Научная статья на тему 'Система контроллинга в органах Федерального казначейства: понятия, виды контроля, механизм проведения контрольных мероприятий'

Система контроллинга в органах Федерального казначейства: понятия, виды контроля, механизм проведения контрольных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2004
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ КАЗНАЧЕЙСТВА / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ / БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА / МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

Контроль за деятельностью Федерального казначейства и его территориальных подразделений как внешний, так и внутренний, имеет важнейшее значение, определенное самой спецификой деятельности органов казначейства по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В статье рассматривается механизм проведения внешнего и внутреннего контроля органов казначейства, в том числе контроль за исполнением бюджетной сметы. Также автором анализируются цели и принципы внутреннего контроля и аудита органов казначейства, его задачи и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроллинга в органах Федерального казначейства: понятия, виды контроля, механизм проведения контрольных мероприятий»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ КОНТРОЛЯ, МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет

им. Г. Р. Державина

Понятию контроля в органах казначейства всегда уделяется особое значение. Это обусловлено тем, что они могут выступать как субъектом, так и объектом контроля. Как объект контроля Федеральное казначейство, а также его территориальные органы могут подвергаться внешнему и внутреннему контролю.

Под внешним государственным (муници -пальным) финансовым контролем предлагается понимать:

— контрольно-ревизионную деятельность Счетной палаты РФ;

— деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по осуществлению:

— контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроля за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составле-

ния и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроля за проведением главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

При осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю за деятельностью органов казначейства органами внешнего государственного финансового контроля:

— проводятся проверки, ревизии и обследования;

— направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

— направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (БК РФ), иными актами бюджетного законодательства принимать решения о принятии предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о принятии таких мер;

— осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке,

Счетная палата Российской Федерации

установленном законодательством об административных правонарушениях [7].

Состав органов, в полномочия которых входит осуществление внешнего государственного контроля за органами казначейства, представлен на рис. 1.

Счетная палата РФ осуществляет:

— оперативный контроль за исполнением федерального бюджета;

— контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

— контроль за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью;

— проводит экспертизу и дает заключения;

— информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счетная палата РФ обладает некоторыми государственно-властными полномочиями: она имеет право направлять представления и предписания [5].

В соответствии со ст. 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфин-надзор) осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Кроме того, Росфиннадзор наделен правом контролировать исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Указанные полномочия в сфере государственного финансового контроля также зафиксированы в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой

Органы внешнего государственного финансового контроля

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная налоговая служба

Государственные внебюджетные фонды и др.

Рис. 1. Органы, осуществляющие внешний государственный финансовый контроль за органами Федерального казначейства

и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— его территориальные органы.

Порядку проведения мероприятий налогового контроля посвящена гл. 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса РФ (НК РФ).

За процессом осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов следят следующие государственные внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В первую очередь органы государственного (муниципального) контроля осуществляют: ^ контроль за исполнением бюджетной сметы

органов казначейства; ^ готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов; ^ проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ. Федеральное казначейство — ведомство, которое ведет обширную управленческую деятельность как на федеральном уровне, так и в своих территориальных органах. Большое значение при этом уделяется внутриведомственному контролю. Прика-

зом Федерального казначейства от 25.01.2011 N° 19 утверждено Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее — Положение). В соответствии с Положением приказом Федерального казначейства от 29.06.2011 № 253 утверждены Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности.

Согласно Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе тенденции развития контрольной деятельности таковы, что акцент с последующего контроля смещен на предварительный и текущий контроль как наиболее эффективные виды контроля, существенно влияющие на результаты деятельности учреждения в целом.

Таким образом, особое значение в контрольной работе органов Федерального казначейства приобретают превентивные мероприятия:

— предупреждение нарушений;

— недопущение наступления отклонений текущего состояния исследуемого объекта от запланированного;

— своевременное информирование руководства о возможных нарушениях.

