орган по сертификации или его уполномоченное лицо. Кроме того, сама суть сертификации, а именно подтверждение соответствия характеристик товара стандартам качества, в современных экономических условиях постоянного развития и совершенствования продукции и услуг требует постоянного мониторинга стандартов на российском и мировом рынке, что в функциональном плане под силу лишь аккредитованным органам по сертификации.

Литература:

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 8 августа 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г.)

2. www.gost.ru

3. Внешне-экономический толковый словарь / Под ред. И. Фа-минского. - М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Franchise Business Economic Outlook, 2010. Prepared for National Economics & Statistics. The International Franchise Association Educational Foundation. December, 21, 2009.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.

6. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Азрилияна. -М.: Институт новой экономики, 1999. - 840 с.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ ГЕНЕРАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ

Дрогобыцкий А.И., доктор экономических наук, старший научный сотрудник ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассматриваются основные этапы трансформации корпоративного знания в процессе генерации инноваций; предлагаются рекомендации по повышению качества процессов генерации корпоративных инноваций на основе выполнения соответствующих организационных условий.

Ключевые слова: инновации, корпоративные знания, интеллектуальный капитал, организационная структура

IMPROVING THE QUALITY OF PROCESSES OF CORPORATE INNOVATIONS GENERATION

Drogobytskiy A., doctorate degree of economic sciences, Senior Research Associate, FGUP «STANDARTINFORM»

The article considers the main stages of transformation of corporate knowledge in the process of generation of innovations; suggests recommendations on improving the quality of processes of corporate innovations generation on the basis of implementing certain organizational conditions.

Keywords: innovations, corporate knowledge, intellectual capital, organizational structure.

В отличие от предыдущих формаций новое постиндустриальное общество отличается тем, что основную роль в нем играет знание. В нынешних экономических условиях знание становится самым важным и определяющим ресурсом в ряду основных факторов производства, включающих труд, капитал, землю и знания. Поэтому в обществе, основанном на знаниях, работник умственного труда, обладающий необходимыми знаниями и умеющий применить их на практике, представляет собой величайшую ценность. В настоящее время основным конкурентным преимуществом обладают те, кто вооружен знаниями, достаточными для постановки вопроса, его решения и получения выгоды из этого.

Поскольку знание становится конкурентным ресурсом, на повестку дня выдвигаются вопросы создания или генерации новых знаний. Для того, чтобы объяснить процесс инноваций, потребовалась новая теория создания знания организацией. Краеугольным камнем новой эпистемологии является различие между формализованными и неформализованными знаниями [1].

Формализованные знания (explicit knowledge) - всегда конкретные и систематизированные. Они могут фиксироваться в цифровой, словесной и графической формах и существовать в виде литературных текстов, аудио- и видеозаписей, математических моделей, алгоритмов, методик, чертежей, программ, баз данных, баз знаний

и т.д., благодаря чему могут отчуждаться от своего первоисточника и легко передаваться от одного индивидуума к другому.

Неформализованные знания (tacit knowledge) существуют на уровне индивидуума, формализации поддаются плохо, что затрудняет их передачу кому бы то ни было и использование кем-либо, кроме владельца. Они тесно связаны с опытом конкретного человека так же как его идеалы, принятые им ценности, испытываемые эмоции, предчувствия и догадки. Большинство знаний, задействованных в человеческой практике, имеют неформализованный характер. Они большей частью невидимы и необъяснимы. Субъективная и интуитивная природа неформализованного знания затрудняет процессы их передачи и восприятия любым образом. Тем не менее, именно «разработка» и последующая трансформация неформализованного знания в знание формализованное являются основным предметом методологии экономики, основанной на знаниях. Различают четыре вида трансформации знания при взаимодействии формализуемой и неформализуемой его частей - социализация, экстернализация, комбинация и интернализация (см. рис. 1).

