Научная статья на тему 'Система страхования вкладов в России: основные недостатки и направления развития'

Система страхования вкладов в России: основные недостатки и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7798
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ ВКЛАД / ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / INSURANCE / SYSTEM / BANK DEPOSIT / CENTRAL FAILURES / LINES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Патимат Гаджиевна, Махачев Джамбулат Магомедпазилович

Статья посвящена проблемам развития страхования банковских вкладов в России. Авторами рассмотрены особенности данного вида страхования в современных условиях, выявлены основные недостатки в организации гарантирования депозитов в нашей стране. С учетом отмеченных недостатков в статье определены основные направления развития российской системы страхования вкладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deposit insurance system in Russia: central failures and lines of development

The article deals with the problems of development of deposit insurance in Russia. The authors analyze the characteristic of this insurance in modern conditions, find the central failures in organization of deposit guaranteeing in Russia. Taking into account the singled out failures the authors define the main lines of development of Russian deposit insurance system.

Текст научной работы на тему «Система страхования вкладов в России: основные недостатки и направления развития»

УДК 368(075.8) ББК 65.271

СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

П.Г. Исаева, Д.М. Махачев

Статья посвящена проблемам развития страхования банковских вкладов в России. Авторами рассмотрены особенности данного вида страхования в современных условиях, выявлены основные недостатки в организации гарантирования депозитов в нашей стране. С учетом отмеченных недостатков в статье определены основные направления развития российской системы страхования вкладов.

Ключевые слова: страхование, система, банковский вклад, основные недостатки, направления развития.

В настоящее время банковская система России переживает не самые лучшие времена. Финансовый кризис затронул всех: и банкиров, и простых вкладчиков. Но благодаря существующей системе страхования вкладов удалось избежать катастрофического оттока депозитов из банков. Следовательно, сегодня вкладчики доверяют банкам гораздо больше, чем 10 лет назад, и ситуаций 98 года, когда вкладчики штурмовали банки, уже не возникает. Наиболее сильно эффект воздействия системы страхования вкладов проявился в отказе вкладчиков изымать деньги из банков в кризис (3 % россиян или 12 % «сознательных вкладчиков») [3, с. 56].

Организация системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) в России является государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». К основным функциям системы страхования вкладов относятся, во-первых, финансовая поддержка банков (кредитных учреждений), оказавшихся на грани неплатежеспособности, и, во-вторых, защита вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений [10, с. 597].

Базовыми принципами отечественной системы страхования вкладов являются следующие: обязательность участия банков в ССВ; сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; прозрачность деятельности ССВ; накопительный характер формирования фонда обязательно страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников ССВ.

В соответствии с нормами ст. 2 Закона о страховании вкладов физических лиц участниками системы страхования вкладов являются:

1) вкладчики (выгодоприобретатели);

2) банки, внесенные в установленном поряд-

ке в реестр банков (страхователи);_______________

3) Агентство по страхованию вкладов (страховщик);

4) ЦБ РФ (Банк России).

Кроме этого, участие в отношениях, связанных с обязательным страхованием вкладов, принимают федеральные органы исполнительной власти.

Координационный механизм ССВ России сформирован с учетом структуры финансовой системы нашей страны и представляет собой систему взаимоотношений между Правительством, Банком России и Агентством в соответствии с четко определенным законодательством порядком. Контроль за функционированием ССВ осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентства.

Обязательность участия в системе страхования всех банков, принимающих вклады граждан, однозначно является позитивным аспектом Закона о страховании вкладов физических лиц. В настоящее время участниками ССВ являются около тысячи банков. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков -участников системы обязательного страхования вкладов. Финансовой основой системы является Фонд обязательного страхования вкладов [8].

Фонд обязательного страхования вкладов представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц. Фонд принадлежит Агентству страхования вкладов на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам в порядке и на условиях, установленных законом. При этом Фонд обособляется от иного имущества Агентства.

Формирование Фонда обязательного страхования вкладов осуществляется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

Экономика и финансы

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Фонда;

6) первоначального имущественного взноса Российской Федерации (ст. 50 Закона о страховании вкладов физических лиц);

7) других доходов, не запрещенных законодательством РФ [10, с. 604].