Внутренний контроль в Федеральном казначействе — непрерывный процесс, осуществляемый контрольно-аудиторскими подразделениями в рамках управления казначейскими рисками, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов РФ и административных либо иных регламентов, в том числе должностных регламентов работников органов Федерального казначейства, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.

Внутренний аудит в Федеральном казначействе — деятельность контрольно-аудиторских подразделений по предоставлению руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования системы внутреннего контроля [16].

В соответствии с Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите, утвержденным приказом Федерального казначейства от

25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе», внутренний контроль и внутренний аудит основываются на следующих принципах:

• принципе законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства норм и правил, установленных нормативными правовыми актами РФ;

• принципе независимости — субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита;

• принципе объективности — внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

• принципе ответственности — каждый субъект внутреннего контроля и внутреннего аудита за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с российским законодательством;

• принципе стандартизации — процессы и процедуры внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть регламентированы;

• принципе гласности — открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных мероприятий, проведенных в рамках внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, в пределах соблюдения государственной и служебной тайны;

• принципе системности — проведение контрольных мероприятий по всем сторонам деятельности объекта внутреннего контроля (внутреннего аудита) и его взаимосвязей в структуре управления [16].

К субъектам внутреннего контроля в Федеральном казначействе относятся:

■ руководители;

■ сотрудники;

■ контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства, осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.

В отличие от субъектов внутреннего контроля субъектами внутреннего аудита являются только контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства.

К объектам внутреннего контроля и внутреннего аудита относятся:

— органы Федерального казначейства;

— сотрудники органов Федерального казначейства;

— структурные подразделения органов Федерального казначейства.

Предмет внутреннего контроля — это процессы и операции, осуществляемые органами Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.

К предмету же внутреннего аудита относятся только документы, формируемые в результате деятельности органов Федерального казначейства в рамках закрепленных за ними функций, подтверждающие соответствие, результативность и эффективность их деятельности.

Целью внутреннего контроля в органах Федерального казначейства является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля положениям нормативных правовых актов и регламентов.

Внутренний аудит осуществляется с целью предоставления руководству Федерального казначейства независимой и объективной информации о деятельности органов Федерального казначейства при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.

Задачами внутреннего контроля являются:

1) установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый контроль);

2) установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);

3) соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении

функциональной деятельности (технологический контроль).

Задачами внутреннего аудита являются:

1) анализ и оценка проводимого внутреннего контроля за исполнением органами Федерального казначейства нормативных правовых актов РФ и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности;

2) оценка эффективности и результативности деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;

3) оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности проводимых процессов и операций объектами внутреннего аудита [16].

Таким образом, внутренний аудит в органах казначейства отличается от внутреннего контроля тем, что аудит носит только последующий характер, а также тем, что методом осуществления внутреннего аудита является проверка, а не самоконтроль. Проверки могут быть либо комплексными, либо тематическими. Способы проведения проверки — сплошная проверка, выборочная проверка.

Внутренний аудит также осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.

Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита органов Федерального казначейства

Планирование контрольной деятельности на очередной календарный год представляет собой процесс формирования и утверждения плана контрольной деятельности, выполняемый контрольно-аудиторским подразделением ежегодно в рамках полномочий и функций органа Федерального казначейства.

Во время проведения контрольных мероприятий работниками отдела внутреннего контроля и аудита оформляются соответствующие документы (рис. 3).

Сотрудники органов Федерального казначейства осуществляют самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями, установленными в их должностных регламентах. Начальники структурных подразделений органов Федерального казначейства в рамках должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.

Контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства организуют и осуществляют внутренний контроль и внутренний аудит деятельности органов Федерального казначейства и их структурных подразделений.

Особое внимание в проведении тематических проверок контрольно-аудиторскими подразделениями органов казначейства следует уделять финансовому контролю. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как

Рис. 3. Документы, составляемые при осуществлении контрольно-ревизионными подразделениями контрольной деятельности в отношении территориальных органов Федерального казначейства

процесс наблюдения за деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения

законодательных требований к ведению учета и представления отчетности [5].