Из Неформализованное знание Формализованное знание

Неформализованное знание Социализация Экстернализация

Формализованное знание Интернализация Комбинация

Рис. 1. Трансформация знаний

Перечисленные варианты трансформации охватывают весь процесс создания новых знаний. В соответствии с ними генезис знаний начинается с того, что любой отдельно взятый человек получает некоторый опыт, далее индивидуальное знание трансформируется в формализованный вид и приобретает словесно-цифровую форму, затем оно тиражируются в рамках организации с использованием ее ресурсов и, в конечном итоге, становится общедоступным достоянием компании. Таким образом, трансформация знаний - процесс социальный. Она имеет место в межиндивидуум-ной среде (происходит между индивидуумами) и предусматривает собственную онтологию, включающую индивидуальный, групповой, организационный и межорганизационный уровни создания знаний. Коротко остановимся на отдельных видах трансформации знаний.

Социализация - процесс распространения неформализованных знаний индивидуумов и формирование, тем самым, неформализованных знаний компании. Возможность такого распространения заключается в том, что отдельно взятый человек способен воспринять неформализованные знания от других людей без использования слов.

Экстернализация - процесс оформления неформализованных знаний в формализованные концепции. Это квинтэссенция генезиса знаний, в результате которого неформализованные знания становятся формализованными, приобретая вид метафор, аналогий, концепций, гипотез, теорий и других законченных форм. В частноДружественное знание

Неформализованное С V// 2 Формализованное

знание /) знание

V к

сти, процесс письма представляет собой классический акт преобразования неформализованного знания в знание формализованное, выраженное словами.

Комбинация представляет собой процесс включения концепций в систему формализованных знаний компании. Этот способ трансформации знаний подразумевает сочетание различных видов формализованного знания. Индивидуумы обмениваются знаниями и комбинируют их при переписке, личных встречах, телефонных разговорах и главное - при общении в компьютерных сетях. Изменение конфигурации существующей информации посредством сортировки, добавления, интеграции и классификации формализованных знаний может порождать новые знания. В результате комбинирования наличные формализованные знания должным образом упорядочиваются и приобретают системный вид. Завершается комбинация знаний их материализацией в новых товарах, услугах, процессах, технологиях и других новшествах. Это означает, что квинтэссенцией комбинации является доведение знаний до кондиции продуктивных знаний.

Интернализация - процесс воплощения формализованного знания в неформализованное. Опыт тогда приобретает ценность, когда он посредством социализации, экстернализации и комбинации интернализуется в неформализованное знание индивидуума в форме общей интеллектуальной модели или технического «ноу-хау». Превращение формализованного знания в неформализованное будет обеспечено в том случае, если представить его в вербальной форме. Изложение мыслей на бумаге помогает людям интернализовать опыт, обогащая тем самым неформализованные знания организации.

Последовательность «социализация - экстернализации - комбинация - интернализация» (СЭКИ) образует один виток спирали расширенного воспроизводства знаний в компании (см. рис. 2).

В совокупности с определением сущности знаний она образует ядро методологии знаниевой экономики. Детализация и конкретизация каждого звена отмеченной спирали применительно к условиям конкретной компании приведет к формированию внутрифирменных технологических стандартов генерирования знаний [2].

Однако наряду с рассмотренными плоскостными измерениями знания (неформализованное - формализованное, дружественное - продуктивное) последнее имеет и третье онтологическое измерение. В рамках этого измерения различают четыре уровня создания знания: индивидуальный, групповой, организационный и межорганизационный. Такая шкала призвана отражать степень распространения знания в человеческом сообществе. В онтологическом измерении знания развиваются по спирали: сперва компания мобилизует неформализованное знание, уже существующее на индивидуальном уровне, затем это мобилизованное знание развивается в целевой проектной группе и становится достоянием всей группы и, наконец, развитое до нужной «кондиции» знание кристаллизуется на более высоком онтологическом уровне в виде нового организационного знания (см. рис. 3). Отдельные знания получают всеобщее признание и продолжают свое развитие на межор-ганизационном уровне.

