Научная статья на тему 'Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации'

Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1742
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТОМ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / КАЗНАЧЕЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославцева Л. В.

В статье отмечается, что в связи с возрастающей ролью Федерального казначейства в системе управления государственными финансами проблемы совершенствования казначейской технологии, создания и внедрения современных информационных систем кассового исполнения бюджетов приобрели особую актуальность. В ходе систематизации широкомасштабных целей и задач развития Федерального казначейства уточнена роль казначейства в управлении бюджетом, обосновывается возможность расширения содержания казначейского контроля в части проведения аудита эффективности расходов бюджета, определены особенности функционирования УФК по субъекту РФ на примере Ростовской области. Сформулирован вывод о необходимости дальнейшего развития казначейских технологий бюджетных платежей в целях повышения эффективности управления государственными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели развития казначейства: объективная необходимость, преимущества и проблемы их реализации»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ

КАЗНАЧЕЙСТВА: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ*

Л. В. БОГОСЛАВЦЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В Бюджетном послании Президента Рос -сийской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг. определено, что решение проблем в сфере социально-экономической политики страны требует кардинального повышения качества стратегического управления общественными финансами1. Прерогатива управления государственными и муниципальными финансами, и прежде всего бюджетами публично-правовых образований возложена на финансовые структуры исполнительных органов власти и реализуется ими на всех стадиях бюджетного процесса путем, с одной стороны, четкого разграничения функциональных особенностей деятельности участников каждой стадии, с другой стороны, полного, достоверного и своевременного использования результатов деятельности всех участников на каждой последующей стадии. На современном этапе бюджетных реформ решение этой двуединой задачи осуществляется на фоне оптимизации финансовых органов и сохранения при этом стабильности их деятельности, обеспечивающей качественный бюджетный процесс.

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 41 (569).

1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации

о бюджетной политике в 2013-2015 гг. URL: http://kremlin. ru.

Особый теоретический и практический интерес представляют вопросы оптимизации структуры и функций органов Федерального казначейства в целях повышения эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем исключения дублирования функций, обеспечивающих кассовое исполнение бюджета и сокращение административно-хозяйственных расходов.

Обусловлен этот интерес тем, что в 2013 г. должна завершиться оптимизация организационной структуры Федерального казначейства и, как следствие, сокращение штатной численности в пределах 20 %, определенных Президентом Российской Федерации2. Однако этот факт не означает, что сужаются функции органов казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней и кассовому обслуживанию финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений.

В целях определения перспектив развития казначейских технологий и их применения в стратегическом управлении государственными и муниципальными финансами охарактеризуем особенности кассового исполнения бюджета на современном этапе и обозначим некоторые проблемы, требующие решения.

2 Там же.

Теоретические положения Положения Бюджетного кодекса РФ,

ч. 3 «Бюджетный процесс в РФ»

Схема соответствия теоретических и правовых положений о количестве и содержании стадий бюджетного процесса в Российской Федерации

Известно, что исполнение бюджета - это только один из практических этапов реализации бюджетной политики государства, который невозможно обеспечить без поэтапного прохождения всех стадий бюджетного процесса и взаимодействия всех его участников по обмену достоверной финансовой информацией, обеспечивающей инновационное поступательное развитие страны (см. рисунок).

Исполнение бюджета как третья стадия бюджетного процесса обеспечивается совокупностью последовательных действий всех участников бюджетного процесса, представительных и исполнительных органов власти в ходе реализации основных направлений бюджетной политики, формализованных в законах о бюджете на текущий год и плановый период.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации3 и бюджетным законодательством именно

3 Конституция Российской Федерации, ст. 114.

исполнительные органы власти публично-правовых образований Российской Федерации организуют исполнение соответствующего бюджета и несут ответственность за надлежащее выполнение этой функции. Данное положение создает правовую основу для постоянного развития финансовых институтов исполнительных органов власти с учетом изменяющихся требований к информационным технологиям и программному обеспечению исполнения бюджета.

