Научная статья на тему 'Система коммуникаций с инвесторами в инфраструктурных предприятиях как источник роста российской экономики'

Система коммуникаций с инвесторами в инфраструктурных предприятиях как источник роста российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ С ИНВЕСТОРАМИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куцевич Анна Федоровна

В статье представлено предложение о решении инвестиционных проблем электроэнергетической отрасли посредством нового инструмента стратегического менеджмента – системы коммуникаций с инвесторами. Обосновано предположение о том, что эффективная система коммуникаций с инвесторами способна стать источником экономического роста, будучи реализованной в инфраструктурных компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система коммуникаций с инвесторами в инфраструктурных предприятиях как источник роста российской экономики»

Система коммуникаций с инвесторами в инфраструктурных предприятиях как источник роста российской экономики Investor relations of infrastructure companies as a source of economic growth

in Russia

Куцевич Анна Федоровна аспирант Северо-Кавказскогофедерального университета,

ir@mrsk-sk.ru

В статье представлено предложение о решении инвестиционных проблем электроэнергетической отрасли посредством нового инструмента стратегического менеджмента - системы коммуникаций с инвесторами. Обосновано предположение о том, что эффективная система коммуникаций с инвесторами способна стать источником экономического роста, будучи реализованной в инфраструктурных компаниях.

The article presents a proposal for solving the investment problems of electric power industry through a new strategic management tool - investor relations. It is justified by the assumption that effective investor relations can become a source of economic growth, being implemented in infrastructure companies.

Ключевые слова: система коммуникаций с инвесторами,

электроэнергетическая отрасль, экономический рост, инвестиции, инвестиционная привлекательность, информационная открытость.

Key words: investor relations, electric power industry,economic growth, investment, investment attractiveness, transparency.

В 2012 году произошло замедление темпов экономического роста российской экономики, в то время как на мировых рынках энергоносителей наблюдалась благоприятная конъюнктура. Так, после восстановления в 20102011 годах, когда российский ВВП рос на 4,3% ежегодно, темпы

экономического развития снизились примерно до 3,4% в годовом сопоставлении в 2012 году. В то же время цена нефти Urals в 2012 году составляла в среднем 110,4 долл. США за баррель, почти не изменившись по сравнению с 2011 годом [1]. Сложившееся несоответствие может быть подтверждением того, что сырьевая модель экономики России уже исчерпала себя. Вопрос поиска новых источников долгосрочного устойчивого экономического роста становится критичным для умножения благосостояния населения, бизнеса и государства.

Сущность системы коммуникаций с инвесторами

В первой российской книге по коммуникациям с инвесторами (англ. InvestorRelations, IR) «Организация отношений с инвесторами: российская и зарубежная практика» приводится следующее определение: InvestorRelations - это область корпоративных коммуникаций, связанная с управлением информацией и раскрытием информации в публичных и частных компаниях, в значительной степени зависящих от инвестиционного сообщества [2]. Указанное определение является довольно неконкретным, так как практически идентично определению PublicRelations (связи с общественностью).Более четкое определение представлено одним из авторов указанной книги - генеральным директором ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» М. Матовниковым, который считает, что InvestorRelations - это система мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия с инвесторами и партнерами в целях повышения стоимости компании [3].

При этом в данном случае имеется ввидурыночная стоимость бизнеса. Одним из наиболее международно признанных аналитических показателей, используемых для оценки предприятия, является «Стоимость компании» (Enterprisevalue (EV)). Рассматриваемый показатель рассчитывается как совокупность рыночной стоимости акций предприятия, долговых обязательств и доли меньшинства (доли участия внешних владельцев в акционерном капитале дочерних предприятий)за вычетом стоимости

инвестиций в ассоциированные компании, денежных средств и их эквивалентов.

Следовательно, стоимость предприятия отражает представления инвесторов о компании, как об объекте инвестиций. Неопределенность повышает восприимчивость рыночной цены к изменению внешних факторов (волатильность). Сокращение волатильности возможно достичь посредством формирования лояльной группы инвесторов, что, в свою очередь, достигается при обеспечении инвесторов информацией, необходимой для принятия ими взвешенного решения.

Приходим к выводу, что система коммуникаций с инвесторами - это инструмент стратегического менеджмента, предполагающий сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между компанией и инвесторами в целях укрепления ее инвестиционной привлекательности и роста фундаментальной стоимости.

