Научная статья на тему 'Использование данных электронного мониторинга в оценке качества образования на муниципальном уровне'

Использование данных электронного мониторинга в оценке качества образования на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка качества образования / мониторинг / показатели / факторы / анализ / рейтинг / эффективность. / assessment of the quality of education / monitoring / ndicators / factors / analysis / rating / effectiveness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Трушкина

В статье представлены возможности использования данных электронного мониторинга АИС «Образование Кемеровской области» в оценке качества образования на муниципальном уровне. Рассматривается оценка условий реализации основной образовательной программы, определение степени достижения целевых федеральных и муниципальных показателей. Кроме этого, описаны примеры использования данных мониторинга в анализе инновационной деятельности образовательных организаций, построении рейтингов для оценки результативности и эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC MONITORING DATA IN ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION AT THE MUNICIPAL LEVEL

The authors of the article present the possibilities of using data in assessing the quality of education at the municipal level. The asessment of the conditions for the implementation of the main educational programme, the degree of achievement of targeted federal and municipal indicators are considered. In addition, the examples of the use of monitoring data in the analysis of innovation activities of educational organizations, the construction of ratings for assessing the effectiveness and effectiveness of activities are described in the paper.

Текст научной работы на тему «Использование данных электронного мониторинга в оценке качества образования на муниципальном уровне»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

УДК 378

Л. В. Трушкина

Методист МБОУДПО «Научно-методический центр», г. Кемерово, tlarisa_08@mail.ru Larisa V. Trushkina Methodist, Scientific

and Methodical Centre,

Kemerovo, Russia

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье представлены возможности использования данных электронного мониторинга АИС «Образование Кемеровской области» в оценке качества образования на муниципальном уровне. Рассматривается оценка условий реализации основной образовательной программы, определение степени достижения целевых федеральных и муниципальных показателей. Кроме этого, описаны примеры использования данных мониторинга в анализе инновационной деятельности образовательных организаций, построении рейтингов для оценки результативности и эффективности деятельности.

Ключевые слова: оценка качества образования, мониторинг, показатели, факторы, анализ, рейтинг, эффективность.

Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Понятие «качество образования» используется в нормативно-правовой документации, обеспечивающей функционирование системы образования РФ, с начала 1990-х годов. Долгое время под качеством образования понималось его абсолютное значение, а именно качество подготовки обучающихся и выпускников. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 введено определение качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,

Как цитировать статью: Трушкина Л. В. Использование данных электронного мониторинга в оценке качества образования на муниципальном уровне // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.216-223.

в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2]. Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одной из основных своих целей ставит обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [4]. Среди ожидаемых результатов программы — создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов во всех образовательных организациях. Федеральный государственный образовательный стандарт, как известно, включает требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям ее реализации (кадровым, материально-техническим и т.д.) [5]. То есть на современном этапе под качеством образования подразумевается не только достижение учащимися определенных результатов, но и достижение определенного уровня условий предоставления образовательных услуг.

В целях непрерывного анализа, оценки качества и перспектив развития образования осуществляются мониторинги различных уровней. В соответствии с положением «Об организации и проведении мониторинга состояния региональной системы образования», на территории региона средствами АИС «Образование Кемеровской области» осуществляется ежегодный региональный мониторинг. В блоки АИС «Образование Кемеровской области» образовательные учреждения вносят информацию, которая характеризует их по многим направлениям. Используя данные этого мониторинга, можно оценить качество образования практически по любому критерию. На Рисунке 1 представлена схема, дающая представление о направлениях использования данных АИС «Образование Кемеровской области» на уровне муниципалитета.

Методистами муниципального научно-методического центра и специалистами управления образования в первую очередь используется разноплановая статистическая информация. В связи с огромным количеством показателей, представленных в базе, муниципальными операторами АИС было осуществлено формирование электронного каталога с перечнем всех присутствующих в базе показателей. Наличие электронного каталога способствует эффективному поиску необходимых данных. Использование статистических данных базы АИС позволило сократить объемы отчетностей, предоставляемых образовательными организациями, что соответствует требованиям приказа МОиН РФ от 12.09.2012 № ДЛ-150/08 «О сокращении объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями».