Традиционно формируют бюджет финансовые органы, именно они согласно законодательству Российской Федерации являются инициаторами изменения показателей бюджета, т. е. финансовые органы исполняют или (и) управляют бюджетом.

Однако в вопросе кассового исполнения бюджета приоритетная роль отводится Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации, которое наделено кассовыми полномочиями. Развитие Федерального казначейства как

финансового института привело к разграничению содержания следующих дефиниций: «исполнение бюджета», осуществляемое финансовыми структурами исполнительных органов власти, и «кассовое исполнение бюджета», реализуемое органами Федерального казначейства.

На современном этапе казначейские технологии, такие как прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АСФК»), прикладное программное обеспечение «Система удаленного финансового документооборота» (ППО «СУФД-онлайн»), расширили функции кассового обслуживания исполнения бюджета и создали условия для принятия решений органами казначейства по вопросам государственных закупок, использованию временно свободных средств бюджета, по депонированию бюджетных средств, т. е. управлению бюджетными средствами. Так, например, несоответствие размещенной на Общероссийском официальном сайте4 в сети Интернет информации по государственному контракту и сведений о бюджетном обязательстве является основанием для отказа органами казначейства в санкционировании оплаты денежного обязательства получателю бюджетных средств.

Сложившаяся практика управления бюджетом свидетельствует о разграничении управленческих функций финансовых органов и органов казначейства как специализированных финансовых институтов и предполагает их дальнейшее развитие в целях обеспечения оперативности не только в принятии решений об укреплении бюджетов, но и в выполнении этих решений.

Реализация управленческой функции органами казначейства стала возможной благодаря соблюдению принципа единства кассы, который означает зачисление доходов бюджета платежными документами на единый счет, открытый органами Федерального казначейства, а также финансирование расходов с единого счета бюджета. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами России в соответствии с законодательством (ст. 38.2 и 216 БК РФ).

Принцип единства кассы при исполнении бюджетов бюджетной системы страны создает условия для организации и осуществления предварительного и текущего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, что принципиально отличает органы казначейства от других финансовых структур.

4 URL: http://www. zakupki. gov. ru.

Во-первых, предварительный казначейский контроль возможен на этапе оформления на лицевых счетах получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Во-вторых, текущий контроль осуществляется органами казначейства на этапе подтверждения денежных обязательств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и финансирования расходов только после процедуры санкционирования5.

Органы казначейства обеспечивают финансирование расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств только в пределах утвержденных бюджетной росписью бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, что повышает качество контроля за исполнением расходных полномочий получателей средств бюджета.

В то же время использование Единого казначейского счета (ЕКС), на котором аккумулируются денежные средства бюджета соответствующего уровня и отражаются операции по его исполнению, создало предпосылки не только для предварительного и текущего контроля, но и для управления бюджетными средствами. Действительно, финансирование осуществляется в пределах средств в целом на ЕКС, а не только на лицевых счетах, а также на основе заявок органов казначейства.

Таким образом, преимущества предварительного и текущего контроля исполнения расходов бюджета невозможно реализовать при банковской системе исполнения бюджета, которая обеспечивает только ограничительный контроль и разрешает платеж в пределах имеющихся средств на расчетном счете индивидуально каждого клиента.

Однако изменение правового статуса получателей бюджетных средств в связи с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привело не только к уменьшению количества участников бюджетного процесса, но и к ограничению предварительного и текущего казначейского контроля за использованием бюджетных средств автономными учреждениями, так как им предоставлено право открывать счета вне казначейской системы.

В органах Федерального казначейства по Ростовской области количество лицевых счетов,

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 219.

открытых участникам и неучастникам бюджетного процесса, сократилось с 17 740 в 2011 г. до 12 255 в 2012 г. Изменения в основном произошли на уровне муниципальных учреждений: сокращение с 14 766 в 2011 г. до 9 907 в 2012 г.6.

