Научная статья на тему 'Перспективы развития системы страхования вкладов в Республике Абхазии'

Перспективы развития системы страхования вкладов в Республике Абхазии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1448
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПОЗИТ / СТАВКА / СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДА / ГАРАНТИИ БАНКА / ВЫПЛАТА ВКЛАДЧИКАМ / БАНКРОТСТВО БАНКА / СТРАХОВОЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутарба Астамур Юрьевич

В данной статье приведена подробная сравнительная характеристика имеющихся на сегодняшний день системы страхования вкладов в различных странах, ее формирование, работа, виды, а также указаны риски, которые могут возникнуть в ходе ее функционирования, и приведены последствия, к которым этого может привести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of the deposit insurance system in the Republic of Abkhazia

This paper provides a detailed comparative analysis of currently available deposit insurance system in different countries, its formation, operation, types, and identifies risks that may arise in the course of its operation, and given the consequences that this may cause.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы страхования вкладов в Республике Абхазии»

10.5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИИ

Вернуться к Содержанию

Кутарба Астамур Юрьевич, аспирант Российского экономического университет им. Г.В. Плеханова

statyavak.ru@gmai.com

Аннотация: В данной статье приведена подробная

сравнительная характеристика имеющихся на сегодняшний день системы страхования вкладов в различных странах, ее формирование, работа, виды, а также указаны риски, которые могут возникнуть в ходе ее функционирования, и приведены последствия, к которым этого может привести.

Ключевые слова: депозит, ставка, система

страхования вклада, гарантии банка, выплата вкладчикам, банкротство банка, страховой фонд.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE DEPOSIT INSURANCE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Kutarba Astamur Yrievich, Graduate student of Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

statyavak.ru@gmai.com

Annotation: This paper provides a detailed comparative analysis of currently available deposit insurance system in different countries, its formation, operation, types, and identifies risks that may arise in the course of its operation, and given the consequences that this may cause.

Keywords: deposit rate, the system of insurance

contribution, Bank guarantees, payments to depositors, the bankruptcy of the Bank, insurance Fund.

Основной целью системы страхования вкладов любой страны является защита сбережений населения. Защита финансовых интересов граждан одна из наиболее важных социальных задач в десятках стран мира. Наличие системы страхования вкладов повышает доверие населения в банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов. В большинстве стран система страхования вкладов появлялась после возникновения финансового кризиса, когда доверие к банковской системе ставилось под угрозу. Например, российская система страхования вкладов появилось только в конце 2003 года, предпосылкой создание такой системы явился кризис 1998 года, который подорвал доверие вкладчиков к банковской системе. Именно для привлечения сбережений населения в экономику решался вопрос о создании стимулов и обеспечения безопасности вложенных средств.

При создании системы страховании депозитов, могут возникнуть 2 вида риска.

Первый из них связан с банкротством одного банка, вследствие чего страдают вкладчики банка.

Второй же риск связан с тем, что банк-банкрот может повлиять на «жизнеспособность» других банков.

С одной стороны такое влияние может быть обусловлено корреспондентскими отношениями между банком-банкротом и другими банками, а с другой

стороны недоверием к банковской системе. Следствием может послужить паника среди вкладчиков (снятие средств с депозитных счетов), которые опасаются за свои сбережения.

При создании системы страхования вкладов необходимо принимать во внимание, какие именно риски предполагается уменьшить с ее помощью.

Под системой страхования депозитов Международная ассоциация страховщиков депозитов (1АР1) подразумевает следующее: система

страхования вкладов - это система, которая защищает интересы вкладчиков в случае банкротства банка-участника такой системы.

На сегодняшний день в мире существуют уже более 100 стран, имеющих свою систему страхования вкладов (ССВ). Рассмотрим основные классификации и ключевые принципы создания ССВ.

В соответствии с методологией Международного Валютного Фонда (МВФ) в развитых странах системы страхования вкладов могут быть в двух формах:

- имплицитной

- эксплицитной

При имплицитной системе не существует законодательно-утвержденных правил направленных на возмещение денежных средств по вкладам в случае отзыва лицензии, либо банкротства банка. Однако государство неявно берет на себя обязательство гарантирования выплаты вкладов (части вкладов) физическим лицам. При данной системе не создается фонд обязательно страхования вкладов, средства которого могут быть использованы впоследствии для выплат, что и является ее основным недостатком. Данная система позволяет правительству принимать решение по каждому случаю банкротства индивидуально, что придает достаточную гибкость. В основу этого вида систем положено доверие вкладчиков государству. Например, система страхования вкладов отсутствует в Израиле. Банкротство банков в этой стране довольно редкое событие, т.к. все они находятся под контролем со стороны государства, и население знает о том, что их вклады находятся под защитой.