Вместе с использованием статистической информации активно используются персонифицированные данные, которые вносятся образовательными организациями в блок АИС «Сведения об основных работниках». Чаще всего находит применение информация по аттестации и повышению квалификации работников. Использование данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Рисунок 1. Использование данных АИС «Образование Кемеровской области» на

уровне муниципалитета

Кроме непосредственного использования статистических и персонифицированных данных базы АИС «Управление образованием региона» на уровне муниципалитета осуществляется анализ состояния системы образования, тенденций ее изменения, а также оценка качества условий, процесса и результатов обучения осуществляется. Полученные результаты ежегодно представляются в информационно-аналитических сборниках, которые предназначены руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам муниципальной методической службы, специалистам органов управления образованием. В сборники включается статистическая и аналитическая информация по направлениям АИС «Сеть», «Нормативно-правовая база», «Безопасность», «Кадры образовательных учреждений», «Материально-техническая база», «Информатизация», «Методическая деятельность», «Воспитательно-образовательная деятельность». Информация предоставляется за три последних года. Описываются выявленные тенденции по муниципалитету в целом, а также по типам и видам образовательных организаций. В приложениях представляется информация в разрезе каждой образовательной организации по актуальным показателям.

При оценке качества образования на муниципальном уровне важное место занимает определение степени достижения запланированных муниципальных показателей. Кроме этого, значительное место занимает оценка качества образования согласно федеральным показателям. Так,31 марта 2017 года вышло постановление № 376 «О внесении изменений в государственную программу РФ „Развитие образования" на 2013-2020 годы», в приложении к которому содержатся сведения о целевых показателях (индикаторах) ее реализации. В сентябре 2017 года был опубликован приказ МОиН РФ № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования», которым был утвержден обновленный список показателей мониторинга системы образования РФ.

Одними из ключевых показателей в оценке качества образования являются показатели, характеризующие кадровое обеспечение образовательных организаций. Так, согласно данным АИС, в течение трех последних лет в муниципалитете растет количество педагогических работников. Количество растет не только по основной должности, но и по внутреннему совмещению. В то же время за три последних года в муниципалитете на 5% возросло количество учащихся по программам общего образования на одного педагогического работника. Анализ показал, что только в 22% образовательных организаций общего образования количество детей на одного педагогического работника меньше, чем запланировано по РФ [34]. Более чем в 40% образовательных организаций значение по количеству детей на одного педагогического работника находится между запланированным значением по РФ и запланированным по муниципалитету. И более чем в половине образовательных организаций города количество детей на одного педагога превышает запланированное. В это число, к сожалению, входят практически все новые школы муниципалитета. Анализ изменения количества учеников на одного педагогического работника в образовательных организациях муниципалитета за два последних года свидетельствует о том, что более чем в половине из них наблюдается рост по данному показателю. При этом удельный вес учителей в городе в возрасте до 35 лет значительно превышает запланированное значение по РФ. Вместе с этим, если в целом по Российской Федерации наблюдается рост значения по данному показателю примерно на 2%, то в муниципалитете значение за последние три года практически не изменилось.

Наряду с оценкой состояния образования на муниципальном уровне с использованием метода статистического анализа ежегодно проводится оценка качества с использованием статистической технологии «Рейтингование». Были сформированы рейтинги:

- по доступности технических средств ИКТ для образовательного процесса;

- по доле созданных материально-технических условий реализации основной образовательной программы;

- по эффективности использования кадрового потенциала.

Кроме этого, были составлены рейтинги по критериям «Кадровый потенциал» и «Материальные условия», значения которых соответствовали значениям регионального рейтинга образовательных организаций. Все рейтинги были опубликованы в информационно-аналитических сборниках.

Выбор показателей и расчет значений для рейтинга «Доступность технических средств ИКТ для образовательного процесса» был проведен на основе методики, описанной Водопьяном Г. В. и Уваровым А. Ю. в книге «О построении модели информатизации школы» [15]. В результате анализа результатов рейтинга были выделены четыре условные группы образовательных организаций по значению в рейтинге от 0 и выше, с шагом в 0,5.В последней, четвертой группе с наибольшим значением в 2013 году оказалось лишь 4% образовательных

организаций. Основное количество (более 50%) образовательных организаций разместилось во второй группе. Анализ рейтингов, построенных в последующие два года, показал, что доля образовательных организаций в четвертой группе растет в основном за счет новых цифровых школ. Необходимо отметить, что доля образовательных организаций в третьей группе возросла примерно на 10%, что свидетельствует о росте материально-технической составляющей информатизации школ.