В классическом представлении процесс коммуникации включает такие элементы, как отправитель, сообщение, информационный канал, получатель. В нашем случае отправителем является компания, сообщение - это инвестиционная легенда, под информационным каналом подразумеваем средства коммуникации, а получателем выступает инвестор. Под инвестиционной легендой понимается ключевое сообщение, пронизывающее все презентационные материалы компании, сообщающее историю создания и развития компании, представленную в выгодном для компании фокусе, и предоставляющее инвесторам главную причину для выбора компании в качестве объекта для инвестиций.

При этом анализ компании в целях выявления преимуществ и недостатков, определение целевых аудиторий, формулировка инвестиционной легенды и формирование баз данных (контактов, информации о компании) позволяют правильно позиционировать компанию, а также создать сообщение, способное определить решение об

инвестировании. Выбор средств коммуникации, налаживание диалога с инвестиционным сообществом, управление ожиданиями инвесторов и получение обратной связи необходимы для верного выбора и эффективного использования информационного канала, способствующего привлечению и удержанию групп инвесторов. Эффективное использование информационного канала не представляется возможным без определения целевых аудиторий в целях налаживание конструктивного диалога и управления ожиданиями инвесторов. Для того чтобы оставаться проактивной (позволяющей определить будущие вызовы и формирующей ответы на их в настоящем), систему коммуникаций с инвесторами целесообразно подвергать регулярной оценке в целях выявления направлений для ее корректировки и совершенствования.

Система коммуникаций как инструмент привлечения инвестиций

Одним из главных условий для экономического развития, создания новых рабочих мест, распределения ресурсов и рабочей силы из стагнирующих отраслей в отрасли, способные обеспечить долговременный экономический рост, являются инвестиции в инфраструктуру. Согласно расчетам главного экономиста компании Moody,sEconomy М. Занди, вложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции: каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл. США [4].

Электроэнергетическая отрасль, как системообразующая, может и должна стать источником экономического подъема. Компании, функционирующие в данной отрасли, будучи инфраструктурными, должны развиваться опережающими темпами, что, в свою очередь, станет возможным при достаточном уровне средств, инвестируемых в их развитие.В условиях ограничения роста тарифов естественных монополий профессиональная деятельность по связям с инвесторами становится главным инструментом сохранения уровня инвестиций в отрасль.

Необходимость становления профессиональной работы в сфере взаимодействия с инвесторами в России обретает все большую актуальность в связи с планами Правительства РФ по превращению Москвы в один из крупнейших финансовых центров мира к 2020 году, дополненное планами по приватизации.

Значения коммуникаций с инвесторами для укрепления

инвестиционной привлекательности предприятия

InvestorRelations основано на демонстрации компанией своей

инвестиционной привлекательности, которая представляет собой мнение инвесторов относительно характеристик объекта инвестирования, а также целесообразности такого инвестирования.

Во взаимодействии с инвесторами многие компании стараются доказать свое превосходство над другими игроками сектора.Однако данную стратегию нецелесообразно применять в инфраструктурных компаниях, к которым у инвесторов сформировался отраслевой интерес, как, например, в компаниях топливно-энергетического комплекса.Для электроэнергетических компаний большую эффективность показывает позиционирование

относительно мнений инвесторов, а не относительно конкурентов.

Оценка потребности электроэнергетической отрасли в инвестициях

Инвестиционная привлекательность электроэнергетики на протяжении последних лет была обусловлена следующими основными системными (отраслевыми) причинами: владением стратегическими активами,

поддержкой государства, масштабными программами реновации электросетевого хозяйства, переходом на метод регулирования тарифов, гарантирующий возврат на вложенный капитал (англ. RAB, RegulatoryAssetBase).

Позитивный эффект RAB достигается за счет реализации его основных принципов: последовательности и предсказуемости. Однако с 2010 года

Федеральной службой по тарифам стал рассматриваться вопрос о пересмотре параметров долгосрочного тарифного регулирования. Пересмотр динамики тарифов в совокупности с высоким износом активов и потребностью в масштабных капитальных затратах, отрицательно сказалось на справедливой стоимости компаний. Так, индекс ММВБ-энергетика сократился за 2011 год на 40% (с 3 435,23 до 2 053,02 пунктов) [5].

Сектор распределения электроэнергии более двух десятилетий испытывал дефицит инвестиций, и оборудование в настоящий момент изношено (средний уровень износа достиг 69%) (таблица 1).

