Научная статья на тему 'Система непрерывного в Мордовии'

Система непрерывного в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного в Мордовии»

ды, должна происходить постоянная оценка предполагаемых последствий, как ближайших, так и будущих, с позиции не только благосостояния человека, но и оптимизации системы „природа — общество", т. е. с позиции „экологического идеала" (см.: Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, 1987. С. 183).

В модели опережающего образования образовательный процесс, предусматривая переподготовку взрослых и иные новые формы обучения, должен носить непрерывный характер. Система образования, впитывая экологизированные научные знания, постепенно должна преобразоваться из консервативной в опережающую, ибо только такая система сможет предвидеть, прогнозировать и реализовать комплекс превентивных, упреждающих, действий, направленных на выживание цивилизации.

В педагогической науке понятие „опережающее образование" пока не употребляется. Чаще всего речь идет о развивающем образовании, об элементах опережения в отстающем от науки и жизни в целом образовании. На наш взгляд, опережающее образование является идеалом или рациональной конструкцией желаемого будущего, к которому может стремиться образовательный процесс.

Анализ проблем экологического образования свидетельствует о том, что содержание, методы, формы трансформации существующей системы образования не отвечают требованиям современности. Считаем, что в целях оптимизации стратегии экологического образования необходимы в первую очередь интеграция всех областей учебного процесса и ориентация системы экологического образования на принцип непрерывного и опережающего образования.

В. И. ЖИДКИН, проректор Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования, доцент

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МОРДОВИИ

По мнению специалистов, экологическое'образование подрастающего поколения и взрослого населения является радикальным средством решения экологических проблем. Поэтому в настоящее время имеется острая необходимость в создании системы непрерывного экологического образования, охватывающей

все образовательные учреждения региона.

Как обстоят дела с постановкой экологического образования в нашей республике?

Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования РМ, работу в этом направ-

© В. И. Жидкин, 1999

1999. №2

лении строят, руководствуясь приказами

МО РФ № 431 от 13.10.93 „О соблюдении природоохранительного законодательства" и МО РМ № 91 от 19.04.94 „О постановке экологического просвещения в учреждениях образования республики". Последним приказом утверждена программа мероприятий министерства по экологическому просвещению подрастающего поколения на 1994 — 1999 гг.

Работу в указанном направлении координирует Республиканский совет

по экологическому образованию при МО РМ. Он, в частности, регулярно проводит республиканские конференции и семинары. В 1990 г. была проведена 1-я республиканская научно-практическая конференция „Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в учреждениях народного образования Мордовской АССР", на которой была поставлена задача экологизации всех звеньев образования, общеобразовательных предметов и широкого использования факультативов по экологии и охране природы, взят курс на введение отдельного предмета.

В 1993 г. прошел республиканский семинар „Экологическое образование: поиски и находки" На нем состоялись обмен опытом преподавания нового предмета „Основы экологии" и презентация фильма Ю. Аладышева „Природа Мордовии".

На 2-й республиканской научно-практической конференции „Непрерывное экологическое просвещение в учреждениях Министерства образования Мордовии" (1995 г.) была поставлена задача по разработке системы непрерывного экологического образования в республике.

Совет ведет работу по изданию методических рекомендаций в помощь учительству. Так, по его инициативе в МРИПКРО изданы следующие брошюры: „Организация орнитологической работы в школе" (составитель Е. В. Лысенков, 1991), „Лабораторный практикум по химической экологии" (В 2 ч. Ч. 1 —

В. И. Жидкин, 1992; Ч. 2 — Е. Я. Макеева, В. И. Жидкин, 1994), „Опыт экологической работы с детьми учителя биологии Судоссвской средней школы Боль-шеберезниковского района Л. В. Ма-кейчевой" (В. И. Жидкин, 1995), сборник задач „Математика и экология" (В. И. Жидкин, Г. А. Богомолова,

М. А. Куканов, 1995), „Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников" (Е. А. Свешникова, 1996), „Организация и проведение Дня Земли" (В. И. Жидкин, К. 3. Гуренко, Г. Б. Сомова, 1996), материалы конференции „Экологическое образование в Мордовии" (под ред. В. И. Жидкина, 1996).

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В дошкольном возрасте формируются ценностные ориентиры детей, навыки наблюдений в природе, бережного отношения к ней, стремление преумножать ее богатства. При этом складываются начала экологического сознания личности.

Одной из главных сторон содержания экологического воспитания дошкольников является приобретение детьми умений выделять в природе живые организмы, запечатлевать в сознании их отличительные признаки, находить взаимосвязи между растениями, животными и другими живыми существами, а также компонентами неживой природы.

