Научная статья на тему 'Система образования Кемеровской области: традиции и инновации'

Система образования Кемеровской области: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление региональной системой образования / качество образования / инновационная деятельность в образовании / педагоги / management of the regional education system / quality of education / innovative prac- tice in education / teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов

В статье анализируется состояние региональной системы образования и определяются перспективы ее развития. Авторы статьи акцентируют внимание на сложившейся практике, выделяя ключевые позиции в управлении системой образования в регионе. Определяя направления кадровой политики в системе регионального образования, они учитывают положительные стороны реального состояния, прогнозируют перспективы развития образования в регионе и риски. Это позволяет миниминизировать влияние негативных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEM OF THE KEMEROVO REGION: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The authors of the article analyze the state of the regional education system and determine the perspectives for its development. The authors also emphasize the existing practice, highlighting key positions in the management of the education system in the region. Defining the directions of personnel policy in the system of regional education, the authors take into account the positive aspects of the real condition; predict the perspectives and risks of the development of education in the region. This allows to minimize the influence of negative factors.

Текст научной работы на тему «Система образования Кемеровской области: традиции и инновации»

ОБРАЗОВАНИЕ КУЗБАССА

УДК 37

Е. А. Пахомова

Доктор педагогических наук, доцент, заместитель губернатора Кемеровской области по социальным вопросам, г. Кемерово, E-mail: pahom_ea@mail.ru Elena A. Pakhomova Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Deputy Governor of Kemerovo Region for Social Affairs, Kemerovo, Russia

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

В статье анализируется состояние региональной системы образования и определяются перспективы ее развития. Авторы статьи акцентируют внимание на сложившейся практике, выделяя ключевые позиции в управлении системой образования в регионе. Определяя направления кадровой политики в системе регионального образования, они учитывают положительные стороны реального состояния, прогнозируют перспективы развития образования в регионе и риски. Это позволяет миниминизировать влияние негативных факторов.

Ключевые слова: управление региональной системой образования, качество образования, инновационная деятельность в образовании, педагоги.

А. В. Чепкасов

Кандидат филологических наук, доцент, начальник департамента образования и науки Кемеровской области, г. Кемерово

E-mail: chepkasoff@yandex.ru Artur V Chepkasov

PhD (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Education and Science of Kemerovo Region, Kemerovo, Russia

Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. Пр-271; Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295; Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте

Как цитировать статью: Пахомова Е. А., Чепкасов А. В. Система образования Кемеровской области: традиции и инновации» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.8-19.

Российской Федерации по науке, технологиям и образованию [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г. является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Стратегической целью социально-экономического развития Кемеровской области является повышение конкурентоспособности региона и рост благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики и ее диверсификацию; создание задела для роста новых конкурентоспособных секторов производства и т.д. Решение данных задач невозможно без пополнения молодыми кадрами системы общего образования. Это, в свою очередь, требует изменений в системе образования, которые связаны сегодня прежде всего с формированием педагогического корпуса, соответствующего запросам современного общества. От профессионализма педагогов, их способности к профессиональному росту, владения компетенциями, готовности решать обозначенные задачи напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития России.

Традиционно в региональной системе образования решаются проблемы, возникающие у педагогических работников области. Это не только «мощная» социальная поддержка педагогов, прежде всего, это устранение «дефицитов» (недостающих компетенций) профессиональной деятельности. Понимая при этом, как будет развиваться региональная система образования, действуем на опережение и готовим педагогов к предстоящим изменениям.

С 2008 года в регионе проводится комплексный мониторинг состояния региональной системы образования. Он включает сбор статистических данных и проведение мониторинговых исследований, направленных на изучение мнений участников образовательных отношений о качестве образования в Кемеровской области. Так, результаты исследования «Удовлетворенность качеством образования» позволяют определить, насколько образование в регионе отвечает интересам и ожиданиям основных потребителей — обучающихся и родителей — в отношении образовательной организации, оценить динамику удовлетворенности потребителей качеством образования (именно как исполненностью их запросов и ожиданий). Его составляющими являются качество условий, качество процесса, результаты образования, комфортность образовательной среды в организации. На основании этих данных проводится рейтингование образовательных организаций по кластерам. Рейтинг позволяет оценивать эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации. Результаты рейтинга являются одним из оснований для материальной и методической поддержки образовательных организаций, стимулирования руководителей.