При эксплицитной системе страна имеет четко сформулированные законодательные акты, в которых прописана схема гарантирования банковских вкладов, а также имеется специально-созданный страховой фонд, используемый для возмещения утраченных вкладов. Примером может послужить Россия.

По участию банков в системе страхования можно разделить на 2 вида: с обязательным участием и с добровольным участием.

При обязательной системе страхования вкладов предполагается, что каждый банк, имеющий лицензию, обязан участвовать в системе страхования вкладов независимо от своего финансового положения, в результате чего все вкладчики имеют одинаковую защиту в случае наступления банкротства одного из банков-участников. Исключение банка из системы приводит к тому, что он лишается лицензии на работу с вкладами физических лиц.

При системе страхования вкладов с добровольным участием каждый банк вправе сам принимать решение о своем участии в системе. Однако здесь возникает риск неблагоприятного отбора. Это связано с тем, что банки, занимающиеся операциями с высоким уровнем риска, будут стремиться участвовать в системе, чтобы

не «прогореть». В то же время более «ответственные» банки будут обходить ее стороной. Таким образом, может получиться так, что риск наступления страхового случая в банках-участниках системы будет достаточно велик и это приведет к тому, что денежного фонда может не хватить на выплату всем вкладчикам, и подверженность самого фонда к разорению будет очень велика.

Добровольная система страхования вкладов также может привести к тому, что вкладчики будут постоянно менять место хранения своих денежных средств: в спокойное время они будут хранить в более ответственных банках, а в кризисные периоды будут перемещать их в банки-участники системы, что также будет повышать риски дефолта и приводить к нестабильности всей финансовой системы.

Примером обязательной системы страхования могут послужить США, а примером добровольной -Германия.

По широте охвата объекта защиты:

- полная;

- ограниченная;

- дискреционная.

Полная защита подразумевает гарантирование всех банковских вкладов в полном объеме. С одной стороны, это увеличивает доверие вкладчиков к банкам и уменьшает количество изъятий в кризисные периоды, что действительно немаловажно, но, с другой, это увеличивает риски банковской системы в целом. Это может привести к тому, что банки будут работать более рискованно, что может дестабилизировать всю систему.

Ограниченная ССВ предполагает гарантирование только депозитов мелких вкладчиков, а именно населения. Однако она исключает возможность страхования в полном объеме, а также порождает трудности с пересчетом минимального объема покрытия в период инфляции.

Дискреционная ССВ работает в относительно спокойные для экономики периоды как ограниченная ССВ, а в кризисные периоды как полная.

По форме собственности:

- государственная

- частная

- смешанная

В соответствии с названиями, при государственной ССВ учредителями системы являются государственные структуры. В действительности такой вариант имеет один большой минус. В таком случае банки не несут никакой ответственности, а весь «груз» ложится «на плечи» государства, что также может привести к дестабилизации системы.

При частной ССВ вся ответственность лежит на банках и функционирует она без помощи государства. Такая система увеличивает ответственность банков, однако, она может увеличить недоверие со стороны вкладчиков, т.к. в большинстве своем государственная поддержка увеличивает вероятность того, что система будет действовать эффективно.

Наиболее оптимальным вариантом представляется смешанная ССВ, когда основателями страхового фонда является как государство, так и сами банки.

По принципу формирования ставки по взносам в страховой фонд:

- фиксированная

- дифференцированная

При фиксированной ставке все банки уплачивают определенный процент от суммы своих депозитов. При дифференцированной - ставка меняется в зависимости от степени устойчивости банка, либо в соответствии с текущей достаточностью страхового фонда. Например, в США до 1993 года применялась фиксированная ставка. Начиная же с 1993 года, ФКСД внедрило систему дифференцированных взносов банков с учетом рисков, которые они накладывали на фонд страхования депозитов. В результате, было произведено деление банков на 9 групп риска, и каждой группе была присвоена своя ставка по взносам.

Для построения системы страхования вкладов недостаточно только теоретических знаний в данной области. Создавая свою систему страхования вкладов, проводится анализ и изучается опыт стран, где ССВ уже получила распространение и функционирует довольно успешно.

В настоящее время системы страхования депозитов действуют уже более чем в 100 странах мира. Многие из них были созданы в последние 30 лет в ответ на экономические кризисы 80-90-х. Кратко рассмотрим систему страхования вкладов в странах участниках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС). Членами сообщества являются: Белоруссия,

Казахстан, Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.