Важным аспектом экологического воспитания детей в раннем возрасте является эстетический, который предполагает развитие у них умения любоваться красотами природы, ощущать гармонию ее красок и звуков, а также нравственный, имеющий целью формирование у детей умения переживать за судьбу живых существ, бережно относиться к объектам живой и неживой природы.

Дошкольников необходимо знакомить с правилами общения с объектами природы, пользования ее дарами, а также с определенными запретами и ограничениями в поведении на природе, постоянно формируя у них природосообразное поведение, являющееся компонентом общей культуры личности. Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости и здоровья.

В нашей республике некоторые дошкольные учреждения экологическое воспитание избрали приоритетным направлением своей работы. В Зубово-По-лянских яслях-саде № 6 старший воспитатель А. М. Красикова в процессе экологического воспитания детей с целью развития у них чувства прекрасного, творческой фантазии широко применяет художественный труд с использованием

природного материала. Еловая шишка в руках ребенка превращается в забавную птицу, животное, человека и т. д. Перед занятиями по труду проводятся экскурсии на природу, во время которых дети собирают листья, шишки, семена, коряги и другие объекты для изготовления игрушек -самоделок.

По мнению педагогов данного учреждения, конструирование из природного материала благотворно влияет на умственное, нравственное и эстетическое воспитание ребенка, помогает детям непосредственно соприкасаться с природой, замечать и ценить ее красоту и неповторимость.

Педагогический коллектив яслей-сада ТОО Агрофирма „Лето" Рузаевского района (заведующая — В. П. Захарова) также проводит работу экологического направления. Причем на подготовительном этапе прошли педсовет и родительское собрание, воспитателями изучена литература по избранной проблеме и составлена картотека, получены необходимые консультации.

В этом дошкольном учреждении детям дается система знаний о природе, суще-

и

ствующих в ней взаимосвязях, о влиянии человека на природу. У воспитанников формируется представление о необходимости определенных условий для жизнедеятельности каждого живого существа. Приводятся примеры разнообразной ра-

зумнои деятельности человека в природе и различных приемов охраны природы. Большое внимание уделяется созданию условий для работы по экологическому воспитанию. Во всех группах имеются уголки природы, где размещены растения, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, морскими свинками, хомяками, черепахами и др. Отметим, что существенную помощь во всем этом воспитателям оказывают родители.

Примером наиболее серьезной постановки экологического воспитания дошкольников является опыт яслей-сада № 85 г. Саранска (заведующая — В. Ю. Яушева). Коллектив этого учреждения пытается наладить преемственность Программы экологического воспитания в детском саду (Н. Н. Кондратьева и др.) и модели „Экология и диалектика “ (Л. В. Тарасов). Совместно со школой № 7 г. Саранска (директор — В. М. Смирнов) ясли-сад № 85 являются

членом ассоциации „Авангард" — „Экология и диалектика“ при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Педагогический коллектив прошел на базе указанной школы подготовку по программе обнинских ученых „Цветовая экология“ По его заявке старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МРИПКРО Е. А. Свешникова проводит семинары-

практикумы.

В методическом кабинете под руководством старшего воспитателя Т. И. Зайцевой оформлен каталог литературы по проблеме экологического воспитания. В учреждении организована работа кружка „Природа и фантазия" (руководитель — В. А. Кондратьева), ведется календарь наблюдений, создан уголок живой природы, в котором выделено место для труда, размещения ящиков с посадками лука, огурцов, помидоров. В распоряжении дошкольников также зимний сад школы № 7.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективным лишь при условии соответствующей подготовки педагогов дошкольного образования — выпускников МГПИ им. М. Е. Евсевьева. В связи с этим на факультете дошкольного воспитания МГПИ обновлена программа курса „Основы природоведения и методика

У- и

ознакомления детей с природои , разработаны спецкурсы „Актуальные проблемы методики ознакомления детей с природой" и др.

Вопросам подготовки педагогов дошкольных учреждений к осуществлению экологического воспитания детей систематически уделяется внимание на курсах

слушателей МРИПКРО.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Долгое время вопросы экологии и охраны природы излагались только в школьных курсах природоведения, биологии и географии. Между тем экологические проблемы затрагивают и другие области знания, поэтому ставится задача экологизации всего учебно-воспитательного процесса школы.

В настоящее время в школьном образовании республики действуют все три возможные модели экологического обра-

1999. №2

11

11

зования: многопредметная, однопредметная и смешанная.