При этом бюджетное финансирование казенных учреждений по-прежнему осуществляется на основании бюджетной сметы путем доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета. В то же время внесены изменения в учет бюджетных обязательств казенных учреждений, позволяющие своевременно и в полном объеме финансировать расходы как получателей, так и главных распорядителей средств федерального бюджета.

При санкционировании расходов бюджетных и автономных учреждений органами казначейства осуществляется проверка подтверждающих документов только в части субсидий государственного (муниципального) задания и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В этих целях открываются новые виды лицевых счетов, а именно для учета операций со средствами, предоставленными для осуществления госзадания, в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

В этой связи представляется дискуссионным решение о предоставлении права автономным учреждениям открывать счета в коммерческих банках, так как они, продолжая оставаться государственными учреждениями, не обеспечены казначейским контролем за использованием средств бюджета.

По мнению автора, на современном этапе развития органов казначейства следует учитывать следующие предпосылки их создания и функционирования, которые сохраняют свою значимость:

- с исторического ракурса органы казначейства были созданы в целях осуществления контроля за целевым и своевременным использованием бюджетных средств;

- с точки зрения теоретического осмысления функции органов казначейства реализуются в рамках общеэкономических теорий о роли государства в регулировании государственных финансовых потоков;

- с точки зрения правового обеспечения реализация контрольных функций органами казначейства закреплена бюджетным законодательством, прежде всего Бюджетным кодексом Российской

6 URL: http://rostov. roskazna. ru.

Федерации и Положением о Федеральном казначействе7.

Очевидно, что основным институциональным органом, обеспечивающим достоверной информацией в режиме он-лайн Министерство финансов Российской Федерации, региональные и территориальные финансовые органы, является Федеральное казначейство, обрабатывающее в программных системах ежедневно десятки тысяч операций. Только управлением Федерального казначейства по Ростовской области ежедневно формируется около 2 тыс. регистров бюджетного учета.

Специалисты органов Федерального казначейства, используя программное обеспечение, преобразовывают многографные таблицы аналитического и синтетического учета в сжатый, структурированный вид для формирования и использования оперативной информации об исполнении бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации.

Кроме того, актуальность контрольной функции органов казначейства сохраняется, так как в условиях расширения финансовой самостоятельности участников и неучастников бюджетного процесса контрольные органы констатируют факты нецелевого использования бюджетных средств, что свидетельствует о необходимости максимального использования всех достижений и практических наработок органов казначейства при санкционировании всех форм бюджетных расходов, а именно бюджетных ассигнований, субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов, целевых программ, государственных и муниципальных закупок.

В этом случае речь идет не только и не столько об участниках и неучастниках бюджетного процесса, получающих бюджетные средства, речь идет о казначейском контроле за всеми государственными и муниципальными бюджетными потоками, что требует дальнейшего совершенствования методологии предварительного и текущего контроля, что в перспективе может обеспечивать не только целевое, но и эффективное расходование бюджетных средств. Например, последовательное выполнение казначейских процедур исполнения расходов бюджета позволяет говорить о расширении содержания казначейского контроля в части проведения аудита эффективности расходов бюджета.

Известно, что аудит эффективности охватывает и целевое использование бюджетных средств,

7 Положение о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (в ред. от 26.12.2011 № 1147).

которое осуществляет Федеральное казначейство на основании нормативно-правовых документов, и аудит целесообразности, обоснованности расходов бюджета. В этом случае усиливается значение аналитической работы специалистов органов казначейства, которые должны иметь право на получение необходимых документов со стороны учреждений, организаций и предприятий, получающих бюджетные средства в любой форме.

На начальном этапе внедрения аудита эффективности использования бюджетных средств в органах казначейства речь может идти о наиболее рискованных и значимых операциях, таких как финансирование инвестиционных программ, по которым специалисты казначейства должны проводить мониторинг и системный аудит эффективности бюджетных расходов.

Разграничение контрольных функций службы финансово-бюджетного надзора и органов казначейства

* Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (в ред. от 25.12.2012 № 1395).