Сбор статистической информации осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы «Образование Кемеровской области» по всем направлениям функционирования системы образования. Полученные данные позволяют выявлять количественные и качественные изменения,

происходящие в региональной системе образования, определять проблемы, прогнозировать тенденции развития, принимать управленческие решения, разрабатывать рекомендации по изменению ситуации, программы развития, проекты, перспективные планы.

С 2013-16 гг. в области реализовывалась программа «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования» (далее — Программа), которая была разработана по заказу Департамента образования и науки Кемеровской области на основе анализа состояния региональной системы образования.

При разработке Программы были определены мероприятия, направленные на разрешение проблем, зафиксированных в результате анализа состояния региональной системы образования, и запланировано достижение определенных результатов. Программа мероприятий включала три блока:

- осуществление модернизации педагогического образования, обеспечивающего подготовку педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОС и рынка труда;

- обеспечение непрерывного развития профессионализма руководящих и педагогических работников через верификацию дополнительного профессионального образования;

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение престижа профессии педагога.

Проводником государственной и региональной политики в образовании является КРИПКиПРО. Традиционно деятельность КРИПКиПРО направлена на повышение квалификации. Сегодня институт реализует около 200 программ повышения квалификации (ПК) и 14 программ профессиональной переподготовки для всех категорий работников сферы образования, социальных работников и работников правоохранительных органов. За 2013-2016 гг. разработаны и обновлены 98 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогических и руководящих работников. Данные программы учитывают стаж работы педагогов, профессиональные затруднения педагогических и руководящих работников, приоритетные направления развития системы образования России (введение ФГОС ООО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО).

При планировании работы по повышению квалификации в регионе используются персонифицированный подход и опережающая подготовка кадров. Персонифицированный подход, реализуемый через диверсификацию образовательных услуг, обеспечивает вариативность, разноуровневость содержания и способов деятельности, форм непрерывного профессионального обучения, позволяя педагогу реализовать индивидуальную образовательную программу профессионального развития. Так, педагоги области могут пройти повышение квалификации в различных формах: обучение по программам без отрыва от работы, на модульной основе, через накопление инвариантных и вариативных модулей; курсы с использованием дистанционных образовательных техно-

логий; электронное обучение; ПК в форме стажировки; кредитно-модульная накопительная система повышения квалификации. В ходе традиционных курсов с отрывом от производства у педагогов области есть возможность пройти оздоровление в санатории-профилактории, функционирующем при КРИПКиПРО. Ежегодно за счет средств областного бюджета в период обучения на базе санатория-профилактория оздоравливаются 975 педагогов. В летний период в рамках социального проекта «Ветераны педагогического труда», реализуемого под патронажем губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, в санатории проходят курс лечения 75 педагогов.

Так, только в 2016 г. по очной форме прошли повышение квалификации (ПК) 3 158 слушателей, по очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) — 5 615 человек, заочную форму с использованием ДОТ выбрали 241 педагог, и 400 человек — очно-заочную форму с использованием электронного обучения.

В целом отмечается рост доли работников образования, проходящих повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, в 3 раза (с 22,4% в 2014 г. до 66% в 2016 г.) (Табл. 1).

Таблица 1

Использование ДОТ при освоении ДПП ПК работниками образования Кемеровской области в динамике

Год очное обучение очное обучение(%) обучение с ДОТ обучение с ДОТ (%) Всего

2013 г. 7 586 98,05 151 1,95 7 737

2014 г. 6 837 77,60 1 974 22,4 8 811

2015 г. 3 754 43,1 4 953 56,9 8 707

2016 г. 3 158 33,55 6 256 66,45 9 414

Принцип опережающей подготовки, реализуемый на курсах повышения квалификации, ориентирован на формирование у педагогических и руководящих работников целостного инновационного взгляда на свою деятельность в ситуации повседневности и призван развивать стратегическое мышление, готовность в нужное время взять на себя необходимую инициативу, сформировать навыки работы в новой, еще не определившейся ситуации.

В регионе реализуется система мероприятий, направленных на непрерывное развитие профессионализма, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических работников. Совершенствуется накопительная система повышения квалификации с расширением форм дистанционного обучения, стажировки, кредитно-модульная система, индивидуальные образовательные маршруты.