Граждане могут рассчитывать на возмещение по вкладам в установленном размере в случае потери лицензии банками, которым они доверили свои сбережения. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее - в ходе ликвидационных процедур в банке. Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования, оно осуществляется в силу закона. Агентство страхования вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в АСВ (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации банка, которая длится, как правило, до 2 лет.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством (как правило, через уполномоченный банк-агент) в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай. Выплата производится в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком. [8].

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

- средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

- вкладов на предъявителя;

- средств, переданных банкам в доверительное управление;

- вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

В соответствии с принятыми недавно изменениями в закон о страховании вкладов, возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб. При расчете суммы возмещения валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ РФ на дату наступления страхового случая, а суммы денежных требований банка к вкладчику вычитаются из суммы вкладов. Сумма компенсации в одном банке не может превышать 700 тыс. руб., даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах. Однако, если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 700 тысяч рублей.

Создание системы страхования вкладов в нашей стране способствовало повышению стабильности банковской системы, восстановлению доверия вкладчиков, наученных горьким опытом 1998 г., когда многие из них полностью или частично потеряли свои сбережения, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы страны. За последние годы объем частных вкладов в российских банках существенно вырос.

Можно с полным основанием утверждать, что банковская система, лишенная встроенного механизма, подобного системе страхования депозитов, не располагает инструментом обеспечения собственной безопасности и постоянно находится под угрозой глобальной катастрофы, связанной с риском.

Несмотря на то, что страхование вкладов распространяется у нас только на физических лиц, для участия в этой системе любая кредитная организация должна пройти серьезную проверку со стороны ЦБ РФ. В ходе проверки оцениваются активы, доходность, капитал банка, его ликвидность и качество управления. Система страхования вкладов наряду с пруденциальным надзором и функцией Центрального банка как кредитора последней инстанции представляет собой важнейший встроенный стабилизатор деятельности банковской системы [5].

Вместе с тем, несмотря на довольно успешное развитие с момента своего создания, российская система страхования вкладов не лишена изъянов.

Любой банк, прошедший процедуру отбора и включенный в систему страхования вкладов, потенциально несет в себе угрозу для всей системы. Проверки ЦБ при вступлении банков в систему можно оценивать в целом как достаточно тщательные. При этом, как показала практика, про-

верки уже дали положительный результат - банки очистили балансы, избавились от неликвидных инструментов, сделали более прозрачной структуру собственника [9]. Вместе с тем, по состоянию на 01.07.2010 г. страховые случаи наступили в 88 из 914 банков - участников системы, прошедших процедуру отбора и признанных финансово-устойчивыми и стабильными (для сравнения, на начало 2009 года количество банков, в отношении которых наступил страховой случай, составило 52 из 937). Все это свидетельствует о недостаточной эффективности надзора за деятельностью банков - участников системы страхования вкладов.

К недостаткам отечественной ССВ можно отнести существующие ограничения по государственной гарантии. Очевидно, что если экономика развивается, повышается жизненный уровень населения, увеличивается сберегательная активность, то, естественно, и сумма страхового возмещения должна расти [6]. До кризиса на вклады до 700 тыс. руб. приходилось примерно 45 % от общей суммы депозитов. Однако в 2008 на пике кризиса владельцы больших вкладов начали массово изымать деньги из банков, что негативно отразилось на рынке. Увеличение суммы госгарантий повысит уверенность людей и позволит банковской системе и всей экономике в целом в дальнейшем избежать подобных рисков.

Еще одним существенным недостатком системы страхования вкладов в России является несовершенство порядка определения размера страховых взносов банков-участников ССВ. Финансовой основой российской ССВ, как уже упоминалось, является специальный Фонд страхования вкладов, одним из источников формирования которого являются регулярные денежные взносы банков. При этом при определении размера страховых взносов используется метод плоской шкалы, в соответствии с которой все банки платят одинаковую ставку 0,1 % от размера вкладов.

Существующую систему взносов трудно признать справедливой, так как она не принимает во внимание уровень рисков каждого отдельного банка для всей системы страхования вкладов. Дело в том, что средняя сумма вклада в большинстве банков, попавших в выборку, превосходит размер гарантированной суммы. В результате они вынуждены делать отчисления в Фонд страхования вкладов и с той части суммы, которая не застрахована системой. Это означает, что фонд обязательного страхования формируется главным образом за счет взносов банков с высокой средней суммой вкладов [9].