Определяя возможности органов казначейства реализовывать аудиторские функции на предварительном и текущем этапах исполнения бюджета, необходимо не допустить дублирования контрольных функций органами казначейства и финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которые находятся в ведении Минфина России и непосредственно проводят финансовый контроль. Разграничение функций контроля Федерального казначейства и Росфиннадзора представлено в таблице.

Учитывая, что федеральное казначейство имеет иерархическую структуру территориальных органов, организация и проведение аудита эффективности не потребуют значительных бюджетных расходов.

Следующей важной проблемой является разработка и внедрение механизма стандартизации взаимодействия всех участников и неучастников бюджетного процесса, который позволит упорядочить поток бюджетных средств, усилить контроль за их движением, оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных и муниципальных финансов в соответствующие финансовые органы для принятия оптимальных управленческих решений, что особенно актуально в новых условиях функционирования государственных и муниципальных учреждений.

К новациям в обслуживании клиентов органами казначейства и исполнении бюджетов можно отнести следующие направления:

- реализация новой схемы финансирования автономных и бюджетных учреждений в форме субсидирования государственных заданий и целевых субсидий;

- повышение открытости и доступности информации о финансовом обеспечении государственных (муниципальных) учреждений за счет ее размещения на официальном сайте в сети Интернет;

- организация учета бюджетных обязательств, обусловленных неисполненными государственными контрактами, оплата по которым не осуществлялась ранее 2012 г.;

- учет исполнения бюджетных обязательств и доведение этой информации не только до получателя средств федерального бюджета, как это было ранее, но и до вышестоящего учреждения;

- переход к использованию пластиковых карт для обеспечения наличными деньгами клиентов. Вводимые изменения обусловливают необходимость дальнейших институциональных преобразований казначейской технологии стратегического

Контрольные функции Содержание

Федеральная служба финан-сово-бюджетно-го надзора* Использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации. Соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Исполнение законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре

Федеральное казначейство Обеспечение исполнения федерального бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предварительный и текущий контроль за ведением операций главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета. Предварительный и текущий контроль за ведением операций получателями средств федерального бюджета

управления финансовыми потоками. Совершенствование государственных функций казначейства нашло свое отражение в Стратегической карте, разработанной на период до 2017 г., в которой определены основные стратегические цели, направленные на обеспечение контроля за сохранностью бюджетных средств и на повышение эффективности их использования, а именно:

- осуществление мероприятий по созданию и использованию единого, открытого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований;

- обеспечение в установленные сроки качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики и обязательных государственных внебюджетных фондов;

- обеспечение в соответствии с нормативными документами и в установленные сроки качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики, в том числе и обязательных государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование порядка бюджетного финансирования и платежей, способствующих повышению ликвидности единого казначейского счета по учету средств бюджета;

- обеспечение эффективного управления общественными финансами государства.

В рамках представленного исследования не рассматриваются вопросы развития внутренних функциональных и управленческих процессов, которые направлены на обеспечение технологических регламентов осуществляемых операций, на повышение эффективности и результативности каждого конкретного работника, на минимизацию казначейских рисков. Этот блок вопросов представляет особый практический интерес и требует отдельного внимания.

Далее охарактеризуем каждую из четырех указанных стратегических целей развития казначейства и попытаемся выявить преимущества и проблемы, которые могут возникнуть в процессе их реализации на уровне субъектов Российской Федерации.

Первая стратегическая цель направлена на обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах. Реализация этой цели планируется за счет создания и использования следующих интегрированных информационных систем:

- электронная система финансового контроля и управления общественными финансами «Элек-

тронный бюджет», соответствующая мировым стандартам;

- единый портал budget. gov. ru, который призван обеспечивать заинтересованных лиц информацией о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

В Ростовской области для реализации этой цели созданы технические условия, прежде всего успешно внедрено прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АСФК»), что обеспечивает консолидацию данных в едином центре - в управлении Федерального казначейства. Благодаря применению другого прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» бюджетная информация оперативно передается межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства, министерству финансов Ростовской области и финансовым органам муниципальных образований.

