Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент Государственного стандарта общего образования'

Национально-региональный компонент Государственного стандарта общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент Государственного стандарта общего образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и „Мастер года — 97“, проходивших в марте — мае 1997 года.

С введением Госстандарта успешнее решается проблема преемственности в общеобразовательной подготовке выпускников основной общей школы и профессиональных училищ, идет процесс выравнивания уровня их знаний и подготовки к продолжению образования. В 1996 г. в республиканские, другие вузы, военные училища поступило 405 выпускников местных профтехучилищ (7,4 %

от выпуска).

Сегодня следует искать пути интег-

рации государственных, общественных, коммерческих и других институтов в рамках решения стратегической задачи — обеспечения государственной гарантии приоритетности образования. По нашему мнению, на этом вопросе, отошедшем,

надеемся, временно, на задний план, сегодня должны базироваться все проблемы образования, в том числе стандартизация общего и начального профессионального образования. Добьемся приоритета образования — будет создана и более гибкая система управленческих мероприятий по введению и реализации стандартов.

И. И. КАРПОВ, заместитель министра образования Республики Мордовия

В. И. ЖИДКИН, проректор по научно-методиче-ской работе МРИПКРО, доцент

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОР ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО

настоя

разработан

чественного основного об

суждается проект Федерального закона Российской Федерации „Государственный образовательный стандарт основного общего образования“, который решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 4/1 от 25 декабря 1996 г. принят за основу.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников. Он пока распространяется на начальное общее и основное об-ее образование, содействует получению гражданами Российской Федерации ка-

его образо-Конституцией

вания, гарантированного Российской Федерации.

Г осударственный образовательный

стандарт состоит из федерального и регионального компонентов. Он включает в себя федеральный базисный план, федеральные требования к содержанию основных образовательных программ, основные требования к уровню подготовки выпускников по федеральным компонентам образовательных программ.

Федеральный базисный план определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени, отводимого на изучение федерального и национально-регионального компонентов, между ступенями образования, классами и образовательными областями в зависимости от вида образовательного учреждения.

© И. И. Карпов, В. И. Жидкин, 1997

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта определяет единое для всех субъектов РФ ядро образования, дополняемое национальными и региональными компонентами. Национально-региональный компонент стандарта основывается на федеральном базисном плане и отражает национальные и региональные особенности субъекта Российской Федерации.

Принятая в РФ концептуальная модель базисного учебного плана и Государственного образовательного стандарта создает достаточно гибкий механизм решения образовательных задач, ибо федеральная часть плана вбирает в себя вопросы познания мировой цивилизации и российской ее части, а региональная позволяет более глубоко и качественно познать часть земли, где человек родился и живет; школьная часть плана создает условия для самопознания и саморазвития личности, для формирования своей позиции и мировоззрения.

Базисный учебный план является ос* новным документом, определяющим уровень и содержание стандартизации; это объединение интересов федерации, региона, школы, личности. В структуру базисного учебного плана входит и н-вариантная часть, в которой обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны, и вариативная часть, отвечающая целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающих индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.

В проекте Федерального закона в ведение субъектов РФ отнесены формирование и осуществление региональной политики в области Государственного образовательного стандарта, разработка и научно-методическое обеспечение его национально-регионального компонента.

После принятия Закона Российской Федерации „Об образовании“, поставившего задачу по разработке Государственного образовательного стандарта, Министерством образования республики

был издан приказ N9 192 от 16 сентября 1992 г. „О разработке национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта44, в соответствии с которым данная работа ведется по нескольким направлениям. На это ориентирована научно-методическая деятельность сотрудников МРИПКРО, объединенных во ВНИК „Стандарт44 (руководители В. И. Жидкин и Л. В. Седова). К этой работе привлечены ученые вузов и практические работники системы общего образования.

По заданию министерства сотрудниками института разработаны стандарты по мокшанскому и эрзянскому языкам и литературе (Н. А. Кипайкина и К. Д. По-лежайкина), изданы программы и учебники по предметам, отражающим особенности природы и экологических проблем, истории и культуры Мордовии, — „Основы экологии44 (В. И. Жидкин, В. И. Астрадамов, Л. И. Ворсобина, М. А. Якунчев, 1994), „История и культура мордовского края44 (Н. А. Ануфриева, 1997). Эти предметы вошли в инвариантную часть республиканского базисного учебного плана.