При расчете значений рейтинга по доле созданных современных материально-технических условий реализации основной образовательной программы учитывались показатели, характеризующие уровень материально-технических условий реализации основной образовательной программы согласно ФГОС. Анализ значений рейтинга позволил условно разделить образовательные организации на пять групп с шагом в 20%.В последнюю группу образовательных организаций, в которых созданы от 80% до 100% современных материальных условий, в 2014 году попали только 4% ОО. Анализ рейтингов ОО по доле созданных современных материально-технических условий реализации ООП за три последних года показал, что количество ОО, в которых создано от 80% до 100% материальных условий, возросло на 20%. Вместе с тем оценка не только материальных, но и кадровых условий реализации ФГОС в 2016 году показала, что в некоторых образовательных организациях города эти условия не соответствуют нормативным требованиям. На основе анализа был сделан вывод, что результативность деятельности образовательной организации не всегда находится в прямой зависимости от уровня материально-технической базы и кадрового потенциала. Многое зависит от эффективности деятельности ОО. Поэтому в 2016 году не только была осуществлена оценка качества системы образования города, но и проведен расчет эффективности и динамики эффективности использования образовательными организациями кадрового потенциала и материальных условий для достижения образовательных результатов.

Эффективность процесса отражает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Ее можно оценить как отношение результатов к имеющимся ресурсам. Так, эффективность использования кадрового потенциала можно оценить как отношение значения результативности деятельности к значению по показателю, определяющему уровень профессионализма педагогических работников. А эффективность использования материально-технических условий можно оценить как отношение значения результативности деятельности к значению по показателю, определяющему уровень материальных условий.

Для расчета значения результативности деятельности использовались значения по показателям из блока АИС «Воспитательно-образовательная деятельность», а именно:

- доля учеников, успешно выполнивших итоговую работу (4 класс);

- доля выпускников, получивших аттестаты об основном и среднем общем образовании;

- доля выпускников, получивших золотые и серебряные медали, а также ставших призерами и победителями олимпиад.

Для расчета значения по кадровому потенциалу использовались значения по показателям из блока АИС «Кадры образовательных организаций», а именно:

- доля педагогов, имеющих высшее образование;

- доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории;

- доля педагогов, прошедших курсы повышение квалификации.

В процессе анализа результатов рейтинга была выделена группа общеобразовательных организаций, эффективно использующих кадровые и материальные ресурсы и образовательные организации, в которых эти ресурсы используются неэффективно. Анализ динамики эффективности использования кадрового потенциала и материальных условий для достижения образовательных результатов за два последних года показал, что примерно в пятой части образовательных организаций возросла эффективность использования как кадровых, так и материальных ресурсов. Таким образом, проведя на основании данных АИС «Образование Кемеровской области» анализ эффективности использования кадровых и материальных ресурсов в образовательных организациях города, были сделаны следующие выводы:

- образовательные организации с высоким кадровым потенциалом и хорошими материальными условиями не всегда осуществляют свою деятельность эффективно;

- примерно в пятой части образовательных организаций города в течение двух последних лет возросла эффективность использования кадровых и материальных условий;

- в некоторых образовательных организациях города за два последних года возросла эффективность использования как кадрового потенциала, так и материальных ресурсов.

Одним из факторов роста качества образования является инновационное развитие образовательной организации. В связи с этим на уровне муниципалитета проводится ежегодный анализ инновационной деятельности образовательных организаций.

Согласно данным региональной базы, основными факторами, препятствующими инновационной деятельности, являются слабая материально-техническая база и недостаток человеческих ресурсов (нехватка специалистов) для осуществления инноваций (отметили 52% и 33% ОО соответственно). В связи с этим на основе данных базы АИС был проведен сравнительный анализ состояния кадрового потенциала и современных материальных условий реализации ООП в образовательных организациях, реализующих инновации, и образовательных организациях, имеющих статус муниципальных или региональных инновационных площадок.