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) главные распорядители бюджетных средств организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере деятельности. И это не пожелание, а требование закона, которое главный распорядитель бюджетных средств обязан исполнить.

Для того чтобы ведомственный финансовый контроль заработал, необходимо осуществить ряд организационно-штатных мероприятий, а именно:

> всесторонне продумать объем будущих контрольных действий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> создать подразделение, которое будет выполнять данную функцию, и подобрать исполнителей;

^ подготовить нормативные правовые акты локального уровня, т. е. подготовить приказы о порядках проведения и оформления актов ревизий (проверок), механизмах реализации материалов ревизий (проверок) и контроля за устранением нарушений подразделениями ведомственного финансового контроля. По мнению многих специалистов, ведомственный финансовый контроль должен занимать главное место в осуществлении финансового контроля, поскольку он является тем самым фундаментом, на котором строится вся остальная система финансового контроля. Если организовать гибкую и оперативную систему ведомственного финансового контроля, то эффективность использования бюджетных средств резко повысится.

Приказом Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 «Об утверждении стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства» осуществлено пилотное внедрение стандарта в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, Управлении Федерального казначейства (УФК) по Нижегородской области и УФК по Тамбовской области.

В рамках реализации пилотного проекта в УФК по Тамбовской области за структурными подразделениями управления (в том числе за его «номерными» отделами) закреплены полномочия по осуществлению внутреннего контроля за соответствием деятельности отделов УФК по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов РФ и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности.

Начальниками отделов УФК в части планирования внутреннего контроля были проведены следующие мероприятия:

^ осуществлены анализ и оценка существующих процессов и операций внутреннего контроля на их достаточность и эффективность; ^ выявлены процессы и операции, отсутствие которых в нормативных правовых актах приводят к возникновению казначейских рисков; ^ определены рискоемкие процессы, операции и документы, в отношении которых целесообразно проведение контрольных мероприятий. Далее были сформированы и оформлены карты внутреннего контроля и перечни нерегламентиро-ванных процессов и операций внутреннего контроля, осуществляемых структурным подразделением органа Федерального казначейства при выполнении функций и полномочий в установленной сфере деятельности, а также процессов и операций внутреннего контроля, требующих доработки или изменения.

В ходе проведения внутреннего контроля в структурных подразделениях выявлены нарушения, допущенные сотрудниками структурных подразделений, а также факты несоответствия предметов внутреннего контроля требованиям нормативных правовых актов РФ, иных нормативных актов, что нашло отражение в журналах учета внутреннего контроля.

По итогам рассмотрения результатов осуществления внутреннего контроля начальниками отделов по согласованию с курирующим данное структурное подразделения руководителем (заместителем руководителя) принимались меры для устранения выявленных нарушений.

Внедрение пилотного проекта по утверждению стандарта внутреннего контроля подтверждает направленность Федерального казначейства на совершенствование системы внутриведомственного контроля.

В процессе проведения контрольных мероприятий одним из основных направлений проверок является контроль за исполнением бюджетной сметы. Согласно нормам ст. 6 БК РФ бюджетная смета — это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Проверка правильности составления, утверждения и исполнения сметы в обязательном порядке включается в программу проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений.

В ходе проверки ревизоры руководствуются требованиями следующих нормативных документов:

— ст. 161 и 221 БК РФ;

— ст. 298 Гражданского кодекса РФ;

— Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;

— Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н;

— Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н.

В программе проверки бюджетной сметы органов казначейства прописываются контрольные мероприятия, которые должны быть проведены контрольно-аудиторскими подразделениями в ходе контрольных работ.

Предметами поверки часто выступают:

— своевременность получения от главного распорядителя бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

— своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

— своевременность и правильность отражения доведенных и исполненных бюджетных обязательств в учете;

— исполнение бюджетной сметы учреждения по кассовым и фактическим расходам, а также соответствие произведенных расходов бюджетной классификации [20].