Кроме того, в УФК по Ростовской области участниками бюджетного процесса передается соответствующая информация в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 № 19н «Об утверждении порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах», что обеспечивает доступность информации о произведенных банковских операциях по оплате государственных и муниципальных услуг, а также иных платежей.

Вторая стратегическая цель развития казначейства: обеспечение кассового обслуживания субъектов государственного управления и обязательных государственных внебюджетных фондов. Предполагается дальнейшее совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов публично-правовых образований, учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса, а также кассового обслуживания бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Как известно, кассовое исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов органами федерального казначейства, несмотря на то, что они входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, предполагается ввести только с 01.01.20148. Необходимость активизации этого перехода фактически определена приказом Ми-

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 148.

нистерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 29.11.2012 № 18-н, в котором установлены сроки предоставления органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В Ростовской области уже организована работа по открытию лицевого счета для кассового обслуживания бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Ростовской области в УФК, что требует разработки и внедрения регламента взаимодействия УФК по Ростовской области и ТФОМС по Ростовской области, разработки и заключения соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета ТФОМС, а также адаптации прикладного программного обеспечения применительно к кассовому обслуживанию внебюджетного фонда.

При переводе на казначейское обслуживание этих фондов необходимо учитывать следующие особенности:

- в процессе деятельности государственных внебюджетных фондов возникают денежные потоки, регулируемые не только нормами финансового права, но и нормами права социального обеспечения;

- экономические отношения возникают между фондом как страховщиком по обязательному страхованию, страхователем (организацией, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом) и застрахованным гражданином;

- администрирование страховых взносов во внебюджетные фонды, финансирование социальных выплат и других расходов. Казначейские технологии исполнения обязательных государственных внебюджетных фондов позволят определять кассовый разрыв их бюджетов в течение финансового года и принимать своевременно меры по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Третья стратегическая цель: совершенствование системы бюджетных платежей в целях повышения ликвидности единого казначейского счета по учету средств бюджета в условиях реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей.

В этой связи остановимся на проблеме размещения бюджетных средств на банковских депозитах. До 30.12.2008 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ

фактически не допускала размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление, за исключением Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание их бюджетной обеспеченности. В 2008 г. изменились и название, и содержание ст. 236 «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление».

В принципе, размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление, как и раньше, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Возможные случаи детально определены. Так, ограничения распространяются на субъекты Российской Федерации в бюджетах, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Первоначально правила размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2008 № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты», в целях реализации которого Федеральным казначейством были утверждены типовая форма генерального соглашения Федерального казначейства с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты и Порядок заключения генерального соглашения Федерального казначейства

с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты.

С 01.06.2012 размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 и приказом Федерального казначейства от 20.03.2012 № 3н «Об утверждении порядка работы по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах», устанавливающими порядок и условия размещения Федеральным казначейством средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях.

Операции Федерального казначейства проводятся в рамках управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета и в пределах остатков средств на этом счете. Средства федерального бюджета размещаются Федеральным казначейством в кредитных организациях, заключивших с ним генеральное соглашение.

Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях, заключивших генеральные соглашения с Федеральным казначейством и соответствующих предъявляемым требованиям, осуществляется Федеральным казначейством путем отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия проведения отбора заявок и перечень кредитных организаций, допущенных к участию в отборе заявок, устанавливаются Федеральным казначейством. Отбор заявок и заключение договоров осуществляются в электронном виде. При этом отбор заявок осуществляется в открытой (в 2 этапа) или закрытой (в 1 этап) форме. Договор депозита может быть срочным или особым.

Для проверки соответствия кредитной организации требованиям в части наличия у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд руб. Федеральным казначейством используются на день проверки данные из отчетности кредитной организации, представленной в Банк России.

Для проверки соответствия кредитной организации требованиям в части наличия международного рейтинга долгосрочной кредитоспособности по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings, Standard & Poor's, Moody's Investors Service Федеральное казначейство использует на день проверки данные указанных рейтинговых агентств.