Многопредметная модель предполагает эколого-природоохранительное образование средствами практически всех школьных дисциплин. В начальной школе учитель СШ № 32 г. Саранска

А. М. Белова эту работу осуществляет даже при обучении детей грамоте, подбирая соответствующие тексты. Но, конечно же, больше возможностей для этого дают уроки природоведения. В новом учебнике природоведения А. А. Плешакова в 3-м классе выделено пять эко-лого-природ оохранительных разделов: Природа и мы“, „Сбережем воздух, воду, полезные ископаемые и почву“, „Сохраним удивительный мир растений и животных", „Будем беречь здоровье" и Что такое экология", в 4-м классе — четыре раздела: „Мы — жители Земли", Сохраним природу России (природные зоны страны)", „Сбережем природу родного края", „Планета загадок" Для расширения и углубления знаний о природе с младшими школьниками проводятся внеклассные мероприятия: утренники,

туристские походы, экскурсии в краеведческий музей, ботанический сад, заповедник.

Учитель СШ № 40 г. Саранска Л. А. Занина интересно проводит внеклассную работу по краеведению, в которой существенное место занимает воспитание у детей стремления охранять природу родного края от истощения, разрушения и загрязнения.

В. И. Тараскина, учитель СШ № 30 г. Саранска, использует на уроках и во внеклассной работе элементы цветовой экологии и развивает эстетический и нравственный аспекты экологического воспитания. Она воспитывает у детей любовь к природе, учит замечать ее красоту, видеть и слышать нежность весны, торжественность зимы, хрупкость заиндевевшей травинки. Уроки на природе формируют у школьников умения наблюдать, сравнивать природные объекты и явления.

Учитель СШ № 7 г. Саранска

М. А. Доронина широко применяет в своей работе приемы игровой экологии. По ее мнению, игры приближают детей к миру растений и животных и, что еще более важно, к пониманию связи их самих с природой.

В МГПИ им. М. Е. Евсевьева старший преподаватель кафедры методики начального образования Л. М. Юртаева готовит студентов — будущих учителей начальных классов к осуществлению экологического подхода в преподавании курсов „Ознакомление с окружающим

миром", „Естествознание" и „Природоведение" с использованием ролевых игр и других активных форм обучения. Старший преподаватель кафедры педагогики начального обучения Е. Н. Зорькин приобщает студентов к туристско-краеведче-ской деятельности, что поможет им в будущей работе по экологическому воспитанию младших школьников.

Наиболее широко многопредметная модель используется на второй и третьей ступенях образования.

В школьном курсе биологии пока недостаточно эколого-природоохранитель-ных сведений, поэтому необходима его экологизация. Учитель биологии Судо-севской средней школы Большеберезни-ковского района Л. В. Макейчева, получив в студенческие годы фундаментальную подготовку по флористике на кафедре ботаники МГУ им. Н. П. Огарева, существенное внимание в преподавании биологии в 5 — 6-х классах уделяет редким и исчезающим растениям Мордовии. Она со своими учениками оформила Красную книгу редких растений окрестностей с. Судосево, гербарий по систематике и морфологии растений и природный дидактический материал для преподавания всего курса ботаники. Лидия Валентиновна часто выступает в районной газете „Присурские вести" в защиту природы, ее памятников: озера Инерка, лесов Симкинского лесничества, торфяных болот, меловых склонов окрестностей с. Симкино с реликтовой степной растительностью.

В настоящее время многие учителя биологии республики ведут преподавание этого предмета, делая акцент на охрану растительного и животного мира.

Заместитель директора Ельниковской средней школы Л. И. Парфенова осуществляет эколого-природоохранительный подход при изучении каждой темы школьного курса биологии. Так, на уроке по теме „Растения, грибы, лишайники" она обосновывает роль растений в природе и необходимость охраны растительного мира.

Учитель

биологии

и экологии Г К. Хрулина для 7 — 8-х классов разработала программу „Экология живых организмов" утвержденную экспертным советом при МО РМ. Программа предусматривает углубление знаний учащихся по экологии и охране биологических систем, проведение практических и лабораторных работ, выполнение творческих заданий, использование активных форм обучения — комплексных экскурсий, экологических практикумов, конференций, дискуссий, ролевых игр и т. д. Экологический подход реализуется и в преподавании разделов ..Человек и его здоровье" (9-й класс), „Общая биология" (10 — 11-й классы).