Таблица 1. Характеристика состояния электросетевого распределительного комплекса [6]

Оборудование Возраст, лет Износ, % Доля, %

Оборудование, отработавшее более одного нормативного срока 80 100% 4%

Оборудование, отработавшее нормативный срок 60 80% 48%

Оборудование, не выработавшее нормативный срок 40 56% 48%

Итого Средний возраст 51 69% 100%

По оценке ОАО «Холдинг МРСК» 2012 года необходимые капиталовложения в сектор составляют 92 млрд долл. США до 2020 года. По мнению ряда аналитиков, Правительство РФ столкнется с выбором альтернатив по обеспечению капитальных вложений в сектор, среди которых: финансирование из государственного бюджета, привлечение

частных средств, ограничение темпов роста тарифов [7]. Однако сокращение темпов роста тарифов на услуги распределительных сетевых компаний, не подкрепленное механизмом, обеспечивающим финансирование необходимых капитальных вложений в отрасль, не может быть устойчивым решением в долгосрочной перспективе. При этом именно привлечение частных средств является единственным вариантом, который мог бы обеспечить развитие сектора в долгосрочной перспективе. Более того, правильное применение RAB-регулирования, вероятно, будет способствовать повышению операционной эффективности.

Влияние коммуникаций с инвесторами на показатели деятельности компании

Результативность коммуникаций с инвесторами в случае обращения ценных бумаг компании на биржевых торгах принято оценивать по динамике капитализации (рыночной стоимости ценных бумаг). Однако для определения уровня эффективности реализации Ш-программы необходимо провести комплексный анализ, включая исследование финансовоэкономических индикаторов, показателей операционной деятельности, рыночных индикаторов и стратегических (репутационных) факторов, перечень которых формируется с учетом отраслевой специфики компании.Взаимосвязь показателей, участвующих в оценке эффективности реализации Ш-программы электроэнергетических компаний, проиллюстрирована рисунком 1.

Рисунок1. Взаимосвязь показателей, участвующих в оценке

эффективности системы коммуникаций с инвесторами [8]

На современном этапе развития электроэнергетической отрасли России и в условиях завершения процесса реорганизации эффективной реакцией на инвестиционные риски должно стать улучшение качества профессиональной работы с инвесторами. Привлечение инвестиций в развитие

электроэнергетической инфраструктуры является решающим фактором обеспечения надежного и качественного энергоснабжения потребителей.

Исследование информационной открытости

электроэнергетических предприятий как фактора их инвестиционной привлекательности

Для прогнозирования и моделирования инвестиционного решения нами разработана и в последующем применена отраслевая методика исследования информационной открытости предприятий

электроэнергетической отрасли России. В указанных целях нами проведен анализ 28 российских компаний, акции которых торгуются на фондовой площадке Московской Биржи. Рассматриваемые компании осуществляют свою деятельность в секторах генерации, передачи, распределения и сбыта электроэнергии и были созданы в ходе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России».

Раскрытие информации исследовано с позиций международного инвестора. Анкета исследования состояла из 110 пунктов, касающихся:финансовой и операционной информации, структуры собственности и прав акционеров, состава и процедур работы совета директоров и менеджмента.Информация исследована по состоянию на 1 августа 2012 года. Анализ учитывал информацию, содержащуюся в основных источниках общедоступной информации: годовых отчетах, веб-сайтах, сайтах информационных агентств.

Средний балл информационной прозрачности по исследованным 28 компаниям электроэнергетики составил 58,5. В ряде случаев можно говорить о формализации статуса публичности для компаний, практика раскрытия информации которых ограничивается соблюдением требований регулятора.

Первую позицию в рэнкинге прозрачности компаний электроэнергетики занимает компания ОАО «ФСК ЕЭС», которая набрала максимальное количество баллов. Информация, в которой максимально

заинтересованы акционеры компании (финансовая отчетность, структура собственности, календарь событий, праваакционеров, информация о реестродержателе и т.п.), предлагает приемлемый уровень прозрачности. К указанной информации обеспечен необременительный доступ ключевой аудитории. Компания также активно работает над внедрением передовых политик в области корпоративного управления.

Результаты нашего исследования показывают, что подавляющая доля совокупной рыночной капитализации приходится на компании с высоким уровнем прозрачности. На компании с показателем прозрачности выше 65 баллов приходится порядка 75% совокупной рыночной капитализации анализируемых компаний электроэнергетики [9]. Этот эффект, с одной стороны, обусловлен тем, что крупные компании, как правило, более прозрачны, а с другой стороны - тем, что открытость компании в большинстве случаев положительно влияет на ее рыночную капитализацию. Следовательно, качественное информационное обеспечение инвесторов положительно влияет на процесс принятия ими решения об инвестировании.