На начало 2016/17 учебного года доля педагогических работников, имею-

щих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, составила 77,03%, работников из числа административно-управленческого персонала — 73,35%.

Документ о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке в соответствии с ФГОС имеют 73,68% педагогических работников и 70,7% руководящих работников.

Для обеспечения качественного доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов повышение квалификации педагогических и управленческих работников прошли, по состоянию на 01.09.2017 года, 7,08% педагогических работников и 6,89% работников из числа административно-управленческого персонала.

Как показали данные мониторинга, по состоянию на 01.09.2017 года удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, составил 76,73%, прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности — 4,14%. Следует отметить, что доля педагогов, получивших высшую квалификационную категорию, с каждым годом растет: с 30,69% в 2012/13 учебном году до 39,77% в 2016/17 учебном году.

Добровольная сертификация проводится в регионе с целью повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образования, повышения качества образовательных услуг, а также социальной поддержки работников образования. Количество педагогических и руководящих работников, участвующих в процедуре сертификации, в сравнении с предыдущим годом увеличилось до 1 203 человек по итогам 2015/16 учебного года. На 01.09.2017 года количество работников образовательных организаций, имеющих сертификат, свидетельствующий о высоком уровне профессиональной компетентности, составило 424 человека.

На повышение качества образования направлена и система непрерывного профессионального образования. Расширению форм непрерывного профессионального образования способствует деятельность регионально-муниципальной многоуровневой методической службы (РМММС). На протяжении последних семи лет в 100% муниципальных образований организована работа сети методических объединений образовательных организаций, существуют городские (районные), кустовые методические объединения педагогов, обеспечивающие сопровождение профессионального развития педагогов. Для повышения качества результативности работы методических объединений муниципального уровня в рамках деятельности РМММС была организована работа региональных профессиональных методических объединений (РПМО), региональных отделений ассоциаций учителей-предметников. Это позволило сформировать единые подходы к организации методической работы в ММС и образовательных организациях.

Ежегодно повышается удельный вес учителей, участвующих в деятельности профессиональных организаций, дающих возможность обмениваться опытом, получать регулярную методическую, психолого-педагогическую

помощь и поддержку. Так, по данным на начало 2017 года, доля педагогов — участников профессиональных сетевых сообществ составила 48,75% (2013/14 уч. г.— 28,35%).

На начало 2017/18 уч. года функционирует 20 РПМО и 3 региональных отделения ассоциаций учителей-предметников, в деятельность которых вовлечены 588 человек.

Члены РПМО, ассоциаций учителей-предметников оказывают консультативную методическую помощь руководящим и педагогическим работникам, молодым специалистам муниципальных образований. Это способствует вовлечению педагогов в различные формы методической работы как в образовательной организации, так и на уровне региона и РФ («Первое сентября», методическая площадка издательства «Академкнига / Учебник» и др.).

Опыт сетевого взаимодействия в условиях открытого образовательного пространства сделал возможным функционирование системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов. Была организована работа тьюторов по проблемам перехода на ФГОС НОО, учителей ОБЖ, физической культуры, тьюторов, курирующих организацию здоровьесбере-гающей деятельности в образовательных организациях в условиях перехода на ФГОС, тьюторов по реализации сетевых проектов. Тьюторы проводят консультации по актуальным вопросам педагогической практики; организуют обучение руководящих и педагогических кадров в муниципалитетах по программам постоянно действующих семинаров КРИПКиПРО; разрабатывают методические материалы; проводят мастер-классы и иные методические мероприятия, способствующие профессиональному развитию педагогических и (или) руководящих работников, экспертируют и рецензируют методические материалы, активно участвуют в общественно-профессиональной экспертизе основных образовательных, рабочих и дополнительных общеразвивающих программ, учебных сетевых проектов. Только за 2016-й и 2017 годы на общественно-профессиональную экспертизу было подано около 2 500 различных программ и проектов. По итогам публичной защиты в реестр внесены 663 программы и проекта.

Способствует этому и система научно-методического сопровождения деятельности педагогических работников. Научно-методическое сопровождение в области осуществляется по актуальным направлениям модернизации образования. С этой целью в регионе разработаны и реализуются 11 проектов.