Анализ школьных программ, учебников, методических рекомендаций и учебных пособий по географии свидетельствует о том, что вопросы экологии в них затрагиваются поверхностно. В этой связи существует необходимость усилить экологический акцент в преподавании школьного курса географии. Заслуживает внимания развитие в школах республики экологического краеведения, которое успешно осуществляют учителя А. Н. Кар-тмазов, О. С. Митрофанова (СШ № 18, 22 г. Саранска), А. В. Колесников (Ин-сарская неполная СШ), А. Н. Кузнецова (Дракинская СШ Торбеевского района) и др.

Важное значение в экологическом образовании школьников имеет химия. Глубокое знание и дальнейшее развитие этой науки крайне необходимы для решения многих экологических проблем. Это успешно доказывают в своей работе учителя химии Г. В. Лебедева (СШ № 29 г. Саранска) и Т. В. Щеголева (Инсарская неполная СШ). На уроках они используют задачи с экологическим содержанием, излагают принципы безотходных технологий химических производств, рассматривают каждую изучаемую тему под углом зрения охраны окружающей среды от химических загрязнений. При этом широко используются демонстрационные опыты, химические эксперименты. Во внеклассной работе проводятся химический мониторинг состояния окружающей среды, ролевые игры, защита рефератов, конкурсы рисованных фильмов, экологические праздники.

Преподаватель химии профессиональ-

ного лицея № 32 Л. В. Ляпина сотрудничает в этой работе с учеными вузов. Она систематически организует экскурсии для учащихся на химические производства республики, особое внимание уделяет охране окружающей среды.

В понимании законов экологии и решении экологических проблем не последнюю роль играет школьный курс физики.

Учитель физики Приреченской СШ Рузаевского района В. Н. Сабешкин в преподавании своего предмета значительное место отводит прослеживанию связей „природа — человек — техника — охрана природы", помогающих учащимся понять важность и необходимость сохранения природы. Этой цели служит и решение задач экологического содержания. Во внеурочное время ведется работа по

и

конструированию моделей ветровых двигателей, солнечных батарей, изучению физических параметров природной среды, исследованию влияния физических факторов на растения и животных.

Следует признать, что пока в республике наблюдается в основном экологизация дисциплин естественно-научного цикла. Между тем важное значение имеет участие в этой работе учителей, преподающих гуманитарные предметы. Дело в том, что школьники из уроков по биологии, географии знают, как следует правильно вести себя в природе, однако в конкретных жизненных ситуациях относятся к ней потребительски. Это говорит о том, что их „душа" не готова к воспоиятию естественно-научной картины мира. Формирование же человеческой нравственности — прерогатива гуманитариев. Поэтому только тогда экологическое образование достигнет своей высокой цели — формирования у школьников ответственного отношения к природе, — когда научные знания о природе лягут на „душу" ребенка. Иными словами, без внутренней гармонии человека нельзя достичь гармоничных отношений с внешним миром.

На республиканской научно-практи-

чсской конференции 1990 г. некоторые учителя гуманитарных дисциплин изложили крупицы своего опыта, наработанного в данном направлении. Наиболее выражен экологический подход в преподавании общеобразовательных дисциплин в школе № 7 г. Саранска, где в какой-то

ю

мере экологизированы даже такие предметы, как иностранный язык и трудовое обучение.

Многопредметная модель экологического образования широко распространена, однако она имеет один существенный недостаток — фрагментарность экологических знаний, отсутствие системы, отражающей логику науки экологии.

С 1991/92 учебного года в школах и ПУ нашей республики впервые в России начала реализоваться смешанная модель экологического образования: наряду с

экологи заци ей общеоб разо вате л ьн ы х предметов стало вестись преподавание новой дисциплины „Основы экологии" Предмет введен в школах (10 — 11-е классы) — в часы факультативов и общественно полезного производительного труда в общем объеме 68 ч и в училищах (I — II курсы) — в часы спец-дисциплин по разработанным и апробированным программе (В. И. Жидкин, 1994) и учебнику (В. И. Жидкин, В. И. Астрадамов, Л. И. Ворсобина, М. А. Якунчев, 1994). Учебник получил высокую оценку экспертной комиссии проблемного совета по экологическому образованию РАО и был рекомендован в качестве основного для школ и ПУ республики. Он отвечает федеральным стандартам по экологии и одновременно отражает его национально-региональный компонент.

В 10-м классе изучается 1-я часть учебника — „Экология", включающая темы „Экологические факторы среды", „Экология популяции и вида", „Экология сообществ и экосистем" и „Биосфера — глобальная экосистема", а в 11-м — 2-я часть — „Социальная экология ", объединяющая темы „Экология и культура", „Техника и окружающая среда", „Здоровье человека и окружающая среда" „Охрана природы"

В настоящее время подготовлено к изданию методическое пособие для учителей „Уроки экологии" (М. А. Якунчев,

В. И. Жидкин).