Серьезным минусом современной российской системы страхования депозитов является ограниченный круг объектов страховой защиты. Когда система страхования в России только выстраивалась, распространение страхования толь-

ко на вклады физических лиц было оправданно: у фонда ещё не хватало средств для осуществления выплат и опыта управления сложной системой. Однако сейчас распространение гарантий на средства юридических лиц становится целесообразным [11, с. 30].

Недостаточная информированность населения о базовых принципах и параметрах системы страхования вкладов - еще один важный недостаток в работе системы. Несмотря на рост реальных денежных доходов населения в последние годы и введение системы государственных гарантий по вкладам, сберегательные установки россиян не претерпели значительных изменений. Причина здесь кроется в том, что просто не все знают о ее существовании. Большинство россиян (60 %) даже не знают, сохранность какой суммы гарантирует ССВ [7, с. 61].

Таким образом, несмотря на то, что введение системы страхования вкладов оказало весьма позитивное влияние на развитие российского банковского сектора, она обладает рядом существенных недостатков.

С учетом вышеизложенного в качестве основных направлений развития российской системы страхования вкладов можно отметить следующие.

1. Совершенствование надзора за деятельностью банков - участников системы страхования вкладов. Необходимо ужесточить требования к банкам, входящим в ССВ, допуская участие в ней только финансово устойчивых, адекватно управляемых и стабильно развивающихся банков. Банки с наличием проблем не должны допускаться к рынку частных вкладов.

2. Увеличение страховой суммы. В настоящее время сумма страхового возмещения составляет 700 тыс. руб., под нее подпадает почти 99 % всех вкладов граждан. Однако на самом деле люди готовы хранить в банках и большие суммы, но их отпугивают существующие ограничения по государственной гарантии. А иногда граждане вынуждены «дробить» вклады между разными банками, чтобы по максимуму застраховать свои деньги [4]. Увеличение максимальной суммы страхового возмещения позволит существенно увеличить приток средств частных клиентов в кредитные организации и, как следствие, в экономику страны.

3. Расширение круга объектов страховой защиты. Во многих зарубежных странах защите подлежат не только частные депозиты, но и корпоративные счета и вклады, по крайней мере, малого бизнеса. В России такой подход к определению объектов гарантирования представляется не только обоснованным, но и вполне достижимым [5].

Если мы посмотрим на эволюцию систем страхования в других странах, то увидим, что они

Экономика и финансы

постепенно начинают расширять зону своей защиты на те категории людей и компании, которые общество в определенный момент времени может посчитать слабыми и нуждающимися в защите [1]. Поэтому данное предложение совпадает со стратегическими целями системы страхования вкладов.

По данным Банка России, объем средств на счетах индивидуальных предпринимателей на сегодняшний день составляет около 75 млрд рублей. Так как детализированной статистики по счетам пока нет, то в точности не известно, какова доля вкладов, превышающих 700 тыс. руб. Однако, в случае распространения страховой защиты на счета индивидуальных предпринимателей, размер страховой ответственности ССВ вырастет не сильно - не более чем на 2-3 % [2, с. 23].

Следует также отметить, что Агентство страхования вкладов в России, выполняя функции страховщика, неоднократно сталкивалось с попытками незаконного получения страхового возмещения. Накануне отзыва лицензии в банке создавались новые вклады, подлежащие страховой защите. Происходило это путем осуществления внутрибанковских проводок - деньги «переводились» со счетов юридических лиц на счета физических лиц [2, с. 24]. Распространение же гарантий на все источники привлеченных средств позволит пресечь попытки мошенничества в сфере страхования вкладов.

Кроме того, гарантирование всех средств, привлеченных от клиентов банка, сделает систему страхования более простой и понятной для ее участников, а также более известной, позволит существенно повысить уровень доверия юридических лиц к банковской системе, обеспечит единый подход ко всем клиентам.