Следовательно, знаниевая экономика, как и все в этом мире, подчиняется законам диалектики и гармонично «вписывается» в гегелевскую модель развития по спирали. Если соединить знание-

Условные обозначения

- знания (формализованные и неформализованные)

□ • незнания (область неведения)

Продуктивное знание

Рис. 2. Расширенное воспроизводство знаний в компании

вые фрагменты различных онтологических уровней касательными линиями, то нетрудно представить, что развитие организационного знания компании осуществляется в пределах перевернутого конуса, знаниевое основание которого все время увеличивается. Причем это развитие осуществляется методом «подтягивания отстающего»: компания со временем усваивает значительную долю ме-жорганизационного знания, существующего за ее пределами. Это приводит к расширению организационного знания и постепенному его продвижению в направлении онтологического уровня ме-жорганизацонного знания. Смещаясь в этом направлении, организационное знание подтягивает групповое знание, а оно, в свою очередь, знание индивидуальное. Таким образом, развитие организационного знания ассоциируется с параллельным смещением онтологических знаниевых уровней по внутренним стенкам знаниево-го конуса в направлении к его основанию.

Можно выделить пять организационных условий, призванных

обеспечить успешное генерирование инноваций в компании - 1) намерение; 2) самостоятельность (автономия); 3) встряска (созидательный хаос); 4) избыточность информации; 5) разнообразие информации.

Спираль знания приводится в действие организационным намерением, т.е. стремлением компании к поставленной цели. Усилия, направленные на осуществление намерения, в деловом контексте обычно принимают форму стратегии. Для компаний, ориентированных на знаниевую экономику, смысл стратегии состоит в развитии способностей воспринимать, создавать, накапливать и использовать знание при производстве продукции и услуг. Наиболее важный элемент корпоративной стратегии - концептуализация видения того, какой именно вид знания следует развивать и использовать в компании.

Второе условие развертывания спирали знания - автономия. Оно означает, что с целью провоцирования новых идей и возмож-

Знание

Рис. 3. Раскручивающаяся спираль организационного знания

ностей сотрудникам компании следует разрешить действовать самостоятельно, сообразно обстоятельствам. В реальной действительности условие автономности реализуется преимущественно путем формирования целевых самоорганизующихся команд или проектных групп [3].

Третье организационное условие - встряска и созидательный хаос - призвано стимулировать взаимодействие компании и ее окружения. Когда компания переживает встряску, сотрудники пересматривают устоявшиеся привычки, схемы, традиции и т.д. и начинают активно работать над расширением своего кругозора, усваивая новые знания из своей и смежных профессиональных отраслей. Хаос может возникнуть естественным путем, например, резким падением спроса на продукцию компании, вызванным появлением на рынке ее конкурентного заменителя, или может быть спровоцирован искусственно, когда, например, руководители компании вселяют ощущение кризиса в сотрудников постановкой труднодостижимых целей. Хаос повышает напряжение в компании и концентрирует внимание сотрудников на определении проблем и разрешении кризисных ситуаций.

Четвертое условие успешной генерации нового организационного знания - избыточность информации. Она нужна для того, чтобы стимулировать обмен неформализованными знаниями. Дело в том, что одни сотрудники могут понимать то, что другие только пытаются сформулировать. Избыточность информации вносит элемент обучения при вторжении в индивидуальную сферу восприятия сотрудника и обеспечивает последнему механизм самоконтроля, не позволяющий его мышлению свернуть с верного пути.

Пятое условие - разнообразие информации - заключается в обеспечении одинаковой для всех сотрудников доступности к необходимой информации. Если в компании существуют различия в праве доступа к информации, сотрудники теряют возможность общения на равных, а, следовательно, возможна недооценка некоторых аспектов исследуемой проблемы. Для обеспечения должного реагирования на изменения внешней среды все структурные подразделения компании должны быть увязаны в единую информационную сеть и иметь равные возможности доступа к корпоративной информации.