За 2013-16 гг. расширилась тематика традиционно проводимых для педагогических работников проблемно-ориентированных и постоянно действующих семинаров. Особый интерес у педагогов вызывают проектировочные семинары (по реализации ФГОС ОО), мастер-классы, презентационные площадки, форумы, опНпе-семинары, семинары, организуемые на базовых площадках для пилотной апробации ФГОС, региональных инновационных площадках и др. (Табл. 2).

Таблица 2

Кол-во участников различных форм непрерывного профессионального развития педагогических работников

Год Проблем-но-ориентир. семинары Постоянно действующ. семинары Вебинары Кол-во участников

2013-14 126 106 28 8 964

2014-15 129 109 35 8 987

2015-16 131 113 56 9 281

2016-17 165 118 78 13 786

В регионе осуществляется инновационная деятельность по 14-ти направлениям. Инновационная деятельность регламентирована региональным Положением о признании образовательной организации региональной инновационной площадкой. Каждое направление инновационной деятельности курирует научный консультант, что обеспечивает единые подходы к реализации инновационного проекта.

Сегодня в области функционирует 351 инновационная площадка (326 ОО), из них: региональных — 101 (95 ОО), муниципальных — 250 (231 ОО), реализуются восемь сетевых инновационных проектов, объединяющих 52 образовательные организации Кемеровской области. Наиболее массовыми являются сетевые проекты по двум направлениям инновационной деятельности: «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС» — 11 ОО (научный консультант — д-р биол. наук, профессор Э. М. Казин) — и «Создание единого воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка» — 20 ОО (научный консультант — д-р пед. наук, профессор М. И. Губанова). Координирует деятельность региональных инновационных площадок, организует промежуточную и итоговую экспертизу их деятельности, определяет результативность работы инновационных площадок координационный совет по инновационной и экспериментальной деятельности.

При анализе данных мониторинга за последние три года отмечен рост количества педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности региональных и муниципальных инновационных площадок (Табл. 3).

Таблица 3

Субъекты инновационной деятельности, принимающие участие в деятельности инновационных площадок

Категория Количество (чел.)

2014/15 уч. г. 2015/16 уч. г. 2016/17 уч. г.

Педагогические работники 4 755 5 437 5 563

Обучающиеся 71 387 65 818 71373

В 2016/2017 учебном году 14% педагогических работников образовательных организаций Кемеровской области участвовали в инновационной деятельно-

сти. Наиболее значимой областью применения инноваций в региональной системе общего образования является процесс обучения. Доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность в обучении, составляет 46% от общего числа организаций, внедряющих инновации. В таких областях применения инновационной деятельности, как воспитание и содержание образования, работают 59,02% и 47,6% организаций (Табл. 4).

Значимые результаты инновационной деятельности представляются на семинарах, научно-практических конференциях. Например, в 2016/17 учебном году опыт инновационной деятельности был представлен 143 педагогами на девяти конференциях.

Одним из важнейших показателей результативности инновационной деятельности являются апробированные и внедренные в образовательную практику новые образовательные продукты: учебные пособия, учебно-методические комплексы, методические разработки. Итогом деятельности инновационных площадок в регионе в 2016/17 учебном году стала разработка восьми учебных пособий, трех учебно-методических комплексов и 312 методических разработок.

Таблица 4

Области применения инноваций в образовательных организациях (по состоянию на 1 сентября 2016/2017 учебного года)

Область применения ин- Образовательные организации (%)

ДОО ООО ДОД

новаций 2016/17 2015/16 2016/17 2015/16 2016/17 2015/16

уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.

Содержание 54,57 59,9% 38,64 39,06 50,00 53,97

образования

Обучение 30,65 33,9 62,71 65,63 60,71 55,56

Воспитание 56,72 54,9 58,64 60,31 75,00 65,08

Управление 13,98 12,6 14,58 14,06 26,79 25,40

Стратегиче- 10,22 11,8 18,64 17,05 10,71 9,52

ские (ком-

плексные)

инновации

В настоящее время в региональной системе образования численность педагогов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего общего образования, на протяжении последних лет стабильна: по состоянию на 01.09.2017 года в ней работали 21 459 человек. На начало 2017/18 учебного года численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного, среднего общего образования, в расчете на одного педагогического работника составила 14,86 человек, что несколько ниже, чем целевое значение (15,77), определенное распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2013 №82-р (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты")

„Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования"».