4. Изменение методики расчета взносов банков в фонд страхования. Переход к системе дифференцированных взносов представляется весьма оправданным в перспективе - по мере роста объема депозитов и, особенно, в случае расширения числа страхуемых депозитов за счет депозитов предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, поскольку это позволит не увеличивать многократно для банков, имеющих значительную клиентскую базу в этом сегменте рынка, величину фактически уплачиваемых ими взносов в систему страхования вкладов. Кроме того, это будет способствовать процессам концентрации банковского сектора Российской Федерации.

Следует отметить, что в России по-разному относятся к идее дифференцированных взносов. Некоторые считают такую систему более справедливой. И действительно, дифференцированная система в отличие от системы равных взносов способствует тому, чтобы банки улучшали свое

финансовое состояние, чтобы платить меньше

[9].

Другие же негативно относятся к возможности ее введения, поскольку опасаются того, что оценка надежности банков и степени рискованности их политики не будет соответствовать реальности или мешать проводить индивидуальную конкурентную политику. По нашему мнению, введение дифференцированной системы страховых взносов позволит оценить общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая, тем самым, как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям.

5. Более активное распространение информации о системе страхования вкладов. Очевидно, что распространением информации среди широких масс населения в первую очередь должно заниматься Агентство по страхованию вкладов, используя при этом общедоступные СМИ, такие как телевидение, общероссийские газеты, радио. При этом банки будут выполнять свою часть работы, информируя вкладчиков в соответствии с рекомендациями Агентства.

В заключение хочется отметить, что универсального механизма защиты вкладчиков не существует, однако в той или иной форме он является важной составной частью финансовой системы любой цивилизованной страны. Успех российской системы страхования вкладов в долгосрочной перспективе будет во многом зависеть от качества и своевременности проводимых в ней изменений.

Литература

1. АСВ расширит список// Российская газета-Бизнес. -2010. —№ 752 от 1 июня.

2. АСВ справилось с первой волной кризиса и готово ко второй// Банковское обозрение. - 2009. -№2.-С. 23-24.

3. Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов. -М., 2010. -С. 56.

4. Минэкономразвития предлагает застраховать долгосрочные вклады полностью // Российская газета. -2009. -Ne 5035 от 11 ноября.

5. Михайлов, Л. Индульгенция на риск. Как построить эффективную систему гарантирования частных вкладов / Л. Михайлов, Л. Сычева, Е. Тимофеев [Электронный ресурс]: <http://dit.perm.ru/ articles/management/data/021605. htm> (15.08.2010).

6. Огнетушитель для банкрота // Российская газета. -2010. -№ 5179 от 12 мая.

7. Расширение госгарантий на источники привлечения средств // Банковское дело. - 2009. -№3. -С. 30.

8. Сберегательные установки населения России // Банковское дело. -2009. —Nsi. - С. 61.

9. Система страхования банковских вкладов. [Электронный ресурс]// По материалам Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». — <http://www.asros.ru/ru/ /тапс1а1//1пЗ/> (10.08.2010).

10. Система страхования вкладов глазами банкиров [Электронный ресурс] // Рейтинговое

агентство «Эксперт РА»: статьи экспертов. <http://www. raexpert. ru/editions/article2/?>(10.08. 2010).

11. Страхование: учебник/ C.B. Ермасов, Н.Б. Ермасова. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшее образование, 2008. -613 с.

Поступила в редакцию 1 октября 2010 г.

Исаева Патимат Гаджиевна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет (г. Махачкала). Область научных интересов - проблемы адекватности становления и развития банковской системы РФ. Контактный телефон: 8 (903) 499 51 58.

Patimat Gadjievna Isaeva. Candidate of Science (Economics), an Associate Professor of the Taxes and Currency Department, Dagestan State University, Makhachkala. Research interests: problems of adequacy of banking system making and development in Russia. Tel: 8 (903) 499 51 58.

Махачев Джамбулат Магомедпазилович. Аспирант заочной формы обучения кафедры налогов и денежного обращения. Дагестанский государственный университет (г. Махачкала). Область научных интересов - совершенствование системы управления рисками российских банков. Контактный телефон: 8 (938) 204 51 58.

Djambulat Magomedpazilovieh Makhachev. A post graduate student of correspondence course of the Taxes and Currency Department, Dagestan State University, Makhachkala. Research interests: perfection of risk management in Russian banks. Tel: 8 (938) 204 51 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.