В ряде школ республики — № 4 г. Ковылкино, Озерной Зубово-Полянско-го района, № 33 г. Саранска, Рузаевской школе-интернате и некоторых других — ведется преподавание экологии начиная

4

с младших классов. Для этих школ также разработана и апробирована программа по экологии (В. И. Жидкин, 1997).

Школа № 7 г. Саранска осуществляет работу по апробации модели профессора Л. В. Тарасова „Экология и диалектика" в 5 — 9-х классах. В начальных классах используются программы по игровой и цветовой экологии, разработанные обнинскими учеными, которые школа пропагандирует через семинары для всей республики. В школе есть музей и зимний сад. Ведется работа по созданию экологического комплекса „школа — сад" с дошкольным учреждением № 85 г. Саранска.

В Саранской гимназии № 20 функционирует экологический центр, который осуществляет с помощью ученых университета мониторинг окружающей среды и другую интересную работу.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В системе Министерства образования функционируют учреждения дополнительного образования, которые проводят внешкольную кружковую работу с детьми: станции юных натуралистов, туристов и техников. Экологическая направленность наиболее выражена в работе республиканской станции юных натуралистов, которая является методическим центром для 5 городских и районных станций данного профиля.

Юннаты республики ведут разнообразную эколого-природоохранительную работу. Одной из ее форм являются школьные лесничества. В республике работает около 50 школьных лесничеств с охватом почти 1 ООО учащихся. Их задачи — уход за лесом, борьба' с вредителями, профилактика болезней растений, сбор семян лекарственных растений, лесовосстановление, уход за посадочным материалом (в 22 питомниках на 70 га).

На учебно-опытных участках школ общей площадью около 700 га учащиеся приобретают навыки правильной агротехники сельскохозяйственных культур. На республиканской станции наряду с традиционными функционирует экологический отдел. В нем есть подотделы, интересные в познавательном смысле (родина растений, цветочные часы, растения, способствующие выведению радионуклидов из организма человека, растения, устойчивые к атмосферным загрязнениям), и подотделы, в которых проводятся наблюдения за ростом и развитием

п

растений (растения — индикаторы различных загрязнений, лекарственные растения и растения с различным способом опыления).

На территории республиканской станции произрастает более 200 видов растений, гнездится около 10 видов птиц, в живом уголке содержится более 30 видов животных.

Республиканская станция юных натуралистов в 1994 г. провела 1-й республиканский слет юных экологов. Она выступает инициатором проведения экологических олимпиад, организует проведение „Дня птиц“, „Дня Земли", „Дня урожая11 и других массовых мероприятий. В летнее время для саранских учащихся организуется лагерь „Юннат“

При Мордовском республиканском обществе охотников и рыболо-

вов под руководством сотрудника МГУ им. Н. П. Огарева Л. И. Голенкевича работает детская секция для учащихся в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возрасте 12 — 14 лет. До 60 % учебного времени секции отводится вопросам охраны природы. Интересной формой работы с подростками являются многоэтапные экологические экспедиции в бассейны малых рек Мордовии.

Закончив двухгодичное обучение в секции, многие дети продолжают посещать кружки таксидермии, кинологии и др., становятся членами клуба охотников и рыболовов при МГУ им. Н. П. Огарева, поступают учиться на географический и биологический факультеты университета и биолого-химический факультет пединститута, где происходит их формирование как истинных знатоков и защитников природы.

Н. В. СОФРОНОВА, доцент кафедры ин-формационно-вычис-лительной техники Чувашского государственного педагогического университета

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Интеграция современного образования идет по двум направлениям. Первое — это объединение содержания образования нескольких дисциплин (например, гуманитарный или естественно-научный

цикл), а второе — объединение возможностей образовательных учреждений, и в первую очередь посредством телекоммуникационных связей. Настоящая статья посвящена второму направлению. Но прежде чем раскрыть его, дадим определения образовательного и информационного образовательного пространства.

Под образовательным пространством мы понимаем совокупность факторов, обеспечивающих деятельность учителя для передачи содержания образования обучаемым и деятельность учащихся по присвоению общественных знаний. Объектами образовательного пространства являются материальные объекты (школьные здания, мебель, средства обучения и т. д.), процессы (учения, обучения, управления и т. д.), а также содержание образования и результаты теоретических и методических исследова-

© Н. В. Софронова, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.