Анализ возрастного состава кадров свидетельствует о том, что наиболее многочисленные возрастные группы представлены педагогами от 31 года до 45 лет (37,13%) и от 46 до 55 лет (26,94%). Исключение составляют вечерние (сменные) образовательные организации, где наряду с педагогическими работниками в возрасте от 31 до 45 лет (30,68%) значительную долю педагогов составляют работники 56-60 (22,73%) и старше 60 лет (26,14%).

Лидирующими стажевыми группами в категории «педагогические работники» в течение последних лет являются группы от 10 до 25 лет (35,88%) и более 25 лет (34,43%). На протяжении пяти лет ежегодно растет доля педагогов со стажем до 3-х лет (с 8,98 до 12,72%) и от 3-х до 5 лет (с 4,8 до 6,99%).

Среди работников административно-управленческого персонала доминирует стажевая группа от 10-ти до 25 лет: на 01.09.2016 года доля управленческих работников составляла 32,22%. Удельный вес административных работников со стажем работы более 25 лет снижается: с 22,31% в 2012/13 учебном году до 19% в 2016/17 учебном году.

Большое внимание в регионе уделяется привлечению в систему образования молодых специалистов, их закреплению в образовательных организациях. Согласно Закону Кемеровской области от 05.07.2013 № 86-ОЗ (ред. от 29.06.2016) «Об образовании» молодыми специалистами считаются педагогические работники в возрасте до 30 лет, впервые после окончания образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации приступившие к педагогической деятельности и работающие в образовательной организации до истечения трех лет. В течение последних четырех лет в регионе сохраняется тенденция к увеличению удельного веса педагогов в возрасте до 30 лет: с 14,93 до 15,96%.

С целью оказания помощи молодым педагогам в профессиональном становлении в Кемеровской области развивается институт наставничества. В регионе создана региональная база педагогов-наставников, включающая 305 человек. Только систематическая поддержка со стороны опытных учителей-наставников позволяет молодому педагогу освоить тонкости педагогической деятельности. Ежегодно растет число территорий, в которых функционируют школы педагогического опыта, молодого специалиста (с 70,59% в 2013 году до 91,18% в 2017 году). Стало хорошей традицией проведение региональной научно-практической конференции для молодых педагогов и их наставников. За три года в конференции приняли участие более 600 молодых педагогов и около 200 наставников из числа педагогов, внесенных в базу педагогов-наставников.

Закреплению молодых педагогов в школе способствует разработанная система материальных и моральных стимулов. Одной из форм поддержки молодых педагогов являются профессиональные конкурсы, в которых ежегодно участвуют около 300 молодых специалистов.

Реализация в регионе комплекса мер по развитию кадрового потенциала

образовательных организаций, повышению образовательного ценза педагогических работников позволила увеличить удельный вес педагогов, получивших высшее профессиональное образование.

Как показывают полученные данные, доля педагогических работников, получивших высшее образование, растет с каждым годом (2012/13 уч. г.—78,8%, 2016/17 уч. г.— 81,16%). Кроме того, в течение последних лет выявлена тенденция к снижению удельного веса педагогических работников, имеющих начальное профессиональное (с 0,53% в 2012/13 уч. г. до 0,25% в 2016/17 уч. г.) и основное среднее образование, педкласс (с 0,27% в 2013/14 уч. г. до 0,15% в 2016/17 уч. г.), не соответствующее образовательному цензу, определенному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Результаты мониторинга свидетельствуют о повышении активности участия педагогов региона в конкурсном движении, что способствует повышению их профессиональной компетентности, дает возможность обобщать и транслировать передовой педагогический опыт.

За последние пять лет количество педагогических работников — участников конкурсов профессионального мастерства регионального (с 577 человек в 2013 году до 1 039 человек в 2017 году) и федерального (с 738 человек в 2013 году до 1 420 человек в 2017 году) уровней заметно выросло, число педагогов, участвующих в международных конкурсах, составило 240 человек.