Целями контрольных мероприятий в отношении проверки бюджетной сметы органов казначейства являются:

— определение соответствия фактических расходов кассовым расходам и выявление причин возникших отклонений;

— определение соответствия фактических расходов бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.

Оценка эффективности использования выделенных Федеральному казначейству, а также его территориальным органам материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений

фактических расходов от показателей бюджетной сметы, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, являются содержанием анализа исполнения смет расходов.

Основными задачами проверки бюджетной сметы органов Федерального казначейства являются:

• изучение ревизором соблюдения показателей бюджетной сметы в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

• изучение состава и структуры расходов;

• оценка причин отклонения фактических расходов от предусмотренных расходов в бюджетной смете;

• оценка эффективности расходов;

• предложение об обосновании мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами [8]. Проверка бюджетной сметы проводится контрольными органами в несколько этапов, среди них:

1) анализ показателей бюджетной сметы;

2) анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов;

3) анализ соответствия кассовых и фактических расходов (выявление причин отклонения фактических расходов от кассовых расходов).

Приведем краткую характеристику каждого этапа проверки бюджетной сметы.

На этапе анализа показателей бюджетной сметы органов казначейства рассматривается соответствие направлений расходов, указанных в бюджетной смете, положениям ст. 70 БК РФ.

В ст. 70 БК РФ приведен перечень расходов, финансовое обеспечение которых является функцией казенного учреждения:

— оплата труда работников казенных учреждений;

— денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата);

— командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

— оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Таким образом, бюджетная смета должна включать в себя направления расходов, поименованных в ст. 70 БК РФ. Кроме того, на этом этапе проводится анализ соблюдения показателей бюджетной сметы в целом и в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов. Проверяющие проводят его путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения.

В ходе анализа направлений расходования бюджетных средств учреждением, отраженных в выписке с лицевого счета (платежном поручении, приложенном к выписке), проверяющими нередко выявляется нецелевое использование бюджетных средств.

Выявление факта расходования учреждением денежных средств на цели, не предусмотренные сметой, классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, отражается в акте проверки и влечет за собой наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а при наличии состава преступления — уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Понятие «нецелевое использование бюджетных средств» приведено в ст. 298 БК РФ. Согласно положениям данной статьи нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Далее на этапе анализа состава и структуры кассовых и фактических расходов проверяющие анализируют совершенные фактические расходы и их соответствие кассовым расходам, отраженным в бюджетной смете.

На этапе анализа соответствия кассовых и фактических расходов кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета. Фактические расходы — это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения бюджетной

сметы. Таким образом, кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы — полноту их использования.

Следует отметить, что соотношение кассовых и фактических расходов органов казначейства может быть охарактеризовано следующими факторами:

— их равенством;

— превышением фактических расходов над кассовыми расходами;

— превышением кассовых расходов над фактическими расходами.

Условие, когда кассовые расходы равны фактическим расходам, выполняется крайне редко. В большинстве случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения.

Ведомственный контроль за ведением финансовых и хозяйственных операций и их отражением в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы регламентирован приказом Федерального казначейства от 18.11.2011 № 551 «Об утверждении Типовой программы проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства» (далее — Приказ № 551).

Согласно Приказу № 551 при проверке необходимо проконтролировать:

• закрепление за соответствующим структурным подразделением полномочий по ведению финансовых и хозяйственных операций, их отражению в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы;

• наличие правоустанавливающих документов УФК (свидетельств о государственной регистрации, учредительных документов и иных правоустанавливающих документов) и их соответствие требованиям законодательных и нормативных правовых актов РФ;

• наличие документов, определяющих организацию бюджетного учета исполнения бюджетной сметы, и их соответствие требованиям законодательных и нормативных правовых актов РФ;

• состояние автоматизации бюджетного учета, организацию хранения учетных документов;