По итогам проведенного нами анализа также отмечается существенный потенциал для роста показателей информационной прозрачности российских компаний электроэнергетической отрасли, которые в итоге способны отразиться на повышении конкурентоспособности на международных рынках капитала. Вместе с тем острая потребность электроэнергетики в финансировании масштабных инвестиционных программ дает основания ожидать, что компании отрасли будут развивать практику взаимодействия с инвесторами, в том числе повышать информационную прозрачность.

Таким образом, в контексте финансово-экономической нестабильности на мировых рынках модель российской экономики, ориентированная на эксплуатацию сырьевого потенциала, оказывается нежизнеспособной. Рост российской экономики не может быть обеспечен без выхода на новый технологический уровень инфраструктурных предприятий. При этом для

решения текущих и перспективных проблем должны быть созданы условия для стабильного притока инвестиций. В настоящее время инвестиционная привлекательность электроэнергетических предприятий ослабевает в связи с неопределённостью и высокой степенью риска вложений. Однако система коммуникаций с инвесторами, как новый инструмент стратегического менеджмента, способна стать решением инвестиционных проблем электроэнергетических предприятий, сформировав позитивную инвестиционную среду в регионах их функционирования.

Литература

1. Богдюкевич А. Российская экономика: прогноз 2013. Бег на месте / А. Богдюкевич [Электронный ресурс] // http://www.rcb.ru/analytics/194557/.

2. Буздалин А. Организация отношений с инвесторами: российская и зарубежная практика / А. Буздалин, А. Каминская, К. Крючков, С. Мартюшев [и др.]. - М.: Альпина Паблишерс, 2010. - С. 13.

3. Щелов В.О. IPO и синдицирование - настоящее и будущее / В.О. Щелов // Организация продаж банковских продуктов. 2007. № 2 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

4. Кондратьев В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста / В.Б. Кондратьев В.Б. // Российское предпринимательство. 2010. № 11 Вып. 2 (171). - С. 29.

5. Рассчитано автором с использованием информационно-аналитического терминала RBC QuoteTotal.

6. Волков Э.П. Разработка программы модернизации электроэнергетики

России на период до 2020 года / Э.П. Волков, В.А. Баринов, А.Ф. Гаврилов. -М.: ОАО «ЭНИН» [Электронный ресурс] //

http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/124/1245a1e602cf85564c10ca574b6faeab.p

df.

7. Купреев И. Распределение электроэнергии: Проблемы с RAB-

регулированием, надежды на приватизацию. / И. Купреев, А. Евстратенков, П. Ластовкин. - М.: АТОН, 2012. - По материалам адресной рассылки.

8. Составлено автором.

9. Рассчитано автором с использованием информационно-аналитического терминала RBC QuoteTotal.

Bibliography

1. BogdyukevichA. Russian Economy: 2013 forecast. Running on the spot / A. Bogdyukevich [electronic resource] / / http://www.rcb.ru/analytics/194557/.

2. Buzdalin A. Organization of investor relations: Russian and foreign practice / A. Buzdalin, A. Kaminskaya, K. Kryuchkov, S. Martyushev [et al.] - Moscow: Alpina Publishers, 2010. - p. 13.

3. Schelov V.O. IPO and syndication - Present and Future / V.O.Schelov // Organization of banking products. 2007. Number 2 [electronic resource] // ConsultantPlus.

4. Kondratiev V.B. Infrastructure as a growth factor / V.B. Kondratiev // Russian Entrepreneurship. 2010. Issue number 11. 2 (171). - p. 29.

5. Calculated by the author using information-analytical terminal RBC Quote Total.

6. Volkov E.P. Develop a program of modernization of Russian power industry

for the period 2020 / E.P. Volkov, V.A. Barinov, A.F. Gavrilov. - Moscow: ENIN, JSC [electronic resource] /

/http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/124/1245a1e602cf85564c10ca574b6faeab. pdf.

7. Kupreev I. Electrical Distribution: Problems with RAB-regulation, hopes for privatization. / I. Kupreev, Evstratenkov A., P. Lastovkin. - M.: ATON, 2012. - By direct mail materials.

8. Compiledbytheauthor.

9. Calculated by the author using information-analytical terminal RBC Quote Total.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.