В Республике Беларуссия действует несколько систем гарантирования вкладов. Действующая

нормативно-правовая база страхования вкладов

Республики Беларусь включает в себя: Банковский кодекс Республики Беларуссии, Правила

гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц, утвержденные постановлением Правления Национального банка

Республики Беларуссии 29.03.2001 №75 . Правила обеспечения выполнения обязательств по возврату физическим лицам средств в иностранной валюте,

размещенных на счетах и во вкладах в

уполномоченных банках Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.12.2000 №33.14

С 1 января 2009 г гражданам, имеющим действующий вклад в каком-либо банке, в любой валюте, гарантируется возврат вклада в размере 100 процентов только на превышающую сумму, эквивалентную до 5 тыс. евро включительно. Именно такая сумма была выбрана банкам, поскольку по анализу имеющихся данным данных и средней сумме вклад граждан, именно вклады до 5 тыс. евро составляют 95 процентов от всех вкладов. Данная цифра узаконены и является оптимальной, а в случае изменения экономической ситуации в стране может быть увеличена. Что будет с теми вкладчиками, чья сумма превышает пороговую цифру в 5 тысяч евро? Государство ни дает никаких гарантий по возмещению части суммы банковского депозита, превышающего размер в 5 тыс. евро. Для того, чтобы получить обратно свой вклад, физическому лицу придется самостоятельно обратиться с требованием в банк. В соответствии с законом возмещение вкладов будет осуществляться специально создаваемым правительством и Национальным Банком государственным учреждением - Агентством по возмещению банковских вкладов физических лиц. На

учет в Агентство обязаны стать все банки республики, привлекающие денежные средства физических лиц во вклады.

В Республике Казахстан не существует специального нормативного акта - Закона о страховании вкладов, система гарантирования вкладов действует в

Казахстане с конца 1999 года. С 1.01.2004 года система гарантирования вкладов стала обязательной, распространяется на вклады физических лиц в банках второго уровня.

Основными принципами казахской системы гарантирования вкладов физических лиц являются:

1) обязательность участия банков,

осуществляющих прием депозитов, открытие и

ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного гарантирования депозитов.

2) прозрачность деятельности системы обязательного гарантирования депозитов.

3) минимизация рисков системы обязательного гарантирования депозитов.

4) накопительный характер формирования

специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения.

5) ограничительный характер выплаты

(предельный размер выплаты) возмещения по вкладам.

6) участие государства в поддержке системы гарантирования вкладов.

Функции по обязательному гарантированию

депозитов в Казахстане осуществляет Фонд, учредителем и единственным акционером которого является Национальный Банк Республики Казахстан. Имущество Фонда создается за счет взносов банков. Фонд получает сведения о финансовом состоянии банков-участников, включая сведения о наличии у них системы управления рисками и сведения по привлеченным вкладам. Фонд сотрудничает и

обменивается информацией с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в соответствии с Соглашением о взаимном сотрудничестве и обмене информацией от 21.04.2004 г.

Фонд выплачивает депозитору возмещение по депозиту в размере суммы гарантируемого депозита без начисленного по нему вознаграждения, но не более эквивалента 400 тысяч тенге, что является эквивалентом равным примерно 85 тысяч рублей.

В Кыргызской Республике действует, так называемая, косвенная система защиты депозитов, включающая меры лицензирования, регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, а также меры, предусмотренные законом «О консервации, ликвидации, банкротстве банков», по защите интересов вкладчиков-физических лиц, не связанных с банком, с предоставлением им преимущественного права получения возмещения в случае банкротства банка. В соответствии с действующей в Кыргызской Республике косвенной системой защиты депозитов вкладчики - физические лица имеют преимущественное право получения возмещения в случае банкротства банка в сумме 25 тыс. сомов, что является эквивалентом равным 16666 руб.

При подготовке проекта Закона «О защите депозитов» и Концепции внедрения системы защиты депозитов (далее - СЗД) в Кыргызской Республике

были использованы международные подходы, а именно - «Рекомендации по созданию эффективных систем страхования депозитов» Форума за финансовую стабильность 2001 года, рекомендации МВФ, Директива 94/19ЕС Европейского Парламента и Совета от 30.05.1994г. по схемам гарантирования депозитов, опыт стран СНГ (России, Казахстана, Армении и др.), что позволяет делать оптимистичные прогнозы в отношении реализации указанных документов в Кыргызской Республике и возможности гармонизации систем страхования вкладов в рамках ЕврАзЭС.