Учет природы генерации корпоративных инноваций, оптимизация всех этапов спирали развития корпоративного знания позволяют существенно повысить качество интеллектуального капитала компании. Это является необходимым условием обеспечения выживаемости компании в сложных условиях конкуренции, перехода к стратегии интенсивного развития, основанного на более полном задействовании знаниевой составляющей ресурсного обеспечения компании.

Литература:

1. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 382 с.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

3. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. - М.: Дашков и К?, 2008. - 156 с.

РИСК-КОНТРОЛЛИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Данилочкина Н.Г.

Романов С.Н.

Инвестиционная деятельность связана с повышенными рисками, которые еще более усиливаются в условиях экономической нестабильности. В подобной ситуации эффективное управление реализацией инвестиционных проектов должно основываться на своевременном выявлении наиболее вероятных рисков и угроз успешной реализации проекта. Эту задачу выполняет механизм риск-контроллинга, одной из важнейших составляющих которого выступает выбор объектов риск-контроллинга на основе количественной оценки рисков.

Ключевые слова: риски, риск-контроллинг, инвестиционный проект, объект риск-контроллинга, оценка рисков.

RISK-CONTROLLING REALIZATIONS OF THE INVESTMENT PROJECT

Danilochkina N. Romanov S.

Investment activity is connected with the raised risks which even more amplify in the conditions of economic instability. In a similar situation efficient control realization of investment projects should be based on timely revealing of the most probable risks and threats of successful realization of the project. This problem is carried out by the mechanism of the risk-controlling, as one of which major components the choice of objects of risk-controlling on the basis of a quantitative estimation of risks acts.

Keywords: risks, risk-controlling, the investment project, object of risk-controlling, an estimation of risks.

В общем алгоритме выбора объектов риск-контроллинга реализации инвестиционного проекта особо значимое место занимает этап количественной оценки рисков, способных оказать негативное воздействие на успех реализации инвестиционного проекта. Именно количественная оценка рисков позволяет провести их ранжирование по степени влияния на ход реализации проекта с точки зрения величины возможных потерь и определить таким образом приоритетные объекты риск-контроллинга.

Поскольку риск является вероятностной категорией, его оценка предполагает расчет вероятностных показателей на основе классических принципов статистической вероятности с использованием стохастических моделей [1; 2]. Подобные расчеты рекомендуется выполнять на основе частоты и частости рисковых событий и их последствий [3], для чего необходимо наличие большого объема исходной информации для анализа. Как правило, получение требуемых массивов первичной информации в сжатые сроки представляется трудновыполнимой задачей, тем более с учетом большого количества разнообразных рисков в среде реализации инвестиционного проекта и еще большего числа разнонаправлено действующих факторов.

Поэтому для количественной оценки рисков реализации инвестиционного проекта мы предлагаем использовать относительно

простую модель последовательных расчетов с применением статистических методов и экспертных данных, где каждый последующий расчет детализирует предыдущий результат. Предлагаемая модель была опробована при разработке механизма риск-контроллинга реализации инвестиционного проекта по развитию транспортной составляющей бизнеса в компании «Паскер ЛТД».

При идентификации п видов рисков реализации инвестиционного проекта показатель совокупного риска определяется как сумма средневзвешенных показателей риска каждого вида:

п п

*„.=£ н ■ р =£ , (1)

І=1 І=1

где К - количественная оценка риска реализации инвестиционного проекта

(математическое ожидание возможных потерь);

К. - количественная оценка г-го риска;

Н. - возможные потери (ущерб) от г- го риска;

Р. - вероятность г-го риска (г = 1, 2, ..., п).

При этом количественная оценка каждого риска может быть дополнительно детализирована с учетом значимости влияния отдельных факторов на данный вид риска:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.