Условия, предъявляемые банкам, являются обязательными и необходимыми для обеспечения не только сохранности бюджетных средств, но и своевременного их возврата. Такой подход обусловлен, с одной стороны, отечественным историческим опытом (именно снижение контроля за использованием средств бюджета со стороны банков явилось одной из причин создания казначейства), с другой стороны, мировым опытом влияния финансового кризиса на банковскую систему.

На уровне УФК по Ростовской области пока основной задачей является осуществление электронных расчетов с учреждениями Банка России и кредитными организациями, в том числе проведение операций по обеспечению наличными денежными средствами своих клиентов. Управление планирует до конца 2014 г. перевести всех клиентов на систему удаленного финансового документооборота (ППО «СУФД»), которая обеспечивает защиту данных от непредвиденных ситуаций.

Представляется, что четвертая стратегическая цель развития казначейства, а именно эффективное управление финансовыми ресурсами государства, дополняет перечисленные цели и задачи.

Только в 2013 г. для достижения четвертой стратегической цели предполагается осуществить мероприятия, которые заключаются:

- в повышении качества контроля информации об объемах финансового обеспечения в планах закупок, утвержденных и доведенных заказчику на официальном сайте с 01.01.2014;

- в реализации с 01.01.2014 механизма санкционирования оплаты по государственным контрактам при условии их включения в Реестр контрактов, заключенных заказчиком;

- в совершенствовании механизма размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах;

- в обеспечении предоставления Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

- в обеспечении осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО или размещения временно свободных остатков средств федерального бюджета с использованием сделок РЕПО с кредитными организациями (с обязательством обратного выкупа).

Реализация перечисленных мероприятий требует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработки нормативно-правовых документов, позволяющих не только проводить соответствующие операции, но и обеспечить гарантии сохранности бюджетных средств.

В экономической литературе уже отмечалось, что дальнейшее углубление взаимодействия Федерального казначейства Российской Федерации и Банка России направлено на поэтапный переход Казначейства к 2017 г. в так называемый бюджетный банк или квазикредитную организацию с особым правовым статусом в части осуществления ими расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов9. Это означает, что все счета, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Банка России для обслуживания бюджетной системы, должны быть переведены в учетную систему Казначейства России. То есть все платежные операции будут осуществляться через единый счет Федерального казначейства в Банке России.

По мнению автора, при реализации этой глобальной задачи нельзя недооценивать значения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, обеспечивающих контроль в разрезе соответствующих лицевых счетов публично-правовых образований, а также государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, УФК по субъектам Российской Федерации обеспечивают внедрение системы ключевых показателей эффективности (системы КПЭ) как информационной аналитической системы, содержащей огромный объем актуальной информации об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, которую можно использовать для ежедневного мониторинга исполнения бюджетов.

В перспективе новая система казначейских технологий бюджетных платежей будет способствовать эффективности управления государственными финансами, минимизации участников национальной платежной системы, увеличению скорости обращения денежных потоков, удешевлению стоимости

9 Прокофьев С. Е. Направления развития системы взаимодействия Федерального казначейства и Банка России. URL: http://www. roskazna. ru/publikatsii/doc.

финансовых операций, что позволит за счет автоматизации выполнять все необходимые функции по исполнению бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, реализация направлений развития и совершенствования деятельности органов Федерального казначейства будет способствовать укреплению устойчивости, подотчетности и прозрачности бюджетной системы России, а также обеспечивать сохранность средств всех публично-правовых образований и при этом будет представлять собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 04.08.2013). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон N° 83-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Официальный сайт управления Федерального казначейства по Ростовской области. URL: http://rostov. roskazna. ru.

5. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (в ред. от 25.12.2012 № 1395). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Положение о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (в ред. от 26.12.2011 № 1147). Доступ из справ. -правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. Положение о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (в ред. от 26.12.2011 № 1147). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.