Для проведения сравнительного анализа по состоянию кадрового потен-

циала был построен рейтинг образовательных организаций общего образования, реализующих инновации и имеющих статус инновационных площадок, по профессионализму педагогов. Расчет значений рейтинга был проведен по показателям, использующимся для расчета рейтинга эффективности ОО по использованию кадровых условий для достижения образовательных результатов. Анализ результатов рейтингования показал, что среди образовательных организаций, имеющих высокий и очень высокий кадровый потенциал, количество ОО, реализующих инновации, превышает количество ОО, имеющих статус инновационных площадок. Сравнительный анализ образовательных организаций, реализующих инновации и имеющих статус инновационных площадок, по степени активности педагогических работников в обобщении педагогического опыта показал, что среди образовательных организаций с высоким уровнем обобщения педагогического опыта количество ОО, реализующих инновации превышает количество ОО, имеющих статус инновационных площадок.

Анализ состояния современных материальных условий показал, что среди образовательных организаций, которые имеют от 60% до 100% созданных современных материальных условий, количество образовательных организаций, имеющих статус инновационных площадок, не более чем на 3% превышает количество образовательных организаций, реализующих инновации.

Обобщая вышесказанное по анализу инновационной деятельности образовательных организаций, можно сделать вывод, что по уровню кадрового потенциала среди образовательных организаций, реализующих инновации, есть потенциальные претенденты на статус инновационных площадок.

Таким образом, использование данных электронного мониторинга АИС «Образование Кемеровской области» позволяет оценить на муниципальном уровне качество условий реализации основной образовательной программы, в том числе по показателям федерального мониторинга системы образования, определить степень достижения целевых показателей реализации программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и «дорожной карты» муниципалитета. Кроме этого, использование данных при построении рейтингов дает возможность провести оценку результативности и эффективности деятельности образовательных организаций.

Литература

1. Водопьян Г. В., Уваров А. Ю. О построении модели процесса информатизации школы. М.: Наука, 2005. 328 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт] .Режим доступа: Ьйрв:// хп-80аЬисщЬЬу9а.хп — р1а1/%Б0%Б4%Б0%БЕ%Б0%БЛ%Б1%83%Б0%БС%Б0%Б5%Б0%ББ%Б1%82%Б1 %8В/2974 (дата обращения: 12.12.2017).

3. Об утверждении показателей мониторинга системы образования: Приказ МОиН РФ от 22 сентября 2017 г. № 955 // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт].Режим доступа: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%Б1%8Б/11371 (дата обращения: 14.12.2017).

4. Развитие образования: Государственная программа Российской Федерации на 2013-2020

годы// Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: https:// xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/4106 (дата обращения: 15.12.2017).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: https:// xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/543 (дата обращения: 15.12.2017).

USE OF ELECTRONIC MONITORING DATA IN ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION AT THE MUNICIPAL LEVEL The authors of the article present the possibilities of using data in assessing the quality of education at the municipal level. The asessment of the conditions for the implementation of the main educational programme, the degree of achievement of targeted federal and municipal indicators are considered. In addition, the examples of the use of monitoring data in the analysis of innovation activities of educational organizations, the construction of ratings for assessing the effectiveness and effectiveness of activities are described in the paper.

Keywords: assessment of the quality of education, monitoring, ndicators, factors, analysis, rating, effectiveness.

References

• Vodopjan G. V., Uvarov A. Ju. O postroenii modeli protsessa informatizatsii shkoly. M.: Nauka, 2005. 328 s.

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ // Ministerstvo obrazovani-ja i nauki Rossijskoj Federatsii: [sajt].Rezhim dostupa: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE %D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (data obraschenija: 12.12.2017).

• Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa sistemy obrazovanija: Prikaz MOiN RF ot 22 sentjabrja 2017 g. № 955 // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federatsii: [sajt].Rezhim dostupa: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/11371 (data obraschenija: 14.12.2017).

• Razvitie obrazovanija: Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federatsii na 2013-2020 gody// Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federatsii: [sajt]. Rezhim dostupa: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D 0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4106 (data obraschenija: 15.12.2017).

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovanija// Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federatsii: [sajt]. Rezhim dostupa: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0 %B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (data obraschenija: 15.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.