Система страхования вкладов в Республике Таджикистан основана на законе «О гарантии вкладов физических лиц» установлены правовые и организационные основы порядка гарантированного возмещения вкладов физических лиц в банках в случаях их ликвидации или банкротства. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с гарантированием вкладов физических лиц за счет средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, учрежденного для аккумулирования средств в целях гарантированного возмещения вкладов физических лиц. Организацией, обеспечивающей функционирование системы страхования вкладов в Таджикистане, является Фонд гарантирования вкладов физических лиц, имущество которого создается за счет взносов банков, доходов, а также поступлений, не запрещенных Законом.

В Российской Федерации система страхования вкладов берет начало с принятого в декабре 2003 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Он обеспечил необходимую правовую базу для государственной защиты интересов вкладчиков, установил правовые, финансовые и организационные основы для создания и эффективного функционирования системы страхования вкладов. Указанный Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, иные отношения, возникающие в данной сфере.

Согласно действующему российскому

законодательству обеспечение функционирования системы страхования вкладов закреплено за Агентством по страхованию вкладов (далее -Агентство) - государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. Для финансирования выплаты возмещения по вкладам предназначен Фонд обязательного страхования

вкладов. Фонд обязательного страхования вкладов является совокупностью денежных средств и иного имущества, сформированного и используемого в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов. Основными источниками формирования Фонда обязательного страхования вкладов являются: первоначальный имущественный взнос Российской Федерации (передача 3 млрд. рублей в Агентство, из них 2 млрд. рублей - в фонд обязательного страхования вкладов, 1 млрд. рублей - для формирования источников расходов Агентства).

Основными принципами российской системы страхования вкладов в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов.

2) сокращение рисков наступления

неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

3) прозрачность деятельности системы

страхования вкладов.

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов.

Вышеуказанные принципы соответствуют

международным подходам и реализуются в той или иной мере в действующих (например, в Республике Таджикистан, Республика Кыргызстан, Беларусь, Казахстан) системах гарантирования вкладов государств-участников ЕврАзЭС.

Кроме того, для российской системы страхования вкладов характерно следующее: ограничительный

характер выплаты (предельный размер выплаты) возмещения по вкладам; участие государства в финансировании и поддержке системы гарантирования (страхования) вкладов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гарантирование (страхование) вкладов иностранных граждан или лиц без гражданства на тех же условиях, что и российских граждан.

Рассматривая банковскую систему Республики Абхазии, стоит отметить, что существующая система двухуровневая и состоит из Национального банка Абхазии и 15 коммерческих банков. Банковская деятельность регламентируется: законом Республики Абхазия «О банках и банковской деятельности» (с дополнениями от 6 декабря 2005 года, № 1185-с-Х^;9 февраля 2006 года, № 1242-с-Х^; 15 августа 2006 года, № 1464-с-Х^), законом « О национальном банке Республики Абхазия» (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2000 года, № 577-с-ХШ; 18 января 2002 года, № 666-с-ХШ; 6 февраля 2003 года, № 750-с-Х^; 6 декабря 2005 года, № 1184-с-Х^; 2 августа 2006 года, №1440-с-Х^; 15 августа 2006 года, №1462-с-Х^; 15 февраля 2007г. № 1628-с- XIV).

На сегодняшний день, лицензией на осуществление банковских операций с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюты обладают 8 из 15 действующих банков на территории Республики Абхазии. Ими являются: КБ «Сухум Банк», КБ «Гарант банк», КБ «Черноморский банк развития», Сбербанк РА, КБ «Универсал Банк», «Финансово инвестиционный банк», «Инвестиционный банк информационных технологий», КБ «Амра Банк».

Проводя анализ вкладов физических лиц по ежегодным отчетам Национального Банка, можно отметить, что средний темп роста вкладов физ. лиц с 2005 по 2010 г. составляет примерно 140%. Данный показатель говорит о том, что вклады физ. лиц растут довольно быстро. Для поддержания существующей положительной тенденции, и сохранности вкладов нужно создание системы гарантий вкладов, т. е. систему страхования вкладов (ССВ).