• выполнение УФК полномочий распорядителя и получателя средств федерального бюджета;

• соблюдение порядка ведения бюджетного учета;

• организацию ведения бюджетного учета объектов имущества и обязательств;

• осуществление кассовых операций;

• осуществление расчетов безналичными денежными средствами;

• правильность и своевременность проведения инвентаризации нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств, оформления результатов инвентаризации;

• учет операций, связанных с осуществлением мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, на Семипалатинском полигоне, а также соблюдение порядка и своевременности доведения бюджетных ассигнований до подведомственных отделений;

• результаты анализа, проведенного УФК по исполнению бюджетной сметы;

• составление периодической и годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета;

• достоверность показателей результативности деятельности УФК по ведению финансовых и хозяйственных операций, их отражению в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы;

• достоверность отражаемой в паспорте территориального органа Федерального казначейства информации по показателям в части, касающейся деятельности УФК по ведению финансовых и хозяйственных операций, их отражению в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы;

• другие вопросы, возникающие при проведении проверки, в том числе проверка периодов прошлых лет по фактам, требующим их уточнения [21].

Кроме того, немаловажную роль в контроле за осуществляемыми расходами играет соблюдение графика документооборота, утвержденного приказом об учетной политике.

Для дальнейшего развития системы контроля в Федеральном казначействе необходимо внесение изменений в стандарты внутреннего контроля и аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, в части регламентации:

— двухэтапных контрольных мероприятий (камеральная и выездная проверки);

— деятельности контрольных советов в территориальных органах Федерального казначейства;

— интегральной оценки территориальных органов Федерального казначейства;

— сокращения сроков проведения выездных контрольных мероприятий для территориальных органов казначейства.

Список литературы

1. Безденежных А. В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2010. № 2.

2. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. Научно-практический журнал центра подготовки персонала ФНС России. Санкт-Петербург. 2011. № 1.

3. БеспаловМ. В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 12. Декабрь.

4. Беспалов М. В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 6. Июнь.

5. Булаев С. Поговорим о внутреннем контроле в казенных учреждениях // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 7. Июль.

6. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

7. Волчкова М. Проверка расходования средств, выделенных на приобретение материальных запасов и обеспечение их рационального использования // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2011. № 5. Ноябрь.

8. Губайдуллина М. Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2012. № 10. Октябрь.

9. Гусев А. Об изменениях Бюджетного кодекса, касающихся порядка осуществления государственного (муниципального) финансового контроля // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. № 2. Февраль.

10. Камардина Ю. В. Отдельные направления совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства // Бюджетный учет. 2012. № 6. Июнь.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

12. Кузнецова Т. З. Совершенствование казначейской работы в территориальных органах // Финансы. 2012. № 10. Октябрь.

13. Малышева В. И. Казначейство: цель, задачи, функции // Финансы. 2009. № 12.

14. Нестеренко Т. Г. Казначейская система как инструмент эффективности управления государственными финансами // Финансы. 2008. № 3.

15. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703.

16. Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе: приказ Федерального казначейства от 25.01.2011 № 19.

17. Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 01.11.2012 № 431.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Об утверждении Регламента Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 10.04.2006 № 5н.

19. Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности: приказ Федерального казначейства от 29.06.2011 № 253.

20. Об утверждении Типовой программы проверки деятельности территориального органа Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 18.11.2011 № 551.

21. Панков Д. А., Головкова Е. А., Пашковс-кая Л. В. и др. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие // под общ. ред. Д. А. Панкова, Е. А. Головковой; 2-е изд., испр. М.: Новое знание, 2009. 409 с.

22. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

23. URL: http://www. consultant. ru. Сайт спра-вочно-правовой системы «Консультант».

24. URL: http://www. garant. ru. Сайт справочно-правовой системы «Гарант».

25. URL: http://www.roskazna.ru. Сайт Федерального казначейства.

Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов

Журнал

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

ISSN 2079-6714

Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 2 раза в месяц

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34116 47699 29614

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.