Как показывает исследование «Социальный престиж профессии педагога», развитию и обновлению кадрового потенциала региональной системы образования способствует комплекс мер, влияющих на повышение престижа профессии педагога, реализуемых в Кузбассе. По данным исследования «Социальный престиж профессии педагога», большинство педагогов не жалеют о том, что связали свою судьбу с данной профессией. На 9,4% увеличилась доля педагогов, в большей или меньшей степени удовлетворенных выбранной профессией, по сравнению с исследованием, проведенным в 2015 г.: 81,9% педагогов выбрали эти варианты ответов (в 2013 г.— 70,3%, в 2014 г.— 70,5%, в 2015 г.— 72,5% педагогов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уменьшилась доля педагогов, «скорее не удовлетворенных выбранной профессией» с 25,1% в 2015 г. до 15,7% в 2016 г. Доля педагогов, совсем не удовлетворенных профессией, уменьшилась по сравнению с 2015 г. на 0,2%. Во всех возрастных группах увеличилась доля педагогов, полностью удовлетворенных профессией.

Положительная динамика наблюдается в оценке престижа профессии педагога в Кузбассе и в России. Доля педагогических работников, уверенно говорящих о том, что престиж профессии педагога в Кемеровской области высокий, выросла на 9,6% (в 2015 г.— 15,6%, в 2016 г.— 25,2%).

Современная образовательная система претерпевает значительные изменения в условиях активных социальных и демографических процессов в российском обществе. Усиление борьбы за потенциальных пользователей образовательных услуг, конкуренция среди образовательных организаций —

все это составляет реалии современного образования.

Новый подход к стратегии развития системы образования определяется инновационной составляющей и пронизывает всю профессиональную деятельность каждого педагога Кемеровской области. В связи с этим особое значение приобретают сохранение традиций, создание системы взаимосвязанных мер, направленных на разработку теоретических и методологических основ модернизации региональной системы образования, развития творческого потенциала педагогических и руководящих работников региона, роста их профессионализма.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 25.12.2017).

2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70170946 (дата обращения: 25.12.2017).

3. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70183566/paragraph/1:0 (дата обращения: 25.12.2017).

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. Режим доступа: https://sdo-journal.ru/documents/ postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-15-aprelya-2014-g-295-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-rossijskoj-federacii-razvitie-obrazovaniya-na-20132020-gody.html (дата обращения: 25.12.2017).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.9002759452060853#08077709359312262 (дата обращения: 25.12.2017).

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. Пр-271 // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру»: [сайт]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/6744437/paragraph/1/doclist/0/selflink/0/context/ Национальная образовательная инициатива Наша новая школа, утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. Пр-271/ (дата обращения: 25.12.2017).

EDUCATION SYSTEM OF THE KEMEROVO REGION: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The authors of the article analyze the state of the regional education system and determine the perspectives for its development. The authors also emphasize the existing practice, highlighting key positions in the management of the education system in the region. Defining the directions of personnel policy in the system of regional education, the authors take into account the positive aspects of the real condition; predict the perspectives and risks of the development of education in the region. This allows to minimize the influence of negative factors.

Keywords: management of the regional education system, quality of education, innovative practice in education, teachers.

References

• Kontseptsija dolgosrochnogo sotsial'no-'ekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus»: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=1000000001,0&r

nd=0.9002759452060853#08077709359312262 (data obraschenija: 25.12.2017).

• Natsional'naja obrazovatel'naja initsiativa «Nasha novaja shkola», utverzhdennaja Prezidentom Rossijskoj Federatsii 4 fevralja 2010 g. Pr-271 // Informatsionno-pravovoj portal «Garant.Ru»: [sajt]. Rezhim dostu-pa: http://ivo.garant.ru/#/document/6744437/paragraph/1/doclist/0/selflink/0/context/Natsional'naja obrazovatel'naja initsiativa Nasha novaja shkola, utverzhdennaja Prezidentom Rossijskoj Federatsii 4 fevralja 2010 g. Pr-271/ (data obraschenija: 25.12.2017).

• O merah po realizatsii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. № 599 // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus»: [sajt]. Rezhim dostupa: http://base.garant. ru/70170946 (data obraschenija: 25.12.2017).

• O natsional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 1 ijunja 2012 g. № 761 // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus»: [sajt]. Rezhim dostupa: http://ivo. garant.ru/#/document/70183566/paragraph/1:0 (data obraschenija: 25.12.2017).

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj Zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus»: [sajt]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obraschenija: 25.12.2017).

• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 (red. ot 31.03.2017) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus»: [sajt]. Rezhim dostupa: https://sdo-journal.ru/documents/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-15-aprelya-2014-g-295-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-rossijskoj-federacii-razvitie-obra-zovaniya-na-20132020-gody.html (data obraschenija: 25.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.