Рассмотрев основные классификации системы страхования вкладов необходимо отметить, что может быть применено для создания ССВ в Республике Абхазии. Во-первых: необходимо создание

экплицитной системы страхования вкладов, так как создавать ССВ без необходимых нормативно правовых, законодательных актов бессмысленно. Правовая основа является одним из важнейших принципов, на которых должна строиться система страхования вкладов. В законе должно быть чётко прописаны определения: объекта, субъектов системы, страхового фонда, ставки процента (премия, которая должна уплачиваться в страховой фонд), страхового случая, выплат (страхового возмещения). Во-вторых: внедрять систему желательно с обязательным участием всех коммерческих банков. Это делается с целью обеспечения защитой всех вкладчиков и поддержания доверия к банковской системе.

Затрагивая финансовую составляющую ССВ, необходимо уточнить за счёт каких средств будет пополняться фонд обязательного страхования вкладов.

Первоначальный взнос в фонд обязательного страхования вкладов будет осуществляться за счёт бюджета Республики Абхазии и взноса Национального Банка РА. В последующем пополнение будет происходить за счёт взносов коммерческих банков. Взносы необходимо указывать в промежутке, установить минимально и максимально возможные значения ставки процента, по которым будет рассчитываться взнос коммерческого банка. Право за изменением ставки процента по взносам оставить за Национальным Банком.

Так как средства фонда обязательного страхования будут накапливаться только за счёт взносов коммерческих банков, необходимы дополнительные гарантии со стороны бюджета республики. Т. е. в случае возникновения дефицита средств фонда, Национальный Банк был вправе обратиться за финансовой помощью к правительству республики, с целью поддержания устойчивости фонда

обязательного страхования вкладов.

В настоящий момент существует законопроект «О страховании вкладов физических лиц в банках Республики Абхазия». Настоящий законопроект устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Республики Абхазия, компетенцию, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует

отношения между банками Республики Абхазия, Национальным банком Республики Абхазия (Банком Абхазии) и органами исполнительной власти

Республики Абхазия в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Стоит отметить, что за основу законопроекта взят Федеральный закон Российской Федерации «О

страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Тем самым Республика Абхазия определяет свою стратегическую линию, направленную на тесное сотрудничество в банковской деятельности с одним из ключевых игроков ЕврАзЭС.

Список литературы:

1. Официальный сайт IADI http://www.iadi.org/glossary.html. Страхование вкладов в РФ: реалии и перспективы;

2. http://www.asv.org.ru/arc/show/?id=13729;

3. Турбанов А.В., Евстратенко Н.Н. Федеральной системе страхования депозитов США - 75 лет.// Деньги и кредит, -№12. - 2008г. - с. 51;

4. www.nb-ra.org/ru - Официальный сайт Национального банка Республики Абхазии.

5. Кутарба А.Ю. Методика оценки кредитоспособности заемщиков. Перспективы развития в банковской системе Абхазии // Журн. Бизнес в законе. 2012, №6. С. 241-246.

Reference list:

1. Official site of IADI http://www.iadi.org/glossary.html. Deposit insurance in Russia: realities and prospects;

2. http://www.asv.org.ru/arc/show/?id=13729;

3. Turbanov A.V., Evstratenko N.N. Federal deposit insurance system the U.S. - 75 years. / / Money and Credit, - № 12. -2008. - P. 51;

4. www.nb-ra.org/ru - The official site of the National Bank of the Republic of Abkhazia;

5. Kutarba A.Y. Methodology for assessing the creditworthiness of borrowers. Prospects of development of the banking system of Abkhazia / / Zh. Business-in-law. 2012, Number 6. P. 241246

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Кутарба А.Ю. «Перспективы развития системы страхования вкладов в Республике Абхазии»

Защита сбережений населения посредством банков -является основной задачей Системы страхования вкладов. В развитых странах она имеет чрезвычайно важное значение в развитии реального сектора экономики. И в связи с этим рецензируемая статья имеет объективный интерес и полезность.

В статье рассматриваются составные положения работы системы страхования: риски, которые могут возникнуть при ее формировании; общий анализ. В соответствии с методологией Международного Валютного Фонда (МВФ) анализируются основные виды форм системы страхования, такие как: имплицитная, эксплицитная, обязательная,

добровольная. Отмечается, что полная защита вклада подразумевает гарантирование всех банковских вкладов в полном объеме.

Далее рассматривается система страхования вкладов в странах участниках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС). Членами сообщества являются: Белоруссия, Казахстан, Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Исследуются следующие этапы Рецензируемая статья затрагивает актуальные вопросы развития банковского сектора экономики, представляет определенный научный и практический интерес. Статья, безусловно, заслуживает публикации в ведущих рецензируемых журналах ВАК России.

Заместитель генерального директора

ООО «Импульс»,

к.э.н.

Сергеев С. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.