На наш взгляд, в преподавании практически всех школьных дисциплин обязательно использование местного материала, поэтому разработаны дополнения к федеральным общеобразовательным программам по природоведению (А. А. Горбунова, Р. Ф. Тишкина), биологии (В. И. Жидкин, Л. Е. Алеевская), физике (X. X. Абушкин, К. С. При-казчикова), химии (Е. Я. Макеева, П. И. Беспалов, В. П. Скотникова), трудовому обучению (А. С. Чаиркин, Н. Е. Марьенкина), отражающие специфические особенности мордовского края, и составлен рекомендательный список произведений мордовских писателей для внеклассного чтения в начальной школе (Л. В. Седова, А. А. Горбунова).

Для обеспечения национально-регионального компонента вариативной части плана в МРИПКРО разработано 12 программ факультативных курсов: „Му-

зыкальное воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора44 — 1-й кл. (Л. П. Карпушина), „Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе44 — 1 — 4-й кл. (Т. И. Одинокова), „Моя Мордовия14 — 3-й (4-й) кл.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

(Е. В. Вальчук), „История родного края“ — 3 — 4-й кл. (Н. А. Кручинкин), „Культура, литература и история родного края“ — 5-й кл. татарских школ (Н. X. Насырова), „Мордовское народное декоративное искусство“ — 5 — 7-й кл. (Т. А. Мухина), „Устно-поэтическое творчество мордовского народа“ — для учащихся 8 — 10-го кл. (Л. В. Седова), „Изобразительное искусство Мордовии“ — 10-й кл. (Е. В. Голышенкова), „Растительный мир Мордовии“ — 6 — 7-й кл. (Т. Б. Силаева), „Животный мир Мордовии“ — 7 — 8-й кл. (В. И. Астрадамов, Л. Е. Алеевская), „География Республики Мордовия“ — 8 — 9-й кл. (А. Г. Кочетова), „Народные промыслы мордвы“ — 9 —

11-й кл. (А. С. Лузгин, А. С. Чаиркин).

Все указанные разработки будут изданы Министерством образования к новому учебному году в виде сборника программ и рекомендаций „Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы“« Ознакомиться с ними в рукописи можно на соответствующих кафедрах и в учебно-методических кабинетах МРИПКРО.

Поскольку рекомендуемые программы факультативных курсов и дополнения к федеральным программам разработаны на республиканском уровне, разработка школьной части национально-регионального компонента — отражение особенностей своей местности (района, города, села, микрорайона) — целиком возлагается на учителя, который должен формировать у учащихся чувство гражданина своей „малой родины“ В этой связи из перечисленных программ заслуживает внимания программа учителя Гу-зынекой основной школы Болыпеберез-никовского района Н. А. Кручинкина, ориентированная на изучение истории своего села. Ее можно трансформировать на каждый населенный пункт республики.

В настоящее время ведется разработка программ „Мордовские языки“ — для русских школ (А. П. Алукаева), „Духовная культура мордовского народа“

(Т. А. Кемайкина), „Растениеводство Мордовии“ (В. И. Жидкин, И. Ф. Каргин), „Животноводство Мордовии“ (С. А. Лапшин, Л. Е. Алеевская), „Русские писатели и мордовский край“

(Т. И. Межевова, Д. А. Алеевская, О. С. Родина), а также целого ряда методических рекомендаций.

Начата работа по созданию учебных пособий „Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора“ (Л. П. Карпу-шина, Н. Б. Абудеева), „Устно-поэтическое творчество мордовского народа“ (Л. В. Седова), „Устно-поэтическое творчество татар, проживающих в Мордовии“ (Н. X. Насырова), „Выразительное чтение по родной литературе в 5 — 7-х классах“ (Т. А. Кемайкина), „Растительный мир Мордовии“ (Т. Б. Силаева, Л. И. Ворсобина), „Животный мир Мордовии“ (В. И. Астрадамов, Е. В. Лысен-ков, А. С. Лапшин, В. В. Будилов). К сожалению, эту работу сдерживает дефицит финансовых средств. Многие из необходимых для обеспечения национально-регионального компонента программ и учебных пособий включены в план изданий РУО, и требуется объединение средств для их выпуска в свет.

В целях выявления опыта и постановки задач по разработке и внедрению национально-регионального компонента образования в образовательные учреждения республики МРИПКРО проведены республиканские научно-практи-ческие конференции с работниками учреждений дошкольного образования, учителями химии, биологии и географии; „круглые столы“ и семинары для учителей истории, русского и мордовских языков и литератур. Предполагается проведение подобных мероприятий и с другими категориями работников образования.

Разработка национально-регионального компонента базисного учебного плана продолжается, и мы приглашаем к сотрудничеству всех ученых и педагогов, имеющих наработки в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.